Напоминание

"Ужасно интересно все то, что неизвестно" (организация пропедевтического курса физика-химия 5-6 класс


Автор: Щеткина Людмила Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: муниципальное автономноеобщеобразовательное учреждение "СОШ № 1"
Населённый пункт: город Соликамск, Пермский крй
Наименование материала: статья
Тема: "Ужасно интересно все то, что неизвестно" (организация пропедевтического курса физика-химия 5-6 класс
Раздел: среднее образование





Назад





Ужасно интересно все то, что неизвестно
(Организация пропедевтического курса «Физика-химия» для учащихся 5-6 классов) Людмила Ивановна Щеткина, учитель физики высшей квалификационной категории МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Соликамска Пермского края Обращение к опыту многолетних наблюдений за детским развитием позволило выделить период от 11-12 лет, в котором отмечаются повышенная любознательность детей, их неподдельный, живой интерес к явлениям природы, попытки экспериментировать. Когда ребенок начинает чувствовать себя «достаточно взрослым», переходя в основную школу, ему нужно дать возможность осваивать реальный физический мир – мир вещей и явлений. Осваивать на уровне фактов: самому открывать свойства разнообразных объектов реального мира, устанавливать закономерности протекания физических процессов. В раннем возрасте это сделать сравнительно легко, только физическое явление можно изучить на уроке фактически. Это обусловлено именно спецификой предмета физики: - протекание физического явления не требует больших промежутков времени это хорошо, известно, что дети всегда были нетерпеливы, им нужен результат «прямо сейчас»; - физические явления легко воспроизвести; - влияние на протекание различных факторов может установить сам ребенок, многократно повторяя эксперимент и видоизменяя его условия. Таким образом, пропедевтический курс, основанный на физическом и химическом материале, обладает рядом преимуществ перед другими предметами с точки зрения приобщения ребенка в мир физической реальности. Практически единственное действенное средство мотивации учения в этом возрасте - возбуждение интереса к изучаемому предмету. Общей закономерностью человеческой психики является непроизвольное внимание ко всему новому, неизвестному, яркому. Пропедевтический курс физика-химия обладает возможностью привлечения внимания учащихся на каждом уроке демонстрацией нового, неизвестного им природного явления. Известно, что учащиеся воспринимают предметы физику и химию сложными, трудно поддающимися пониманию, результаты итоговой аттестации, особенно по физике, низкие. Поэтому изучение физики и химии на ранней стадии бучения позволяет создать «фундамент», который поможет учащимся быть более успешными в освоении программы, начиная с седьмого класса.
Цель курса
: способствовать развитию логического мышления учащихся, повышению их интереса к предмету, углублению восприятия материала на второй ступени обучения.
Задачи: 1. Ознакомить учащихся с физическими и химическими явлениями, с которыми они непосредственно сталкиваются в окружающем мире. 2. Овладеть навыками работы с простейшим физическим и химическим оборудованием. 3. Сформировать умение делать выводы и заключения. 4. Подготовить учеников к систематическому изучению курса физики и химии через организацию курсов по выбору, системы исследовательской деятельности по предметам. Решение этих задач реализуется через выполнение большого количества экспериментальных заданий, наблюдений, качественных задач. Так в 5 классе из 68 часов по программе предусматривается выполнение 44 лабораторных работ (64,7 %), в 6 классе из 68 – 24 лабораторные работы (35 %). Важное место в процессе работы над курсом занимают рисунки различных явлений, опытов, и измерительных приборов. Большое количество качественных задач, использование игровых ситуаций в процессе изучения предмета способствует созданию интереса учащихся к изучению физики и химии, стремлению к их пониманию. Таким образом, объединение физики и химии в одном курсе продиктовано: - неразрывной связью составных частей естествознания; - глубоким проникновением открытий этих наук в повседневную жизнь.
В ходе занятий учащиеся получают навык работы с приборами, учатся

выдвигать гипотезы и опытным путем проверять их справедливость,

планировать и выполнять эксперимент, делать выводы и заключения,

применять полученные знания в жизненной практике.
При проведении занятий возникают проблемы: дети торопятся, им хочется скорее взять в руки приборы, начать выполнять эксперимент, поэтому не все глубоко вникают в обсуждение процессов и при выполнении заданий допускают ошибки. Приходится терять время на работу над ошибками. Учебно-методический комплект пропедевтического курса физика-химия включает в себя: 1. Учебник «Физика-химия 5-6 классы», А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, издательский дом «Дрофа». Учебник знакомит учащихся с многочисленными явлениями физики, химии, изучаемыми на начальной ступени курса естествознания. Изложение материала ведется нетрадиционно – рисунок является основным средством подачи материала. 2. Рабочая тетрадь на печатной основе, 5 класс 64 стр., 6 класс 112 стр., которые включают в себя вопросы, экспериментальные задания, лабораторные работы. 3. Методическое пособие для учителя, которое включает в себя рекомендации учителю, примерное планирование учебного материала по курсу «Физика, химия». Курс имеет продолжение программы до 9 класса включительно. Проблема: приобретение учебников ежегодно.
Решение проблемы: содержание программы по УМК А.Е. Гуревич созвучно с УМК по учебнику автора А.В. Перышкин. Изучение программы курса осуществляется через систему: - лабораторных работ; - мини-театра «пантомима» (представление процессов, которые нельзя увидеть, например: расположение и поведение молекул в веществе в разных агрегатных состояниях). - домашних экспериментальных работ (например, измерение размеров малых тел: человеческого волоса, определить от кого из родителей унаследованы волосы, вычислить плотность своего тела и ответить на вопрос: может ли человек утонуть в реке?); - изготовления действующих физических приборов и моделей. Учащиеся с огромным удовольствием берутся за изготовление приборов, подключая своих родителей (например; перископ, электроскоп), моделей: атома, иона, модели Солнечного и Лунного затмения. Пропедевтический курс прошел апробацию, в 2015-2016 учебном году проводится в третий раз.
Результаты:
В 2015 учебном году: - выпускники 9 класса прошли аттестацию по предметной области «физика» с результатом – 100% качества; -выпускники 11 класса превысили средний балл ЕГЭ по краю и городу; - учащиеся- призеры и победители муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, участники краевого этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике; - призеры и победители муниципальных, краевых и всероссийских конкурсов. Учащиеся, занимающиеся на данном курсе, ежегодные участники школьных и городских НПК.
Итог
: считаю, что пропедевтический курс дает положительные результаты: у учащихся формируется познавательный интерес, осознанный мотив учения, ученик становится успешным, формируются УУД. В 2016 – 2017 учебном году с учащимися, начиная с 5 класса до выпуска
планирую:
- изучение тем строить на более углубленном уровне, но в то же время посильном для учащихся данного возраста; - ежегодно принимать участие в Международной олимпиаде по основам наук (физике, химии), в конкурсах разного уровня, молодежных чемпионатах; - осуществить непрерывное углубленное изучение физики через факультатив, курсы по выбору; - развивать исследовательскую деятельность учащихся, выходить на более высокие уровни.
Библиография 1. «Физика в школе» научно-методический журнал, №1, 2008г. Актуальное интервью О.Ф. Кабардина «Обучение должно быть трудным, но обязательно победным для всех школьников». 2. «Физика – химия» методическое пособие 5-6 классы, издательский дом «Дрофа», 2006г. 3. Учебник «Физика – химия 5-6 классы» А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев и др. издательский дом «Дрофа», 2006г.


В раздел образования