Автор: Дмитриева Наталья Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ Мирновский детский сад общеразвивающего вида " Петушок" Населённый пункт: Ульяновская область, Чердаклинский район,п. Мирный. Наименование материала: конспект Тема: " Эта загадочная бумага!" Раздел: дошкольное образование
1.
Организационный момент.
В: посмотрите, ребята, сегодня к нам пришли гости – сотрудники
нашего детского сада и ваши мамы. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: добрый день и добрый час,
Мы очень рады видеть вас!!
В: а сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.
В: на гостей вы посмотрели?
А теперь тихонько сели!
Воспит: Ребята, сегодня я принесла вот такую чудесную шкатулку. А что в
ней лежит, нам подскажет загадка:
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком , конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами…
Дети: Бумага.
Воспит: правильно, ребята, это бумага. Как вы догадались? Какие слова вам
подсказали ответ? (ответы детей).
В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду вы на
ней рисуете? Где еще применяют бумагу? ( ответы детей)
-Правильно, ребята, бумагу используют по-разному, а еще у каждой бумаги
свое название.
Давайте поиграем с сундучком.
Я листочки положила в разноцветный сундучок,
Вы скорей его возьмите и листочек назовите.
( Дети достают из сундучка листы бумаги, называют её ( например, калька) и
рассказывают, для чего её используют)
Воспит: Молодцы, ребята! в нашей группе есть предметы, сделанные из
бумаги. Слушайте задание: пройдите по группе , найдите и принесите по
одному предмету, сделанному из бумаги.
( Дети приносят предметы и раскладывают их на столе, сами садятся на
стульчики вокруг стола)
Воспит: Ребята, вы принесли разные предметы, а про какие предметы можно
сказать:
Бумажный ( конверт, самолетик, альбом, стаканчик)
Бумажная ( книга, коробка, открытка)
Бумажные ( салфетки, полотенца, цветы. )
Воспит: посмотрите, как много предметов могут быть сделаны из бумаги.
Значит, бумага- очень нужный и необходимый материал в жизни человека.
Воспит: Но вы знаете, что бумага была не всегда?
В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Сотовых
телефонов тоже еще не было. Но людям нужно было как-то общаться. Они
писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем
изобрели бумагу. В одной стране писали на сырых глиняных дощечках. На
них буквы выдавливали острой палочкой ( показ иллюстраций). Помните, мы
с вами писали на таких дощечках? Трудно было? Но при высыхании такие
дощечки становились ломкими, непрочными…
В Египте на берегах Нила растут тростниковые растения под названием
папирус (показ иллюстрации). Листья этого растения разрезали на кусочки и
склеивали между собой. Длина склеенных полосок достигала до 100 метров.
На таких полосках писали долгое время, пока в Турции не изобрели
пергамент ( показ). Его изготавливали из кожи целых стад телят и коров.
А у нас в России писали на березовой коре- бересте.( показ )
Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай
Лунь. Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне
чудесный способ её изобретения. Прошло много времени, пока секрет
изготовления бумаги узнали все. Сейчас бумагу изготавливают из дерева ,на
специальных бумажных фабриках.
А как это происходит, мы сейчас узнаем. Смотрите внимательно и
запоминайте
Показ фильма.
Воспит: А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, что все предметы
и вещи были сделаны из бумаги? ( ответы детей).
Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду?
( различные
варианты ответов детей).
Дома строят из камня, одежду шьют из ткани, потому что эти материалы
прочные и надежные. А прочная ли бумага?
Дети : нет. Она рвется, мнется, намокает.
Мы это сейчас и проверим. Я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем
проводить опыты с бумагой. Но прежде чем туда отправиться, нужно
вспомнить правила безопасности.
В лаборатории нельзя…
Дети: бегать, драться, баловаться, шуметь, брать без спроса.
Воспит: в лаборатории нужно…
Дети: слушать воспитателя и выполнять задание.
Воспит: Молодцы! Пройдем в лабораторию.
Дети проходят за столы. На столах у каждого ребенка лежит разная
бумага(квадраты 10x10: картон, туалетная, альбомная).
1 опыт: бумага режется.
В: ребята, возьмите картон и цветную бумагу. Отрежьте от них небольшие
полоски. ( Дети выполняют задание).
Скажите, какую бумагу было легче резать? ( цветную). Почему? (она
тоньше).
Значит, делаем вывод: вся бумага режется, но тонкая режется легче.
2 опыт: бумага мнется.
В : а теперь возьмите альбомную бумагу. Сложите её так, чтобы получилось 2
прямоугольника. ( дети выполняют здание). А теперь сложите так, чтобы
получилось 2 треугольника. А теперь попробуем разгладить бумагу, чтобы
она стала гладкой, как прежде? Получилось разгладить бумагу? Значит,
делаем вывод, что бумага мнется, и мятая бумага не разглаживается.
3 опыт: бумага намокает и распадается.
В: Ребята, вы сказали, что бумага намокает.
Как вы думаете, какая бумага намокнет быстрее?
Давайте это проверим. В один стаканчик будем опускать в воду туалетную
бумагу, а во второй -картон. Готовы? Раз, два, три, опусти.
Дети одновременно опускают бумагу в воду.
Воспит: а теперь достаньте бумагу.
Дети: не получается.
Какой мы можем сделать вывод?
Дети: тонкая бумага намокла быстрее.
Воспит: Да, ребята, тонкая бумага намокает быстрее. Толстая тоже намокнет,
но для этого потребуется больше времени.
Воспит: этот опыт огнеопасный. Поэтому проводить его буду я, а вы
наблюдайте и делайте вывод. Но сначала вспомните, как нужно вести себя во
время работы с огнем.
Дети: сидеть спокойно, наблюдать, на огонь не дуть. А в конце огонь
потушить.
Воспит: а для чего нам нужна вода?
Дети: потому что вода поможет затушить огонь.
Воспит: молодцы. Итак, приступаем.
4 опыт: Горение.
Воспитатель проводит опыт с горением. Дети делают вывод, что бумага
горит.
Воспит: Что ж , ребята, работу в нашей лаборатории мы завершили, так что
давайте вернемся в группу и немного отдохнем.
Как-то утром, спозаранку, Ходьба на месте
Появились на полянке:
Не грибы и не цветочки,
А бумажные листочки. Встать, ноги врозь, руки на поясе.
Все листочки собрались? Поворот головы вправо-влево
Не ленись, и подтянись!
Ну, пожалуй, мы начнем, Сгибать и разгибать руки перед
грудью
Уголочки все загнет.
А теперь нетрудно нам Повороты влево-вправо
Все сложить их пополам.
Сверху – вниз, наискосок Наклоны
наискосок
Загибаем уголок.
А теперь мы из листочков Приседания
Превращаемся в комочки!
Прыг да скок, прыг да скок, Подскоки на месте
Выпрямляется листок.
Мимо ветерок летит Упражнение на дыхание
И листочки шевелит.
Листки все в книгу соберем
И вместе мы ее прочтем.
Воспит: Вы сегодня много узнали о бумаге и ее свойствах. А вы знаете, что с
помощью бумаги можно создавать красивые вещи. Я предлагаю вам сделать
вот такую красивую бабочку . Пройдите за столы
На столах лежат квадраты желтой бумаги. Дети складывают бабочку ,
используя технику оригами, украшают её при помощи аппликации.
Звучит легкая музыка.
В конце занятия дарят свои поделки мамам.
Воспит: Ребята, встаньте в круг. Наше занятие подошло к концу.
Настроение у нас – отличное (сжатые кулачки и поднятые большие пальцы
вверх)
А улыбки - дело привычное ( показ рисования улыбки на лице
указательными пальцами обеих рук)
Пожелаем друг другу добра ( руки в стороны над головой и опустить вниз)
Ведь играть начинать нам пора!