Напоминание

чтение как один из компонентов формирования коммуникативной компетенции


Автор: Узденова Асият Амирбиевна
Должность: учитель
Учебное заведение: мбоу сош №4
Населённый пункт: михайловск
Наименование материала: доклад
Тема: чтение как один из компонентов формирования коммуникативной компетенции
Раздел: полное образование





Назад





Ч т е н и е

ка к

од и н

и з

ком п о н е н т ов

ф о р м и р ов а н и я

коммуникативной компетентности

Из

опыта

работы

учителя

английского

языка

МБОУ

СОШ

№4

г.Михайловска Узденовой А.А.
В контексте требуемого уровня коммуникативной компетенции все виды речевой деятельности необходимы для эффективного овладения искусством коммуникации. Дальнейшего образования и развития личности. Вопросы обучения чтению всегда занимали особое место. Во все периоды социально- политического развития общества на первый план выходили различные аргументы в защиту особого значения чтения, но очевидным остается факт ,что именно искусство чтения является системообразующей основой для формирования информационно-академических умений. Именно эти умения позволяют человеку эффективно ориентироваться в растущих информационных потоках, а также выстраивать автон ом н ую образовательную траекторию с учетом своих индивидуальных потребностей и возросших возможностей современной системы непрерывного образования, с наличием множества моделей и форм традиционного и дистанционного обучения. На начальном и среднем этапах языкового образования чтение скорее выступает как средство обучения. Наибольшее внимание уделяется формированию техники чтения, расширению языкового репертуара и развитию базовых репродуктивных умений учащихся на базе прочитанного. В старших классах усложняется тематика и проблематика общения. В условиях классно-урочной системы и при отсутствии реальных коммуникативных ситуаций текст для чтения может стать,с одной стороны, стимулом для обсуждения разных проблем, с другой стороны, предоставить необходимый языковой материал для оформления собственного высказывания и служить образцом для него. Исходя из этих функций текста,важно изучить способы совершенствования умений говорения на его основе. Процесс порождения устноречевого высказывания на основе текста нуждается в организации целенаправленного управления им, учитывая при этом определенную пошаговость, логическую и методическую последовательность в постановке заданий (принципы от легкого к трудному, от простого к сложному, поэтапность понимания текста, логику построения каждого вида).
При отборе текстов нужно обращать внимание на их воспитательный, развивающий и культуроведческий потенциал, мотивационную способность, а также на проблемный характер содержания текстов, то есть может ли он являться источником дополнительной информации, образцом, стимулом для порождения собственного высказывания, помогать учащемуся наиболее полно и адекватно реализовать свое коммуникативное намерение. Задания
предтекстового
этапа формируют учебно-коммуникативную ситуацию, предваряющую чтение текста. Эти задания направлены на реализацию следующих задач:прогнозировать содержание текста, актуализировать знания, жизненный опыт школьников, осознать коммуникативную задачу в отношении чтения, снять трудности текста. Прогнозирование содержания может осуществляться по заголовку, иллюстрациям или на основе экспозиции к тексту. Центральным звеном предтекстового этапа является постановка коммуникативной задачи чтения. При этом задание должно состоять из экспозиции стимулирующей потребностно-мотивационный план чтения. Последним звеном предтекстового этапа являются задания на снятие трудностей текста. Это могут быть языковые трудности, связанные с лексическими и синтактико- стилистическими особенностями текстов и внеязыковые,связанные с реалиями иной культуры.
Второй этап
управленческого цикла связан непосредственно с чтением текста. При этом учащиеся добиваются той глубины понимания текста и пользуются той стратегией чтения, которая соответствует коммуникативной задаче, нацеливающей на чтение. В зависимости от коммуникативной задачи уч еники ч ит ают текст один раз или возвращают ся к н е м у многократно,добиваются понимания только основных фактов текста, учитывая опоры в его содержании и собственный опыт, выборочно используя словарь, или анализируют текст более глубоко и широко ,добиваясь его полного понимания. Во время чтения происходит также проверка, подтверждение или уточнения прогнозов, выдвинутых перед чтением текста на основании заголовка, иллюстраций и т. д.
Третий этап
выполняет задачу проверки понимания прочитанного. Самым важным на этом этапе является то, чтобы выбор объектов контроля понимания конкретного текста был обусловлен КЗ и определяемой ею стратегией чтения. В этом случае контроль будет выполнять свои функции, а именн о о бучающе-развивающую, стимулирующе-мотивационную, корригирующую, и способствовать формированию рефлекс и и в полном объеме, в ы ступая эффективн ы м с ред с т в ом управления учебной деятельностью учащихся. Формы контроля можно разделить на две большие группы: невербальные, не зависящие от продуктивных умений учащихся и выполняющи е в основном задачу вынесения понимания текста во внешний план, и вербаль н ы е . Он и могут чередоваться. Очередност ь и типология заданий, направленных на информационную переработку текста, составляют
четвертый этап
управленческого цикла и
должны, во-первых, учитывать принцип следования от простого к сложному, во-вторых, соответствовать КЗ (чтение) и вносить вклад в решени е КЗ (говорение), которая может быть сформулирована уже в предтекстовых заданиях, а может быть обозначена в послетекстовых. Причем важно, чтобы в этот этап были включены задания, обеспечивающие формирование каждого компонент а сложных умений, какими явля ю т с я искомые УРВ. Их порождение должно быть обязательно подготовлено всем ходом работы над текстом. При этом обязателен учет принципа от простого к сложному, который означает, что осуществляются поисковые действия, а именно действия по нахождению, выписыванию и ранжированию информации, затем следуют ответы на вопросы, постановка своих вопросов к тексту, краткая передача содержания текста и др. Наконец
пятый,

последний

этап
управленческого цикла связа н с постановкой и решение м КЗ при говорении. Здесь осуществляется порождение одного или нескольких УРВ на основе текста или в связи с ним. После прочтения текста могут быть поставлены нескольк о КЗ и , следовательно, продуцирова н ы разные УРВ. Содержание и объе м этапов зависят того, с какой целью предполагается использовать тот или иной текст, порождение какого устноречевого высказывания планируется на его основе. От этого зависит степень и глубина проникновения в содержание и смысл исходного текста, способы контроля понимания, количество и типология упражнений для переработки текста. Соблюдение всех названных этапов крайне необходимо, если уж ставится цель использовать тек с т д л я развития и совершенствования умений говорения. Д л я достижения развивающих и воспитательных целе й обучения важно сформулировать общие требования к серии заданий, обусловленные необходимостью реализаци и личностно ориентированного подхода к обучению, воспитанию и развитию школьников. В рамках этого подхода важен учет индивидуальны х особенностей каждог о учени к а , апелляция к его чувствам и эмоциям. Следовательно, важно по возможности создать условия для разностороннего развития каждого учащегося. Это предполагает, с одной стороны возможную дифференциацию и индивидуализа ц и ю заданий в зависимости от уровня обученности и познавательных интересов учащихся, с другой - повышение самостоятельности и активности учащегося, развитие у н е г о с о з н а т е л ь н о г о о т н о ш е н и я к п р о ц е с с у учения. Современная личностно ориентированная парадигма образования, согласно которой в центре педагогического процесса находится ученик, требует активизации познавательной деятельности учащегося. В связи с этим представляется важным дать возможность учащимся опереться на модель, которая осуществляет непосредственное управление его деятельностью по порождению устноречевого высказывания (УРВ) на основе текста. Однако она должна быть в этом случае трансформирована. Это могут быть предписания, советы, составленные в виде алгоритма, или памятки.
Основные требования к данным управленческим моделям должны быть следующиe: в них должен найти свое отражение принцип взаимосвязанного обучения чтению и говорению; запрограммированы основные учебные и речевые действия, опредeляющие тип итогового УРВ, а именно нацеливающая на чтение, способы ра6оты над текстом, а также , нацеливаю- щая на порождение определенного УРВ с использованием результатов работы над исходным текстом. Поэтому целесообразно, создание как минимум двух моделей: на основе чтения с пониманием основного содepжания и чтения с полным пониманием.
Проблемы обучения
1.Чтение только с полным пониманием текста 2. Неумение выделить главную мысль 3. Неумение игнорировать неизвестное 4. Трудности в передаче содержания прочитанного 5.Ошибки восприятия и осмысления прочитанного, речедвигательные ошибки 6. Быстрая утомляемость уч-ся во время чтения текстов различного характера
Пути решения
Базовые технологии работы с текстом. Повышение мотивации к изучению ИЯ через «интересное чтение». Интеграция чтения с другими видами речевой деятельности. Комплекс коммуникативных упражнений.
Чтение с пониманием основного содержания текста (ознакомительное чтение) Характер текста Коммуникативные задачи Осуществляемые действия Задания на выявление понимания основного содержания текста Несложные
аутентичные
тексты, характеризующиеся нормативным языком:
прагматические
(вывески, объявления, м е н ю , р а с п и с а н и е транспорта и тому подобное);
публицистические
( г а з е т н ы е и журнальные статьи);
художественные;

научно-популярные.
Определить тему. Выделить основную мысль. В ы б р а т ь г л а в н ы е ф а к т ы и з т е к с т а , опуская второстепенные. Ощутить эмоциональное в о з д е й с т в и е о т прочитанного текста (интерес, удовольствие). В ы р а з и т ь с в о е о т н о ш е н и е к прочитанному. Прогнозировать с о д е р ж а н и е п о з а г о л о в к у, н а ч а л у текста. Д е л и т ь т е к с т н а смысловые части. Догадаться о значении отдельных незнакомых слов (по контексту, сходству с родным я з ы к о м , п о словообразовательным элементам). Не вникать в значение незнакомых слов, не мешающих пониманию основного содержания. П о л ь з о в а т ь с я в п р о ц е с с е ч т е н и я Определить, с о о т в е т с т в у е т л и д а н н а я в з а д а н и и информация содержанию текста или не соответствует. Отобрать из данных рисунков те, которые иллюстрируют текст. Выбрать из нескольких заголовков наиболее подходящие. Подобрать к данным вопросам относительно общего содержания текст а п р а в и л ь н ы е о т в е т ы ( и з п р и в е д е н н ы х в задании).
сносками, лингвострановедчески м к о м м е н т а р и е м , словарем, справочниками (если в э т о м е с т ь необходимость), чтобы п о н я т ь о с н о в н о е содержание текста. Выбрать из данных оценочных суждений т о , к о т о р о е соответствует вашему м н е н и ю о прочитанном. Кратко передать на родном языке основное содержание текста. Выразить на родном языке свое мнение.
Чтение с полным пониманием информации, содержащейся в тексте
(изучающее чтение) Характер текста Коммуникативные задачи Осуществляемые действия Задания на выявление полного понимания текста Учебные и несложные
ау т е н т и ч н ы е
тексты р а з н ы х ж а н р о в :
прагматические
(инструкции, кулинарные рецепты);
публицистические
( г а з е т н ы е и журнальные статьи);
художественные;

научно-популярные.
Полно и точно понять текст, чтобы получить и н ф о р м а ц и ю о … (жизни сверстников за рубежом и т.п.). Сравнить полученную информацию со своим жизненным опытом. Д е й с т в о в а т ь в с о о т в е т с т в и и с полученной информацией. Передать извлеченную информацию другим (с непосредственной опорой на текст, как бы вычитывая ее или на родном языке). Использовать языковую догадку с опорой на контекст, родной язык, словообразовательные элементы. П о л ь з о в а т ь с я в п р о ц е с с е ч т е н и я сносками, лингвострановедчески м к о м м е н т а р и е м , словарем, грамматическим справочником. Анализировать отдельные места текста (находить сказуемое, подлежащее). Делать выборочный Определить, с о о т в е т с т в у е т л и д а н н а я в з а д а н и и информация содержанию текста или не соответствует. Отобрать из данных рисунков те, которые иллюстрируют текст. Д а т ь о т в е т ы н а в о п р о с ы к т е к с т у относительно общего с о д е р ж а н и я и отдельных деталей. Выделить из текста с м ы с л о в ы е вех и и выпис ать н а и б о л е е существенные мысли.
Выразить свое мнение. Прокомментировать те или иные факты из текста. В м е с т е о б с у д и т ь содержание текста. перевод. Д е л и т ь т е к с т н а смысловые части. Озаглавливать их. Со ставлять план к тесту. Подобрать к каждому пункту данного плана у т о ч н я ю щ и е е г о предложения из текста. Подобрать концовку к неполным предложениям, выражающим содержание текста. Подобрать приведенный в задании перифраз к отдельным п р е д л о ж е н и я м и з текста. Д а т ь п и с ь м е н н ы й перевод предложений из текста и сверить с ключом.


В раздел образования