Консультация педагога-психолога
Современные
педагоги
и
психологи
обеспокоены
воз-
растанием
числа
застенчивых
детей. Опрос родителей детей
3-7
лет
показал,
что
та
или
иная
степень
застенчивости
свойственна
47%
дошкольни-
ков.
Наблюдения
показывают,
что возникшая в раннем дет-
стве
застенчивость
обычно
сохраняется
на
протяжении
всего
дошкольного
возраста.
Но
особенно
отчетливо
она
проявляется
на пятом
году
жизни ребенка. Многие роди-
тели не придают большого зна-
чение
данному
факту,
однако
это явление таит в себе много
неожиданностей.
Традиционно считается, что у застенчивых детей сниженная
самооценка, что они плохо думают о себе – это не так. Напротив,
застенчивый ребенок считает себя хорошим, самым лучшим, однако
ему представляется, что другие относятся к нему хуже, чем он
сам относится к себе . С возрастом у застенчивого ребенка наблю-
дается тенденция к разрыву в оценке себя самим и другими людь-
ми.
Другой особенностью застенчивого ребенка заключается в том,
что все, что делает ребенок, проверяется им через отношение дру-
гих. Тревога о своем Я часто заслоняет для него содержание дея-
тельности. Ребенок сосредоточен не столько на том, что он де-
лает,
сколько
на
том,
как
его
оценят
взрослые : личностные
мотивы всегда выступают для него главными, заслоняя собой и по-
знавательные, и деловые, что затрудняет и протекание самой дея-
тельности, и общения.
Мы так часто обраща-
ем
внимание
на
своих
детей
лишь тогда, когда они что то
делают плохо, и не замечаем их
достижений, хороших поступ-
ков. Взрослый должен воспи-
тывать в себе умение быть вни-
мательным к ребенку не толь-
ко в случае, когда тот обраща-
ется за помощью или поддерж-
кой, но и тогда, когда она, на
первый взгляд, ему не нужна.
Помочь
ребенку
по-
высить самооценку в конкрет-
ных видах деятельности, под-
держать
его
уверенность
в
себе.
З а д у м а й т е с ь ,
н е
слишком ли часто вы ограни-
чиваете
свободу
ребенка,
его
непосредственность
и
любо-
знательность?
У
застенчивых
детей
в
большей
мере
сфор-
мирован внутренний запрет на
поступки и действия, порицае-
мые взрослыми, и это может
тормозить
их
инициативность
и творческие проявления.
Не
менее
важно
по-
мочь
ребенку
научиться
сво-
бодно
и
раскрепощено
выра-
жать свои желания, чувства и
эмоции.
Снять
внутреннее
напряжение,
почувствовать
себя свободно помогут специ-
ально организованные игры.
Педагог-психолог: Ларкович Екатерина Дмитриевна