Напоминание

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Исхакова Наталия Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 25 "Журавлик"
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование





Назад




Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. автор Исхакова Н.А. воспитатель детского сада №25 «Журавлик» Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России. В современном российском обществе наблюдается рост инвалидизации детей и молодёжи. Современное российское законодательство, формирующее определённый уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. В России создаётся и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребёнку-инвалиду, спортивно- адаптивных школ для инвалидов и так далее. Доказано, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся ребёнок . Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Социализация – это процесс и результат включения индивида в социальные отношения . В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей. В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения, и благодаря этому может изменяться его психика. Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение, реализация её социального потенциала. В условиях оздоровительного комплекса эффективная социально- педагогическая реабилитация обусловлена взаимодействием детей с ограниченными возможностями здоровья, микросоциума (здоровых сверстников, родителей, сотрудников учреждения и др.), социальных педагогов, при котором реабилитационная методика направлена на раскрытие с о ц и а л ь н о го п от е н ц и а л а ка ж д о го р е б ё н ка в д е я т е л ь н о с т и . Социально-педагогическая деятельность по развитию социального
потенциала ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на его успешную социализацию, включает: – развитие духовных и физических способностей ребёнка; – содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему; – обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны как допускающие обучение лишь практическим навыкам; – установление реального и более комфортного контакта с внешним миром; – поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия; – облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни. Важнейшим условием, обеспечивающим полноценную интеграцию и инклюзию, является точная дифференциальная психодиагностика каждого ребенка. Это может быть осуществлено только при на личии квалифицированной диагностической службы. Такая служба должна не только ставить диагноз, но и давать заключение для школы или другого образовательного учреждения, куда предполагается направить ребенка в соответствии с диагнозом; заключение должно содержать рекомендации к индивидуальному плану обучения. Одно из основных условий интеграции в культуру сверстников – коррекция отношений участников процесса (детей, их педагогов и родителей) друг к другу. Взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодействие – три составляющих успеха социальной интеграции и инклюзии Важный аспект инклюзивного образования – развитие системы сопровождения, которая испытывает трудности, связанные с методической необеспеченностью диагностики. Дело в том, что мы с достаточной степенью полноты научились исследовать проблему со стороны «недоразвития», «негативных факторов», «отсутствия» и т. д., но сама по себе констатация того или иного недостатка несет лишь узкую часть информации о возможных путях решения проблемы. Гораздо более важным является диагностика тех конструктивных факторов, которые позволяют найти решение. К сожалению, диагностический инструментарий, используемый специалистами, более ориентирован на констатацию негативного фона проблемы, а не на поиск путей выхода из нее. Смысловое назначение системы сопровождения при инклюзивном образовании связано с обучением ребенка методам самостоятельного поиска и решения собственных проблем развития. Введенный в действие в России с 1 сентября 2011г. Федеральный государственный стандарт начального общего образования учитывает как общие для всех нормально развивающихся детей, так и особые образовательные потребности для детей с ОВЗ, а также единство образовательного про странства РФ в условиях м н о го о б р а з и я
образовательных систем и видов учреждений. Стандартом предусмотрено обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, особенно тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – детей с ОВЗ. Социально-педагогическая деятельность по поддержке детей с ОВЗ– это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности ребенка с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи. Процесс социализации личности ребенка с ОВЗ будет эффективным при условии интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе. Необходимо признание роли семьи как микрофактора в процессе воспитания и развития ребенка для более полной и успешной социализации его личности. Основные задачи социализации заключаются вформировании ценностей и общепринятых норм поведения, необходимых для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности и самый эффективный метод для успешной социализации – игра. Социально-педагогическую деятельность необходимо реализовывать как технологию перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую, образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. Список литературы 1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с. 2.Закрепина А. Социальное развитие дошкольников//Дошкольное воспитание. 2009. - № 11, с.72-79 3. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с. 4. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. – М.: Издательская фирма ″Сентябрь″, 1997. – 96 с. 5. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития/Сост. и общая ред. В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе. – СПб.: Питер, 2002. – 304 с. 6. Прозорова М. Изучение социальных эмоций у старших дошкольников с ЗПР//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2006. - № 2, с.66-69


В раздел образования