"Модель социального партнерства детского сада и семьи в рамках ФГОС ДО"
Автор: Асачева Любовь Федоровна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №2 "Умка" Населённый пункт: Красноярский край, г. Норильск Наименование материала: статья Тема: "Модель социального партнерства детского сада и семьи в рамках ФГОС ДО" Раздел: дошкольное образование
И СЕМЬИ В РАМКАХ ФГОС ДО
Любовь Федоровна Асачева,
заместитель заведующего учреждением по учебно-воспитательной и
методической работе МАДОУ «Детский сад № 2 «Умка»,
Собраться вместе - это начало.
Держаться вместе - это прогресс.
Работать вместе - это успех.
Г. Форд
Сотрудничество с семьями воспитанников всегда являлось составной
частью
работы
педагогического
коллектива
нашего
дошкольного
учреждения, ведь высшей целью и основным содержанием взаимодействия
с родителями является ребенок.
С
введением
ФГОС
ДО
назрела
необходимость
изменений
в
организации
и
содержании
социального
партнерства
ДОУ
и
семьи.
Поэтому, «не родители и дети должны подстраиваться под цели, задачи и
внутренний уклад дошкольной организации, а дошкольная организация
должна сделать все, чтобы поддержать собственные действия родителей в
воспитании и развитии детей. Не освободить и не отделить родителей от
детей, не пытаться изменить субкультуру семьи, напротив, сблизить (при
необходимости) детей и родителей, приобщить детей к социокультурным
нормам, традициям семьи». [4, стр. 4]
По мнению ученых, семья нуждается в помощи специалистов на всех
этапах
дошкольного
детства,
поэтому
«искать
пути
налаживания
взаимоотношений с семьями должны именно педагоги, т.к. они получили
для
этого
специальное
профессиональное
образование,
понимают
механизмы
развития
ребенка-дошкольника,
видят
и
могут
оценивать
текущую ситуацию и перспективы, они фактически заменяют родителей во
время их отсутствия». [4, стр. 6]
Однако перейти к новым формам отношений родителей и педагогов
невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой
системой. Придать дошкольной организации «открытость внутрь» значит
сделать
педагогический
процесс
более
свободным,
г и б к и м ,
дифференцированным,
гуманизировать
отношения
между
детьми,
педагогами, родителями. Необходимо создать такие условия, чтобы у всех
участников
образовательного
процесса
(детей,
педагогов,
родителей)
возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности,
мероприятии, рассказать о своих радостях, успехах и неудачах и т.д.
Для
совместной
целенаправленной
деятельности
родителей
и
педагогов
мы,
в
первую
очередь,
разработали
модель
социального
партнерства с семьями воспитанников, позволяющую выстроить систему
взаимодействия «Родитель - Ребенок - Педагог», где ребенок является
ведущим
субъектом
внимания,
а
взаимоотношения
взрослых
-
эмоционально
ровными,
взаимно
приемлемыми,
свободными
и
независимыми, но содружественно-конструктивными.
Целью
работы
является
создание
единого
пространства
развития
ребенка
в
семье
и
дошкольной
организации,
сделать
родителей
участниками
полноценного
образовательного
процесса.
Успех
в
этом
нелегком процессе зависит от уровня профессиональной компетентности
педагогов и педагогической культуры родителей.
Основные задачи работы с родителями:
установить
партнерские
отношения
с
семьей
каждого воспитанника;
объединить
усилия
для
развития
и
воспитания
детей;
создать
атмосферу
взаимопонимания,
общности
интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизировать
и
обогащать
воспитательные
умения родителей;
поддерживать
их
уверенность
в
собственных
педагогических возможностях.
Приступая
к
работе
и
обозначив
приоритетное
направление
деятельности
ДОУ,
нами
была
определена,
прежде
всего,
линия
дифференциации и гуманизации (во имя ребенка, для ребенка), и учтены
интересы, потребности самих детей. Эта линия задает критерии отбора
нововведений
и
их
синтез,
а
также
позволяет
рассматривать
самые
разнообразные
комбинации
соотношений,
изменений
в
содержании,
технологии, организации воспитательно-образовательной деятельности.
Особое
внимание
мы
уделяем
педагогике
сотрудничества.
Педагогика сотрудничества - это совместная развивающая деятельность
взрослых
и
детей,
скрепленная
взаимопониманием,
проникновением
в
духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой
деятельности.
Правильно выстроить работу с родителями, подобрать интересные
формы
взаимодействия
помогают
принципы
партнерства
дошкольного
учреждения и семьи:
Сотрудничество, а не наставничество. Современные
родители
люди
грамотные
и
осведомленные,
хорошо
знающие,
как
воспитывать
своих детей. Поэтому позиция наставления и пропаганда педагогических
знаний вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее
будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных
педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива
детского сада в проблеме и искреннее желание помочь.
Партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на
основе
совместной
ответственности
за
воспитание
детей.
Семья
и
дошкольная организация равноправны, преследуют одни и те же цели и
сотрудничают для их достижения. Согласие партнеров с общими целями и
методами
воспитания
и
сотрудничество
в
их
достижении
позволяют
объединить усилия и обеспечить преемственность и взаимодополняемость
в семейном и внесемейном образовании.
Систематичность и последовательность работы в течение всего
года и всего периода пребывания ребенка в дошкольной организации.
Индивидуальный
подход,
не
только
к
каждому
ребенку,
но
и
к
каждой семье на основе учета их интересов и способностей. Все семьи
отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов:
родительской
и
человеческой
культуры,
традиций
семьи,
социального
положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных
условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений и многого
другого. Общаясь с родителями педагог, должен чувствовать ситуацию и
настроение родителей. Здесь очень важно человеческое и педагогическое
умение педагога успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать,
как помочь ребенку в той или оной ситуации.
Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе
доброжелательной
критики
и
самокритики.
Укрепление
авторитета
педагога в семье, а родителей - в дошкольной организации. Позитивный
настрой
на
общение
и
является
тем
самым
фундаментом,
на
котором
строится вся работа педагогов с родителями.
Открытость. Каждому
родителю
обеспечивается
возможность
знать и видеть, как живет и развивается его ребенок.
Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу детского
сада. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в
другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой
для воспитательного партнерства между родителями и воспитателями, то
есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих
сторон в общем деле образования и воспитания детей.
Особенно важен диалог между педагогом и семьей в случае наличия у
ребенка отклонений в поведении или каких-либо проблем в развитии.
Диалог
позволяет
совместно
анализировать
поведение
или
проблемы
ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности их
решения.
В
диалоге
проходит
консультирование
родителей
по
поводу
лучшей стратегии в образовании и воспитании, согласование мер, которые
могут быть предприняты со стороны ДОУ и семьи.
Воспитатели поддерживают семью в деле развития ребенка и при
необходимости привлекают других специалистов и службы (консультации
педагога-психолога,
учителя-логопеда
и
др.).
Таким
образом,
педагоги
занимаются профилактикой и борятся с возникновением отклонений в
развитии детей на ранних стадиях развития.
Модель социального партнерства с семьями воспитанников позволяет
использовать
разнообразные
формы
сотрудничества,
которые
способствуют партнерскому взаимодействию педагогов, родителей и детей,
позволяют
создать
благоприятную
психологическую
обстановку,
доверительные
отношения
между
всеми
участниками
образовательного
процесса и атмосферу общности интересов друг друга.
Изменения содержания и форм взаимоотношений между родителями и
педагогам,
позволили
нам
разработать
педагогические
модели
взаимодействия
с
родителями
по
всем
образовательным
областям
Стандарта:
модель
педагогического
сопровождения
семьи
в
вопросах
сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста;
модель
педагогического
сопровождения
семьи
в
вопросах
физического развития детей дошкольного возраста;
модель педагогического взаимодействия с семьей по социальному
воспитанию детей дошкольного возраста;
модель
педагогического
сопровождения
семьи
в
вопросах
эмоционального развития детей дошкольного возраста;
модель педагогического сопровождения семьи в вопросах эколого-
познавательного развития детей дошкольного возраста;
модель
педагогического
сопровождения
семьи
в
вопросах
художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Данные модели позволяют наглядно увидеть выбранные педагогами
направления
деятельности
и
формы
сотрудничества
с
родителями.
Внедряются
и
традиционные
и
нетрадиционные
формы
общения
с
родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими
знаниями.
Таким образом, наш педагогический коллектив строит свою работу по
воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей. В рамках
данного
взаимодействия
ведется
изучение
потребности
родителей
на
образовательные услуги для определения перспектив развития МАДОУ,
содержания
работы
и
форм
организации;
вовлечение
родителей
в
образовательный процесс, просвещение родителей с целью повышения
правовой и педагогической культуры, которая играет важную роль для
усиления их ответственности и формирование сознательного отношения к
воспитанию детей.
В заключении хотелось бы еще раз отметить, что качество семейного
воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение
ответственности
родителей
за
воспитание
своих
детей
-
важнейшие
проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно
при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи,
родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими
обстоятельствами
диктуется
необходимость
постоянного
повышения
уровня
педагогической
компетентности
родителей,
необходимость
и
актуальность организации различных форм образования.
Задача
детского
сада
«повернуться»
лицом
к
семье,
оказать
ей
педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых
подходов в воспитании ребенка. Необходимо, чтобы детский сад и семья
стали
открытыми
друг
другу
и
помогли
раскрытию
способностей
и
возможностей ребенка.
Литература:
1.
Агавелян
М.Г.,
Данилова
Е.Ю.,
Чечулина
О.Г.
Взаимодействие
педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
2.
Майер
А.А.,
Файзуллаева
Е.Д.
Детско-взрослое
сообщество:
развитие взрослых и детей. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
3. Микляева Т.А. Создание условий эффективного взаимодействия с
семьей: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. - М.: Айрис-пресс,
2006.
4. Михайлова-Свирская Л.В. Работаем с родителями. Пособие для
педагогов ДОО / серия «Работаем по ФГОС ДО». - М.: Просвещение, 2015.