Автор: Вечканова Елена Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ гимназия №1573 СП №3 Населённый пункт: Москва Наименование материала: Конспект Тема: Тема "Обитатели пустыни" Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1573
подразделение №3
Конспект игры-путешествия «В пустыне»
Воспитатель:
Вечканова Е.В.
Москва 2016
Образовательные области:
«
Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Тема:
Экосистемы
Программные задачи:
- учить детей понимать суть проблемной ситуации, предлагать варианты ее
разрешения;
- обобщить и дополнить представления детей о пустынях и ее обитателях;
- формировать умение составлять пересказ с опорой на сигнальные рисунки,
анализировать и сопоставлять информацию, передавать особенности
поведения знакомых животных средствами пантомимы.
Оборудование и материалы:
физическая карта мира или глобус,
изображения животных пустыни, изображение пустыни на ватмане,
изображения березы, кактуса, верблюжьей колючки, песок, бумага и
карандаши для эксперимента. Персонаж Ослик (игрушка).
Предварительная работа.
Родителям вместе с детьми
предлагается
рассмотреть
книги о природе, найти изображения пустыни. Детям
предлагается подготовить короткие сообщения об обитателях пустыни. В
детском саду дети изготавливают маски обитателей пустыни. Один из опытов
« Слои песка» проводится заранее.
Ход игры-путешествия
-Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы будем играть в путешествие
и отправимся в опасную, но интересную экспедицию. Чтобы избежать
опасностей послушайте короткий рассказ.
( Воспитатель читает отрывок из книги Н. Сладкова « С севера на юг»)
« Пустыня-это желтое и голубое. Желтое - пески под ногами, вокруг, сколько
видит глаз, и еще дальше - за горизонтом. Голубое - небо. Оно в пустыне
такое же неоглядное, как и пески.
Все в пустыне непривычно и непонятно. Гряды золотых песков – барханы.
Белые болота, засыпанные солью – солончаки. Рощицы кривых
полузасохших деревьев – саксаульники.
Ручьи и озера там без воды – летом вода пересыхает. Деревья без тени – на
них нет листьев. Ветры не освежают – они горячие , как огонь. Дожди
высыхают, не успев долететь до земли. Даже хорошей погодой в пустыне
называют не солнечную и сухую, а пасмурную и сырую. Только весной и
осенью можно увидеть в пустыне зеленую травку. Камни в пустыне
почернели от солнца, глина потрескалась от жары. Кусты похожи на мотки
колючей проволоки. Пусто в пустыне.
Но это только на первый взгляд. В пустыне много удивительных обитателей –
птиц, зверей, ящериц и жуков. И удивительные происходят события…»
- Ребята, что необычного можно встретить в пустыне?
(ответы детей)
- Почему деревья в пустыне не дают тени?
(ответы детей)
- Почему ветер не освежает?
(ответы детей)
-Почему капельки дождя не долетают до земли?
(ответы детей)
-Кто обитает в пустыне?
(ответы детей)
-Молодцы , ребята. Теперь вы много знаете о пустыне, пора нам туда
отправиться.
Дети садятся корабль и отплывают.
- Ой, а кто это плывет к нам на встречу? Это ослик. Давайте спросим , куда он
направляется?
Ослик здоровается с детьми и рассказывает о том, что он направляется в
Африку , чтобы набрать воды и познакомиться с африканскими животными -
слонами, жирафами, бегемотами, крокодилами .
- Ребята, давайте причалим к берегу и поможем ослику? Как и чем мы можем
ему помочь?
- Надо определить на карте где мы находимся. Кто здесь обитает, где они
берут воду.
- Правильно, ребята, давайте посмотрим на карте это место .Мы высадились
на берегу Африки.
Дети находят Африку и пустыню.
- Каким цветом оно обозначено?
- Желтым.
- Правильно, на картах и глобусах пустыни обозначены желым цветом. А это
самая большая пустыня на Земле. Она называется Сахара. Давайте, ребята,
узнаем, кто же здесь обитает.
Дети, подготовившие сообщения одевают маски обитателей пустыни и
рассказывают о них.
Верблюд: Принято считать, что верблюды носят запасы воды в горбах. На
самом деле в горбах – запасы сала, которое помогает обходиться без еды
долгое время. А воду верблюды получают из верблюжьей колючки и умеют
тратить ее очень экономично.
Дети получают сигнальный рисунок-подсказку: верблюд, верблюжья
колючка, стрелка от колючки к верблюду, над стрелкой капля воды.
Маявская белка: Я ем все пустынные растения, даже колючие кактусы. Это
для меня и еда, и питье. Наевшись, я могу пять дней в неделю спать. Теплая
шуба защищает и от жары от холода. Ведь это днем в пустыне жарко, а по
ночам бывает очень холодно!
Сигнальный рисунок: белка, верблюжья колючка, подушка, цифра
«5»,солнце и красный квадрат, луна и синий квадрат.
Кенгуровая крыса: Я умею прыгать на задних лапах как кенгуру. И хоть я
крохотная, могу прыгнуть на два метра! Днем я сплю в глубокой норе, куда
не добирается зной, а ночью скачу по пустыне, собираю зерна в защечные
мешки. Я могу обходиться без воды, пока ее нет
Сигнальный рисунок: крыса, солнце +подушка, луна +зерна.
Желтый суслик: Я умею долго ждать хорошей погоды - дождей и сырости.
Сигнальный рисунок: круг,1/4 закрашена, на ней нарисован суслик и
зернышко; ¾ - не закрашено, на этой части круга нарисована перечеркнутая
тарелка.
- Хорошо. Ребята, что мы узнали из сообщений обитателей пустыни?
- Обитатели пустыни берут воду из кактусов и верблюжьей колючки. Они
могут очень долго обходиться без воды, а от хищников прячутся в глубоких
норах.
- Верно, но мы знаем , что растения без воды не могут расти. Давайте
посмотрим, где берут воду растения пустыни.
Сравнительное описание «Береза и кактус». Детям предлагаются
рассмотреть изображения березы, кактуса и верблюжьей колючки. Найти у
каждого ствол, ветви, листья, высказать предположения о том, почему листья
кактуса превратились в колючки.
Детям предлагается сравнить корни березы и верблюжьей колючки,
рассказать об их длине, расположении, высказать предположение о том,
зачем кактусу такие длинные корни ( Кактус умеет добывать воду глубоко
под землей и запасать ее в своих стеблях)
- Ребята, какой вывод мы можем сделать?
- Растения пустыни берут воду глубоко под землей.
- Теперь давайте выясним, как обитатели пустыни прячутся в песке от зноя и
от хищников.
Проводится опыт « Песчаные туннели». Дети насыпают сухой песок горкой.
Карандаш обертывают обычной бумагой и помещают сбоку в центр песчаной
горки. Вытащив карандаш - ребята убеждаются, что туннель, образованный
бумажной трубочкой не сломался, бумага не смялась. Подобно этому
сохраняются норы животных, выкопанных в песке.
- Какой вывод мы сделали , благодаря этому опыту?
- Что туннели не осыпаются. Обитатели пустыни делают себе норы, в
которых прячутся от зноя и от хищников.
- Верно. А теперь давайте посмотрим на хищников пустыни.
Дети, изображающие хищников, одевают маски и рассказывают.
Змея выходит на охоту в ночное время. Она может обнаружить жертву без
помощи глаз. Змея способна улавливать тепло, которое излучают животные.
Длинный раздвоенный язык змей и ящериц улавливают в воздухе малейшие
частицы. Так они могут различать даже самый слабый запах, издаваемый
теми, на которых они охотятся.
Тарантулы днем укрываются в вертикальных норах. Ночью пауки выходят на
поверхность охотятся на насекомых. Тарантулы не плетут ловчих сетей и
используют паутину для покрытия стен норки.
Скорпионы выходят на охоту ночью. Они быстро бегают. Питаются
насекомыми и паукообразными, захватывают добычу клешнями и убивают
уколом жала.
- Как мы видим, в пустыне очень опасно. Как же еще ее обитатели спасаются
от таких страшных хищников.
Дети рассказывают о мерах защиты.
- Ушастый еж умеет сворачиваться в клубок, а если встретит самую ядовитую
змею, скорпиона, тарантула может съесть их.
- Тушканчик быстро прыгает и имеет хвост-обманку с белой кисточкой на
конце.
- Черепаха прячется в панцирь.
- Ящерицы сливаются с песком и умеют в нем мгновенно «тонуть».
- Ящерица круглоголовка умеет раскрывать рот до ушей и так врагов пугает,
что у некоторых аппетит пропадает.
- Ящерица агава вся синяя становится.
Ребята, какой вывод мы можем сделать? Что мы ослику можем
посоветовать?
- Ослик не сможет пополнить запасы воды в пустыне, не сможет уберечься от
жары и от хищников. Ему нужно вернуться на корабль и поплыть туда ,где
есть вода.
- Нам тоже пора возвращаться. Что мы узнали, проделав это опасное
путешествие?
- Мы узнали, что в пустыне почти нет воды, но там много обитателей. Они
берут воду из растений и очень долго могут обходиться без еды и воды. Еще
мы узнали, как в пустыне обитатели прячутся от зноя и от хищников.
Воспитатель предлагает детям поработать с цветным песком.