Автор: Прозорова Татьяна Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: "Камышловский гуманитарно-технологический техникум" СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ "ШКОЛА-ИНТЕРНАТ, РЕАЛИЗУЮЩАЯ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ" Населённый пункт: г.Камышлов, Свердловская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Родительское собрание: "Почему наши дети лгут?" Раздел: среднее профессиональное
Прозорова Татьяна Ивановна
Учитель начальных классов
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ, РЕАЛИЗУЮЩАЯ АДАПТИРОВАННЫЕ
ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ»
Родительское собрание: «Почему наши дети лгут?»
Цель родительского собрания: познакомить родителей с причинами детской
лжи и способами ее устранения.
Задачи родительского собрания:
Образовательные: познакомить родителей с причинами и проявлениями
детской лжи, способами воспитания правдивости.
Воспитательные: помочь родителям вырабатывать правильный стиль
семейного воспитания.
План родительского собрания:
Организационный момент.
Сообщение темы. Анкетирование.
Родительское собрание. Презентация.
Итог собрания.
Советы родителям.
Ход родительского собрания
I. Организационный момент.
Составление и объяснение пословиц.
«В ком добра нет, в том и правды мало».
«Где, правда – там и счастье».
«Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь».
II. Сообщение темы. Слайд 1
Сегодня мы проведем родительское собрание на тему «Почему наши дети
лгут?». Оно стало необходимым, так как в классе обучаются дети, которые
неоднократно обманывают родителей, близких, учителей:
•
поздно приходят со школы, так как задержал учитель, а сами гуляли;
•
не делают домашнее задание, так как не задавали, а на самом деле
просто его не записали;
•
«забыли» дневник дома или в школе, получив плохую оценку и т.д.
Из-за подобных ситуаций перед родителями стает вопрос, как вести себя с
ребёнком и о наказании его.
Русская народная пословица говорит: «Где, правда – там и счастье».
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. Как помочь ребенку
расти правдивым? В чем причины детской лжи?
III. Анкетирование. Сейчас я попрошу вас заполнить анкеты (см приложение)
IV. Интеллектуальная разминка.
Учитель: Прошу всех принять участие в обсуждении понятий «правда » и
«ложь» (желающие дают определения понятиям). Жизненные ситуации.
Слайд 2.
Детская ложь – это часто встречающееся нарушение поведения у детей. Ложь
определяется как распространение заведомо неверной информации. По
определению П. Экмана, ложь – это намеренное решение ввести в
заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своем
намерении сделать это. Выделяют два вида лжи: умолчание – сокрытие
правды и искажение – сообщение ложной информации. Существует много
видов лжи. Причины, по которым люди лгут, простираются от стремления
избежать наказания до желания сохранить в неприкосновенности свой
внутренний мир. П. Экман выделяет, например, особый вид лжи, так
называемую, оправданную ложь – случаи, когда ложь не приводит к сколько-
нибудь значительным последствиям. Например, в ответ на телефонный
звонок незнакомого человека ребенок, находясь дома один, может сказать, что
родители находятся с ним. Для понимания причин поведения ребенка,
который говорит неправду, важно понимать:
Мотив лжи (почему ребенок обманул?).
Последствия лжи (на кого и как повлияла ложь?). Осознание мотива лжи
поможет взрослому принять решение о том, как себя повести, чтобы ребенок
не солгал снова. Умение определять, когда ребенок лжёт, а когда нет,
необходимо для того, чтобы выяснить, не нарушил ли ребенок нормы
приличия, обещание, запреты, не предпримет ли чего-то рискованного и
чтобы принять своевременные меры.
Признаки неправды Слайд3
Потирает подбородок. Потирает глаза, неосознанно прикасается к носу, лицу
или рту. Часто покашливает во время разговора. Старается отвести взгляд.
Меньше жестикулирует.
V. Ваша точка зрения.
Основные причины детской лжи. Слайд 4, 5
Чтобы добиться нашей похвалы или проявления любви.
Чтобы скрыть свою вину.
Чтобы избежать наказания.
Чтобы выразить свою враждебность к нам.
Как справиться с детской ложью. Слайд 6,7
Ребенок честен с вами только тогда, когда: слайд 8
Доверяет вам.
Не боится гнева или осуждения.
Уверен: чтобы не случилось, его не унизят как личность.
Обсуждать будут не его, а поступок, который надо исправить.
Помогут, поддержат, когда ему плохо.
Знает, что если накажут, то разумно и справедливо.
Дополнение:
1) Дети врут, когда не соответствуют родительским ожиданиям. Это проблема
может возникнуть. Например, родители хотят, чтобы их чадо было лучшим
учеником в классе. Но ребенок не соответствует ожиданиям родителей и
вынужден врать, что в школе его хвалят и приводят в пример другим ребятам,
только вот в дневник хороших отметок не ставят.
Если родители не пересмотрят свои требования к ребенку, такая
вынужденная ложь не прекратится. И маленький ребенок будет постоянно
стараться стать таким, каким хотят видеть его родители. Но не тем, кем он
может быть. В результате такой ребенок (а в будущем – и взрослый) будет
тратить очень много сил на поддержание запрограммированного родителями
образа. Своего же может так и не найти.
2) Ребенок может лгать от страха.
В восьми случаях из десяти обман – это защитная реакция детской психики.
Большинство детей лгут из-за страха быть наказанными. Причем в глазах
ребенка эмоциональным наказанием считается и родительское разочарование
в нем. В средней школе дети часто лгут, чтобы не травмировать родителей.
Они оберегают пап и мам, не сообщая всей правды о своих проблемах,
надеясь самостоятельно решить сложные ситуации. В итоге родители
вынуждены подключаться к решению проблем уже тогда, когда ситуация
окончательно запущена.
3) Ложь во имя свободы.
Ребенок может лгать в том случае, если родители не оставляют ему личного
пространства и права на самостоятельные решения и увлечения. Если сын не
хочет идти на тренировку, то у него внезапно может «разболеться» живот или
голова.
Если дочь разговаривает по телефону с другом, которого не принимают
родители, приятель «превращается» в самую престижную ученицу класса.
Или наоборот, подросток может лгать родителям, чтобы ходить на свидание с
девочкой.
4) Ложь – самая мягкая форма борьбы с давлением и естественная реакция
отделения подростка от родителей. Предподростковый период начинается в
10-11 лет, но в связи с сегодняшним ранним сексуальным развитием
(особенно девочек), он может начаться уже с 9 лет. Так что в этот период
родителям нужно уделить особое внимание.
Это один из самых сложных периодов в жизни ребенка и всей семьи.
Подросток начинает осознавать себя личностью и интуитивно искать свой
путь в жизни. Родителям очень важно почувствовать этот момент и изменить
стиль общения с ребенком, найти баланс между данной ему свободой,
ответственностью и защитой взрослых, в которой дети в этот период
продолжают нуждаться. Поэтому родительское непонимание и подростковые
бунты часто выливаются в настоящие драмы.
5) Подростки лгут из-за агрессии к родителям.
В этом случае в подростковой лжи могут быть заложены противоположные
стремления: и неосознанное желание наказать родителей за неуважение к
себе, и вернуть себе их любовь и внимание. Поэтому в таком возрасте дети
нередко воруют вещи или деньги у родителей.
Советы родителям. (Памятки)
Вот несколько советов, которые помогут нам справиться с детской ложью:
Если ребенок соврал, не стоит заниматься его разоблачением, лучше всякий
раз объясняйте ему, что врать нехорошо, разберите ситуацию и найдите
способ выйти из нее без вранья.
Не называйте ребенка вруном и обманщиком, особенно при свидетелях.
Часто бывает, что детям легче следовать навешанным на них взрослыми
ярлыкам, чем поступать так, как требуют от них окружающие.
Мы взрослые очень часто обманываем наших детей для того, чтобы избежать
скандала. Поэтому постарайтесь при ребенке не прибегать к обману, даже
если он кажется вам невинным.
Никогда не вступайте в заговор с ребенком с целью кого-то обмануть.
Например: «Ничего страшного не случится, если ты пропустишь недельку в
школе». Если вы случайно услышали, что ваш ребенок лжет, чтобы
выставить себя в лучшем свете перед друзьями – не кидайтесь его тут же
разоблачать. Подождите подходящий момент и объясните, почему его ложь
выглядит смешно. Ваш ребенок обладает многими достоинствами, которые
заслуживают восхищения.
Не устраивайте допросов, «выбивая» из ребенка правду, не ругайте его за
безобидную ложь. Агрессивная реакция на его вранье лишь усугубляет его
желание дальше говорить неправду и изворачиваться.
Наказывая ребенка за ложь, не задевайте его личность. Снижение
самооценки, чувство никчемности не излечивает от вранья, зато формирует
комплекс неудачника. Если заметили, что ваш малыш солгал, тут же скажите
ему: «Ты мне что, совсем не доверяешь? Боишься меня?» Объясните
сложившуюся ситуацию ребенку, расскажите, что вы сейчас чувствуете. Что
Вам обидно из-за его недоверия. Ведь малыш всегда и во всем может вам
доверять и надеяться на вашу помощь, умение всегда справедливо
разобраться в ситуации. За обманом в большинстве случаев стоит желание
ребенка выглядеть лучше, представить себя в хорошем свете. Значит, дело в
его самооценке.
Не следует «заминать» ложь. Помните историю про мальчика, который
постоянно кричал: «Пожар! Пожар!» Все соседи так привыкли к его «шутке»,
что когда случился всамделишный пожар, ему никто не поверил и дом сгорел.
Эта история производит впечатление на всех без исключения малышей.
Поработайте с ребёнком – воспитывайте в нем любовь к истине. И чем
больше вы знаете о своем ребенке, тем больше шансов выполнить эту задачу.
Чем быстрее вы наладите доверительные отношения с ребенком, поймете
причины его вранья, объясните, что во многих случаях ложь совершенно не
нужна и будете поощрять его за правду.
Итог собрания. Учитель предлагает принять проект решения родительского
собрания. Как же поступать родителям, когда их дети лгут? Первое, о чём
надо задуматься - насколько честны они сами. Родители выступают главным
образом для подражания. Родители должны как можно реже быть
неискренними со своими детьми. Они не должны вынуждать своих детей
говорить неправду.
Я надеюсь, что совместными усилиями мы сделаем наших детей добрее,
честнее и порядочнее.
Рекомендовать родителям детей, у которых проявляется склонность ко лжи,
обратиться за консультацией к психологу.
Анкетирование.
1. Приходилось ли Вам слышать от своего ребенка правду?
а)да
б) Нет.
в) Неоднократно.
г) Часто.
д) Систематически.
2. Приходилось ли Вам слышать от своего ребенка неправду?
а) Да.
б) Нет.
в) Неоднократно.
г) Часто.
д) Систематически.
4. Случалось ли Вам лукавить, обманывать по мелочам Вашего ребенка?
а) Да.
б) Нет.
в) Затрудняюсь ответить.
Благодарю за Вас за работу.