Уголок по речевой деятельности в группе как часть предметно-развивающей среды
Автор: Малышева Инна Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Раздольнинский детский сад "Кораблик" Населённый пункт: п. Раздольный, Гурьевский район, Кемеровская область Наименование материала: Статья Тема: Уголок по речевой деятельности в группе как часть предметно-развивающей среды Раздел: дошкольное образование
Уголок по речевой деятельности как часть предметно-пространственной
среды группы .
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
определяет
ряд
обязательных
требований
к
осуществлению
дошкольного
образования.
Одним
из
этих
требований
являются требования к условиям реализации образовательных программ, а в
частности
к
предметно-пространственной
развивающей
среде
( п.3.3.
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования).
Уголок по речевой деятельности, организованный в группе – это часть
предметно-пространственной
развивающей
среды
всего
образовательного
пространства, поэтому он должен соответствовать требованиям, указанным в
п.3.3. ФГОС дошкольного образования.
В
дошкольной
образовательной
организации
уголок
по
речевой
деятельности организуется с целью создания условий для стимулирования
речевой деятельности и речевого общения в группе, воспитанники которой
входят в состав логопедической группы ДОУ или группа является полностью
логопедической.
Уголок по речевой деятельности организуется воспитателями группы
при
поддержке
учителя-логопеда
и
участии
родителей
воспитанников,
и
отвечает
требованиям
Федерального
государственного
стандарта
дошкольного образования, а именно соответствует принципам
Содержательности и насыщенности;
Трансформируемости;
Полифункциональности;
Вариативности;
Доступности;
Безопасности,
а
также
соответствует
возрастным
возможностям
детей
и
содержанию
основной образовательной программы дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда уголка обеспечивает
реализацию образовательного потенциала данного пространства и включает
материалы,
оборудование
для
развития
детей
с
учетом
особенностей
и
коррекции недостатков в их развитии: в уголке размещены столы и стулья для
индивидуальной и совместной с педагогом деятельности, зеркало для работы
над артикуляционным аппаратом, полки и книжный уголок, с размещенными
на них играми, пособиями, литературой.
Насыщенность
среды
отражается
в
многообразии
дидактических
средств для занятий, которые включают материалы:
Для работы над звукопроизношением (литература, картотеки
на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах,
предложениях, тексте, комплексы артикуляционных упражнений
в картинках и сказках, логопедическое лото);
Для
развития мелкой моторики (разнообразные шнуровки,
мозаики, мелкие игрушки, игры с прищепками, игры с нитками,
счетными
палочками,
семенами,
трафареты,
картотеки
пальчиковой гимнастики, упражнений на координацию речи и
движения, набор пазлов, набор кубиков);
Для
развития
дыхания
(соломинки
для
коктейля,
вертушки,
язычки-гудки,
легкие
игрушки
султанчики, картотеки
дыхательных упражнений);
Для обучения грамоте (« Город звуков и букв», магнитные
буквы,
алфавиты,
азбука,
буквари,
лото,
книги
для
чтения,
кубики
Зайцева, пазлы, дидактические игры);
Для
изучения
лексических
тем (Дидактические
игры,
детская
литература,
сюжетные
и
предметные
картинки,
подборки
игровых заданий, лото, домино);
Для развития связной речи ( Серии сюжетных картинок
(для
установления
последовательности
событий,
по
временам
года,
различные виды театров).
Содержание
и
обновление
материала
в
уголке
происходит
периодически
и
может
зависеть
от
темы
недели,
месяца
(согласно
комплексно-тематического
планирования
образовательного
процесса),
лексической темы, времени года, традиций и праздников, что соответствует
принципу
т ранс формируемо сти
и
вариативно сти
п р е д м е т н о -
пространственной среды.
Согласно
принципу
полифункциональности
в
уголке
могут
применяться другие составляющие предметной среды группы, как то: ширма
для показа кукольных спектаклей, мягкие переносные модули, магнитная
доска,
а
также
могут
применяться
природный,
бросовый
материал
как
предметы- заместители.
Все материалы в уголке находятся в свободном доступе для детей и
обеспечивают
все
основные
виды
детской
активности:
игровую,
познавательную,
исследовательскую,
творческую,
двигательную,
коммуникативную), что соответствует принципу доступности.
Принцип
безопасности
реализуется
в
надежном
укреплении
всего
оборудования уголка и безопасности материалов из которых изготовлены
игры и пособия, а также безопасности их использования.
Важную роль в организации уголка
могут оказать родители. Ими
могут быть изготовлены различные виды театров: вязаный, театр ложек,
пальчиковый,
шапочки-маски
для
театрализации,
подобран
поддувной
материал (соломинки для коктейля, вертушки, свистки-гудочки), материал
для развития мелкой моторики (массажные мячики, прищепки,). Активность
родителей понадобится
и при освоении лексических тем. Так, родители
подбирают материал по теме (картинки, предметы), готовят коллажи, поделки
для мини-музея).
Таким
образом,
уголок
по
речевой
деятельности
в
группе
–
многофункциональный
центр,
с
насыщенной
предметно-развивающей
средой, который обеспечивает развитие ребенка во всех видах деятельности с
обязательным
участием
родителей,
что
соответствует
требованиям
современного дошкольного образования.