Автор: Птицина Валентина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Ручеек" Населённый пункт: станица Сторожевая Карачаево - Черкесская Республика Наименование материала: Статья из опыта работы Тема: "Игра в жизни ребенка" Раздел: дошкольное образование
«Опыт общественного воспитания показывает,
что наибольшие возможности формирования
детского общества обеспечиваются
игровой деятельностью детей.
Именно здесь наиболее точно активизируется
их общественная жизнь»
А. П. Усова.
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает
для себя мир человеческих отношений разных видов деятельности. Он
испытывает сильное желание включаться во взрослую жизнь, активно в ней
участвовать. Кроме того, не менее сильно он стремиться к
самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра – самостоятельная
деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности
является игра.
Психологами и педагогами установлено, что прежде всего в игре развивается
способность к воображению, образному мышлению, это происходит
благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы
жизни с помощью условных действий. Игра имеет важное значение не
только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности.
Перед каждым педагогом детского сада стоит задача – создать дружный
организованный детский коллектив, научить ребенка играть. Для детей
группа детского сада является первым детским обществом, где они
приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо
научить ребенка жить общими интересами, проявлять доброжелательность
к сверстникам.
В моей группе 2 – 3 летние малыши, все они вновь поступившие в детский
сад. Дети очаровательны, честны и искренни во всем, в своих симпатиях и
антипатиях, привязанностях и увлечениях. Их глаза широко открыты для
всего нового. Основной моей задачей при адаптации детей – наладить
доверительное отношение с каждым ребенком, подарить им минуты радости,
попытаться вызвать положительное отношение к детскому саду. Именно игра
помогла детям легко пройти адаптацию. Играя с детьми в игры, ставила
простые, игровые цели. Дети вместе со мной прятались от дождя, убегали от
волка, клевали зернышки как птички… На данном этапе важно было не
выполнение игрового действия, а установление доверительных отношений с
детьми. Поэтому у детей была легкая адаптация. С первых моих
наблюдений за играми детей я выяснила, как дети проявляют себя в них. Мои
наблюдения помогли мне наметить конкретные пути работы с каждым
ребенком. Перед собой поставила следующие задачи:
- научить ребенка играть,
- содействовать объединению детей в игре,
- тактично руководить выбором игры,
- приучать детей соблюдать правила игры,
- воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.
Свою работу осуществляла в 2 направлениях:
1.
Создание необходимой, предметно – развивающей среды в группе,
2.
Непосредственное руководство играми детей.
При создании предметно – игровой среды руководствовалась требованиями
ФГОС ДО.
Доступность для воспитанников всех помещений организации, где
осуществляется образовательный процесс;
свободный подход воспитанников к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности;
дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность
каждого ребенка, его склонностей, интересов, уровня активности.
Для всестороннего развития ребенка организуется несколько предметных
развивающих сред – для речевого, математического, эстетического,
физического развития, которые могут объединяться в одну или несколько
многофункциональных сред. В своей работе я использовала основные
методические приемы обыгрывания среды, которые имеют прямой
развивающий и обучающий эффект.
- показ предмета и его называние,
-показ действий с предметами и их называние,
-предоставление ребенку выбора действий.
При организации предметно - развивающей среды в группе старалась
соблюдать следующие правила:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую,
воспитывающую, стимулирующую, организованную,
коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать
на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2 . Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов
ребенка.
3. Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и
соответствовать возрасту детей группы.
4. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской
экспериментальной деятельности.
5.Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо
учитывать закономерности психического развития, показатели их
здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности,
уровень общего и речевого развития, а также показатели
эмоциональной сферы.
6.Цветовая палитра должна быть представлена теплыми тонами.
7.При создании развивающего пространства в групповом помещении
необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
8. Развивающая предметно- пространственная среда группы должна
меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода
обучения, образовательной программы.
Строила свою работу с учетом основных принципов воспитания и
развития дошкольников.
доступности;
учет возрастных особенностей детей;
систематичности и последовательности;
постепенная подача материала от простого к сложному;
частичное повторение усвоенных правил и норм;
принцип содружества, сотрудничества, сотворчества воспитателя и
ребенка.
Составила перспективный план по игровой деятельности, картотеку.
Красивые , нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекли
внимание детей и они начали действовать с ними: катать, кормить,
укладывать. Для обогащения игр детей подбирала простые сюжеты для
инсценировок с куклой. Например, мама и дочка пришли с прогулки домой.
Дочка захотела есть. Здесь вернулся с работы и папа. Если вначале сюжет
игры был простой, то постепенно он усложнялся. В результате совместной
игровой деятельности дети научились переносить игровые действия с одной
игрушки на другую. Для закрепления знаний о профессии врача
рассматривали картины «В больнице», совершали экскурсию к медицинской
сестре. Для того, чтобы дети уверенно чувствовали себя в играх, первую роль
брала сама, позже стала предлагать детям. Кто хочет быть врачом?
Парикмахером? Чтобы поддержать интерес к игре стала объединять игры
«Семья» и «Парикмахерская». Интерес к этой игре поддерживался
красивыми бантами, резиночками, заколками, лентами.
В свободное от занятий время индивидуально или с небольшими группами
изучаем дидактические игрушки, собираем пирамидки, матрешки, простые
разрезные картинки и кубики.
Большое значение имеют подвижные игры. Особенно вызывает интерес и
восторг , когда вместо игрушки становится один из детей. Повышению
двигательной активности детей способствуют предметные игры с каталками,
машинками как в группе, так и на прогулке.
Радость и удовлетворение дети получают от театрализованных игр. Здесь они
знакомятся с Петрушкой, отправляются в гости к бабушке Арины,
инсценируют сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Козлята и волк».
Проводим эксперименты с природными объектами: песок, глина, вода, снег,
лед. Эти игры разнообразны, интересны для детей. Но проходят под особым
контролем со стороны взрослого взрослого.
Наша работа очень заинтересовала родителей, у них возникло много
вопросов по поводу возможности использования игры в воспитательных
целях.
Проводила консультации и беседы с родителями с целью помочь им
организовать полноценную жизнь ребенка в игре. Советовала при посещении
магазина, парикмахерской, обращать внимание детей на положительные,
добрые взаимоотношения людей этих профессий, на результат их труда.
Провела родительское собрание «Игровая деятельность в младшей группе»
Родителям были даны рекомендации, организовать и устроить дома игровой
уголок, как поощрять добрые чувства детей.
Проделанная работа позволяет сделать вывод, что при целенаправленной
организации работы и при тесном контакте с родителями можно добиться
положительных сдвигов в поведении детей через игру. На этом работа не
заканчивается. В конце года планируем провести мониторинг
сформированности навыков игры у детей.
Для расширения своих теоретических знаний, повышения педагогического
мастерства я изучила следующую литературу:
Развивающие игры- занятия с детьми от рождения до трех лет» Л.Н.
Павлова
«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» Л.В.
Артемьева.
«Развивающие игры для детей младшего возраста» З.М. Богуславская.
«Игры с пальчиками»И. А Агапова.
«Разноцветные игры» - К.Ю. Белая.
Развитие игры детей 2-3 лет. Е.В. Трифонова.