Автор: Горобец Вороника Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с№23 "Золотой петушок" Населённый пункт: г.Железногорск,Красноярский край Наименование материала: статья Тема: Проблемы трудового воспитания в ДОУ Раздел: дошкольное образование
« Труд- целесообразная деятельность человека, направленная на
видоизменение и приспособление предметов природы для
удовлетворения своих потребностей.»
( энциклопедический словарь )
В современной педагогике существует немало программ, но далеко не во
всех трудовое воспитание проходит отдельным разделом. Между тем,
трудовому воспитанию отводили важную роль многие классики
педагогики. Именно воспитанию, а не просто труду в понимании
взрослых. В настоящее время трудовое воспитание рассматривается в
становлении трёх направлений.
Для того, чтобы ребёнок захотел трудиться, получать результат, приносить
пользу себе и другим необходим кропотливый процесс. От первого
подражания взрослому до осознанного (пусть и детского) труда пройдет
немало времени. Старший дошкольник осознает цели и результаты своего
труда, однако не следует забывать, что это детский труд. В чём же отличия
взрослого и детского труда?
ребёнок не создаёт общественно значимых ценностей
близость трудового процесса к игре
навыки не профессиональны
нет материального вознаграждения
труд ситуативен
структурные компоненты деятельности находятся в стадии развития
Как видим, одно из основных отличий-близость к игре. В самом деле,
дети стремятся подражать взрослым, но ещё не могут полностью
отделить труд от игры. Конечно, воспитатель использует это, особенно на
первых этапах, в младшем возрасте. Игровые ситуации «Накроем стол к
чаю», «Постираем кукле платье» пробуждают первый интерес к труду,
желание попробовать самим. Но даже в старшем дошкольном возрасте
дети не всегда полностью переключаются с игры только на трудовые
действия. Дежурный, разнося по столам материал для занятий, на
обратном пути использует пустой поднос, как руль. Очищая участок от
снега, дети воображают себя машинами или художниками, рисующими
замысловатые дорожки на снегу. Важно, чтобы труд всё же не перерастал
в игру окончательно, чтобы дети трудясь и играя, видели окончательный
результат труда и стремились к его получению.
Хотя, как раз это очень трудно. Не будем говорить о ручном труде- там
результат очевиден и относительно долговремен. Но в остальных видах
(слайд № 3) это затруднительно. Выполнил ребёнок поручение - видимого
продукта нет. Хозяйственно-бытовой труд ещё сложнее. Сегодня вытерли
пыль - она завтра соберётся снова, накрыли красиво столы - после приёма
пищи всё убирается. Вот поэтому среди задач трудового воспитания на
первом месте стоит воспитание психологической и практической
готовности к труду.
Задачи трудового воспитания:
I.
воспитание психологической и практической готовности к труду
II.
формирование культуры труда, навыков и умений индивидуального и
коллективного труда. Овладение культурой труда: определение цели,
планирование наиболее рационального пути её достижения. Подбор
материалов, инструментов, владение необходимыми трудовыми
операциями, навыками обращения с инструментами и обработки
материалов, бережное отношение к материалам и инструментам,
рациональное использование рабочего времени, а так же умение
анализировать и рационализировать процесс труда.
III.
формирование общественных мотивов трудовой деятельности,
убеждения в необходимости труда на пользу общества
IV.
воспитание уважения к труду, бережного отношения к результатам
-общественной и личной собственности, воспитание уважения к
людям, создающим материальные и духовные ценности
V.
развитие интереса к разным видам труда в целях выявления
способностей и наклонностей каждого для сознательного выбора
профессии
И работа эта начинается с младшего возраста. Малыш учится выполнять
простые действия: одеваться, раздеваться, поливать цветы и т.д.Пока он не
научился - ему интересно. При недостаточном руководстве трудовой
деятельностью детей, она долго продолжает оставаться на уровне
действий, которые интересны ребёнку сами по себе. Влияние воспитателя
необходимо для развития потребности ставить цель, заранее планировать
и организовывать свою деятельность ( подготовить всё что понадобится,
определить последовательность, а так же доводить дело до результата.
Вот тогда можно говорить о реализации следующей задачи. Однако
реализация последующих задач невозможна без привлечения
дополнительных видов деятельности.
Ребёнок должен понимать, что человеку необходимо трудиться. И
способов воздействия в этом направлении известно немало. Но почему-то
почти исчезли из программ рассматривания картин о труде. Они есть, но
не выделяются, как прежде ,в отдельные занятия.
В одной известной программе в рекомендуемом списке литературы для
детей 3-4 лет произведения о труде встречаются 3 раза, для детей 4-5 лет
– 4 раза,5-6 лет 6 раз, а 6-7 всего 2 произведения!
И это при существующем наплыве импортных видеоматериалов, где
герои спасают близких и весь мир, стреляя и дерясь, но редко показан
труд и радость его результата.
Кроме того, часто излишняя опека со стороны родителей приводит к
тому, что ребёнок оказывается беспомощным в самообслуживании.
Отсутствие нужных навыков, волевых усилий приводит к тому, что даже
старший дошкольник не может самостоятельно выполнить ни одного
задания. Любые затруднения вызывают у него чувство раздражения и
нежелание заниматься необходимой деятельностью. Поэтому важно, чтобы
и родители понимали всю важность трудового воспитания с
дошкольного возраста. Воспитателю не лишним будет разъяснить
родителям, что фраза «Вырастет-научится» приводит к инфантильности и
лени их драгоценного чада.
У воспитателя достаточно средств и методов, чтобы вызвать у детей
интерес, эмоционально - положительное отношение к участию в труде и
достижению определённого результата. Неодинаковое отношение
дошкольников к различным видам труда закономерно: это связано с
различным уровнем сформированных навыков и умений, с возможностью
самостоятельно ставить цель, мотивировать её, достигать результата.
Неодинаковое поведение детей в труде, разное отношении их к труду, как
к процессу - результат неправильной организации воспитательной работы:
недостаточного внимания к накоплению опыта ребёнка, к формированию
у него привычки самостоятельного применения имеющихся навыков. Чем
однообразнее труд, тем привлекательнее он должен быть представлен.Дети
быстро теряют интерес к любому виду труда в силу его повторяемости.
Организация дежурства в среднем возрасте вызывает у детей интерес, но
в старшем возрасте многие дежурят без удовольствия, неаккуратно
выполняют свои обязанности. Поэтому должен присутствовать элемент
новизны. Если воспитатель не просто распределяет обязанности, а
предлагает детям сделать это самим, рассказать последовательность,
проанализировать результат- интерес возрастает.
Совсем недавно в педагогической литературе появилось предложение
дополнить виды труда в дошкольных учреждениях таким видом, как
умственный труд .Связано это в первую очередь с введением такого
вида занятий, как логика. Но ведь и постановка цели, анализ результата
труда - это тоже мыслительные операции. Следовательно, при
самостоятельном планировании и анализе детьми своих действий один
вид труда сменяет другой.
Об основных видах труда в ДОУ уже говорилось. Они знакомы каждому
педагогу еще с времён учёбы в училище или ВУЗе, но вот всегда ли они
применяются? К сожалению, новое время наряду с новыми находками,
диктует новые ограничения. Бесконечно множащиеся виды аллергии,
увеличение числа терактов, учащение случаев угрозы здоровью и жизни
детей со стороны психически нездоровых людей привело к тому, что
многие виды труда свелись к минимуму, а то и просто исчезли из жизни
ДОУ. Сначала запретили держать в группах животных, затем птиц. А
теперь исчезли аквариумы.
Если раньше разовые поручения старших дошкольников предусматривали
перемещение ребёнка по детскому учреждению (помочь принести хлеб с
пищеблока, отнести пособие в метод.кабинет),то теперь самостоятельное
передвижение ребёнка по ДОУ без сопровождения взрослых крайне не
рекомендуется. Практически исчезли комнаты труда, где старшие
дошкольники работали с древесиной.
Последнее время много говорят о правах ребёнка, но иногда это
переходит всяческие границы. В школьной периодике прозвучала мысль,
что учитель не имеет право заставлять ученика стирать за собой с доски.
Якобы это ущемляет права ребёнка.
Остаётся лишь надеяться, что трудовое воспитание всё-таки останется
необходимой составляющей дошкольного воспитания. Ведь когда-то
отовсюду звучало «Любой труд почётен».Наша задача, чтобы дети не
разучились, трудясь, получать радость и радовать себя и других
результатами своего, пусть и детского труда.