Напоминание

Особенности детского экспериментирования


Автор: Костерина Наталья Валерьевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МБОУ "Гончаровская СОШ"
Населённый пункт: Лен.обл Выборгский р-он п.Гончарово
Наименование материала: Стать
Тема: Особенности детского экспериментирования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности детского экспериментирования. В настоящее время мы являемся свидетелями того,как в системе дошкольного образования формируется ещѐ один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он даѐт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идѐт обогащение памяти ребѐнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчѐт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребѐнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приѐмов и операций. Нельзя не отменить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребѐнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счѐт повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников. Главным отличием можно назвать генетическое родство детского экспериментирования с игрой, а так же с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира: 1. Детское экспериментирование свободно от обязательности. Мы не можем обязать ребѐнка ставить опыты, как поступили бы с учениками в школе. Во время любого эксперимента у ребѐнка должно сохраниться ощущение внутренней свободы. Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребѐнок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведѐнное по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал. Его можно прекратить. Исключение составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред животным и растениям. 2. В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению ,если это не уводит слишком далеко от цели занятия. Например, при изучении свойств магнита я запланировала выяснить, какие материалы притягиваются магнитом и как влияют на его свойства преграды. Дети положили скрепки в ящик и стали передвигать
с помощью магнита, помещѐнного под дно ящика. Я поддерживаю инициативу: «Сделай из скрепок поезд и проведи его под мостом» (используя деталь из строительного набора). Если мы радуемся открытиям своих питомцев, одобряем их попытки мыслить самостоятельно, в группе создаѐтся творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей. 3. Дети не могут работать не разговаривая. Кроме того, потребность поделиться своими открытиями, является естественной потребностью любого творческого человека. Лишение детей возможности обращаться друг с другом не только затрудняет условие материала, но и наносит ущерб личности в целом. Из сказанного вытекает следующий вывод: при организации экспериментов в д/с нужно специально создавать условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению. 4. При проведении природоведческих экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Имеет смысл позволить интересующимся детям экспериментировать чаще. В тоже время не стоит неволить тех, у которых особых склонностей к исследовательской работе нет. Они могут в это время заниматься чем-то другим. Единственное, чего нельзя делать – это позволять им ничего не делать. 5. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов .Несмотря на то, что фиксирование результатов приносит огромную пользу, злоупотреблять этим не следует. Это является дополнительной нагрузкой для ребѐнка, не все дети дошкольного возраста способны осознать смысл этой процедуры. 6. Следующим важным моментом, который необходимо учитывать – это право ребѐнка на ошибку. Учитывая наглядно-образный характер мышления, гораздо целесообразнее позволить детям самостоятельно на практике убедиться в неверности своих предположений. Такой методический приѐм не только сделает знания более реальными и осознанными, но и укрепит авторитет педагога. Целесообразно специально закладывать в методику эксперимента возможность совершения ошибки. 7. Очень важно уметь применить адекватные способы вовлечения детей в работу.


В раздел образования