ШКОЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО "ПОИСК" как форма успешной социализации учащихся
Автор: Ушанова Ирина Николаевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 города Анадыря" Населённый пункт: г. Анадырь, Чукотский автономный округ Наименование материала: статья Тема: ШКОЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО "ПОИСК" как форма успешной социализации учащихся Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 города Анадыря»
ШКОЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО «ПОИСК»
как форма успешной социализации учащихся
Анадырь 2016
ШНО
"ПО
ИСК
Физкультурно-оздоровительное
направление
Естественно-научное
направление
Гуманитарное
направление
Математическое
направление
Социально-психологическое
направление
Художественно-прикладное
направление
Современное
общество
диктует
новые
требования
и
поэтому
новые
Стандарты
ориентированы
на становление личности, любящей свою Родину,
познающей
мир,
осознающей
ценность
труда,
науки
и
творчества,
социально
активной,
уважающей
закон
и
правопорядок,
соизмеряющей
свои
поступки
с
нравственными ценностями, ориентирующейся в мире профессий, понимающей
значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого
развития общества и природы.
Поэтому одной из важнейших направлений в сфере образования, является
работа с одаренными детьми, поддержка талантливой молодежи.
В работе с детьми нужно уметь разглядеть, чему учить и как воспитывать,
чтобы воспитать мыслящего интеллектуала, будущего двигателя общественного
прогресса.
Для поиска ответов на эти вопросы Педагогический коллектив МБОУ «СОШ
№1
города
Анадыря»
включился
в
работу
по
разработке
системы
работы
с
одаренными детьми. В течение ряда лет выработался свой педагогический стиль,
проявившийся
в
создании
и
реализации
четкой
системы
образовательной
деятельности и, в частности, ее составляющей – «Системы работы одаренными
детьми».
Направления ШНОУ «ПОИСК»
Наше познание начинается с восприятия, переходит
в понимание, и заканчивается причиной.
Нет ничего важнее причины.
Иммануил Кант
В
нашей
школе
работа
с
одаренными
детьми,
стремящимися
совершенствовать свои знания начинается с вступления всех желающих в ШНОУ
«ПОИСК».
Структура ШНОУ «ПОИСК»
Членство в Школьном научном обществе предполагает вовлечение педагогов
и учащихся в:
1.
Занятия
научного общества, которые корректируется в соответствии с
предложениями воспитанников. Это дает возможность выявить интересы
и
склонно сти
детей
к
поисковой
деятельно сти
с
у ч е том
профессиональной ориентации школьников.
2.
В выбор научно-исследовательской и реферативной работы, уясняется
сущность
научной
проблемы,
уточняются
параметры
темы,
даются
рекомендации по используемой литературе и структуре будущего проекта.
Все это можно назвать особым дидактическим подходом к обучению и
развитию одаренных детей.
Результатом деятельности учащихся и педагогов является
исследовательская работа, проект. В практике используются чаще всего три типа
исследовательских работ, это:
1.
Проблемно-реферативные
–
творческие
работы,
написанные
на
основе
нескольких
литературных
источников,
предполагающие
сопоставление
данных
разных
источников
и
на
основе
этого
собственную
трактовку
поставленной проблемы.
2.
Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения
эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят
скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку
особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
3.
Собственно
исследовательские
–
творческие
работы,
выполненные
с
помощью
корректной
с
научной
точки
зрения
методики,
имеющие
полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный
материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере
исследуемого
явления.
Особенно стью
таких
работ
я в л я е т с я
непредсказуемость результата, который могут дать исследования.
Лучшие работы заслушиваются на научно-практических конференциях,
олимпиадах,
конкурсах,
конференциях
школьного,
муниципального,
регионального, всероссийского и международного уровня, на которых учащиеся
занимают призовые места, награждаются грамотами.
Научно-исследовательская деятельность учащихся является одной из форм
работы
с
одаренными
детьми.
Стремление
исследовать
окружающую
действительность заложено в человеке на уровне инстинкта, а в современном
обществе в условиях увеличения информационного потока обрушивающегося на
человека, исследовательский тип мышления становится, особенно, востребован.
Поэтому ученические исследования в образовательном процессе рассматриваются
как способ освоения действительности, как средство организации образовательной
деятельности школьников и как способ мотивации школьников к учению.
ШНОУ «ПОИСК» это такая форма ведения образовательной деятельности,
когда формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед
ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.
Все
усилия
по
организации
системы
исследовательской
деятельности
учащихся следует направлять именно на эту задачу, а не на абстрактную подготовку
ученика
к
взрослой
жизни
в
науке,
развитию
у
него
тех
или
иных
навыков,
получению определенных специальных знаний. Не умаляя значения накопления
багажа знаний, считать, что они могут выступать только желательным следствием
при
успешном
решении
первой
задачи
–
искренней
заинтересованности
в
собственной исследовательской деятельности.
Главной целью образования является развитие личности учащегося, а не
получение объективно нового результата, как в "большой" науке.
Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в
образовании цели исследовательской деятельности несколько иные:
•
приобретение учащимся функционального навыка исследования как
универсального способа освоения действительности,
•
развитие способности к исследовательскому типу мышления,
•
активизация
личностной
позиции
учащегося
в
образовательном
процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно
получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного
учащегося).
Отметим,
что
ранее
учитель
на
основе
психолого-педагогической
диагностики и личных наблюдений выбирал несколько учеников, проявивших себя
в ходе изучения предмета для индивидуального развития их способностей. То в
свете ФГОС необходимо мотивировать обучающихся на проявление деятельности и
на самопознание в любой предметной области, к которой они имеют предпочтение.
Непосредственное воздействие на деятельность учащегося не принесет плоды.
Необходимо создать такие условия для реализации возможностей и способностей
учащихся путем направления учащихся на решение какой то проблемы. При этом
эту проблему педагог может поставить на уроке и ее решение ребенком может стать
толчком к дальнейшему познанию.
Учащиеся
в
процессе
работы
над
исследованиями
раскрывают
свой
творческий
и
научный
потенциал,
учатся
работать
с
научно-популярной
литературой, искать информацию и обрабатывать её. Порой мало кто задумывается
о причинно-следственных связях и их увлекают просто занимательные опыты и
чудесные
превращения,
но
задача
педагогического
коллектива
–
показать,
что
теория и практика едины, что предметы одного цикла взаимосвязаны друг с другом
и другими предметами и что полученные знания пригодятся им в обычной жизни.
Таким образом, в ходе вовлечения в исследование учащиеся могут сделать
правильный профессиональный выбор.
Таким
образом,
работа
учителя
–
это
методическая
помощь,
подбор
химических реактивов и оборудования, обеспечение безопасности опытов, помощь
в
оформлении
результатов
и
контроль
за
ходом
и
правильностью
работы.
В
условиях ФГОС тему исследовательской работы ребята должны самостоятельно
предложить.
Результативность любой деятельности, в том числе и исследовательской не
всегда можно оценить «здесь и сейчас». Но, то, что такая форма внеурочной
деятельности многим выпускникам помогла в их дальнейшем самоопределении и
выборе профессии я просто уверена. И именно поэтому для меня, как педагога,
очень важна не только результативность в виде полученных оценок на выпускных и
вступительных экзаменах, грамот и дипломов различного уровня, но и внутренние
изменения
ребёнка,
которые
будут
способствовать
преобразованию
его
эмоционально-волевой сферы и помогать ему в дальнейшем обучении.
Вывод:
Организация научно-исследовательской работы учащихся на всех ступенях
обучения
наиболее
целесообразна
и
продуктивна
именно
в
форме
школьного
научного общества.
Выполнение научно-исследовательских работ учащимися в рамках ШНОУ
«ПОИСК» это одна из составных частей развития ребёнка по индивидуальной
образовательной траектории.
Применение
современных
методик
и
педагогических
технологий,
формирующих исследовательские навыки, позволяет сформировать гармоничную
всесторонне развитую личность.
Участие школьников в научно-методической работе совместно с учителями
над научно-исследовательскими образовательными проектами позволяет наиболее
полно раскрыть талант одарённых школьников, помочь им с определением будущей
профессии.