Напоминание

Использование игр в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Бодрова Светлана Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА №830 СП "Росток"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование игр в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование





Назад







Использование игр в обучении детей с

ограниченными возможностями здоровья
В современном понимании игра – «это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры». Игра – один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное жизненное явление, она привлекала и привлекает внимание людей самых разнообразных профессий. Игра привлекает внимание богатой палитрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью. Самозабвенно отдаются игре взрослые и дети, получая в ней радость и наслаждение. Занимая определенное место в жизни взрослых для детей, она имеет большое значение. Принято называть игру «спутником детства» (Катаева А.А., Стребелева Е.А.) Проблема игры стала привлекать внимание ученых в конце 19 – начале 20 века. Этот интерес не угас и до настоящего времени. Изучению проблемы игры посвящены многие исследования педагогов и психологов. В игре развивается функция замещения и обозначения, которая затем в более сложных формах осуществляется с помощью слова в процессе словесно-логического мышления, а также волевой регуляции человеческих действий. Развитие ребенка с нарушением интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы. У многих детей задерживается появление прямо стояния, т.е. они значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Эта задержка иногда бывает весьма существенной, захватывающей и второй год жизни. У всех детей с нарушением интеллекта отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий мир, снижена реакция на внешние раздражители, отмечается безразличие, общая патологическая инертность. У них не возникает потребности в эмоциональном общении со взрослыми, отсутствует, как правило, «комплекс оживления», в то время как нормально развивающийся ребенок в ответ на голос, улыбку взрослого вскидывает ручки, ножки, улыбается, тихо гулит. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития». Отсюда - сущность проблемы заключается во влиянии игры на умственное развитие детей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы. Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей детей, совершенствования и тренировки их памяти и мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных знаний, пробуждению у детей живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм необходимо уделять постоянное внимание.
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию детских игр. Наибольшее распространение в педагогике имеет деление их на две большие группы: «творческие игры» и «игры с готовым содержанием и правилами». Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, свое понимание окружающего и отношение к нему. Игры с готовым содержанием и правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. В зависимости от сложности содержания и правил они предназначены для детей разного возраста. В свою очередь, обе группы игр имеют свои разновидности. Группу творческих игр составляют сюжетно-ролевые игры (это основной вид творческих игр), строительно-конструктивные, в которых дети специфическим образом отражают свои впечатления об окружающем мире (возводят постройки, сооружения), игры-драматизации, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений и др. В строительно-конструктивных играх дети отражают окружающий предметным мир: вещи, здания, сооружения. Они свободно и самостоятельно возводят различные постройки, отражая в них свои знания и впечатления. Образы предметов, зданий и сооружений передаются в весьма обобщенной и схематизированной форме. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок . Каждому из видов игр свойственны свои специфические черты, однако игра в целом имеет ряд общих особенностей. Игра есть деятельность ребенка. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности. В игре ребенок активно осваивает окружающий мир. Разнообразные по содержанию игры вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений. Ребенок познает в игре качества и свойства предметов, их назначение и способы использования; нормы общественного поведения; познает самого себя, свои возможности и способности. В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца. Большое значение в воспитании внимания имеет учитель, его умение сосредоточить внимание детей на самом себе, а затем перенести его на то, что он говорит, - на тему занятия. Для овладения вниманием детей необходимо, чтобы игра, предлагаемая учителем, была эмоционально насыщенной, яркой, да и у самого учителя она должна вызывать определенные эмоции: он сам должен быть глубоко заинтересован игрой.
Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают, какие воспитательные и образовательные задачи решает учитель. Литература: Баряева Л.Б., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры – занятия. - СПб, 2001. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно – ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития - СПб, 2001. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик – Москва, 1983. Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике, Москва, 1961. Запорожец А.В. Психология. – Москва,1965 Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – Москва,1998.


В раздел образования