Роль креативной игры-драматизации в коррекции недостатков общения дошкольников с нарушением зрения.
Автор: Клыкова Ольга Ивановна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №103 "Лесная сказка" Населённый пункт: Кемеровская обл. г. Прокопьевск Наименование материала: статья Тема: Роль креативной игры-драматизации в коррекции недостатков общения дошкольников с нарушением зрения. Раздел: дошкольное образование
Роль креативной игры-драматизации в коррекции недостатков
общения дошкольников с нарушением зрения.
Поскольку игра не может быть искусственно внесена в жизнь ребенка,
и ее сюжеты являются отражением представлений детей о мире взрослых, об
их отношениях и роль детей в их жизни, то нельзя создавать асоциальные
модели общения в игре. Каждый ребенок сталкивается с фактами реальной
жизни, в которых присутствуют и положительные и отрицательные эмоции.
Вынесение в игру всех тревожащих, волнующих, болезненных для ребенка с
нарушением зрения тем – один из способов преодоления их негативного
воздействия средствами игры-драматизации.
Отрицательные
эмоции,
негативный
социальный
опыт,
проблемы
коммуникации
находят
свое
отражение
в
игровой
деятельности.
Задачей
взрослого
является
создание
условий
«отреагирования»
(«отыгрывания»)
коммуникативных проблем и перевод их на более «здоровую стезю». Сам
взрослый и все атрибуты креативной игры-драматизации обеспечивают этот
процесс, служа, с одной стороны - стимулом к более открытому общению, а с
другой, - надежными защитниками.
И г р а - д р а м ат и з а ц и я
п р ед с т а вл я е т
с о б о й
р а з н о в и д н о с т ь
театрализованной
сюжетно-ролевой
игры.
В
её
основе
лежат
элементы
режиссерской, ролевой игры, облегчающие для детей с нарушением зрения
проведение направленного воздействия и создание большего креативного
эффекта.
Игры
-
драматизации
основаны
на
собственных
действиях
исполнителя роли, который при этом может использовать куклы, шапочки и
др. Однако ролевая игра предполагает определенные рамки коллективного
взаимодействия,
находящиеся
в
зависимости
от
традиционной
классификации: «Дочки-матери», «Строительство», «Больница». Например, в
«Дочки-матери» дети играют серьезно, потому что воспроизводят реальные
события из жизни своей семьи или семьи близких взрослых. Дети могут
фантазировать, но никогда в этой игре не появится Чеширский кот или
«волшебная расческа». Такого не бывает в жизни взрослых. А в креативной
игре
все
может
быть,
не
нужны
правила,
обычные
запреты
взрослых.
Сюжетно-ролевую игру можно назвать «консервативной», а креативную игру
«нерегламентированной».
Креативная
игра-драматизации
обладает
специфиче скими
особенностями
и
строится
она
на
основе
уже
имеющегося
у
детей
с
нарушениями зрения опыта игрового взаимодействия, в частности, на основе
традиционной игры - драматизации.
Игра
-
драматизации
как
разновидность
сюжетно-ролевой
игры
сохраняет её типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль,
сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Традиционно
сюжет игры - драматизации развивается по заранее известному сценарию, в
основе
которого
лежит
содержание
сказки,
стихотворения,
рассказа.
Это
облегчает
работу
организатора
и
процесс
всей
игры,
но
в
то
же
время
снижает её творческие возможности.
Разрабатывая
сюжеты
коррекционных
игр,
взрослый
должен
проанализировать имеющиеся в группе дошкольников с нарушениями зрения
проблемы
общения,
например,
замкнутость,
пугливость,
эмоциональная
нестабильность и т.д. для того, чтобы тема игры и использующиеся в ней
принципы и способы решения этих проблем оптимально соответствовали
возможностям и потребностям состава игрового коллектива. В то же время
необходимо продумать схему игры-драматизации, ее атрибуты, поведение
педагога в игре и т.п. Так же взрослый обязан заранее предвидеть трудности,
которые могут возникнуть у детей с нарушением зрения при его проработке и
продолжении; подготовить в коррекционном отношении более приемлемые
решения возникающих проблем и использовать их в том случае, когда дети
затрудняются определить продолжение сказочного сюжета самостоятельно;
определить принципы решения проблем сюжета.
В традиционной игре-драматизации одним из непременных атрибутов
является ширма, за которой разворачивается основное действие детей. В
креативной
игре–драматизации
привязанности
традиционной
игры-
драматизации
к
ширме
противопоставляется
свободой
передвижения
в
игровом
пространстве
и
активного
использования
различных
предметов-
заместителей.
Путь к овладению креативной игрой лежит через накопление личного
опыта предметных действий, общения и обогащения выразительных навыков
Следовательно, этапы овладения креативной игрой-драматизацией включает
в себя:
Этюды
Короткие игры (пробы)
Традиционную игру –драматизацию
Креативную игру –драматизацию .
Этюды дают возможность детям экспериментировать со своим лицом,
жестами, голосом, адекватно воспринимать чувства партнеров и отражать
собственные в общении. Помимо этюдов может использоваться игра- проба ,
в
основе
которой
лежит
упражнение
мелкой
моторики
кистей
рук,
вооружение
детей
навыками
кукловождения. Традиционная
игра-
драматизация обеспечивает апробацию и упражнения в новом виде игры с
участием куклы - образа, а также прививает детям дисциплинарные навыки.
Все это вместе создает необходимую предпосылку к развитию творческого
потенциала детей с нарушениями зрения.
Креативная
игра–драматизация,
имеющая
основной
целью
решение
проблем социальной адаптации дошкольников с нарушениями зрения, также
применяется в качестве самостоятельного вида игры при «сопутствующих»
задачах
развития
коммуникативной
деятельности
и
эмоциональной
адаптации. Но ни одна игра не может исключить из своей структуры общение
со сверстниками и взрослым, поэтому игра априори социально.
Подводя
итог
теоретическому
исследованию
коммуникативной
деятельности детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста,
мы имеем основание утверждать о необходимости включения этих детей в
разнообразную и многофункциональную игровую деятельность для развития
и коррекции недостатков общения.
С
нашей
точки
зрения,
подобной
игрой,
направленной
на
успех
и
обеспечивающий
детям
с
нарушениями
зрения
гармоничное
личностное
развитие является креативная игра-драматизация.