Автор: Швецова Елена Геннадьевна Должность: учитель Учебное заведение: МОАУ СОШ№8 города Кирова Населённый пункт: г. Киров Наименование материала: статья Тема: Проектная деятельность на уроках истории Раздел: полное образование
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Швецова Е. Г., учитель истории высшей категории
МОАУСОШ №8, г. Киров
Информационная
(постиндустриальная)
стадия
развития
общества,
в
которую мир вступил в конце ХХ века, декларирует основными ценностями
информацию, новую знаниевую парадигму, развитые интеллект и креативность
человека и созданные на этой основе высокие технологии. В современном
глобализованном мире требуется новый человек, который не только вооружен
знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым
знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в
быстро меняющемся мире .
Метод проектов является наиболее очевидным способом формирования
ключевых компетенций учащихся, поскольку он универсален по отношению к
предметному содержанию и эффективен. Проектная деятельность может быть
использована в рамках программного материала практически по любой теме, т.
к. отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся
На
уроках
истории
в
профильных
классах
ученики
способны
осуществлять
самостоятельный
поиск
необходимой
информации
по
теме
проекта, ее творческое преобразование в материализованный продукт (плакат,
реферат, веб-сайт и т.п.), его презентация и защита.
В
работе
над
учебным
проектом
по
истории
школьники
имеют
возможность:
1) на основе темы и других данных в условии задания определиться с
проблемой своей проектной деятельности;
2) в русле своей проблемной задачи определить круг источников, видов
информации и мест ее нахождения, которые будут необходимы для выполнения
проектного задания;
3)
разработать
план
работы
над
проектным
заданием,
определив
содержание каждого этапа и круг лиц, ответственных за их реализацию;
4) подготовить свои части проектного задания в микрогруппах, а потом
сообща
обсудить
концепцию,
макет
и
процедуру
оформления
проекта
как
продукта своей интеллектуальной деятельности;
5) подготовить сценарий презентации проекта;
6) провести защиту проекта в соответствии с заранее утвержденными и
предъявленными участникам критериями (требованиями) качества.
Метод проектов по исторической тематике оправдал себя как средство
активизации
учащихся
на
профильной
ступени
обучения,
развития
их
творческих
способностей,
инициативы
и
самостоятельности,
системы
интеллектуальных и практических знаний, умений, навыков.
Тема проекта: «Тыл в годы Великой Отечественной войны»
Главная цель проекта – воспитание нравственного гражданина, любящего
и знающего свой край.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
- познакомить учащихся с историей страны и края;
- сформировать у учащихся представление о различных сторонах жизни
страны и своего края;
- развить у школьников стремление знать свой край;
-
способствовать
формированию
личностного
отношения
учащихся
к
нему;
-
способствовать
развитию
гражданских
качеств
учащихся,
патриотического отношения к малой родине;
-
способствовать
становлению,
развитию
и
упрочению
учебно-
воспитательных коллективов.
Работа над проектом включает в себя 5 этапов:
целеполагание;
планирование
(обсуждение
идей,
формирование
групп, определение сроков работы);
сбор информации;
обобщение и систематизация;
представление полученных результатов работы.
Ученические проекты по данной теме
были представлены на научно-
практической общешкольной конференции. Школьная научно – практическая
конференция – основная и ключевая форма презентации достижений учащихся
в исследовательской, проектной учебной и внеучебной деятельности.
Большое значение для развития интереса старшеклассников к проектной
деятельности
по
краеведческой
тематике,
удовлетворения
ее
результатами
имеет
публичная
форма
представления
и
защиты.
Факторы
открытости,
публичности,
соревновательности,
присущие
таким
занятиям,
повышают
у
школьников
чувство
ответственности
за
качество
своей
работы,
планку
требований к проекту, к своим способностям самореализации в нем.
Требования к подготовке, презентации и оценке проекта, как правило,
сгруппированы по четырем показателям и предъявляются вместе с проектным
заданием:
требования к содержанию;
требования к оформлению;
требования к выступлению проектной группы;
требования к выступлению экспертов.
Во время презентации и защиты проекта они становятся критериями
экспертизы, вносятся в карточки экспертов. Экспертами на время выступления
одной группы становятся все остальные школьники. Тем самым расширяется
коммуникативная и познавательная практика учащихся, снимаются проблемы с
независимостью оценки проектов.
Не
менее
значимым
в
логике
образовательной
ценности
проектной
деятельности в краеведческой работе по истории является этап рефлексии,
переносящий внимание участников с игровых, внешних результатов (лучшие –
худшие
проекты)
на
собственные
новообразования.
Обычно
школьники
в
рабочих группах или индивидуально, письменно или устно, завершают фразы:
Я (мы) узнали, что ….. (предметные результаты проектной деятельности)
Я
(мы)
научились
….
(метапредметные
результаты
проектной
деятельности)
Я (мы) поняли, что ….. (личностные результаты проектной деятельности).
Работа
учащихся
над
проектом
«Тыл
в
годы
войны»
позволила
им
максимально раскрыть свой творческий потенциал, узнать историю своего края,
овладеть навыками представления итогов деятельности
Метод проектов нашел широкое применение в учебной деятельности по
истории в профильных классах главным образом потому, что он позволяет
органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении
одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике,
генерируя при этом новые идеи.