Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема "Звуки [Х], [Х’], буква Х". Знакомство с терминами "Слияние", "Вне слияния".
Автор: Бондаренко Ирина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ д/с № 57 Населённый пункт: г. Калининград Наименование материала: Конспект Тема: Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема "Звуки [Х], [Х’], буква Х". Знакомство с терминами "Слияние", "Вне слияния". Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе
группе
Тема «Звуки [Х], [Х’], буква Х».
Знакомство с терминами «Слияние», «Вне слияния».
Задачи:
- Формировать умения устанавливать последовательность звука, определять место звука Х
в слове.
- Упражнять в делении слов на слоги.
- Развивать физиологическое и речевое дыхание, силу голоса: длительное произнесение
слогов на выдохе с модулированием голоса.
- Развивать координацию речи и движений.
- Развивать речевой слух, слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.
- Формировать положительную установку на участие в играх.
- Воспитывать интерес к играм со звуками.
Оборудование: фигурка хомяка; синие и белые фишки для слога-звукового анализа;
предметные картинки.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, начинаем наше занятие. Сядут те дети, имя которых состоит из
одной части, одного слога. Таких детей нет, правильно.
- А теперь те дети, в имени у которых два слога: Егор, Настя, Максим, Данил, Лиза
- И наконец, у кого имя состоит из трёх частей: Ульяна, Никита, Валера, Наташа, Даниил,
Алиса.
II. Основная часть занятия.
Артикуляция и характеристика звука [Х]
-Сегодня к нам на занятие опять пришли Том и Тим, чтобы познакомить вас с новыми
звуками.
Вместе с Томом и Тимом у нас в гостях еще один герой, чтобы узнать, кто это
послушайте внимательно стихотворение.
- Хитрец хомяк холодною зимой
- Храпит в хоромах под землей.
- К нам в гости пришел хомячок Хома.
- Повторим стихотворение вместе. А теперь скажите, какой звук в этом стихотворении
встречается чаще остальных?[Х]. Гласный или согласный? (Согласный). Почему
согласный? (Потому что гласные поются, а согласные нет им мешает преграда во рту
( язык, горло, зубы). Произносим звук(Х), попробуем определить какой он. Посадили звук
в кулак и произносим (Х). Проверили и правда не поётся.
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый,
глухой. Обозначение: синяя фишка.
Знакомство со звуком [X']
- Ребята, вспомните стихотворение про Хому (повторение стихотворения).
- А Хома, он какой в стихотворении? (хитрый)
- Назовите первый звук в слове ХИТРЫЙ (хь)
Характеристика звука [X’]
- Согласный, глухой, мягкий, обозначается зеленым кружочком.
- Д/ у «Поймай звук» [X']»:
хь, мь, пь, хь...; хя, хе, мя, пи...; апь, ахь...; хитрый, молоко, химия, машина, хирург, арбуз.
Словесная игра «Придумай слово»
- А теперь ребята поиграем в игру «Придумай слово». (Халва, характер, хвастун, хвост,
хвоя, хитрец, хищник, хлеб, хлев, хлопок, хлыст, хобот, хмурь, ход, хоккей, хозяин, холм,
холод, холст, хомяк, хохот, художник, хулиган, хурма).
- Молодцы, много слов знаете на звук (Х). (Стимулировать детей, за каждое сказанное
слово, давать счётную палочку, затем определить у кого больше, тот и выиграл).
3. Физ. минутка: «Хомка–хомка хомячок»
- Встали все возле столов, немного отдохнём и разомнёмся.
Хомка-хомка хомячок (надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок
(гладим себя по бокам)
Хомка рано встает
(подтягиваемся)
Щечки моет, глазки трет, (действия согласно тексту)
Подметает Хомка хатку (наклоняемся и делаем вид, что подметаем)
И выходит на зарядку (шагают)
Раз, два, три, четыре, пять (показываем упражнения)
Хомка сильным хочет стать (показывают силу)
- Молодцы, отдохнули, присаживаемся на места, спинки ровные, ножки вместе.
Знакомство с буквой X.
- Прочитаю я вам высказывания О.Гофмана.
Хорошо хвалить, хихикать,
Худо-хвастаться и хныкать.
На что похожа буква X?
Буква X из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и левой рук, нарисуем в
воздухе букву Х.
«Слияние»
- А теперь, давайте покажем нашему гостю, как вы умеете выкладывать звука-слоговые
схему слова ХОМА. На доске я закрашиваю квадратики с вашей помощью (сколько звуков,
слогов, гласных, согласных), а вы на столе выкладываете схему с помощью фишек.
Звуковой анализ:
- Сколько звуков в слове?
- Ребята, посмотрите, какая большая, длинная схема у нас получилась.
- Давайте еще раз назовем все звуки в этой схеме (прочитать слово по звуковым схемам,
называя каждый звук отдельно)
- Посмотрите, схема длинная, каждый звук стоит отдельно друг от друга (схема из
четырёх квадратиков).
- Давайте их подружим между собой. Подружим согласные звуки с гласными (схема из
двух квадратиков).
- Мы их подружили, теперь и читать стало удобнее (по слоговое чтение).
- Ребята, а давайте мы для наших дружных звуков сделаем домики и поселим их туда.
- Назовите, первые два звука, которые подружились в нашем слове (назвать звуки).
- - -
-
Предлагаю поселить наши звуки вот в такой домик, в котором два этажа (демонстрация)
- Раз первым стоит звук… , то мы его поселим на первый этаж, а тогда звук….поселим на
второй этаж.
- Давайте теперь попробуем прочитать что у нас получилось (слитное чтение). У нас
получается что первый звук, как будто бы тянется ко второму звуку. Эти звуки теперь
живут вместе и они сливаются вместе, называется СЛИЯНИЕ.
- Вот какая схема нашего слова у нас получилась: ХОМА
- Ребята, а теперь нужно запомнить самое главное – раз мы договорились, что дружные
звуки мы будем селить в домики и называть их слиянием, то на первом этаже всегда будут
жить согласные звуки (они могут быть твердыми или мягкими), а на втором этаже всегда
будут жить гласные звуки.
- Ребята, вспомните, я вам уже рассказывала, что когда вместе встают два разных звука
(согласный и гласный), то это называется СЛОГ (слог – часть слова, все слова состоят из
слогов).
Посмотрите внимательно на наши слияния. Как вы думаете – это можно назвать
СЛОГОМ? (Да)
- Значит СЛИЯНИЕ – это СЛОГ. В слове столько слияний, сколько слогов.
- Давайте немного потренируемся в составлении схем-слияний. СЛОГИ И СЛОВА: ХА,
ХИ, МУХА, МУХИ
«ВНЕ СЛИЯНИЯ»
- Слияние – это домик для ДВУХ звуков. Как вы думаете, а еще, например, один звук мы
сможем поселить в этот домик? (Нет)
- Ребята, а Хома у нас ко? (хомяк)
- Давайте попробуем выложить схему слова хомяк
1. Сначала посчитать все звуки и выложить звуковую схему слова
2. Разделить слово на слоги (хо - мяк)
- сколько слогов? (2)
- сколько будет слияний? (2) (прикрепить на доску пустые схемы-слияния, постепенно
называя звуки по порядку и «заселяя» их в домики)
- Сколько звуков мы с вами поселили в домики? (4)
- сколько звуков у нас осталось? (1)
- осталось ли у нас место в домиках-слияниях для этого звука? (нет)
- А что нам делать? Не можем же мы выбросить этот звук из слова (догадки и ответы
детей)
- Для последнего звука сделаем отдельный домик, который будет называться «ВНЕ
СЛИЯНИЯ»
- Чтение слова по схеме (доп-но прорисовывания схемы слова в воздухе кистью руки)
- Ребята, а такие звуки-одиночки где могут встречаться в слове? (в начале, в середине, в
конце).
Игра «Рифмы»
- Послушайте стихи, в которых пропущены слова. Дополните нужное слово:
Все укутал мягкий снег,
Словно теплый белый (мех).
От лисицы во весь (дух)
Мчится по полю (петух),
Догнала его лисица —
Полетел по ветру (пух). .
Итог.
-Сегодня на занятии мы учились не путать звуки [Х], [Х’] и находить их в словах.
- Что такое «слияние»? «Звук вне слияния»?
- Молодцы, ребята, вы хорошо поработали!