"Дифференциация звуков [Р],[Л]. Смешарики в гостях"
Автор: Услистая Ирина Александровна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ГБОУ Лицей №1561 Населённый пункт: Москва Наименование материала: конспект Тема: "Дифференциация звуков [Р],[Л]. Смешарики в гостях" Раздел: дошкольное образование
Департамент образования города Москвы
Юго-Западное окружное управление образования
ГБОУ Лицей № 1561 СП ДО №4 города Москвы
Конспект
открытого
логопедического
занятия
в
старшей
группе
Тема
:
«
Дифференциация
звуков
[
Р
],[
Л
].
Смешарики
в
гостях
»
Подготовила
учитель
-
логопед
Услистая
Ирина
Александровна
г
.
Москва
2015
г
.
Тема
занятия
: «
Дифференциация
звуков
[
Р
],[
Л
].
Смешарики
в
го
c
тях
.»
Цели: Формирование звуковой стороны речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
1) формирование практических умений и навыков пользоваться
исправленной (фонетически чистой, лексически развитой,
грамматически правильной) речью;
2) формирование кинестетического образа звука Р (ощущение
положения органов артикуляции).
Коррекционно-развивающие
1) устранение дефектного произношения звука Р, автоматизация в
словах и предложениях;
2) дифференциация звуков [Р] - [Л].
3) развитие фонематического слуха и восприятия;
4) развитие грамматического строя речи;
5) развивать подвижность артикуляционного аппарата и мелкой
моторики;
6) развитие памяти, слухового внимания.
Коррекционно-воспитательные
1) формировать навыки самоконтроля за речью;
2) повышать работоспособность, настроение, уверенность в себе.
Оборудование: игрушки персонажей мультфильма « Смешарики»:
Крош и Лосяш, мелкие игрушки, картинки с изображением веселого
солнышка и персонажей мультфильма «Смешарики», карточки-
артикуляционная гимнастика в картинках, опорная схема
характеристики артикуляционных и акустических признаков звуков
[Р] и [Л], опорные картинки для составления предложений, мяч,
карточки с изображением букв- Р и Л.
Ход занятия:
Организационный момент
Добрый день ребята, я рада вас видеть! Мне очень хочется поиграть
с вами. А у вас какое настроение? Чтобы вас порадовать сегодня я
пришла с веселым солнышком, улыбнитесь ему в ответ. Посмотрите
какое солнышко? ( лучистое, доброе, жаркое, желтое, золотистое )
Ребята, солнышко хочет познакомить вас со своими друзьями-
смешариками, которые тоже пришли к нам в гости. А кто именно, я
вам не скажу. Попробуйте отгадать загадки:
1.Хоть он и ушастик, собою хорош. Вы догадались, кто это?
Дети: Это Крош!
2.Рогатый ученый, забавный типаж.Вы догадались, кто это?
Дети: Это Лосяш!
Правильно, молодцы!
Ребята, Крош и Лосяш хотят научиться правильно произносить свои
любимые звуки, и мы с вами им в этом поможем. Для начала,
давайте вместе со смешариками выполним веселую гимнастику для
язычка.
Артикуляционная гимнастика
Берите карточки по очереди, переворачивайте и выполняйте
упражнения.
«Заборчик»
Если наши губы улыбаются, посмотри- заборчик получается.
«Лопатка»
Язык широкий, гладкий, получается «лопатка».
«Парус»
Мой корабль отважный борется с волной
Сильный и широкий парус надо мной.
«Лошадка»
Я лошадка, «серый-бок», цок-цок, цок- цок. Я копытцем
постучу.Если хочешь прокачу.
«Грибок»
Я стою на гладкой ножке под большою шляпкой с бархатной
прокладкой.
«Барабан»
У меня есть барабан он гремит как ураган.
Молодцы!
Сообщение темы занятия
Ребята, смешарики принесли свои игрушки в этой коробочке. В
названии игрушек наиболее часто встречаются звуки которые они
хотят научиться правильно произносить. Вы должны сами
определить что это за звуки (дети выкладывают игрушки из коробки
называют их и определяют какие звуки встречаются чаще).
Дети: Звуки [Р] и [Л].
Правильно, молодцы. Сегодня, друзья мои мы будем играть со
звуками [Р] и [Л].
Ой, ребята что-то наши гости загрустили, я кажется догадываюсь
почему. В коробке звуки [Р и Л] перепутались и смешарики стали
называть друг друга: Клош и Росяш. Как вы думаете, как нам помочь
смешарикам чтобы они запомнили как правильно произносить
звуки. Для начала давайте разложим игрушки в корзинки с буквами
обозначающими звуки [Р и Л] (дети раскладывают игрушки в
корзинки) А теперь расскажем
смешарикам как образуются эти звуки.
Характеристика звука [Р]по артикуляционным и акустическим
признакам.
когда я произношу звук [Р], мои губы улыбаются
мои зубы открыты
мой язык широкий за верхними зубами бьется о бугорки
воздушная струя долгая, сильная
голос звонкий, работает
звук [Р] согласный, твердый, звонкий
Характеристика звука [Л] по артикуляционным и акустическим
признакам.
когда я произношу звук [Л], мои губы тоже улыбаются
мои зубы открыты
мой язык тоже широкий, упирается в бугорки
воздушная струя долгая, слабая
голос звонкий, работает
звук [Л] согласный, твердый, звонкий
Молодцы ребята! Смотрите, Крош и Лосяш довольны и по моему
что-то хотят нам сказать. Да, я совсем забыла, ведь смешарики
принесли вам подарки. Но чтобы их получить вы должны справиться
с некоторыми заданиями. Вы готовы?
Дифференциация звуков [Р],[Л] в слогах, словах, словосочетаниях и
предложениях
1.«Поймай звук»
Я буду называть вам ряды звуков, слогов и слов.
На звук[Л] хлопать в ладоши один раз, на звук [Р] хлопать два раза.
Звуки: [ м], [н], [ л], [ с], [ р], [ к], [ б], [ л], [з], [ р].
Слоги: то- ко- ло- да- су- ла- ра- на- ру- лу- ма.
Слова: книга, лужа, окно, рама, кукла, дым, ватрушка, лапа, пенал,
забор.
Молодцы, справились с заданием.
2. «Собери слова»
Я называю начало слова, а вы добавляете слоги: РА или ЛА.
Но…-нора Жа…-жара Што…-штора
Иг…-игла Шко…-школа Смо…-смола
Го…-гора Вче….-вчера Гита…-гитара
Мет…-метла Ска…-скала Аку…-акула
Какие вы молодцы и с этим заданием справились.
Физминутка
Ребята, давайте встанем и поиграем с мячом.
3. «Непослушные звуки» (подвижная игра)
Я буду говорить вам слоги и слова, а вы будете заменять звук [Р] на
[Л] и наоборот.
Слоги: ла- ра, ру- лу, лы- ры, оро- оло, ар- ал, ул- ур.
Слова: Рак- лак, лама- рама, рожь- ложь, игла- игра, рожки- ложки,
жалко- жарко, город- голод, лом- ром, ручей- лучей, Марина- малина,
дал- дар, пир- пил, мил- мир.
4.«Эхо» (Ккуглый)
Добавь слово круглый к словам: руль, зеркало, карусель, грелка,
люстра, мармелад, рулон, рубль, тарелка, кресло, стол, абажур,
колесо, пирог.
5.«Составь предложение по картинке»
6.«Исправь ошибки»
1.Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно « врачей»(грачей)
2.На виду у детворы
«Крысу» (крышу) красят маляры.
3.Зазвенел весенний «Гном»(гром),
Тучи на небе кругом.
4.Ло-ло-ло- день уже, совсем «темно»(светло)
Ла-ла-ла- видим: в сад летит «метла»(пчела)
Лы-лы-лы- что за дело у « метлы»(пчелы)?
Лы-лы-лы- будет мед у той «метлы»(пчелы).
Корка утащила мышку в норку. Елка
сидит на белке. Рыжий
орешек нашел белочку. По
облакам плывет белое небо. Спелая
малинка сорвала Маринку и положила в корзинку. Пол
побежал по мышке.
Итак, ребята вы справились со всеми заданиями.
Давайте вспомним чем мы свами сегодня занимались, в какие игры
и с какими звуками играли.
Ответы детей .
Итог.
Друзья мои, вы сегодня отлично справились с заданиями наших
новых друзей. Вам понравилось с ними играть? Хотели бы вы еще
раз пригласить их в гости?
Ответы детей.
Крош и Лосяш подсказывают мне что наступила пора вручить вам
обещанные подарки.
Детям вручаются подарки от смешариков.
Ребята, давайте поблагодарим наших друзей за подарки, скажем им
до свидания .
Дети уходят в группу.