Напоминание

Имя прилагательное ( с элементами сингапурской системы)


Автор: Савельева Лариса Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №7
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: конспект
Тема: Имя прилагательное ( с элементами сингапурской системы)
Раздел: среднее образование





Назад





Тема: Имя прилагательное. Грамматические признаки прилагательного.

Цели урока:
Обучающая: научить распознавать имя прилагательное как часть речи, научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже, пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи. Развивающая: развитие логического мышления. Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Оборудование
: проектор, раздаточный материал с текстом и различными заданиями.
Ход урока.

1.Организационный момент. Мотивация.
Учитель: Здравствуйте, садитесь! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка. Учитель: Давайте начнем урок.(работа в парах). На ваших столах лежат 2 варианта текста. (Слайд1)Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты? Какое описание отличается большей полнотой? Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья. И поэтому считают, что дятел — это лекарь. Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь. Учитель: Все слова вам понятны? Учитель: Скажите, почему дятла называют лесным лекарем?
Дети: Потому что он лечит деревья от насекомых
Учитель
: Да, у него много достоинств. И о них мы узнаем больше из второго текста.
Учитель
: Сравните по объему. Где больше слов.? Где описание дятла более точное?
Дети
: По второму. Учитель: Укажите слова, благодаря которым описание дятла более точное.
Дети:
Глухой ритмичный стук, чёрная птица, яркими, красными перышками, сильный острый прямой клюв, большую часть времени, вредных насекомых, больные деревья, лесной лекарь. (показывается слайд с выделенными прилагательными)
Учитель
: К какой части речи относятся выделенные слова?
Дети:

К
прилагательному
Учитель:
Значит, для чего в речи используются прилагательные?
Дети:
Для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более богатым, ярким, красочным, выразительным.
Учитель:
Правильно, ребята, мир без дружелюбных имен прилагательных был бы серым и скучным. Учитель: Итак, как вы думаете о какой части речи мы сегодня будем говорить?
Тема.

Дети
: Имя прилагательное. Учитель: Правильно. А как вы думаете, зачем нам нужно хорошо знать эту часть речи?
Дети:
Чтобы наша речь была красивой красочной, яркой.
Учитель:
Какова цель нашего сегодняшнего урока? Правильно, а еще мы будем учиться находить прилагательное среди других частей речи, учиться правильно применять эту часть речи.

Учитель:
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Тема нашего урока –«Имя прилагательное».
2. Актуализация знаний.

Учитель:
Ребята, а как вы понимаете смысл названия этой части речи? Повторите про себя несколько раз это слово и подумайте, что значит ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ?
Дети:
Прилагается к чему-то.
Учитель:
Молодцы, ребята! Прилагательное имеет значение приложенное, добавленное к чему- то.
Учитель:
Вам эта часть речи уже знакома из начальных классов. Что вы знаете об имени прилагательном?
Дети
: Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое? какие? чей?, чья? чьё?, чьи?
Учитель:
Запомните имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета. И это является значением прилагательного
.

3. Первичное понимание.

Учитель:
Посмотрите, ребята на экран. Выполните следующее задание: Вставьте окончания в имена прилагательные. Глух.., ритмичн.. стук, лесн... царь, лесн... птица, длинн... клюв, голуб... небо  Яркие, красные (какие?) перышки, вредные (какие?) насекомые, больные (какие?) деревья. -Какой это признак прилагательного. Посмотрите, можем ли мы сказать лесная царь или лесной птица?
Дети:
Нет
Учитель:
А почему?
Дети:
Потому что слово птица стоит в ж.р. и прилагательное должно стоят в ж.р.
Учитель:
Какой это признак прилагательного?

Дети
: Прилагательные ставятся в том же роде, числе, что и сущ.
Учитель:
Молодцы, ребята!Правильно! Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и ещё в падеже. Например: Глухой, ритмичный стук-Стук какой? Сущ. Стук стоит в м.р. , т.к. имеет нулевое окончание, в ед. ч, им п., значит прил. тоже должно стоят в м.р, им.п, ед. числе.
Слайды № 6-9

Слайды № 10( наоборот)

Для чего нужны прилагательные существительным??

Учитель:
Ребята, а вы помните каким членом предложения является прилагательное? Т.е. какова синтаксическая роль в предложении прилагательного?
Дети:
Является определением. - Выпишите предложение и сделайте полный синтаксический разбор.
Он лечит больные деревья.
(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях). (Предложение простое, т.к состоит из одной грамматической основы, повествовательное, т.к в нем содержится сообщение, и на конце стоит точка, невосклицательное, 2 составное, т.к есть подлежащее и сказуемое, распространенное, т.к. есть второстепенные члены предложения. -Молодец, все правильно. А теперь настал момент
физминутки.
1. Массаж рук. Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. Хочешь эдак, хочешь так – Не обидятся никак. Игра «Найди лишнего».
- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.
Веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают,

умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные,

веселые, загадочно, быстро, медленный.

Учитель:
Давайте с новыми силами продолжим урок.
Учитель:
Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных - в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту. С. Есенин А кругом роса жемчужная Отливала блестки алые, И над озером серебряным Камыши, склонясь, шепталися.
Учитель:
Какую картину природы вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину?
Дети:
Потому что поэт использовал прилагательные.
Учитель:
Посмотрите, роса бывает жемчужной или озеро серебряным? Что значит «озеро серебряное», «роса жемчужная»? Почему автор так говорит?
Дети:
Потому что озеро похоже на серебро, блестело, было очень красивым.
Учитель:
Понравилось вам стихотворение?
Дети:
Да!
Учитель:
Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину?
Дети:
Использование эпитетов.

4. Первичное закрепление

Прием «раунд тэйбл» (учащиеся по очереди выполняют письменную

работу на одном листочке)

Учитель:
Молодцы! Теперь давайте разделимся на 3 команды для выполнения следующего задания. Учитель раздает репродукции с картин различных художников.
Задание:
написать сочинение-миниатюру, используя как можно больше прилагательных.
Учитель:
А теперь последнее для вас задание. Попробуйте нарисовать как вы представляете себе имя прилагательное. ( Из каждой команды по одному ученику выходят к доске и объясняют свои работы- рисунки.) (Дети могут нарисовать радугу, что с прилагательным мир такой же красочный как эта радуга и т.п.)
5. Подведение итогов.

Учитель:
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали сегодня! А теперь давайте повторим, что мы узнали сегодня об имени прилагательном. Модель «Фрейер» (обучающая структура, помогающая понять и осознать изучаемые понятия и концепции) Определение Понятие Характеристики Примеры Противоположные примеры
Слайд № 15 («Закончи фразу»)
Дети:
Имя прилагательное- эта часть речи, которая обозначает признак предмета (цвет, размер, вкус ит.д.) отвечает на вопросы какой?, чей?, какая?, который?, изменяется по родам, числам, падежам. В предложении является определением или сказуемым.
6. Рефлексия.

Выставление оценок.

7. Домашнее задание на выбор:
1)Составить текст описание используя прилагательные. 2) сочините четверостишие, используя эпитеты. Раздаточный материал Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой
Птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья. И поэтому считают, что дятел — это лекарь. ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь. Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. Птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья. И поэтому считают, что дятел — это лекарь. Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь. Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. Птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья. И поэтому считают, что дятел — это лекарь. Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.


В раздел образования