Напоминание

Уголок по речевой деятельности в группе как часть предметно-развивающей среды


Автор: Малышева Инна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Раздольнинский детский сад "Кораблик"
Населённый пункт: п. Раздольный, Гурьевский район, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Уголок по речевой деятельности в группе как часть предметно-развивающей среды
Раздел: дошкольное образование





Назад





Уголок по речевой деятельности как часть предметно-пространственной

среды группы .
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет ряд обязательных требований к осуществлению дошкольного образования. Одним из этих требований являются требования к условиям реализации образовательных программ, а в частности к предметно-пространственной развивающей среде ( п.3.3. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования). Уголок по речевой деятельности, организованный в группе – это часть предметно-пространственной развивающей среды всего образовательного пространства, поэтому он должен соответствовать требованиям, указанным в п.3.3. ФГОС дошкольного образования. В дошкольной образовательной организации уголок по речевой деятельности организуется с целью создания условий для стимулирования речевой деятельности и речевого общения в группе, воспитанники которой входят в состав логопедической группы ДОУ или группа является полностью логопедической. Уголок по речевой деятельности организуется воспитателями группы при поддержке учителя-логопеда и участии родителей воспитанников, и отвечает требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования, а именно соответствует принципам  Содержательности и насыщенности;  Трансформируемости;  Полифункциональности;  Вариативности;  Доступности;  Безопасности,
а также соответствует возрастным возможностям детей и содержанию основной образовательной программы дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда уголка обеспечивает реализацию образовательного потенциала данного пространства и включает материалы, оборудование для развития детей с учетом особенностей и коррекции недостатков в их развитии: в уголке размещены столы и стулья для индивидуальной и совместной с педагогом деятельности, зеркало для работы над артикуляционным аппаратом, полки и книжный уголок, с размещенными на них играми, пособиями, литературой. Насыщенность среды отражается в многообразии дидактических средств для занятий, которые включают материалы: 
Для работы над звукопроизношением
(литература, картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, тексте, комплексы артикуляционных упражнений в картинках и сказках, логопедическое лото); 
Для

развития мелкой моторики
(разнообразные шнуровки, мозаики, мелкие игрушки, игры с прищепками, игры с нитками, счетными палочками, семенами, трафареты, картотеки пальчиковой гимнастики, упражнений на координацию речи и движения, набор пазлов, набор кубиков); 
Для

развития

дыхания
(соломинки для коктейля, вертушки, язычки-гудки, легкие игрушки султанчики, картотеки дыхательных упражнений); 
Для обучения грамоте («
Город звуков и букв», магнитные буквы, алфавиты, азбука, буквари, лото, книги для чтения, кубики Зайцева, пазлы, дидактические игры); 
Для

изучения

лексических

тем
(Дидактические игры, детская литература, сюжетные и предметные картинки, подборки игровых заданий, лото, домино);

Для развития связной речи (
Серии сюжетных картинок (для установления последовательности событий, по временам года, различные виды театров). Содержание и обновление материала в уголке происходит периодически и может зависеть от темы недели, месяца (согласно комплексно-тематического планирования образовательного процесса), лексической темы, времени года, традиций и праздников, что соответствует принципу т ранс формируемо сти и вариативно сти п р е д м е т н о - пространственной среды. Согласно принципу полифункциональности в уголке могут применяться другие составляющие предметной среды группы, как то: ширма для показа кукольных спектаклей, мягкие переносные модули, магнитная доска, а также могут применяться природный, бросовый материал как предметы- заместители. Все материалы в уголке находятся в свободном доступе для детей и обеспечивают все основные виды детской активности: игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, двигательную, коммуникативную), что соответствует принципу доступности. Принцип безопасности реализуется в надежном укреплении всего оборудования уголка и безопасности материалов из которых изготовлены игры и пособия, а также безопасности их использования. Важную роль в организации уголка могут оказать родители. Ими могут быть изготовлены различные виды театров: вязаный, театр ложек, пальчиковый, шапочки-маски для театрализации, подобран поддувной материал (соломинки для коктейля, вертушки, свистки-гудочки), материал для развития мелкой моторики (массажные мячики, прищепки,). Активность родителей понадобится и при освоении лексических тем. Так, родители
подбирают материал по теме (картинки, предметы), готовят коллажи, поделки для мини-музея). Таким образом, уголок по речевой деятельности в группе – многофункциональный центр, с насыщенной предметно-развивающей средой, который обеспечивает развитие ребенка во всех видах деятельности с обязательным участием родителей, что соответствует требованиям современного дошкольного образования.


В раздел образования