Использование игр в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Бодрова Светлана Станиславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА №830 СП "Росток" Населённый пункт: Москва Наименование материала: Методическая разработка Тема: Использование игр в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья Раздел: дошкольное образование
ограниченными возможностями здоровья
В современном понимании игра – «это форма деятельности в условных ситуациях, направленная
на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных
способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры».
Игра – один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное жизненное явление,
она привлекала и привлекает внимание людей самых разнообразных профессий.
Игра привлекает внимание богатой палитрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их
увлеченностью. Самозабвенно отдаются игре взрослые и дети, получая в ней радость и
наслаждение. Занимая определенное место в жизни взрослых для детей, она имеет большое
значение. Принято называть игру «спутником детства» (Катаева А.А., Стребелева Е.А.)
Проблема игры стала привлекать внимание ученых в конце 19 – начале 20 века. Этот интерес не
угас и до настоящего времени. Изучению проблемы игры посвящены многие исследования
педагогов и психологов.
В игре развивается функция замещения и обозначения, которая затем в более сложных формах
осуществляется с помощью слова в процессе словесно-логического мышления, а также волевой
регуляции человеческих действий.
Развитие ребенка с нарушением интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы. У многих
детей задерживается появление прямо стояния, т.е. они значительно позднее начинают держать
голову, сидеть, стоять, ходить. Эта задержка иногда бывает весьма существенной, захватывающей
и второй год жизни.
У всех детей с нарушением интеллекта отсутствует характерное для здорового ребенка
неудержимое стремление познать окружающий мир, снижена реакция на внешние раздражители,
отмечается безразличие, общая патологическая инертность. У них не возникает потребности в
эмоциональном общении со взрослыми, отсутствует, как правило, «комплекс оживления», в то
время как нормально развивающийся ребенок в ответ на голос, улыбку взрослого вскидывает
ручки, ножки, улыбается, тихо гулит.
Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую
«зону ближайшего развития».
Отсюда - сущность проблемы заключается во влиянии игры на умственное развитие детей,
личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все
психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов,
их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально
для развития умственных способностей детей, совершенствования и тренировки их памяти и
мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных знаний,
пробуждению у детей живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм необходимо
уделять постоянное внимание.
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации,
правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых
предметов, происхождению и т.д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию детских игр.
Наибольшее распространение в педагогике имеет деление их на две большие группы:
«творческие игры» и «игры с готовым содержанием и правилами».
Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, свое
понимание окружающего и отношение к нему.
Игры с готовым содержанием и правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. В
зависимости от сложности содержания и правил они предназначены для детей разного возраста.
В свою очередь, обе группы игр имеют свои разновидности. Группу творческих игр составляют
сюжетно-ролевые игры (это основной вид творческих игр), строительно-конструктивные, в
которых дети специфическим образом отражают свои впечатления об окружающем мире
(возводят постройки, сооружения), игры-драматизации, в которых дети творчески воспроизводят
содержание литературных произведений и др.
В строительно-конструктивных играх дети отражают окружающий предметным мир: вещи, здания,
сооружения. Они свободно и самостоятельно возводят различные постройки, отражая в них свои
знания и впечатления. Образы предметов, зданий и сооружений передаются в весьма
обобщенной и схематизированной форме.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия на ребенка. В то же время игра –
основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из
них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует
ребенок .
Каждому из видов игр свойственны свои специфические черты, однако игра в целом имеет ряд
общих особенностей. Игра есть деятельность ребенка. В силу этого ей присущи черты,
характерные для всякой деятельности.
В игре ребенок активно осваивает окружающий мир. Разнообразные по содержанию игры вводят
ребенка в круг реальных жизненных явлений. Ребенок познает в игре качества и свойства
предметов, их назначение и способы использования; нормы общественного поведения; познает
самого себя, свои возможности и способности.
В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у
детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу,
восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества,
воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке,
учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.
Большое значение в воспитании внимания имеет учитель, его умение сосредоточить внимание
детей на самом себе, а затем перенести его на то, что он говорит, - на тему занятия.
Для овладения вниманием детей необходимо, чтобы игра, предлагаемая учителем, была
эмоционально насыщенной, яркой, да и у самого учителя она должна вызывать определенные
эмоции: он сам должен быть глубоко заинтересован игрой.
Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определенной системе и
последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые
детям, они развивают, какие воспитательные и образовательные задачи решает учитель.
Литература:
Баряева Л.Б., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры – занятия. - СПб, 2001.
Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно – ролевой игре детей с проблемами
интеллектуального развития - СПб, 2001.
Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А.К. Бондаренко, А.И.
Матусик – Москва, 1983.
Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике, Москва, 1961.
Запорожец А.В. Психология. – Москва,1965
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – Москва,1998.