"Экологические знания - первые представления о мире"
Автор: Клызбаева Галия Николаевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МАДОУ №1 "Детский сад общеразвивающего вида" Населённый пункт: Кемерово Наименование материала: Семинар-практикум Тема: "Экологические знания - первые представления о мире" Раздел: дошкольное образование
Цель
–
определение
эффективных
форм
и
методов
работы
по
воспитанию
осознанного
правильного
отношения
детей
дошкольного
возраста к природе.
Задачи:
обеспечить педагогам комплексный подход к гармоническому развитию
дошкольников;
установить
связь
эстетического
воспитания
со
всеми
сторонами воспитательного процесса;
повысить
эффективность
работы
воспитателей
по
формированию
у
детей познавательного интереса к красоте окружающего мира;
получить
высокие
показатели
в
развитии
личности
дошкольника
в
целом.
Участники семинара : педагоги
Продолжительность : 45 минут
1. Ход практикума
Организационный момент
Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с
раннего
возраста.
Именно
тогда
закладываются
начала
экологической
культуры личности. Этот процесс должен основываться на психологических
особенностях
дошкольников.
Среди
последних
важными
является
повышенная
эмоциональная
чувствительность,
несформированность
познавательной
и
волевой
сфер.
В
отношении
к
природе
ребенок
не
дифференцирует
свое
«Я»
от
окружающего
мира,
не
различает
границу
между
«человеческим»
и
«нечеловеческим»;
у
него
преобладает
познавательный тип отношения (какой объект бывает на ощупь, вкус, а не
любуется им) сравнительно с эмоционально-чувственным и практически-
действенным.
Психологические
особенности
отношения
дошкольников
к
природе
определяют
педагогическую
стратегию
формирования
основ
их
экологической культуры.
Дошкольное
детство
—
начальный
этап
формирования
личности
человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период
закладывается позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к
себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое образование выступает
как
сложный
педагогический
процесс.
Знание
основ
экологии
-
это
важнейший
компонент
экологической
культуры,
развиваемый
у
дошкольников.
Основным
содержанием
экологического
воспитания
является
формирование у ребенка осознанного правильного отношения к природным
явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в
дошкольном детстве.
Основным
содержанием
экологического
воспитания
является
формирование у ребенка осознанного правильного отношения к природным
явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в
дошкольном детстве.
Осознанное
правильное
отношение
детей
к
природе
строится
на
чувственном
ее
восприятии,
эмоциональном
отношении
к
ней
и
знании
особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых
биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых
организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных
сообществ.
Такие
знания
в
процессе
общения
ребенка
с
природой
обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных,
состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Процесс становления осознанного правильного отношения к природе
сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут
служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это
самостоятельные
наблюдения,
проведение
опытов,
вопросы,
стремление
рассказать
о
переживаниях
и
впечатлениях,
обсуждать
их,
воплощать
в
различной
деятельности
(отражать
в
игре,
создавать
изопродукцию,
ухаживать за животными и растениями).
Учитывая
всё
выше
сказанное,
можно
считать,
что
формирование
экологической
культуры
это
основное
средство
воспитания
у
детей
осознанного
правильного
отношения
к
природе.
Осознанное
правильное
отношение
к
природе
является
важной,
необходимой
областью
теории
воспитания
и
обучения,
актуальность
которой
диктуется
современными
условиями.
Экологическое воспитание как приоритетное направление в
работе с дошкольниками
Для глубокого и прочного осознания экологических понятий, сложных
глобальных, региональных и локальных природоохранных проблем особенно
важен
их
исторический
аспект.
Известно,
что
современная
острота
экологических
ситуаций
имеет
исторические
корни,
обусловлена
потерей
лучших народных традиций, утрат нравственных основ гуманизма, любви,
сострадания, бережного отношения к родной земле.
Человек - часть природы: он не может жить вне нее, не может нарушать
законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись
жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны,
сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле.
Для
дошкольной
педагогики
экологическое
воспитание
достаточно
новое
направление,
целью
которого
является
формирование
начал
экологической культуры.
Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации
воспитательно-образовательной модели, при которой очевидны проявления
начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
Экологическое
воспитание
-
это
один
из
основных
аспектов
нравственного
воспитания.
Ведь
воспитание
бережного
и
заботливого
отношения ребенка к природе вырабатывает в нем те нравственные нормы,
которые в дальнейшем станут мотивом, побудителем его поведения.
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными
средствами.
Одно
из
них,
как
ранее
было
отмечено,
экологическое
воспитание.
Природа
-
неиссякаемый
источник
духовного
обогащения.
Дети
постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают
зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие
хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы
пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре,
трудовой и художественной деятельности. Однако, далеко не все может быть
правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко
не
всегда
при
этом
формируется
правильное
отношение
к
растениям
и
животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические
представления - знание о её объектах и явлениях, воспитать способность
видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к
ней
-
важнейшая
задача
экологического
воспитания
в
дошкольном
учреждении.
Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно
тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней,
овладеют
несложными
способами
выращивания
растений,
ухода
за
животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и
формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.
Любить Родину - значит любить родную природу, умело оберегать её.
Каждый день мы бываем с детьми на прогулке, ходим мимо кустарников,
деревьев, цветочных клумб, ухоженных добрыми и заботливыми руками,
ходим, порой, безучастные ко всему, что нас окружает. А потом удивляемся:
почему
ребенок
сломал
березку
во
дворе,
растоптал
цветы
на
клумбе,
обломал кустарники. Почему? Потому, что мы не научили их сохранять и
охранять посадки, своими руками сажать растения, наблюдать за ростом,
ухаживать за ними.
Очень важно научить детей видеть и понимать красоту окружающей
природы, беречь и умножать её" богатства. Рассказывая о природе детям, мы
открываем перед ними сказочный мир жизни растений и животных, учим
любить и внимательно относиться к ним.
Экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов между
собой и окружающей средой. Обычно под «экологическим воспитанием»
понимают воспитание человечности, т. е доброты, ответственного отношения
и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно
оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Воспитание экологической культуры должно учить и понимать себя, и
все, что происходит вокруг.
Экологическое воспитание детей предполагает:
Воспитание
гуманного
отношения
к
природе
(нравственное
развитие);
Формирование системы экологических знаний (интеллектуальное
развитие);
Развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать
красоту природы, восхититься ею, желание сохранить её);
Участие в посильной для этого возраста деятельности по уходу за
растениями, животными, по охране и защите природы.
Очень
важно
показать
детям,
что
по
отношению
к
природе
они
занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны беречь её и
заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников
и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку.
Взрослые должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и
жестокое
отношение
детей
к
природе
объясняются
отсутствием
у
них
необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания
происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных
дошкольникам экологических знаний:
-
представление
о
растениях
и
животных
как
уникальных
и
неповторимых
живых
существах,
об
их
потребностях
и
способах
удовлетворения этих потребностей;
-
понимание
взаимосвязи
между
живыми
существами
и
средой
обитания,
приспособленности
растений
и
животных
к
условиям
существования;
- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с
другом сложной системой связей и в то же время каждое из них имеет свою
экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Ознакомление с природой дает наиболее оптимальные результаты при
условии, если оно будет носить действенный характер. Нужно дать детям
возможность «общаться», «действовать» с объектами природы.
Длительное участие детей в уходе за животными помогают не только
воспитывать
чувство
ответственности,
любовь
ко
всему
живому,
но
и
расширять знания детей.
Действенная любовь, настоящая забота о природе возникает у ребенка
лишь
тогда,
когда
ежедневно
перед
ними
пример
отношения
к
природе
взрослого. Воспитание действительной любви к природе будет эффективным
лишь тогда, когда дети ежедневно общаются с природой и когда это общение
направлено взрослым.
Технология
формирования
начал
экологической
культуры
у
детей
дошкольного
возраста
построена
на
организации
взаимодействия
дошкольников с природой ближайшего окружения, познании того, что растет
и живет рядом с ребенком.
Формирование экологической культуры у дошкольников достигается в
ходе
непосредственного
взаимодействия
с
объектом
изучения:
ребенок
чувствует
и
познает
природу,
уникальность
живого
на
примере
самой
природы
-
тех
ее
представителей,
которые
стационарно
проживают
в
непосредственной
близости
от
ребенка
и
составляют
его
повседневное
предметное окружение.
Реализация
данной
идеи,
независимо
от
времени,
места
и
форм
организации
воспитательно-образовательного
процесса,
возможна
при
соблюдении ряда основополагающих принципов.
Естественно
-
научный
(знание
о
законах
организации
функционирования
экосистем,
о
природных
объектах
региона,
об
экологических проблемах в области и во всем мире и путях их решения).
Ценностно-нормативный (знания, раскрывающие универсальную
ценность
природы,
законы
природоиспользования
и
охраны
природы,
моральные и правовые ограничения).
Преемственности. Предполагает учет психолого-педагогических
особенностей воспитания, обучения и развития ребенка, отбор содержания,
обеспечивающего
целостное,
системное
восприятие
экологических
закономерностей, проблем; взаимосвязь всех видов детской деятельности.
Деятельностный
(знания
и
умения,
которые
используются
в
реальной
деятельности
с
объектами
природы,
пропаганда
экологических
знаний).
Наблюдение целесообразно использовать на занятиях разных видов.
Занятия
обеспечивают
широкое
пространство
для
творческой
реализации
содержания
наблюдений,
которое
предопределено
включением
детей
в
разные виды экологической деятельности с участием в ней воспитателя.
Целью каждого вида такой деятельности неизменно выступает формирование
первооснов
экологического
сознания,
экологического
поведения,
а
следовательно и экологической культуры личности.
В
овладении
естественными
знаниями,
как
и
знаниями
о
человеке
приоритетной должна стать поисково-исследовательская деятельность. Она
гармонично
интегрирует
всю
многогранность
не
только
теоретических
знаний, но и умений и навыков в отношении их приобретения и перенесения
в разные сферы жизнедеятельности дошкольника. В связи с этим необходимо
оптимизировать
деятельность
воспитателя
и
воспитанников
как
фактор
формирования экологической культуры личности путем внедрения ее самой
рациональной
формы
поисково-исследовательской,
в
основу
которой
заложена
целостная
система
взаимодействующих
и
целеустремленных
средств влияния на детей.
Поисково-исследовательская
деятельность
-
это
организованная
педагогом
деятельность
детей,
в
которой
они
путем
самостоятельного
открытия
природы,
решения
проблемных
заданий,
практически-
преобразовательных действий одновременно овладевают новыми знаниями, а
также
умениями
и
навыками
их
последующего
самостоятельного
приобретения.
Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес
ребенка, его мышление, умение обобщать.
«Зеленое
царство»
растений
привлекает
внимание
и
вызывает
заинтересованность
ребенка.
Умение
разглядывать
растение,
видеть
его
своеобразие и красоту, замечать разнообразные признаки и состояние - задачи
эстетического,
умственного
и
морального
воспитания
ребенка.
Ребенок,
наблюдая
за
растениями,
учится
распознавать
другую
(не
человеческую)
форму жизни, видеть живое существо, жизнь и состояние которого вполне
зависит от того, поливают его или нет, водой комнатной температуры или
холодной, чистой или с питательными веществами. Отличает здоровые и
крепкие растения от слабых, хилых, которые нужно «лечить». Красота - это
спутник здоровья. Бледное вытянутое растение с хилыми листьями, которое
не дает новых ростков и цветов, - некрасивое.
При систематическом взаимодействии с растениями ребенок понимает,
что внешние признаки (цвет, форма, размер и тому подобное) - это, прежде
всего
показатели
уровня
благополучия
растения,
наличия
необходимых
жизненных
условий.
Поэтому,
понимая
состояние
растения,
ребенок
«сочувствует»
ему
и
помогает.
Поливая,
пересаживая,
очищая
от
пыли
растения, сначала вместе со взрослыми, а затем самостоятельно, дошкольник
будет заботиться о зеленых друзьях.
Дошкольник, который воспитывался в «зеленой» школе, увидит красоту
букета
в
вазе,
клумбы,
пейзажа.
В
лесу,
парке,
на
лугу
он
будет
наблюдательным, любознательным.
Животные, так же как и растения, приносят большую радость. Дети
активно общаются с ними, ведь мир наших меньших братьев чрезвычайно
привлекателен. В отличие от растений, животным присуще поведение. С
одной стороны, они похожи на людей: могут ходить, бегать, лазить, плавать;
едят
и
пьют;
глаза
и
уши
позволяют
им
видеть
и
слышать,
то
есть
воспринимать окружающий мир и реагировать на него (прятаться, кричать,
убегать, нападать и тому подобное).
Замечая частично внешнее сходство между человеком и животными,
ребенок с раннего возраста понимает, что последние - живые существа. С
другой стороны, животные неповторимы и своеобразны как по внешнему
виду, так и по поведению. Например, многие из них имеют органы, которых
нет у людей - хвост, рога, копыта, плавники, клюв и тому подобное.
Некоторые животные могут летать, жить в воде или под землей, впадать
в спячку, то есть делать то, что не свойственно человеку. Необыкновенность и
динамичность животных очень нравится детям. Но поведение дошкольника
относительно животных всегда должно быть под вниманием и руководством
взрослого, так как оно может быть опасным и для животного и для ребёнка.
Умелая организация работы с детьми по уходу за живыми существами
позволяет
педагогу
решить
задачу
воспитания
у
детей
заботливого
отношения к животным и бережного отношения к природе.
Игра – как средство становления экологического сознания
В становлении экологического сознания особенное место принадлежит
игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы
и правила поведения в природе. Педагогически правильно организованная
игровая деятельность позволяет добиться самого полного самовыражения
детей,
активности
их
действий,
которые
соглашаются
с
общепринятыми
нормами и правилами познания окружающей природы.
Полнее всего задаче формирования экологического сознания отвечает
дидактическая игра. Обучение, активизация познания в значительной мере
происходит
в
игровой
форме.
Экологизации
дидактической
игры
способствует принцип парности. Реализация его достигается отбором таких
заданий, которые ведут ребенка путем самостоятельных решений, поиска
ответов
на
вопросы,
которые
подаются
в
иллюстрациях,
картинках,
в
скрытом виде.
В разработке игр экологической направленности также нужно уметь
максимально
использовать
возможности
творческих
игр
детей.
Воспитательный и познавательный эффект этих игр достигается при условии
максимального приближения сюжета к заданиям экологического воспитания,
к реальным условиям существования объектов и явлений природы, к тем
образцам поведения, которые должны характеризовать ребенка не только в
игре, но и роли в ней. Безусловное значение творческой игры заключается в
том, что дети практически овладевают образцами взаимоотношений людей,
их гуманного и заботливого отношения к природе.
Сейчас, в экологическом воспитании, целесообразно использовать игры
нового типа, которые с одной стороны моделируют само творчество ребенка,
а со второй - обеспечивают условия для совершенствования его интеллекта.
Это - игры-ребусы. В этих играх развивается интеллект ребенка, его память,
мышление, внимание, умение искать зависимости и закономерности, которые
существуют
в
природе
скрыто
и
реально,
умения
классифицировать
и
моделировать
материал,
комбинировать
и
моделировать
его,
прогнозируя
результаты.
Существует
много
разных
видов
деятельности,
которые
помогают
формировать
экологические
знания
и
которые
являются
обязательным
компонентом
формирования
экологической
культуры.
Это
-
путешествия,
экскурсии
в
природу;
изобразительная,
музыкальная,
театральная
деятельность; решение социально-моральных задач, проблемных вопросов;
чтение
художественной
литературы,
ознакомление
с
народными
природоведческими
традициями,
то
есть
с
опытом
сохранения,
приумножения и использования природных богатств, который передавал из
поколения
в
поколение
русский
народ:
Это
освещение
в
народном
творчестве: загадках, пословицах, поговорках, легендах, играх.
Во
взаимодействии
с
естественной
окружающей
средой
ребенок
-
активный субъект. Через общение, наблюдение, экспериментирование, игру,
природоохранную
и
другие
виды
деятельности
ребенок
приобретает
полезный
личный
опыт.
Он
должен
ощутить
собственную
возможность
познавать
мир
и
взаимодействовать
с
ним,
понимать
то,
что
наблюдает,
правильно выражать своё мнение, озвучивать чувство. Показателями такой
активности является: эмоциональное восприятие естественной окружающей
среды; взвешенная самостоятельность в поведении; навыки практической
жизни в естественной окружающей среде, достоинство в отношении к его
компонентам;
владение
средствами
самозащиты,
умение
преодолевать
трудности.
Заключение
Сила впечатлений от природы зависит от способности видеть красоту
разнообразных, слышать «живой» голос леса, моря, поля, эмоционально на
него откликаться. Это доступно детям с раннего возраста. Во время прогулок,
экскурсий
необходимо
обращать
внимание
детей
на
своеобразие
красок
природы,
их
изменение
и
гармонию,
пробуждать
интерес
к
явлениям
природы, любовь и бережное отношение к ней.
В детском саду создаются уголки природы. Наблюдения и уход за
живыми
обитателями
формируют
эстетическое
восприятие
и
отношение,
умение
создавать
красивое
самому,
приучают
к
активной
деятельности.
Эстетическую
радость
дети
переживают,
работая
летом
на
огороде,
в
цветниках на участке детского сада, а осенью, любуясь плодами своего труда.
Эстетическое
воспитание
дошкольников
в
общении
с
природой
должно занять ведущее место в общей системе воспитания.
Общение с природой, методически правильно организованный труд,
эстетическое
восприятие
явлений
природы
способны
обеспечить
эстетическое развитие дошкольников, а это много значит для всестороннего
развития
личности,
которая
соединяла
бы
в
себе
духовное
богатство,
нравственную чистоту и физическое совершенство.
Разработанная
нами
система
занятий,
методические
приемы
по
развитию у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру
дали
положительные
результаты,
что
свидетельствует
о
возможности
использования их в детских садах. Мы считаем, что разработанная система
занятий может быть полезна воспитателям ДОУ, учителям начальных классов
и учащимся пед.вузов.
2. Практическая часть:
Определение уровня эстетического развития детей старшего
дошкольного возраста
На этом этапе исследования необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть
и
проанализировать
работу
по
эстетическому
воспитанию средствами природы, осуществляемую воспитателями детских
садов;
Изучить
психолого-педагогические
основы
эстетического
воспитания старших дошкольников;
Раскрыть
значение
природы
в
эстетическом
воспитании
дошкольников;
Выявить
основные
пути
и
методы
(средства)
эстетического
воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами природы.
В объяснительной записке к программе по дошкольному воспитанию
отмечается необходимость развивать у детей следующие умения:
видеть красоту природы, уметь радоваться ей (голубое небо с
белыми облаками, окраска бабочек разная, яркая, цветы хорошо пахнут);
воспринимать красоту звуков в природе: журчание ручья, пение
птиц, и т.д.;
замечать смену времен года в природе: нежную зелень весной,
яркие краски цветов летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой и
т.д.
На
данном
этапе
исследование
необходимо
определить
уровень
эстетического развития дошкольников, выявить недостатки воспитателей в
работе по этой проблеме, а также наметить пути совершенствования работы
по эстетическому воспитанию детей средствами природы.
Для определения уровня эстетического развития детям старших групп
надо предложить два задания.
Первым заданием является методика «Нелепицы».
Методика «Нелепицы»
При
помощи
этой
методики
оцениваются
элементарные
образные
представления детей об окружающем мире: о живой и неживой природе, о
жизни
домашних
и
диких
животных.
С
помощью
этой
же
методики
определяется
умение
детей
рассуждать
логически
и
грамматически
правильно выражать свою мысль.
Процедура
проведения
методики
следующая:
вначале
ребенку
показывают картинку. В ней имеется несколько довольно нелепых ситуаций с
животными.
Во
время
рассматривания
картинки
ребенок
получает
следующую инструкцию:
«Внимательно
посмотри
на
эту
картинку
и
скажи,
все
ли
здесь
находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе
покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и
объясни, почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле
должно быть».
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя
минутами.
Уровень развития оценивается следующим образом:
10 баллов - очень высокий 8-9 баллов - высокий 4-7 баллов - средний
2-3 балла - низкий 0-1 балл - очень низкий
10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал
все 8 нелепиц, успел (за 3 минуты) удовлетворительно объяснить, что не так
и сказать, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но
от одной до трех из них не сумел до конца объяснить, как на самом деле
должно быть.
6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но
три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле
должно быть.
4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-8 из них
не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом
деле. должно быть.
2-3
балла
-
за
отведенное
время
не
успел
заметить
1-4.
Из
8
имеющихся нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0-1 балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4-8
имеющихся нелепиц.
Вторым
заданием
служит
система
вопросов,
выявляющая
у
детей
знания
о
зимующих
и
перелетных
птицах,
о
внешних
особенностях
животных и их среде обитания, о лиственных и хвойных растениях, об
особенностях
поведения
птиц
и
животных
зимой,
а
также
о
сезонных
сельскохозяйственных работах.
Система вопросов:
1.У какого животного есть иголки? (У ежа)
2.Кто в лесу спит всю зиму? (Медведь)
3. В какое время года на деревьях распускаются листочки?
(Весной)
4. Лев - дикое или домашнее животное? (Дикое)
5. Назови домашних птиц, которые умеют плавать?(Утки, гуси)
6.
Когда
собирают
урожай
с
полей
и
огородов?
(Осенью)
7.Чем
выделяется береза зимой среди других деревьев? (Цветом ствола).
Результаты,
которые
будут
получены
с
помощью
методики
«Нелепицы» и заданных вопросов, оформляются в таблице № 1.
Таблица №1
Результаты констатирующего эксперимента по выявлению уровня эстетического
развития детей старшего дошкольного возраста
Оценка результатов
Старшая группа
Контрольная группа
Экспериментальная
группа
1) Очень высокий уровень
Высокий уровень развития
Средний уровень развития
Низкий уровень развития
2)
Правильно
ответили
на
все
вопросы
Правильно ответили на 4 вопроса
Правильно
ответили
меньше
4
вопросов
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика совершенствования работы по эстетическому
воспитанию дошкольников средствами природы.
На основании полученных результатов разработан комплекс занятий,
направленный на совершенствование работы по эстетическому воспитанию
дошкольников средствами природы.
Главной
целью
опытно-экспериментальной
работы
было
формирование эстетического восприятия у детей средствами природы. Эта
работа
направлена
на
достижение
оптимального
общего
развития
дошкольников, развития эстетического вкуса, их чувств, а также приобщение
детей к красоте окружающего мира.
Основными задачами:
Дать детям возможность увидеть и услышать мир, окружающий
их;
Дать основные понятия о взаимосвязях в этом мире;
Воспитать, «уточнить» чувства маленького человека;
Развить способности различать оттенки цвета и звука, ощущать
единство с природой;
Проверить возможность использования разработанной системы
занятий, направленной на развитие эстетического восприятия дошкольников
средствами природы.
В контрольной группе работа должна вестись по традиционному пути,
а в экспериментальной — по разработанному комплексу занятий.
Процесс познания мира человеком начинается с помощью органов
чувств и самым важным среди них является зрение. Мир, окружающий
ребенка,
разноцветен.
Разноцветна
природа.
Огромен
первоначальный
интерес ребенка к этому миру вообще и природе в частности. Вот почему нам
представляется
возможным
начать
эстетическое
воспитание
детей
средствами природы на основе интереса ребенка к разноцветной природе.
Естественно, что в процессе познания мира участвуют все органы чувств, но
в возрасте пяти-семи лет основным у них является зрение.
Для работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы
была разработана целенаправленная система занятий. Каждое занятие в этой
системе
ощущается
детьми
как
увлекательное
путешествие,
которое
чем
дольше не кончается, тем лучше. В каждое занятие включены разнообразные
игры,
приемы,
опыты.
Большое
место
уделяется
сезонным
экскурсиям,
которые проводились на одном месте.
Основной путь эстетического развития ребенка - это формирование
его деятельности и стремление к творчеству. Это также учитывалось при
разработке
системы
занятий.
Эстетическое
воспитание
должно
стать
органической
частью
любого
вида
воспитания.
Оно
тесно
связано
с
нравственным и умственным воспитанием, трудовой деятельностью.
Взаимосвязь
эстетического
воспитания
со
всеми
сторонами
воспитательного
процесса
обеспечивает
комплексный
подход
к
гармоническому развитию подрастающего поколения.
Последовательность проведения занятий
№ Сроки
проведения
Тема Занятий
1.
Сентябрь
1. Экскурсия в осенний лес «Разноцветная природа»
2.
2. Занятия на тему: «Солнце и волшебная радуга»
3.
3. Экскурсия по городу «Где растут растения?»
4.
4. Занятия на тему: «Многообразие и разнообразие
осенних листьев»
5.
Октябрь
5. Занятие на тему: « Разноцветные плоды растений»
6.
6. Занятие на тему: « Многообразие плодов в природе»
7.
7. Открытое занятие на тему: «Осень – прекрасная
пора»
8.
Ноябрь
8. Занятия на тему: «Зима в окно стучится»
9.
9. Экскурсия в лес «Природа готовится к зиме»
10.
10. Занятия на тему: «Подготовка животных к зиме»
11.
Декабрь
11. Занятия на тему: «Как зимуют домашние
животные»
12.
12. Занятия на тему: «разнообразие птиц в полете»
13.
13. Занятия на тему: «Птицы зимой»
14.
14. Экскурсия в парковую зону «Птицы и следы»
15.
Январь
15. Занятия на тему: «Красота и разнообразие зимних
деревьев»
16.
16. Занятия на тему: «Кора. Ее разнообразие и
значение в жизни деревьев»
17.
17. Занятия на тему: «Зеленые растения зимой в
природе»
18.
18. Занятия на тему: «Комнатные растения»
19.
19. Экскурсия в зимний лес «В гостях у зимушки-
зимы»
20.
Февраль
20. Открытое занятие «Здравствуй, гостья зима!»
21.
21. Занятия на тему: «Обитатели зимнего леса (1)»
22.
22. Занятия на тему: «Обитатели зимнего леса (2)»
23.
23. Занятия на тему: «Обитатели зимнего леса (3)»
24.
Март
24. Занятия на тему: «Природа просыпается»
25.
25. Занятия на тему: «Особенности ночного неба»
26.
26. Занятия на тему: «Разноцветные облака в
разноцветном небе»
27.
27. Экскурсия в парковую зону «разноцветное небо»
28.
Апрель
28. Занятия на тему: «День Земли»
29.
29. Экскурсия в весенний лес «Весна красна»
30.
30. Занятия на тему: «Природные краски»
31.
Май
31. Занятия на тему: «Красота цветущей ветки»
32.
32. Открытое занятие на свежем воздухе
«Разноцветная жизнь вокруг нас»
Содержание и методику можно подробно рассмотреть на примере экскурсии
«В гостях у зимушки-зимы».
Занятие 19. Экскурсия в зимний лес «В гостях у зимушки-зимы».
Цель:
показать
детям
чудо
белого
цвета,
увидеть
деревья
зимой,
разнообразие коры деревьев. Содержание и методика. Воспитатель, придя в
лес, обращает внимание детей на красоту зимнего леса, на внешний вид
деревьев и кустов (нет листьев). Предложить детям посмотреть, как красиво
голые ветви вырисовываются на фоне неба.
Воспитатель предлагает детям прислушаться, как стало тих в лесу.
Показать детям дуб, какой у него толстый ствол, какие неровные,
корявые ветки, какого цвета у дуба кора и что она шероховатая. Показать
детям кору березы.
Воспитатель предлагает отыскать еще одно дерево.
Какое? Послушайте.
Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придет под Новый год -
Ребята будут рады,
Хлопот веселых полон рот
Готовят ей наряды.
Обратить внимание детей на характерные особенности ели, которые
отличают
ее
от
других
деревьев.
Предложить
детям
погладить
ствол,
потрогать
иголки,
показать
руками
строение
дерева.
Прочитать
стихотворение О. Высотской:
Елочка.
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березки, и осинки
Скучные стоят.
Только елочка одна
Весела и зелена.
Видно ей мороз не страшен -
Видно смелая она.
Провести игру «Угадай - ка».
Цель: упражнять детей в выборе дерева по принципам, указанным
педагогом или ребенком, раскрывающем особенности строения и поведения
данного обитателя. Ход игры: предлагается описание дерева взрослым или
ребенком, а остальные должны узнать о каком дереве идет речь, найти и
подбежать к нему.
Структура следующих занятий и экскурсий такова:
Занятие 1. Экскурсия в осенний лес «Разноцветная природа».
Цель: показать детям многоцветность окружающего мира: чем больше
мы всматриваемся в природу, тем больше цветов и их оттенков мы видим.
Главный
вопрос:
сколько
разных
цветов
вы
видите
вокруг
себя?
Желательно, чтобы преобладающий цвет в эту пору был зеленый. К концу
занятия нужно подвести детей к выводу, что цвет живой природы - зеленый,
т.е.
доминантой
в
пору
бурного
развития
жизни
является
цвет
зеленого
растения. Но оттенков зеленого цвета очень много, это тоже мы наблюдали,
не сходя с одного места:
трава, листья, стебли растений. Цвет неба и воды, земли и растений,
цветов и травы, весны и лета, зимы и осени. Хоть доминантой является цвет
зеленый, но мир в любую пору и в любом месте - разноцветный.
Занятие 2. Солнце и волшебная радуга.
Цель: дать детям возможность понять природу цвета и
причину разноцветного мира.
Схема занятия:
1.Солнце
и
его
лучи
-
мастера
раскрашивания.
Ловим
солнечный
зайчик.
2.Семь
цветов
радуги.
Делаем
зеленый
цвет
-
цвет
жизни.
Был
проведен опыт: разноцветные огоньки. Цель эксперимента: узнать, из каких
цветов в действительности состоит солнечный луч.
Процесс:
эксперимент
проводился
в
ясный
солнечный
день.
Противень наполнялся водой и ставился на стол около окна так, чтобы на
него падал утренний свет солнца. Зеркальце помещалось внутри противня,
положив его верхней стороной на край противня, а нижней - в воду под таким
углом, чтобы оно отражало солнечный свет. Одной рукой брался лист бумаги
и
необходимо
было
его
держать
перед
зеркалом.
Второй
рукой
слегка
подвигалось зеркало. Регулировалось положение зеркала и бумаги, пока на
ней не появилась разноцветная радуга.
Итог: на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки.
Занятие 3. Экскурсия по городу «Где растут растения?»
Цель: показать, что растения можно найти везде, но в разных средах
обитания
растут
разные
растения.
Вводится
понятие
«среда
обитания».
Выяснить чем отличается лес и луг? Растут ли берегу реки растения? А в
самой реке? Выяснить чем отличаются растения леса и луга. Наблюдать
цветовые различия.
Занятие 4. Многообразие и разнообразие осенних листьев.
Цель:
1.Расширить
представления
детей
о
многообразии
форм
и
цветов
листьев
различных
деревьев.
2.Сформировать
элементарные
представления о процессах, происходящих в природе. 3.Воспитывать умение
замечать
красоту
в
осенней
природе.
4.Познакомить
с
новой
техникой
изображения осенних листьев.
Занятие 5. Разноцветные плоды растений.
Цель:
показать,
что
у
разноцветных
растений
дети
-
плоды
разноцветные.
1.Парад картинок: родители-дети. Люди, кошки, яблоки и т.д. Дети -
плоды всего живого и они все разные. Игра «Разноцветные плоды».
2.Прием «Перемешай и соотнеси».
3.Аппликация из разноцветных семян (орнамент, животное,
растение, узор).
Занятие 6. Многообразие плодов в природе.
Цель: показать многообразие плодов.
На экскурсии мы использовали игровые приемы – запускали семена-
летучки, отгадывали какие семена какому растению принадлежат и т.д.
Занятие 7. Открытое занятие на тему: «Осень – прекрасная пора!l
»
На этом празднике мы закрепляли и обыгрывали темы и понятия:
разноцветная природа, радуга, солнечный свет, зеленый цвет - цвет жизни.
Занятие 8. Зима в окно стучится
Цель: увидеть смену разноцветного мира на другую гамму.
1.Ha основе сказки «Стрекоза и муравей» мы показали смену условий
существования в разных средах обитания всех живых существ.
2.Показали причину смены времен года, используя игру «Солнце -
Земля».
3.Составляли мозаику - подбор цветовой гаммы разных времен
года.
Занятие 9. Экскурсия в лес «Природа готовится к зиме».
Цель: наблюдения в той же среде обитания, но при других условиях
(отсутствие
листьев
на
деревьях,
практически
нет
живых
существ).
Как
изменился цвет?
Вопросы: Какие цвета вы видите? Что осталось зеленым?
Почему нет ярких цветов?
Игра: Что я вижу наверху, внизу, сбоку? - «По кругу».
Занятие 10. Подготовка животных к зиме.
Цель:
дать
понятие
о
приспособительных
функциях
живых
организмов для выживания в разных условиях существования (на основе
смены цвета).
• Как люди готовятся к зиме: еда, одежда, дом.
• Животные готовятся к зиме по-разному. Заяц меняет цвет шубки.
Игра в разноцветных зайцев на фоне разноцветной природы. Игра с детьми в
прятки.
Занятие 11. Как зимуют домашние животные.
Цель: познакомить детей с зимовкой животных, которым не нужно
приспосабливаться к зиме.
• Сказка старого кота, лежащего на печке.
•
Кто
живет
в
зимней
избушке?
Картинка-макет
большого
деревенского дома, в котором живут: кошка, собака, куры, корова, коза.
• «Рассказ по кругу» о своем домашнем животном.
Занятие 12. Разнообразие птиц в природе.
Цель: обратить внимание на птиц.
Парад картинок с изображением разных животных. Выясняли, что
делает птицу птицей. Игра «Разноцветные перышки».
Собирали с детьми птиц (картинки). Пантомима.
Занятие 13. Птицы зимой.
Цель: дать детям возможность почувствовать себя птицей и обратить
внимание на трудности зимующих птиц.
Игра «Птицы». Последовательно выбывают из игры те, кто:
а) не живет в наших краях;
б) кто улетает на зиму;
в) кто остается на зиму. Дети рисовали «портреты» зимующих птиц,
вырезали и размещали на «зимнем» дереве.
Занятие 14. Экскурсия в парковую зону «следы и птицы».
Цель: показать детям разнообразие птиц и следов.
Занятие 15. Красота и разнообразие зимних деревьев.
Цель:
дать
возможность
детям
увидеть
красоту
и
разнообразие
зимних деревьев.
С ребятами выяснить, что происходит с деревьями зимой, все ли
деревья зимой теряют листья. Игра: «по кругу» называли листопадные и
вечнозеленые деревья нашего леса. Предлагалось детям нарисовать дерево
зимой, используя цветные мелки, уголь.
Занятие 16. Кора. Ее разнообразие и значение в жизни деревьев.
Цель: рассказать о роли коры в жизни дерева и привлечь внимание к
ее разнообразию. Мы предложили детям «таинственный мешок», они на
ощупь
знакомились
с
корой
разных
деревьев.
Рисовали
кору
деревьев
(техника «мятой» бумаги).
Занятие 17. Зеленые растения зимой в природе.
Цель: познакомить детей с мхами и лишайниками. Показать детям
чудо мхов и лишайников, разнообразие оттенков зеленого цвета. Выполнили
коллективную работу в технике «монотипия» - «Старое дерево зимой».
Занятие 18. Комнатные растения.
Цель: дать детям увидеть комнатные растения.
1.Мы выясняли где зимой можно увидеть зеленые растения, почему у
них не опадают листья.
2.Рассматривали разные комнатные растения. Прием «перемешай и
соотнеси». Дети выбирали понравившиеся растения, рассматривали их и
играли в игру «Я садовником родился...»
Занятие 19. Открытое занятие «Здравствуй, гостья-зима!»
Занятие 20. Обитатели зимнего леса (1).
Цель: рассказать детям о зимовке крупных млекопитающих.
К уроку мы подготовили модель зимнего леса и поговорили о том, что,
кроме растений, в зимнем лесу есть животные. Дети лепили из пластилина
«больших» животных зимнего леса.
Занятие 21. Обитатели зимнего леса (2).
Цель:
обсудить
с
детьми
способы
зимовки
животных
среднего
размера.
Занятие 22. Обитатели зимнего леса (3).
Цель: рассказать детям о том, что в зимнем лесу живут и очень
маленькие существа - насекомые, черви. Мы рассказали детям о том, кто
живет
под
корой
деревьев,
под
землей
в
сухих
листьях.
Дали
детям
изображения
насекомых
и
других
маленьких
животных,
предложили
им
нарисовать или раскрасить, вырезать или разместить их в лесу-макете.
Занятие 23. Природа просыпается.
Цель; наступление весны - смена условий существования.
С
детьми
наблюдаем
за
окружающей
природой
и
замечаем,
что
потекли ручьи, пригрело солнышко, зазеленела травка и т.д. Мы наблюдали
за
тем,
как
изменяется
цвет
природы;
сиреневый
цвет
верхушек
берез,
пушистые шарики верб, первая травка и цветы - цвета нежные, хрупкие. Дети
изображали весну в технике «монотипия».
Занятие 24. Особенности ночного неба.
Цель:
в
ночном
небе
можно
увидеть
бесконечность
пространства.
Рассказать о суточном и сезонном ритмах.
Игра
«Солнце
-
Земля»
-
сделали
акцент
на
смену
дня
и
ночи.
Рассматривали
карту
ночного
неба
с
ярко
выраженными
созвездиями.
Изображали ночное небо.
Занятие 25. Разноцветные облака в разноцветном небе.
Цель: дать детям возможность увидеть небо и причудливость облаков.
С детьми мы выясняли, что такое облака, что такое небо.
При восходе и закате солнце окрашивает небо в разные цвета. При
этом
окрашиваются
причудливые
формы
облаков:
появляется
огромное
разнообразие цвета на небе. Часть детей рисует «небо», а другая - рвет из
бумаги «облака».
Занятие 26. Экскурсия в парковую зону «Разноцветное небо».
Цель: увидеть небо и закрепить понимание причин изменения времен
года и времени суток.
Занятие 27. День Земли.
Цель: воспитание в детях почтительного отношения к Земле - Матери.
Занятие 28. Экскурсия в весенний лес «Весна красна».
разноцветная весна.
Цель:
показать
нежность
красок
весны,
красоту
и
хрупкость
первоцветов.
Занятие 29. Природные краски.
Цель: в природе много красок, и люди издавна нашли им применение
в раскрашивание белого яйца - символа жизни.
Расписывание яиц.
Занятие 30. Красота цветущей ветки.
Цель: дать детям возможность увидеть разные цвета на цветущей
ветке и оттенки.
Детей посадить в круг и в центре разместить цветущую ветку. Дать
детям возможность увидеть и показать цветовые переходы и попытаться дать
им название «по кругу».
Открытка с изображением цветущей ветки.
Занятие 31. Открытое занятие на свежем воздухе.«Разноцветная
жизнь вокруг нас».
Подготовить праздник, в который включить игры, вопросы, задания по
темам всей системы занятий и провести его на месте проведения сезонных
экскурсий.
В качестве проверки эффективности предложенной системы занятий
по эстетическому воспитанию детей средствами природы можно предложить
следующие методики.
Первым методика – «Времена года», которая позволяет определить
знания детей о сезонных изменениях в природе.
Методика «Времена года»
Ребенку показать рисунок и попросить, внимательно посмотрев на
него, сказать, какое время года изображено на каждой части рисунка. Время
выполнения
задания
-
2
минуты.
Ребенок
должен
назвать
не
только
соответствующее
время
года,
но
и
обосновать
свое
мнение
о
нем,
т.е.
объяснить,
почему
он
так
думает,
указать
те
признаки,
которые,
по
его
мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка именно это, а
не какое-либо иное время года.
Уровень развития оценивался следующим образом;
10 баллов - очень высокий;
8-9 баллов – высокий;
6-7 баллов – средний;
4-5 балла – низкий;
0-3 балла - очень низкий.
10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал
все картинки со временем года, указав на каждой из них не менее двух
признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно
данное время года.
8-9 баллов - ребенок правильно назвал и связал с нужными временами
года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его
мнение, на всех картинках вместе взятых.
6-7 баллов - ребенок правильно определил на всех картинках времена
года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.
4-5
баллов
-
ребенок
правильно
определил
время
года
только
на
одной-двух
картинках
из
четырех
и
указал
только
1-2
признака
в
подтверждение своего мнения.
0-3 балла - ребенок не смог правильно определить ни одного времени
года и не назвал точно ни одного признака.
Затем детям предложить вопросы для проверки знаний о зимующих и
перелетных
птицах,
внешних
особенностях
животных,
о
лиственных
и
хвойных растениях. Дети четко должны различать овощи и фрукты и знать
особенности поведения животных зимой.
Система вопросов:
а) Каких птиц, зимующих у нас вы знаете? (воробьи, голуби, снегири);
б) У какого дерева иголки как у ежа? (сосна, ель) ;
в) Какое дерево зимой остается зеленым? (сосна, ель);
г) Назови овощи, которые растут на огороде, (картофель, морковь,
свекла) ;
д)
Как
заяц
готовится
к
зиме?
(меняет
шубку).
Результаты
проведенного исследования в таблице (см. табл.1)