Напоминание

Предупреждение недостатков речи у дошкольников


Автор: Гурова Ольга Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение оздоровительно- компенсирующей направленности № 70 "Дюймовочка"
Населённый пункт: город Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: Рекомендация для родителей
Тема: Предупреждение недостатков речи у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Предупреждение недостатков речи
Основными нарушениями речи дошкольников является дислалия, сложная дислалия, - нарушение звукопроизношения - замена звуков, их искажение, пропуск, перестановка слогов, неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов, небрежность произношения, нарушения ритма и темпа речи, заикание. Если эти дефекты не проходят у детей в возрасте 3,5–4 лет, необходимо обратиться к логопеду, который разработает программу занятий с уч ѐ том индивидуальных особенностей ребенка. Со многими проблемами невозможно справиться без помощи специалиста, владеющего определ ѐ нными методиками, но работа по коррекции произносительных навыков должна продолжаться и дома. Что же способствует правильному речевому развитию? 1. Прежде всего, это правильная, спокойная, замедленная речь окружающих. С реб ѐ нком нельзя говорить в обычном темпе, так как вследствие недостаточного в этом возрасте развития речеслухового аппарата он не вс ѐ успеет услышать и понять. 2. Если реб ѐ нок затрудняется выразить свою мысль, переставляя или пропуская слоги, ему следует мягко подсказать. После многократного повторения трудных слов реб ѐ нок с удовольствием повторяет их за мамой, делать он это должен добровольно. Излишняя требовательность раздражает, обижает реб ѐ нка, может вызвать боязнь «открыть рот», молчаливость, даже отвращение к речи. 3. Не следует раздражаться детской «болтовн ѐ й», реб ѐ нок тренирует свои органы речи. Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: можно напомнить, что нужно не мешать, когда взрослые разговаривают; играть тихо, когда кто-то спит или болен; не кричать. 4. Не рекомендуется перегружать реб ѐ нка - учить буквы, обучать чтению в тр ѐ х- четыр ѐ хлетнем возрасте без его желания; результат часто бывает обратный желаемому. Установлено, что для всякого обучения существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки. Несоблюдение их плохо отражается на ходе умственного развития реб ѐ нка. 5. При раннем речевом развитии не следует принуждать реб ѐ нка к рассказыванию стихов, демонстрировать его перед гостями - это может привести к заиканию. 6. При позднем развитии речи не стоит заранее бить тревогу, нужно стараться больше играть с реб ѐ нком в разные речевые игры, пополняя его пассивный словарный запас. 7. Вредно излишнее возбуждать фантазию и чувства реб ѐ нка частными и продолжительными телепередачами, особенно перед сном. Это перевозбуждает его, способствует расстройству нервной системы, сна.
Причины речевых нарушений
1. Недостаточное речевое окружение в раннем возрасте: мало слышать хорошую речь, надо, чтобы реб ѐ нок пользовался ею, связывал е ѐ с выполнением тех или иных действий в игре. 2. Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье - копирование детской речи: реб ѐ нок подражает тому, что слышит. 3. Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции (скажи «рыба») приводят к появлению искаж ѐ нного звука: Р горлового, боковых шипящих и других дефектов. 4. Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное н ѐ бо и др. 5. Длительное пользование соской - способствует межзубному произношению свистящих, шипящих и других звуков речи. 6. Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда - отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.
7. Если у реб ѐ нка лепетная речь в три- четыре года (его даже мать не понимает), если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, реб ѐ нок часто болеет, ослаблен, с трудом общается со сверстниками, родителям необходимо обратиться к врачу. Эти причины могут быть обусловлены разными факторами. Вот некоторые из них: 1 . Болезни, перенес ѐ нные родителями или одним из них (алкоголизм, наркомания, сифилис, туберкул ѐ з, нервные заболевания); 2. Родовые травмы; 3.Инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарств; 4.Ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания.
Несколько слов о наследственности
Недостатки речи по наследству не передаются, так как речь не является врожд ѐ нной способностью человека, она формируется у реб ѐ нка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дети могут наследовать анатомические недостатки, например неправильное строение зубов или ослабленность нервной системы, что может быть исправлено врачами-специалистами и специальным обучением.
Логопед советует
 Развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно переж ѐ вывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щ ѐ к, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т.д.  Разговаривать с реб ѐ нком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать "детский язык".  Каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.   Чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать.   Говорить ч ѐ тко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.   Выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Е ѐ цель - заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.  Использовать упражнения для развития мелкой моторики.   При заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия, способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма. Занятия с ребёнком не должны быть скучным уроком, необходимо постараться превратить их в увлекательную игру, создать спокойную, доброжелательную атмосферу, настроить реб ѐ нка на положительный результат, чаще хвалить его.
Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие
Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила». Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка. Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?
 Предложите дочке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.  С сыном можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?  Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.  Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.  Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.  Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.  И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.
Участие родителей в воспитании правильного

звукопроизношения у детей
Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости для родителей вести с детьми, неправильно произносящими ту или иную группу звуков (свистящие, шипящие, сонорные), специальные занятия. Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит.
Артикуляционная гимнастика
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность.
Упражнение

«Надуем

щёки»
Щеки могут втягиваться внутрь рта. (Втянем щеки.) А могут надуться, как шары. (Надуем щеки.) Повторяй это упражнение 3 - 4 раза.
Упражнение

«Улыбка»
Губы умеют растягиваться. И получается улыбка. Повторяй это упражнение 3-4 раза подряд. (Необходимо для постановки звуков С,З,Ц, Л, Ль, Р, Рь)
Упражнение «Заборчик»
Первыми упражняются губки и зубки. Они делают «заборчик». Губки широко улыбаются и открывают все зубки. Верхние и нижние зубки сомкнуты. Теперь спрячь зубки и отдохни. Вновь сделай «заборчик». Повторяй это упражнение 5-6 раз подряд.
Упражнение

«Хоботочек»
Губы могут вытягиваться вперед, получается «хоботочек». Сделай и ты «хоботочек» 3 - 4 раза подряд. Отдохни и повтори. (Необходимо для постановки звуков Ш ,Ж , Ч, Щ).

Упражнение «Чашечка»
А ещё язычок может превратиться в чашечку. Он высовывается наружу, загибает свои краешки наверх, и получается чашечка. Упражнение - начинай! Раз - два! Раз -два! (Необходимо для постановки звуков Ш ,Ж , Ч, Щ).
Упражнение «Вкусное варенье»
Представь, что у тебя на верхней губе земляничное варенье. Язычок высовывается из своего домика, «обнимает» верхнюю губку и облизывает это вкусное варенье. Это «вкусное» упражнение можно повторять много раз подряд. (Необходимо для постановки звуков Л, Ль, Р, Рь).
Упражнение «Лошадка»
Чтобы стать сильным, язычок часто цокает, как лошадка. Он присасывается к нёбу и быстро отскакивает от него. Поскачем? Приготовились! Поскакали! Цок-цок, цок-цок! Необходимо для постановки звуков Р, Рь).
Упражнение «Грибок»
А теперь язычок присосался к небу и не отскочил от него. Он стал похож на грибок. Ножка у грибка высокая и тоненькая. А «шляпка» -это нёбо. Держи грибок, пока взрослый сосчитает до десяти. Необходимо для постановки звуков Р, Рь).
Упражнение «Качели»
Язык высовывается наружу и то поднимается на верхнюю губу, то опускается на нижнюю. Сначала язык делает это медленно, а затем все быстрее и быстрее. Ух! Захватывает дух! Повторяй это упражнение 3-4 раза. (Полезное упражнение для всех звуков речи).
Упражнение «Чистим зубки»
Язычок может погладить верхние и нижние зубки. Я, как зубная щетка, чищу зубки с внешней и внутренней стороны. Посмотри, как я это делаю! (Полезное упражнение для всех звуков речи).
Упражнение

«Красим

п отолок »
Сейчас найдет и покажет тебе нёбо. Оно внутри ротика, наверху, как небо. Иногда язычок поднимается и гладит нёбо, будто красит потолок в своем домике. Это очень трудная работа. Он старается изо всех сил. Повторяй это упражнение 5 - 6 раз. (Необходимо для постановки звуков Л, Ль, Р, Рь).
Упражнение

« Ч а с и к и »
Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.
Упражнение

«Блинчик»/

«Лопатка»
Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку»/ «блинчик» в рот, стараясь не напрягать язык

Дыхательная гимнастика
Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Основные параметры правильного ротового выдоха:  Выдоху предшествует сильный вдох через нос – "набираем полную грудь воздуха";  Выдох происходит плавно, а не толчками;  Во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;  Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);  Выдыхать следует, пока не закончится воздух;  Во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов. Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка», «Свистульки» «Мыльные пузыри», «Осенние листья», «Ветерок», «Одуванчик».
Игры и упражнения для развития фонематического слуха
Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты. Для тренировки речевого слуха можно воспользоваться нижепредложенными играми:
Фонетические игры

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова

- Упражнение «Внимательные ушки»
Выделение звука [б] а) из ряда звуков: б, т, к, б, м, н, б, п, т, б; б) из прямых слогов: па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу; в) из слов: булка, палка, бант, ток, коробка, мука, рыба, луна, колобок. Взрослый дает инструкцию: «Я буду называть звуки (слоги, слова). Если ты услышишь звук [б] хлопни в ладоши (подними руку, подними флажок) вот так».
- Упражнение «Подними сигнал».
Инструкция: «Я буду называть слова. Если вы услышите в слове звук [с], поднимите флажок». Слова для произнесения: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, стул, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор. Ребёнок должен определить, имеется ли в этих словах выделенный звук. Реакциями ребёнка могут быть разнообразные действия: подъем руки, флажка, хлопок в ладоши и т.д.
- Игра «Чудо-дерево».
Взрослый предлагает ребёнку украсить дерево картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.
2. Вычленение первого ударного гласного из слова.
1. Взрослый просит ребенка назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Уля, Ира, Эля, Игорь, Осип, Ада, Инга. 2. Ребёнок рассматривают картинки, называют их и определяют, с какого звука начинается их название. Например: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, арка, облако.
3. Ребёнку необходимо отобрать картинки (придумать слово), названия которых начинаются с заданного звука (ударного [о, и., у, а]). 4. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке: Пусты поля, мокнет земля, В шкурке золотистой, Дождь поливает. Сладкий и душистый Когда это бывает? (Апельсин) (Осенью) Ударные гласные узнаются детьми гораздо легче, чем безударные. Они легче выделяют их из начала слова, чем из его конца или из середины Работа начинается с уточнения артикуляции гласных звуков. При уточнении артикуляции гласного звук внимание ребенка обращается на положение губ (раскрыты, вытянуты кружочком, вытянуты трубочкой и т.д.). Сначала гласный звук в словах произносится с интонированием, т.е. с выделением голосом, затем с естественной артикуляцией и интонацией. После повторения простых форм фонематического анализа и убедившись, что ребёнок усвоили данный материал,
можно переходить к работе над сложными формами

звукового анализа и синтеза.
Детям предлагаются следующие задания:
1. Анализ звукового ряда из двух гласных.

-Игры: «Отгадай, сколько произнесу звуков», «Отгадай и назови звуки»
ау уа аи иа иу уи ао оа
- Анализ звукового ряда из трех гласных:
ауу уау аау ууа ауа уаа а) назови первый звук б) назови последний звук в) сосчитай
2. Определение конечного согласного в слове.
Определение конечного согласного проводится вначале на обратных слогах. Примерные задания: - Звуковой анализ обратных слогов: ок, ук, ак а) выделение первого гласного б) выделение последнего согласного
- Упражнение «Послушай и назови».
Взрослый называет слова и просит ребенка назвать последний звук: кот, дым, мак, суп, нос, жук, бык и т.д.
- Игра «Чудесный мешочек».
Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет последний звук в слове
- Отгадать загадку, назвать последний звук в отгадке:
Мягкие лапки, А в лапках царапки. (Кот) Прежде чем его мы съели, Все наплакаться успели. (Лук) Под крышей четыре ножки, А на крыше суп да ложки. (Стол)

Советы логопеда


В раздел образования