Непопулярные дети. Возможности педагогической коррекции.
Автор: Желнерович Анастасия Витальевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГБОУ Лицей №1560 Населённый пункт: Москва Наименование материала: Конспект семинара для педагогов дошкольного учреждения Тема: Непопулярные дети. Возможности педагогической коррекции. Раздел: дошкольное образование
Семинар для педагогов ГБОУ Лицей №1560 корпуса «Сказка»
«Непопулярные дети. Возможности педагогической коррекции».
Цель : психолого-педагогическое просвещение педагогического коллектива,
нахождение практических вариантов решения проблемы непопулярных детей
в группе, обмен опытом.
Задачи: теоретическое освещение проблемы и путей ее решения, применение
практических
упражнений
сотрудниками,
обсуждение
и
обмен
опытом
с
коллективом.
Семинар проходил в два этапа. Первый этап включал в себя теоретическое
освещение проблемы непопулярности детей в группе сверстников. На этом
этапе
были
раскрыты
теоретическое
понятие
непопулярности
ребенка,
психологический
портрет
такого
ребенка,
причины
непопулярности,
основные закономерности формирования группы, а также пути коррекции.
Возможности коррекции представлены были в виде 4х стадий.
На
втором
этапе
участникам
предлагались
практические
упражнения,
адресованные к каждой из 4 стадий возможной коррекции непопулярности
детей. Упражнения проводились в парах и среди всего коллектива педагогов.
По итогам 2х этапов состоялось обсуждение.
Педагогический коллектив работал на семинаре с интересом, с участием
выполнял
практические
упражнения.
В
ходе
выполнения
практических
заданий наблюдалось дружественное оживление среди коллег, сплочение и
переживание
положительных
эмоций.
Воспитатели
активно
делились
опытом, интересовались различными аспектами данной проблемы.
Теоретические основы.
В группе, как правило, становятся не по причине недостатков (физических,
умственных, характера и т.п.), а по причине необходимости за счет кого-либо
самоутверждаться.
Группа
детей,
травящих
одного
или
несколько
детей,
пытаются понять и осознать себя успешными на фоне них – что-либо лучше
уметь,
понимать
лучше,
соблюдать
определенные
правила
и
т.п.
Определенные
недостатки
в
различных
областях
лишь
повод
перевести
ребенка
в
такой
статус
–
статус
отверженного.
Отчасти
такой
ребенок
необходим группе для примера, каким не надо быть в их среде. Если данная
ниша
занята
определенным
ребенком
или
2мя,
то,
как
правило,
нового
отчужденного не появляется в группе.
Психологическая характеристика непопулярного ребенка.
Ребенок
сосредоточен
на
собственных
переживаниях.
Других
детей
он
замечает
в
момент,
когда
они
мешают
ему.
Часто
такой
ребенок
хочет
выделиться, показать свои преимущества, но за счет других, поэтому часто
указывает на недостатки кого-нибудь, жалуется на неугодную ему ситуацию.
Как следствие возникает отчуждение и не желание приблизиться к другим.
Отчужденный ребенок испытывает трудности в понимании эмоций другого
ребенка, в понимании его намерений, его действий.
Факторы, действующие на ребенка:
- отношения в семье (поддержка или осуждение поступков ребенка, его вида)
- контакты со сверстниками (наличие или отсутствие опыта взаимодействия)
-
отношение
воспитателя
к
ребенку
(поддержка
или
осуждение
или
безучастие)
- уровень развития ребенка (интелл., эмоцион., физич.)
Пути коррекции.
1этап. Преодоление отчужденной позиции по отношению к сверстникам,
разрушение
защитных
барьеров,
отгораживающих
ребенка
от
других.
Возможно
через
понимание
эмоционального
состояния
сверстника.
Необходимо показать непопулярному ребенку возможность помощи другому,
возможность сделать другому комплимент, проявить внимание.
2этап.
Правильно
воспринимать
сверстников
–
действия,
намерения,
движения,
высказывания.
Отверженный
ребенок
замечает
других
только
тогда, когда они ему начинают мешать, угрожают или видит интересные
игрушки у них. Взрослый должен привлекать внимание к другим детям в
различных неконфликтных ситуациях на их речь и действия.
3этап. Помощь другому ребенку в затруднительной игровой ситуации. В
моменты помощи другому непопулярный ребенок получает удовольствие от
собственного доброго поступка. Взаимная забота и участие в нуждах своих
партнеров объединяет детей и создает чувство причастности друг к другу.
Спасти от «салочки», уступить дорогу машинке и т.п. Важно, чтобы дети
выполняли это без призыва взрослого, чтобы это был их самостоятельный
опыт.
4этап. Организованная совместная деятельность детей. Дети с трудностями
общения,
сосредоточенные
на
себе,
не
готовы
к
объединению
и
сотрудничеству
с
другими.
При
враждебном,
отчужденном
отношении
к
другому, когда ребенок «не видит сверстника», пытается продемонстрировать
свое преимущества, действия детей не станут по-настоящему совместными и
не
смогут
объединить
их.
Совместную
деятельность
сначала
лучше
организовывать
в
парах,
где
двое
ребят
создают
свое
произведение
самостоятельно от группы, договариваются и сотрудничают.
Практические задания.
1этап.
Упражнение
«Комплименты».
Участникам
предлагается
рассказать
о
чувствах соседа, о его настроении, сказать ему 5 комплиментов.
Позволяет
научиться
понимать
эмоции
другого,
обращать
внимание
на
других в неконфликтных ситуациях.
2 этап.
Упражнение
«Зеркало».
Участникам
необходимо
скопировать
движения
соседа (движения тела, выражения мимики).
Позволяет научиться понимать намерения другого, его действия.
3 этап.
Упражнение
«Лавочка».
Участники
выстраиваются
в
шеренгу
на
низкой
узкой лавочке. Первому в шеренге необходимо занять место последнего,
пройдя мимо других, опираясь на них, получая поддержку от них, но при
этом не разговаривая. Также проходят все остальные участники в шеренге.
Позволяет научиться принимать и оказывать помощь в игровой ситуации, без
побуждения ведущего (взрослого).
4 этап.
Организованная совместная деятельность. Например, по парам необходимо
выполнить
узор
на
деталях
одного
предмета
таким
образом,
чтобы
при
соединении
получился
общий
рисунок.
Используются
разрезанные
изображения различных предметов (чашка, шапка, варежка, дерево, окно и
т.п.)
Позволяет
научиться
сотрудничать,
совместно
работать,
принимать
во
внимание интересы другого, разделять успех с другим.