"Ужасно интересно все то, что неизвестно" (организация пропедевтического курса физика-химия 5-6 класс
Автор: Щеткина Людмила Ивановна Должность: учитель Учебное заведение: муниципальное автономноеобщеобразовательное учреждение "СОШ № 1" Населённый пункт: город Соликамск, Пермский крй Наименование материала: статья Тема: "Ужасно интересно все то, что неизвестно" (организация пропедевтического курса физика-химия 5-6 класс Раздел: среднее образование
Ужасно интересно все то, что неизвестно
(Организация пропедевтического курса «Физика-химия»
для учащихся 5-6 классов)
Людмила Ивановна Щеткина, учитель физики высшей квалификационной
категории МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» города
Соликамска Пермского края
Обращение к опыту многолетних наблюдений за детским развитием
позволило выделить период от 11-12 лет, в котором отмечаются повышенная
любознательность детей, их неподдельный, живой интерес к явлениям
природы, попытки экспериментировать. Когда ребенок начинает чувствовать
себя «достаточно взрослым», переходя в основную школу, ему нужно дать
возможность осваивать реальный физический мир – мир вещей и явлений.
Осваивать на уровне фактов: самому открывать свойства разнообразных
объектов реального мира, устанавливать закономерности протекания
физических процессов. В раннем возрасте это сделать сравнительно легко,
только физическое явление можно изучить на уроке фактически. Это
обусловлено именно спецификой предмета физики:
- протекание физического явления не требует больших промежутков времени
это хорошо, известно, что дети всегда были нетерпеливы, им нужен результат
«прямо сейчас»;
- физические явления легко воспроизвести;
- влияние на протекание различных факторов может установить сам ребенок,
многократно повторяя эксперимент и видоизменяя его условия.
Таким образом, пропедевтический курс, основанный на физическом и
химическом материале, обладает рядом преимуществ перед другими
предметами с точки зрения приобщения ребенка в мир физической
реальности. Практически единственное действенное средство мотивации
учения в этом возрасте - возбуждение интереса к изучаемому предмету.
Общей закономерностью человеческой психики является непроизвольное
внимание ко всему новому, неизвестному, яркому. Пропедевтический курс
физика-химия обладает возможностью привлечения внимания учащихся на
каждом уроке демонстрацией нового, неизвестного им природного явления.
Известно, что учащиеся воспринимают предметы физику и химию
сложными, трудно поддающимися пониманию, результаты итоговой
аттестации, особенно по физике, низкие. Поэтому изучение физики и химии
на ранней стадии бучения позволяет создать «фундамент», который поможет
учащимся быть более успешными в освоении программы, начиная с
седьмого класса.
Цель курса : способствовать развитию логического мышления учащихся,
повышению их интереса к предмету, углублению восприятия материала на
второй ступени обучения.
Задачи:
1.
Ознакомить учащихся с физическими и химическими явлениями, с
которыми они непосредственно сталкиваются в окружающем мире.
2.
Овладеть навыками работы с простейшим физическим и химическим
оборудованием.
3.
Сформировать умение делать выводы и заключения.
4.
Подготовить учеников к систематическому изучению курса физики и
химии через организацию курсов по выбору, системы
исследовательской деятельности по предметам.
Решение этих задач реализуется через выполнение большого количества
экспериментальных заданий, наблюдений, качественных задач. Так в 5 классе
из 68 часов по программе предусматривается выполнение 44 лабораторных
работ (64,7 %), в 6 классе из 68 – 24 лабораторные работы (35 %). Важное
место в процессе работы над курсом занимают рисунки различных явлений,
опытов, и измерительных приборов. Большое количество качественных задач,
использование игровых ситуаций в процессе изучения предмета способствует
созданию интереса учащихся к изучению физики и химии, стремлению к их
пониманию.
Таким образом, объединение физики и химии в одном курсе продиктовано:
- неразрывной связью составных частей естествознания;
- глубоким проникновением открытий этих наук в повседневную жизнь.
В ходе занятий учащиеся получают навык работы с приборами, учатся
выдвигать гипотезы и опытным путем проверять их справедливость,
планировать и выполнять эксперимент, делать выводы и заключения,
применять полученные знания в жизненной практике.
При проведении занятий возникают проблемы: дети торопятся, им хочется
скорее взять в руки приборы, начать выполнять эксперимент, поэтому не все
глубоко вникают в обсуждение процессов и при выполнении заданий
допускают ошибки. Приходится терять время на работу над ошибками.
Учебно-методический комплект пропедевтического курса физика-химия
включает в себя:
1.
Учебник «Физика-химия 5-6 классы», А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев,
издательский дом «Дрофа». Учебник знакомит учащихся с
многочисленными явлениями физики, химии, изучаемыми на
начальной ступени курса естествознания. Изложение материала ведется
нетрадиционно – рисунок является основным средством подачи
материала.
2.
Рабочая тетрадь на печатной основе, 5 класс 64 стр., 6 класс 112 стр.,
которые включают в себя вопросы, экспериментальные задания,
лабораторные работы.
3.
Методическое пособие для учителя, которое включает в себя
рекомендации учителю, примерное планирование учебного материала
по курсу «Физика, химия».
Курс имеет продолжение программы до 9 класса включительно.
Проблема: приобретение учебников ежегодно.
Решение проблемы: содержание программы по УМК А.Е. Гуревич
созвучно с УМК по учебнику автора А.В. Перышкин.
Изучение программы курса осуществляется через систему:
- лабораторных работ;
- мини-театра «пантомима» (представление процессов, которые нельзя
увидеть, например: расположение и поведение молекул в веществе в разных
агрегатных состояниях).
- домашних экспериментальных работ (например, измерение размеров
малых тел: человеческого волоса, определить от кого из родителей
унаследованы волосы, вычислить плотность своего тела и ответить на
вопрос: может ли человек утонуть в реке?);
- изготовления действующих физических приборов и моделей. Учащиеся с
огромным удовольствием берутся за изготовление приборов, подключая
своих родителей (например; перископ, электроскоп), моделей: атома, иона,
модели Солнечного и Лунного затмения.
Пропедевтический курс прошел апробацию, в 2015-2016 учебном году
проводится в третий раз.
Результаты:
В 2015 учебном году:
- выпускники 9 класса прошли аттестацию по предметной области «физика»
с результатом – 100% качества;
-выпускники 11 класса превысили средний балл ЕГЭ по краю и городу;
- учащиеся- призеры и победители муниципального этапа Всероссийской
олимпиады школьников, участники краевого этапа Всероссийской
олимпиады школьников по физике;
- призеры и победители муниципальных, краевых и всероссийских
конкурсов.
Учащиеся, занимающиеся на данном курсе, ежегодные участники школьных
и городских НПК.
Итог : считаю, что пропедевтический курс дает положительные результаты: у
учащихся формируется познавательный интерес, осознанный мотив учения,
ученик становится успешным, формируются УУД.
В 2016 – 2017 учебном году с учащимися, начиная с 5 класса до выпуска
планирую:
- изучение тем строить на более углубленном уровне, но в то же время
посильном для учащихся данного возраста;
- ежегодно принимать участие в Международной олимпиаде по основам наук
(физике, химии), в конкурсах разного уровня, молодежных чемпионатах;
- осуществить непрерывное углубленное изучение физики через факультатив,
курсы по выбору;
- развивать исследовательскую деятельность учащихся, выходить на более
высокие уровни.
Библиография
1.
«Физика в школе» научно-методический журнал, №1, 2008г.
Актуальное интервью О.Ф. Кабардина «Обучение должно быть
трудным, но обязательно победным для всех школьников».
2.
«Физика – химия» методическое пособие 5-6 классы, издательский
дом «Дрофа», 2006г.
3.
Учебник «Физика – химия 5-6 классы» А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев и
др. издательский дом «Дрофа», 2006г.