МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКА ФАКТИЧЕСКОЙ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
Автор: Кочерга Елена Васильевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ №24 Населённый пункт: Новошахтинск, Ростовская область Наименование материала: СТАТЬЯ Тема: МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКА ФАКТИЧЕСКОЙ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ СОТРУДНИЧЕСТВА Раздел: среднее образование
Проблема достоверной оценки учащихся
(обобщение опыта)
Подготовила: Кочерга Е.В.,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ СОШ №24
ОПИСАНИЕ ОПЫТА
Проблема достоверной оценки знаний, умений и навыков учащихся, то есть
уровня фактической обученности, важна для качественной характеристика
образовательного процесса. В свете модернизации российского образования
проблема приобретает особое значение. Современная педагогическая наука
видит функцию контроля в триединстве составляющих: диагностика,
обучение, воспитание. При этом подчеркивается возрастающее влияние
воспитывающего компонента контроля. Ведь он приводит к становлению
таких положительных личностных качеств учеников, как интерес к знаниям,
умение систематически работать, активность, ответственность, чувство
собственного достоинства, развивает навыки самоконтроля и самооценки.
Работая над этой проблемой, я определила следующие задачи:
- раскрытие условия возникновения сотрудничества учителя и учащихся в
процессе контроля;
- построение системы контроля на основе индивидуализации и
дифференциации;
- отбор содержания учебного материала для организации контроля в условиях
сотрудничества.
Свою работу я строю на принципах гуманистического отношения к
ученику, совместной деятельности с ним в процессе учения. Такой подход
наполняет смыслом основную функцию учителя: помочь ученику осознать
свои способности, склонности, превратить социально значимые цели
обучения в личностно значимые.
Принцип сотрудничества предъявляет новые требования к деятельности
учителя. Поэтому обучение русскому языку и литературе я провожу на
основе взаимопомощи, взаимоконтроля, соблюдая принципы посильности
контрольных заданий. Возможность повторного выполнения с целью
улучшения результата, а также привлечение учеников к составлению
контрольно-измерительных материалов, ознакомление их с критериями
оценивая, самоконтроль на их основе – все это создает дополнительную
мотивацию и благоприятную атмосферу для установления сотрудничества.
Ознакомление с теоретическими основами и опытом практической работы
учителей – новаторов позволили мне выделить степени обученности,
характеризующиеся последовательно возрастающими показателями.
Первый показатель степени фактической обученности учащихся –
распознавание или уровень знакомства с данным процессом, объектом ли
явлением. Ученик отличает объект, явление или какое – либо действие от
аналогов тогда, когда ему предъявляют их в готовом виде, показывая
формальное знакомство с их внешними, поверхностными характеристиками.
Второй показатель – запоминание как показатель количества усвоенной
информации ( механическое, неосознанное воспроизведение текста, правли,
формулировок. )
Третий показатель степени фактической обученности – понимание как
характеристика осознанно усвоенной информации. Это процесс нахождения
существенных признаков и связей исследуемых предметов или явлений и
вычисление их из массы существенного , случайного на основе анализа или
синтеза, применение правил логического умозаключения и установления
сходства и различия причин, вызвавших появление данных объектов и их
развития.
Четвертый показатель – элементарные умения и навыки. Это
репродуктивный метод теоретических познаний на практике ( выполнение
практических работ по шаблону, по образцу, по аналогии. )
Пятый показатель степени фактической обученности – перенос. Это
творческий уровень реализации усвоенного теоретического багажа на
практике ( выполнение любых практических работ в пределах программного
требований. )
Возрастание порядковых номеров показателей степени фактической
обученности обозначает то, что каждый последующий показатель
качественно и количественно выше предыдущего.
С учетом степени фактической обученности учащихся учитель выделяет
ряд способов организации текущего контроля:
- конструирование контрольно – измерительных материалов на принципах
индивидуализации и дифференциации;
- конструирование контрольно – измерительных материалов на текстовой
основе;
- конструирование тематических зачетов на основе сотрудничества.
Задания первого уровня направлены на различения учащимися каких-либо
понятий, формулировок или процессов от их аналогов, представленных в
готовом виде. Например, ученик при предъявлении ему определения имени
существительного или прилагательного только отличает их друг от друга. Для
уровня распознавания информации учителем подбирается тестовое задание, в
котором ученик должен из нескольких вариантов выбрать правильный ответ.
Вопрос основывается на требованиях программы.
Например, в разделе «Морфология» в тесте обозначены следующие
вопросы:
- что обозначает данная часть речи?
-на какие вопросы она отвечает?
-какие грамматические признаки есть у данной части речи?
-как изменяется данная часть речи?
-чем в предложении она может быть?
-какова синтаксическая роль в предложении данной части речи?
-как она пишется с «не»?
Каждому вопросу предлагается 5-7 вариантов ответов, среди которых есть
один или несколько (в зависимости от вопроса) правильных ответов.
Тестовые задания распечатываются учителем на отдельных листах и
раздаются каждому ученику. Оцениваются эти задания в баллах. За каждый
правильный ответ – один балл. При необходимости баллы легко переводятся
в отметки. Учитель знакомит учащихся со шкалой оценивания до выполнения
работы. Максимальное количество баллов принимается за 100%, баллы
каждого учащегося переводятся сначала в проценты в проценты, а за тем в
традиционную шкалу оценивания
90-100% - отметка «5» ;
70-89% - отметка «4» ;
50-69% - отметка «3» ;
Менее 50% - отметка «2» .
Задания второго уровня направлены на выявление степени усвоения
информации. На этом уровне учащийся отвечает на вопросы
репродуктивного характера, не требующих мыслительных операций, как
анализ и синтез. Задания такого типа учитель дает на карточках.
Оцениваются работы также по баллам.
При проверке знаний важным и существенным является третий уровень
«Понимания». Задания этого уровня направлены на выявление степени
осознанности усвоенной информации. Учащиеся должны объяснить
отдельные положения изученной теории, найти существенные признаки и
связи исследуемых понятий и явлений, применяя правила логического
умозаключения и выполняя такие мыслительные операции, как анализ и
синтез, а также делать самостоятельные выводы.
Для этого уровня учителям предлагаются самые разные задания: от
простых до заданий исследовательского, поискового характера. Я предлагаю
такие формы творческой работы как: «придумайте самостоятельно способ,
позволяющий быстро и легко запомнить следующее правило…» или
«предложи свою оригинальную формулировку…»
В основу составления карточек и заданий взят опыт Н.Н.Соколовой.
дидактический материал я составляю с учетом 3-х уровней дифференциации:
А – базовый, В – несколько продвинутый, С – углубленный. Карточки
группы В отличаются более сложным материалом, которые опираются на
базовый уровень. Карточки группы С предлагают задания на анализ
различных лингвистических явлений, требующих комплексных знаний
теории и умения их реализовывать в практической деятельности.
Таким образом, внутри каждого раздела учителем дается материал по трем
уровням, каждый из которых имеет 4 варианта. Задания используются мной
как для контрольного опроса, так и для самостоятельной работы или
промежуточной формы контроля.
Работая по данной методике организации текущего контроля, я учитываю,
что учащийся может передвигаться из одной группы в другую. В связи с этим
провожу определенную диагностику примерно раз в полугодие.
При проведении занятии с учащимися разного уровня подготовки я
использую такие формы работ, как взаимопомощь в группе, взаимопроверка,
работа в группах сменного состава. Такие формы работы создают обстановку
товарищества, взаимовыручки и взаимоподдержки, демократичности и
ответственности.
Опыт учителя показывает, что постепенно учащиеся дают предпочтения
отдают предпочтение заданиям повышенной сложности. В этом большую
роль играет право выбора уровня заданий самим учеником. Оговаривается,
что выбор задания уровня С дает ученику возможность получения
консультации у учителя, он может пользоваться справочной литературой.
Работа с карточками дифферинцированного контроля на этапе текущего
контроля может использоваться учителем как материал для выполнения
домашнего задания. В результате такой работы набирается материал, который
становится основой дифферинцированного контроля знаний.
Отвечая современным требованиям к урокам русского языка и литературы, я
строю свои уроки с учетом функционального подхода к рассмотрению
языковых явлений, поэтому в основе урока лежит текстоцентрический подход
в изучении предмета. На базе текста мои ученики изучают « язык в
действии»; формируются собственные филологические умения, а также
общеучебные интеллектуальные навыки.
Система мониторинга по русскому языку на текстовой основе изменяет
взгляд на традиционную систему оценивания уровня обученности
школьников, позволяя выявить не только степень овладения
грамматическими и правописными умениями и навыками, но и уровень
сформированности коммуникативных умений. В работе с текстом учитель
учитывает не только репродуктивный, но и продуктивный уровни, связанные
с созданием собственного текста в жанре отзыва, рецензии, эссе. Право
выбора жанра учитель предоставляет ученику. На этапе текущего контроля
творческую жанровую работу учитель предлагает выполнить в паре, в
группе.
Проанализировав полученные результаты, а также учитывая мнение
учащихся и родителей, можно сделать следующие выводы:
- данная методика оценки фактической обученности учащихся является
более достоверной, надежной и доказательной системой оценки учебного
труда, чем традиционная система, т.к. она дает возможности учета и
фиксирования реальной обученности учащихся;
- методика позволяет критериально использовать оценочные суждения как
фактор стимулирования и положительной мотивации учащихся учебно –
познавательной деятельности, а также формирование успешности, желание
быть лучше;
- система оценивания по данной методике раскрывает перспективы
продвижения по пути познания от механического запоминания до
творческого, нестандартного применения полученных знаний на практике
помогает преодолеть синдром отрицательных оценок;
- методика позволяет создать «слабым» и «сильным» учащимся равноценные
условия.
Таким образом, использование данного опыта повышает достоверность и
надежность процедуры определения фактической степени обученности и на
этой основе позволяет более успешно продвигаться по пути познания.