Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Исхакова Наталия Александровна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 25 "Журавлик" Населённый пункт: город Тамбов Наименование материала: статья Тема: Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья Раздел: дошкольное образование
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья.
автор Исхакова Н.А.
воспитатель детского сада №25 «Журавлик»
Одной из актуальных социально-экономических и демографических
проблем современного российского социума является включение детей с
ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы
объясняется
многими
обстоятельствами,
сложившимися
в
современной
России.
В современном российском обществе наблюдается рост инвалидизации
детей и молодёжи.
Современное
российское
законодательство,
формирующее
определённый
уровень
толерантности
к
детям
с
ограниченными
возможностями, отвечает общепризнанным международным стандартам и
имеет
гуманистическую
направленность.
В
России
создаётся
и
функционирует
сеть
реабилитационных
учреждений,
школ-интернатов,
центров
социальной
помощи
семье
и
ребёнку-инвалиду,
спортивно-
адаптивных школ для инвалидов и так далее.
Доказано,
что
ребёнок
с
ограниченными
возможностями
здоровья
испытывает
трудности
проникновения
в
смысл
человеческих
отношений,
потому что он не может их познать теми способами, которыми пользуется
нормально развивающийся ребёнок .
Главная
проблема
ребёнка
с
ограниченными
возможностями
заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности,
бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении
с
природой,
недоступности
ряда
культурных
ценностей,
а
иногда
и
элементарного образования.
Социализация
–
это
процесс
и
результат
включения
индивида
в
социальные
отношения
.
В
процессе
социализации
индивид
становится
личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни
среди людей. В процессе социализации осуществляется включение индивида
в социальные отношения, и благодаря этому может изменяться его психика.
Высшим
уровнем
социализации
личности
является
её
самоутверждение,
реализация её социального потенциала.
В
условиях
оздоровительного
комплекса
эффективная
социально-
педагогическая
реабилитация
обусловлена
взаимодействием
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
микросоциума
(здоровых
сверстников,
родителей,
сотрудников
учреждения
и
др.),
социальных
педагогов, при котором реабилитационная методика направлена на раскрытие
с о ц и а л ь н о го
п от е н ц и а л а
ка ж д о го
р е б ё н ка
в
д е я т е л ь н о с т и .
Социально-педагогическая
деятельность
по
развитию
социального
потенциала
ребёнка
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
направленная на его успешную социализацию, включает:
– развитие духовных и физических способностей ребёнка;
– содействие в получении соответствующей школы образования, включая
подготовку к нему;
–
обеспечение
условий
для
участия
в
жизни
общества
детей,
чьи
возможности
окончательно
признаны
как
допускающие
обучение
лишь
практическим навыкам;
– установление реального и более комфортного контакта с внешним миром;
–
поддержка,
повышение
и
постоянное
восстановление
физических
и
моральных сил, а также душевного равновесия;
–
облегчение
бытовых
и
жилищных
условий,
организация
и
проведение
свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной
жизни.
Важнейшим условием, обеспечивающим полноценную интеграцию и
инклюзию, является точная дифференциальная психодиагностика каждого
ребенка.
Это
может
быть
осуществлено
только
при
на личии
квалифицированной
диагностической
службы.
Такая
служба
должна
не
только ставить диагноз, но и давать заключение для школы или другого
образовательного
учреждения,
куда
предполагается
направить
ребенка
в
соответствии с диагнозом; заключение должно содержать рекомендации к
индивидуальному плану обучения.
Одно
из
основных
условий
интеграции
в
культуру
сверстников
–
коррекция отношений участников процесса (детей, их педагогов и родителей)
друг к другу. Взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодействие – три
составляющих успеха социальной интеграции и инклюзии
Важный
аспект
инклюзивного
образования
– развитие
системы
сопровождения, которая испытывает трудности, связанные с методической
необеспеченностью диагностики. Дело в том, что мы с достаточной степенью
полноты
научились
исследовать
проблему
со
стороны
«недоразвития»,
«негативных факторов», «отсутствия» и т. д., но сама по себе констатация
того или иного недостатка несет лишь узкую часть информации о возможных
путях решения проблемы. Гораздо более важным является диагностика тех
конструктивных факторов, которые позволяют найти решение. К сожалению,
диагностический
инструментарий,
используемый
специалистами,
более
ориентирован на констатацию негативного фона проблемы, а не на поиск
путей выхода из нее.
Смысловое
назначение
системы
сопровождения
при
инклюзивном
образовании связано с обучением ребенка методам самостоятельного поиска
и решения собственных проблем развития.
Введенный
в
действие
в
России
с
1
сентября
2011г.
Федеральный
государственный стандарт начального общего образования учитывает как
общие
для
всех
нормально
развивающихся
детей,
так
и
особые
образовательные
потребности
для
детей
с
ОВЗ,
а
также
единство
образовательного
про странства
РФ
в
условиях
м н о го о б р а з и я
образовательных систем и видов учреждений. Стандартом предусмотрено
обеспечение
условий
для
индивидуального
развития
всех
учащихся,
особенно тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях
обучения – детей с ОВЗ.
Социально-педагогическая деятельность по поддержке детей с ОВЗ–
это
непрерывный
педагогически
целесообразно
организованный
процесс
социального воспитания с учетом специфики развития личности ребенка с
особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях
общества
и
при
участии
всех
социальных
институтов
и
всех
субъектов
воспитания и социальной помощи.
Процесс социализации личности ребенка с ОВЗ будет эффективным
при
условии
интеграции
таких
детей
в
общество,
чтобы
они
могли
приобрести
и
усвоить
определенные
ценности
и
общепринятые
нормы
поведения, необходимые для жизни в обществе.
Необходимо признание роли семьи как микрофактора в процессе воспитания
и
развития
ребенка
для
более
полной
и
успешной
социализации
его
личности.
Основные
задачи
социализации заключаются
вформировании
ценностей
и
общепринятых
норм
поведения,
необходимых
для
жизни
в
обществе,
коммуникативной
и
социальной
компетентности
и
самый
эффективный метод для успешной социализации – игра.
Социально-педагогическую
деятельность
необходимо
реализовывать
как
технологию
перевода
социальной
ситуации
развития
ребенка
в
педагогическую,
образовательную,
воспитательную,
обучающую,
развивающую.
Список литературы
1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие
для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
2.Закрепина А. Социальное развитие дошкольников//Дошкольное
воспитание. 2009. - № 11, с.72-79
3. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей
в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с.
4. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. – М.: Издательская фирма
″Сентябрь″, 1997. – 96 с.
5. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического
развития/Сост. и общая ред. В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе. – СПб.: Питер,
2002. – 304 с.
6. Прозорова М. Изучение социальных эмоций у старших дошкольников с
ЗПР//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2006. - № 2,
с.66-69