Напоминание

Конструирование из бумаги во второй младшей группе, как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста


Автор: Тимофеева Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 22 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Конструирование из бумаги во второй младшей группе, как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конструирование из бумаги во второй младшей

группе, как средство развития творческих способностей

детей младшего дошкольного возраста
Развитие способностей человека вызывала и вызывает огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в развитии творческих способностей людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавались шедевры литературы и искусства: делались научные открытия, изобретали, тем самым удовлетворяя потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация быстро изменяется. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все сложнее и разнообразнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности и гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта. А задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Введение с 01.01.2014 г. ФГОС в дошкольном образовании стало знаковым моментом в обеспечении развития творческих способностей детей. В ФГОС учтены индивидуальные потребности ребенка, он признается полноценным участником образовательных отношений, большое внимание уделено поддержке инициативы и самостоятельности детей, возможности выбора детьми материалов, участников совместной деятельности и общения. Наш детский сад является пилотной площадкой ФГОС дошкольного образования, что и определяют целевые ориентиры его Основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Так что же такое творческие способности человека. Различают способности разного уровня – учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков. Творческие способности в
обыденном сознании очень часто отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность".[6, с. 212] В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п. [5.] На развитие творческих способностей ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности, которым уделяется внимание в нашем детском саду. Мне же хочется рассказать об одном из видов художественно - эстетической деятельности, а именно конструирования из бумаги. Детское конструирование из бумаги является очень важной деталью в гармоничном развитии ребенка. Термин «конструирование» означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов, от латинского слова constructio — построение. Этому виду конструирования обучают только в процессе непо средственно образовательной деятельности. Обучение строится лишь на подражательной основе — используются образцы, показ и подробное объяснение процесса изготовления каждой поделки. Главными условиями развития творческого конструирования из бумаги являются: - использование разной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, скручивание, разрывание); - формирование обобщенных способов конструирования в процессе овладения более сложной техникой (оригами, объемная скульптура). [1.] Любому ребёнку нравится создавать поделки своими руками. Ничего, что неровно, косо, криво, зато сделал сам. Дети очень любят и с большим желанием занимаются лепкой из пластилина, рисованием красками, карандашами, созданием ярких аппликации и т.д. И для того чтобы у ребенка не пропадало это желание, надо развивать эти навыки ежедневно. С 3-х лет детям можно доверить ножницы, чтобы учить вырезать несложные фигуры и помочь им в новом направлении – конструирование из бумаги. Малыши только изучают новый вид деятельности, поэтому одной из
задач педагога в данный период является подбор доступных средств и методик обучения данному виду деятельности, ну и конечно-же терпение по отношению к маленьким творцам. На первоначальном этапе мною был составлен перспективный план по работе с детьми на 2015-2016 учебный год. На учебный год было запланировано 26 игровых занятий и упражнений по обучению детей элементарным умениям и навыкам конструирования из бумаги. Работа с детьми проводилась поэтапно, включала в себя: - выполнение упражнений, позволяющих изучить свойства бумаги; - выполнение развивающих занятий и упражнений, позволяющих производить простейшие преобразования бумаги (сгибание, разгибание, смятие и т.д.). - выполнение упражнений по обучению работе с ножницами. Целью занятий явило сь приобщение детей к и с ку с с т ву конструирования из бумаги. Так же мной были поставлены следующие задачи: - обучать различным приемам работы с бумагой; - формировать умения следовать устным инструкциям; - формировать навыки аккуратной работы; - формировать умения и навыки работы с ножницами; - развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей. Для детей 3-4 лет на начальном этапе лучше делать поделки из заготовок. Как правило, конструирование во второй младшей группе начинается в начале полугодия с простых полосок. Со своими воспитанниками во второй младшей группе «Муравьишки» освоение конструирования из бумаги мы начали с освоения элементарных навыков и техник. Одной из таких техник является аппликация из готовых форм. На одной из занятий, посвященных своей стране, своему городу, ребята с удовольствием изготовили аппликацию «Триколор» (рис. 1). Ребятам было предложены полоски белого, синего и красного цвета, и показан наглядный пример, в каком порядке необходимо расположить эти полоски на листе бумаги
Рис. 1 «Занятие «Триколор» Для любого ребёнка в младшем дошкольном возрасте очень сложно создавать поделки своими руками. Тем более это касается конструирования. Не ругайте его, если не получается. Он же старается, просто навыков ещё совсем мало. Совсем не сложно делать фонарик. При изготовлении этой несложной поделки мы уже доверили детям самостоятельно пользоваться ножницами, конечно же, контролируя этот процесс. Это объёмная поделка, а делается сравнительно недолго (рис. 2). Рис. 2 «Занятие «Фонарик» Можно также изготовить с детками елочную гирлянду-цепочку, особенно актуально это в предновогодний период (рис. 3). Наверное, это самое простое задание для малышей. Мы вырезали несколько полосок длиной 3-5 см. Главное, чтобы они были разноцветные. Показали детям, как правильно полоску склеить в колечко. Пусть они сделают это вместе с вами. Вторую полоску мы продели в первое колечко и склеили ещё круг. Потом третью продели во вторую и т. д. Главное, чтобы одни и те же цвета не находились рядом. Во время этого занятия мы также закрепите знание цвета и выучили новые. Научили ребёнка мыслить. Такое конструирование во второй младшей группе считается одним из лёгких заданий. Эту работу в коллективе делать лучше всего. Одна группа детей клеила с правого края, другая с левого. В результате у нас получилась яркая гирлянда, которая
украсила новогоднюю красавицу елочку в нашей группе. Ребята не только получили удовольствие от изготовления этой поделки, но и испытали огромную гордость от того, что их труд так пригодился на практике. Рис. 3 «Занятие «Цепочка» Таким образом, из всего вышесказанного в данной статье можно сделать следующий вывод: конструирование из бумаги играет очень большую роль в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста. Деятельность ребенка носит творческий характер, она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Конструирование из бумаги имеет огромное значение для всестороннего развития:  учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание;  развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера;  развивает внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям;  стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;  знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами;  развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию;
 с п о с о б с т вуе т с о зд а н и ю и г р о в ы х с и т уа ц и й , р а с ш и р я е т коммуникативные способности детей;  совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. В процессе работы с бумагой происходит формирование личностных качеств ребенка:  - дисциплинированности (мешая другим, мешаешь сам себе);  - целеустремленности (начатое должно быть завершено);  - самостоятельности (каждый старается сделать свою фигурку сам);  - активности (работать с желанием, предлагать свои идеи, проявлять знания);  - любознательности (нужно спрашивать о том, что интересно). Список используемой литературы 1. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Развиваем творческие способности. Москва. 2008. – 56 с. 2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с. (Серия "Мастера психологии"). 3. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. – 464с. 4. Копцев В. Волшебная бумага. М.: Первое сентября, 2005. 5. Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с. — (Библиотека Воспитателя) 6. Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. училищ. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с. 7. Тарловская Н.Т., Топоркова Л.А.. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. М., 2004. – 129с. 8. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии.- М.: «Современное слово», 2001.-768 с.


В раздел образования