Автор: Садрисламова Зульфия Галимзяновна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Янаульская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Населённый пункт: г.Янаул Республика Башкортостан Наименование материала: конспект занятия Тема: "Лекарственные растения " Раздел: среднее профессиональное
Коррекционно- обучающая : Закрепить понятия о взаимосвязи
растительного мира и человека. Уточнить и расширить представление о
лекарственных растениях . Познакомить с правилами сбора и сушки
лекарственных растений.
Коррекционно- развивающая: Развивать память , активизировать
пассивный словарь. Развивать познавательный интерес к природе родного
края.
Коррекционно–воспитательная : Воспитывать умение слушать и дополнять
друг друга. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
1.Орг. момент
Добрый день дорогие гости, ребята.
У нас сегодня необычное занятие.
Кто догадался почему?
так как у нас гости.
Садитесь поудобнее, улыбнитесь друг другу, подарите улыбку мне. Спасибо.
2 . Вводная часть
Когда ты входишь в лес
Где всё так с детство мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила.
Для всех умеющих их тайну разгадать. (Слайд№1)
В: - Ребята, вы догадались о чём мы с вами будем говорить?
Д: - О лекарственных растениях
В: -Правильно ребята наше занятие «О лекарственных растениях»
В: -Сегодня ребята мы с вами вспомним лекарственные растения, как они
могут помочь человеку, узнаем правила сбора, сушки лекарственных
растений. (Слайд№2)
Словарная работа: По ходу занятия часто будут звучать слова которыми вы
редко пользуетесь, поэтому я их решила вывесить перед вами, чтобы вы их
правильно произносили и понимали.
Лекарственные растения - это растения которые применяют в лечебных
целях, как в домашних условиях, так и в медицине.
Душица-это травянистое растение с мелкими фиолетово – розоватыми
цветочками с душистым запахом, растёт душица на полях и лугах.
Применяется как лекарственное растение.
Подорожник- это травянистое растение с широкими листьями, с мелкими
цветками, собранные в колос, применяется как лекарственное растение для
заживления ран.
Зверобой - это травянистое растение с жёлтыми цветочками с приятным
запахом, применяется как лекарственное растение.
Ромашка аптечная- это травянистое растение с белыми цветочками с
ароматным запахом. Применяется как лекарственное растение.
Фитобар- Это то место где подают отвары или чай? из лекарственных трав
3.Основная часть
В: - Вы уже много знаете о растениях нашего края. Без растений жизнь на
планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем
живым существам дышать, но и так –же помогают им лечиться от болезней,
нужно только уметь ими пользоваться. Ещё давным -давно люди заметили,
что все звери лечатся растениями. Разные растения помогают от разных
болезней. Много лет подряд люди передавали своим детям знания о лечебных
растениях. Составляли о них толстые книги которые дошли и до наших дней.
Вот посмотрите на эти книги. «Лекарственные травы», «Сокровища зелёной
аптеки», «Растения твои друзья и недруги» и другие. (выставка книг).
По названиям этих книг можно догадаться об их содержании?
В: - а вы догадались?
Д: - о лекарственных растениях
Д: - как их применять?
В: - За много лет люди, накопили множество знаний о полезных свойствах
растений.
В современных аптеках можно увидеть разнообразные растения, настои из
растений, таблетки. (Слайд№3, №4)
Часто люди сами собирают лекарственные растения.
В: - Ребята, может кто- то из вас собирал лекарственные растения?
Д: - Да
Д: - Когда был на каникулах, помогал собирать бабушке зверобой, душицу.
Д: - Я ходил собирать в лес лекарственные растения с мамой, папой.
Д: - Когда были в лагере, ходили в поход там на поляне собирали
лекарственные растения.
(давайтевспомним, как мы ходили в лагере в поход за лекарственными
растениями, как мы весело собирали) (Слайд№5, №6)
В: - Какие вы ребята молодцы!!
В: -Ребята, а вы здесь лечитесь лекарственными растениями?
Д: - Да
В: -А кто вас лечит?
Д: - Здесь нас лечат медсёстры
В: -От каких болезней вас лечили?
Д: -Когда я кашлял
Д: - Когда у меня болело горлышко
Д: -Когда болел живот
В: -Молодцы, ребята, а какими лекарственными растениями вас лечат?
Д: -Нас лечат зверобоем, ромашкой, подорожником, мятой, тысячелистником,
душицей.
В: -Правильно ребята, у нас в интернате есть фито бар, где наши медсёстры
вам всегда заваривают чай из лекарственных растений, особенно зимой, когда
наш организм нуждается в витаминах. (Слайд №7)
В: - Вы большие молодцы все дружно собирали лекарственные растения и
этим помогли нашим медсёстрам, и всем детям получать лечение.
В: -Ребята, а если вы живёте в большом городе и нет возможности самим
собрать лекарственные растения, где вы её возьмёте?
Д: - Лекарственные растения можно купить в аптеке
В: -Да ребята правильно, у кого нет возможности съездить в лес, за
лекарственными растениями, покупают в аптеке. Мы тоже ходили с вами в
аптеку на экскурсию, где вы узнали много нового. (Слайд№8)
В: - Что нового вы узнали?
Д: - В аптеке очень много лекарственных растений.
Д: - Травы помогают при разных заболеваниях.
Д: -Лекарственные растения продаются в коробочках.
Д: - В бутылочках, таблетках
В: -А теперь ребята я хочу узнать насколько вы знакомы с лекарственными
растениями?
В: - посмотрите на это растение, а лучше понюхайте, потрогайте (дети в
мешочках рассматривают душицу)
В: - Ребята как пахнет душица?
Д: - Запах у душицы приятный
Д: - Ароматный
Д: - Вкусный
Д: - Душистый
В: - Правильно ребята, вот и получило это растение за свой душистый запах
название «Душица» (Слайд№9)
В: -Чаем душицы хорошо вылечивается простуда.
В: - Душицу ещё применяют при бессоннице, для аппетита, при запорах.
В: -А кто угадает это растение? (Слайд№10)
-Тонкий стебель у дорожки,
-на конце его – серёжки
-на земле лежат листки,
-маленькие лопушки
-нам он как хороший друг
-лечит раны ног и рук. (подорожник)
Д: -Подорожник
В: -У вас на партах карточки с изображением лекарственных растений,
найдите и покажите подорожник. (Слайд №11)
В: - Правильно ребята, а скажите почему это растение так называется?
Д: - Потому что подорожник растёт возле дороги.
В: - Да, ребята подорожник растёт в основном вдоль дорог, но собирать его
нужно там, где не ездят машины
В: - Ребята, а кто пользовался из вас подорожником?
Д: - Когда я упал, мне сестра приложила к ранке на ноге лист подорожника.
Д: - Я поранил палец, крючком на рыбалке и воспитатель приложил мне лист
подорожника.
Д: - (ответы детей)
В: - Молодцы ребята, вы все правильно применяли подорожник, его
используют с давних пор для заживления ран, а ещё ребята подорожник
помогает, лечить больной желудок.
В: - Ну а это растение вы угадаете? (Слайд №12)
В: -Стоят в лугах сестрички,
-золотой глазок, белые реснички.
- (ромашки)(Слайд№13)
Д: - (ответы детей)
В: - Кто знает для чего применяют это растение?
Д: - Когда у меня болел животик мне бабушка заваривала чай из ромашек.
Д: - Мне дали полоскать горлышко, когда болело горло.
Д: - Девочки в лагере собирали ромашку и заваривали её для ополаскивания
волос.
В: - Правильно ребята, молодцы!!! ещё применяют ромашку при головной
болях, при вздутие живота, при болях в руках, ногах, и как успокаивающие
средство, даже для понижения температуры.
В: - Ребята, а знаком ли вам этот цветок? (Слайд№14)
В: - Если что-то заболит, даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо травкой зверобой.
Д: - Зверобой (Слайд№15)
В: -Молодцы и это лекарственное растение вы отгадали.
В: -А кто собирал зверобой?
Д: - Мы собирали его с родителями.
Д: - Я собирал зверобой с ребятами в лагере
В: - Это лекарственный цветок лечит от многих болезней
В: - Ребята, а вы пили чай с зверобоем.
Д: - Да
В: -При каких заболеваниях заваривают зверобой?
Д: - Когда болит живот,
Д: - Когда болит горлышко
В: - Умнички ребята, всё вы знаете, а ещё применяют зверобой для промывки
ран, при заболеваниях печени, и почек.
В: -Ребята вы, наверное, устали, а сейчас мы отдохнём в лес за травушкой
пойдём
В:- Физ. минутка (Слайд№16)
А в лесу растёт душица,
подорожник, зверобой,
чтобы травушку сорвать
надо ниже приседать.
Нагулялся я в лесу
Корзинку с травкой я несу.
В класс пора мне возвращаться
Чтобы снова заниматься.
В: - Молодцы ребята немного отдохнули, тихонечко садимся.
В: - Молодцы ребята, вы очень много знаете о лекарственных растениях и как
их применять. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у
природы. На каждую болезнь есть своё лекарственное растение. Самая
лучшая аптека — это природа.
В: - Вот и я хочу узнать умеете ли вы собирать, лекарственные растения?
Д: - Да
В: – В какую погоду нужно собирать лекарственные растения? (Слайд №18)
Д: - Лекарственные травы собирают в сухую погоду (Слайд №19)
Д: - И после того как высохнет роса на травах
В: - Где нельзя собирать лекарственные растения? (Слайд20)
Д: - Лекарственные растения нельзя собирать возле дорог, где ездят машины.
(Слайд№21)
Д: -В городе
В: - Ребята, а почему нельзя собирать растения в городе и возле дорог?
Д: - Лекарственные растения нельзя собирать в городе потому, что растения
отравлены выхлопными газами.
Д: -Лекарственные растения нельзя собирать возле дорог потому, что пыльно.
В: - Где сушат лекарственные растения в тени или на солнце? (слайд №22)
Д: - Растения сушат в тени в проветриваемых помещениях или под навесом.
В: - Ребята, а как собирают лекарственные растения с корнями выдёргивают,
или аккуратно обрывают или срезают ножницами?
Д: - Лекарственные растения аккуратно обрывают. (Слайд№23)
Д: - Ещё растения можно срезать ножницами. (Слайд№24)
В: - Правильно ребята, хорошо, вы такие молодцы знаете все правила, но
скоро уже лето, и чтобы вы не забыли правила сбора лекарственных растений
я подарю вам памятки. Все свои сокровища природа дарит человеку и за это
просит только одного сберечь её.
В: -А сейчас мы с вами поиграем (Слайд№25)
В: -Я буду задавать вам вопросы на которые надо ответить «Да» или «Нет».
Молодцы!!!
Итог рефлексия
И так ребята, наше занятие подошло к концу, и я прошу вас продолжить эти
предложения.
4.Рефлексия(Слайд№27)
1.Сегодня я узнал ………….
2. Было интересно…….
3. Я понял, что …………
4. Теперь я могу ….
5. Я почувствовал ….
6. Я научился…
7.Я смог…….
Ребята все вы молодцы, все вы знаете как применять лекарственные
растения, как собирать, где и как сушить, а сейчас я хочу угостить вас и
наших гостей волшебным витаминным отваром из лекарственных растений.
Кто целебный чай попьёт, тот сто лет пусть проживёт. (Слайд №28)
Всем приятного чаепития. На этом наше занятие закончилось всем большое
спасибо!!!