Напоминание

ШКОЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО "ПОИСК" как форма успешной социализации учащихся


Автор: Ушанова Ирина Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 города Анадыря"
Населённый пункт: г. Анадырь, Чукотский автономный округ
Наименование материала: статья
Тема: ШКОЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО "ПОИСК" как форма успешной социализации учащихся
Раздел: среднее образование





Назад





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 города Анадыря»

ШКОЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО «ПОИСК»
как форма успешной социализации учащихся
Анадырь 2016


ШНО

"ПО

ИСК

Физкультурно-оздоровительное

направление

Естественно-научное

направление

Гуманитарное

направление

Математическое

направление

Социально-психологическое

направление

Художественно-прикладное

направление
Современное общество диктует новые требования и поэтому новые Стандарты ориентированы на становление личности, любящей свою Родину, познающей мир, осознающей ценность труда, науки и творчества, социально активной, уважающей закон и правопорядок, соизмеряющей свои поступки с нравственными ценностями, ориентирующейся в мире профессий, понимающей значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Поэтому одной из важнейших направлений в сфере образования, является работа с одаренными детьми, поддержка талантливой молодежи. В работе с детьми нужно уметь разглядеть, чему учить и как воспитывать, чтобы воспитать мыслящего интеллектуала, будущего двигателя общественного прогресса. Для поиска ответов на эти вопросы Педагогический коллектив МБОУ «СОШ №1 города Анадыря» включился в работу по разработке системы работы с одаренными детьми. В течение ряда лет выработался свой педагогический стиль, проявившийся в создании и реализации четкой системы образовательной деятельности и, в частности, ее составляющей – «Системы работы одаренными детьми».
Направления ШНОУ «ПОИСК»
Наше познание начинается с восприятия, переходит в понимание, и заканчивается причиной. Нет ничего важнее причины. Иммануил Кант
В нашей школе работа с одаренными детьми, стремящимися совершенствовать свои знания начинается с вступления всех желающих в ШНОУ «ПОИСК».
Структура ШНОУ «ПОИСК»

Членство в Школьном научном обществе предполагает вовлечение педагогов и учащихся в: 1. Занятия научного общества, которые корректируется в соответствии с предложениями воспитанников. Это дает возможность выявить интересы и склонно сти детей к поисковой деятельно сти с у ч е том профессиональной ориентации школьников. 2. В выбор научно-исследовательской и реферативной работы, уясняется сущность научной проблемы, уточняются параметры темы, даются рекомендации по используемой литературе и структуре будущего проекта. Все это можно назвать особым дидактическим подходом к обучению и развитию одаренных детей. Результатом деятельности учащихся и педагогов является исследовательская работа, проект. В практике используются чаще всего три типа исследовательских работ, это: 1. Проблемно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы. 2. Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. 3. Собственно исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенно стью таких работ я в л я е т с я непредсказуемость результата, который могут дать исследования. Лучшие работы заслушиваются на научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах, конференциях школьного, муниципального, регионального, всероссийского и международного уровня, на которых учащиеся занимают призовые места, награждаются грамотами. Научно-исследовательская деятельность учащихся является одной из форм работы с одаренными детьми. Стремление исследовать окружающую действительность заложено в человеке на уровне инстинкта, а в современном обществе в условиях увеличения информационного потока обрушивающегося на человека, исследовательский тип мышления становится, особенно, востребован. Поэтому ученические исследования в образовательном процессе рассматриваются как способ освоения действительности, как средство организации образовательной деятельности школьников и как способ мотивации школьников к учению. ШНОУ «ПОИСК» это такая форма ведения образовательной деятельности, когда формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции. Все усилия по организации системы исследовательской деятельности учащихся следует направлять именно на эту задачу, а не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни в науке, развитию у него тех или иных навыков, получению определенных специальных знаний. Не умаляя значения накопления багажа знаний, считать, что они могут выступать только желательным следствием
при успешном решении первой задачи – искренней заинтересованности в собственной исследовательской деятельности. Главной целью образования является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цели исследовательской деятельности несколько иные: • приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, • развитие способности к исследовательскому типу мышления, • активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Отметим, что ранее учитель на основе психолого-педагогической диагностики и личных наблюдений выбирал несколько учеников, проявивших себя в ходе изучения предмета для индивидуального развития их способностей. То в свете ФГОС необходимо мотивировать обучающихся на проявление деятельности и на самопознание в любой предметной области, к которой они имеют предпочтение. Непосредственное воздействие на деятельность учащегося не принесет плоды. Необходимо создать такие условия для реализации возможностей и способностей учащихся путем направления учащихся на решение какой то проблемы. При этом эту проблему педагог может поставить на уроке и ее решение ребенком может стать толчком к дальнейшему познанию. Учащиеся в процессе работы над исследованиями раскрывают свой творческий и научный потенциал, учатся работать с научно-популярной литературой, искать информацию и обрабатывать её. Порой мало кто задумывается о причинно-следственных связях и их увлекают просто занимательные опыты и чудесные превращения, но задача педагогического коллектива – показать, что теория и практика едины, что предметы одного цикла взаимосвязаны друг с другом и другими предметами и что полученные знания пригодятся им в обычной жизни. Таким образом, в ходе вовлечения в исследование учащиеся могут сделать правильный профессиональный выбор. Таким образом, работа учителя – это методическая помощь, подбор химических реактивов и оборудования, обеспечение безопасности опытов, помощь в оформлении результатов и контроль за ходом и правильностью работы. В условиях ФГОС тему исследовательской работы ребята должны самостоятельно предложить. Результативность любой деятельности, в том числе и исследовательской не всегда можно оценить «здесь и сейчас». Но, то, что такая форма внеурочной деятельности многим выпускникам помогла в их дальнейшем самоопределении и выборе профессии я просто уверена. И именно поэтому для меня, как педагога, очень важна не только результативность в виде полученных оценок на выпускных и вступительных экзаменах, грамот и дипломов различного уровня, но и внутренние изменения ребёнка, которые будут способствовать преобразованию его эмоционально-волевой сферы и помогать ему в дальнейшем обучении. Вывод:
Организация научно-исследовательской работы учащихся на всех ступенях обучения наиболее целесообразна и продуктивна именно в форме школьного научного общества. Выполнение научно-исследовательских работ учащимися в рамках ШНОУ «ПОИСК» это одна из составных частей развития ребёнка по индивидуальной образовательной траектории. Применение современных методик и педагогических технологий, формирующих исследовательские навыки, позволяет сформировать гармоничную всесторонне развитую личность. Участие школьников в научно-методической работе совместно с учителями над научно-исследовательскими образовательными проектами позволяет наиболее полно раскрыть талант одарённых школьников, помочь им с определением будущей профессии.


В раздел образования