Автор: Пыткова Наталья Викторовна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ "СШ №11" Населённый пункт: город Ачинск, Красноярский край Наименование материала: Методическая разработка Тема: Смысловое чтение на уроках физической культуры Раздел: полное образование
МБОУ «СШ№11»город Ачинск
«Чтение делает человека знающим,
беседа – находчивым,
а привычка записывать - точным».
Установленные
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в
изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как
условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен
стать
создателем
новых
педагогических
ситуаций,
новых
заданий,
направленных
на
использование
обобщённых
способов
деятельности
и
создание
обучающимися
собственных
продуктов
в
освоении
знаний.
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым
позволяет добиваться оптимального результата.
В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г.,
Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими
универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения.
Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи
чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов,
умение работать с художественными, научно-популярными, официальными
текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.
Книги читают по-разному. Кто-то видит в книге глубокий смысл, кто-то
считает ее пустой, кто-то – заумной, кто-то – видит все нюансы смыслов, все
оттенки чувств, читает между строк, слышит музыку слов, ощущает их вкус
и запах. Кто-то с первого прочтения понимает текст, а кому-то нужно его
многократно объяснять.
Сегодня каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость
организации деятельности по формированию смыслового чтения в
образовательном процессе.
На уроках физической культуры в 11 классе, при обучении разделов
общетеоретические и исторические сведения, базовые виды спорта можно
применяем такие способы чтения.
1. Аналитический (от целого к частному).
- какую книгу он читает, то есть понять ее основной предмет;
(учебник «Физическая культура» 10-11 класс под редакцией В.И. Лях,
А.А.Зданович)
--в чем основной смысл книги;
(физкультурное образование-формирование физической культуры личности)
-на какие смысловые или структурные части она подразделяется;
(общетеоретические и исторические сведения, базовые виды спорта
школьной программы, самостоятельные занятия физическими упражнениями
и приложение «Олимпийские игры современности»)
--какие основные проблемы автор стремиться решить;
( роль и значение регулярных занятий физической культурой и спортом для
приобретения физической привлекательности, влияние занятий физическими
упражнениями с различной направленностью на формирование здорового
образа жизни, формы организации занятий, способы контроля и оценки их
эффективности) 2.
Синтетический или интерпретационный. (от частного к целому).
Цель– выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и
насколько решил их ( Параграф № 5. Основные формы и виды физических
упражнений) .Для этого необходимо:
-обнаружить и интерпретировать самые важные слова в тексте;
(физические, упражнения, классификация, анатомический признак,
мощность и т д)
- обнаружить и интерпретировать самые важные предложения;
( Под физическими упражнениями понимают двигательные действия,
созданные и применяемые для развития физических качеств, укрепления и
повышения работоспособности человека; по признаку физиологических зон
мощности различают упражнения максимальной, субмаксимальной,
большой и умеренной мощности).
-обнаружить и интерпретировать самые важные абзацы;
( Слово физические отражает характер совершаемой работы. Слово
упражнения обозначает повторяемость действий, направленных на
физические и психологические свойства человека, и совершенствование
способа исполнения этих действий)
-определить, какие задачи автор решил, а с какими не справился.
(Вопросы для самоконтроля)
Результат – понимание и запоминание прочитанного, создание на основе
прочитанного новых (вторичных) текстов (пересказ, план, конспект, тезисы,
аннотация, отзыв, рецензия и т.д.
Необходимым условием полноценной читательской деятельности на любом
из ее этапов является внимательное отношение к слову.
Для проверки понимания смысла прочитанного можно предложить
обучающимся задания:
1.Переформулируйте определения, правила, выводы, переведите прочитанное
на «свой» язык;: 2.
Потренируйтесь в запоминании прочитанного (пересказ, повторение
определений, правил).
3.Можете ли привести пример?
4.Проведите опыт, подтверждающий научное высказывание. Если это
возможно, найдите в тексте те абзацы, которые содержат подтверждения и
основные аргументы к ним. Если аргументы изложены по-другому,
попробуйте построить их, используя при этом предложения из разных
абзацев.
5.Найдите абзац, в котором содержится вывод, и подтвердите его
основаниями из текста.
6.Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы,
рисунков.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при
смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем
ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его
интерпретации, наделения смыслом.
Каждый читатель возьмет из текста ровно столько, сколько он способен взять
на данный момент, в зависимости от его потребностей и способностей.
Процесс чтения рассматривали многие ученые Ф. Смит, Н.Н. Светловская,
В.М. Филатов, З.И. Клычникова, И.А. Зимняя, по общему мнению, работа с
текстом начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и
продолжается в размышлениях о прочитанном. С точки зрения психологов, в
процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память,
воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя.
Хочется отметить, что обучение чтению должно быть максимально
приближено к условиям реальной жизни, в которых обучающимся могут
понадобиться данные умения.