Напоминание

Программа дополнительного образования "Волшебная кисточка"


Автор: Федотова Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №15 "Звёздочка"
Населённый пункт: город Ессентуки Ставропольского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа дополнительного образования "Волшебная кисточка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Утверждаю Заведующий МБДОУ детский сад № 15 «Звёздочка» __________ Манько Н.П
Программа дополнительного образования

«Волшебная кисточка».
Художественно-эстетической направленности на 2015-2016 год для детей средней группы (4-5 лет). Воспитатель: Федотова Л.В. г. Ессентуки 2015г.
Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Волшебная кисточка» разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е.Вераксы; Т.С.Комаровой; М.А.Васильевой. Она направлена на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения. Программа дополнительного образования обеспечивает условия для художественно – эстетического, познавательно – речевого, духовного развития детей. В образовательной деятельности используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.
Цели:
Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной деятельности.
Основные задачи:
Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники. Для достижения цели и основных задач необходимо решение частных задач: 1. Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства. 2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. 3. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов. 4. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности. 5. Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и развивать художественные способности детей.
6. Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, посредством нетрадиционных способов. 7. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов. 8. Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
1. Бумага разного формата и цвета. 2. Акварельные краски. 3. Гуашь. 4. Восковые мелки. 5. Трубочки для коктейля. 6. Печатки из поролона. 7. Баночки для воды. 8. Кисти мягкие и жесткие. 9. Салфетки. 10.Трафареты. 11. Пробки. 12. Аптечный парафин или восковые свечи. Программа рассчитана на 1 год обучения и состоит из одного этапа. Содержание составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий). В качестве основных тем выступают времена года: “Осень”, “Зима”, “Весна”, “Лето”, на основе которых осуществляется календарное планирование, где каждое занятие является подтемой основной темы. Разбивка перспективного плана по тематическим блокам позволяет прослеживать динамику в развитии изобразительных навыков и умений, в усвоении техники рисования. Содержание тематики строится на обучении детей основам изобразительного искусства (цветоведении, композиции, формообразовании, изобразительным навыкам и умениям), обучению нетрадиционным способам рисования в процессе рисования на бумаге. Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе. Возраст: 4-5 лет. Сроки реализации: с 14 сентября 2013г. по 30 мая 2014г. Режим проведения: 2 раза в месяц по подгруппам. Занятость детей 15-20 мин.

Ожидаемые результаты:
К концу года дети могут использовать различные изобразительные средства: линию, форму, цвет, композицию; используют разнообразные изобразительные материалы и нетрадиционные способы рисования: кляксография, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.
Формы подведения итогов:
оформление папки для родителей, открытые занятия для родителей, выставка рисунков детей.


Тематический план.
№ п/п

Тема. Содержание образовательной деятельности. Оборудование Литература .
Сентябрь.
1. «Осенние листья».
Предварительная работа:
наблюдение за осенней погодой, разучивание стихотворений об осени, беседа о приметах осени,рас- сматривание иллюстраций с изображением осенней природы.
1.Организационная часть:
чтение рассказа В.Осеевой «Синие листья»;стихотворе- ние Ю.Капотова«Листопад»; рассматривание картины Левитана «Золотая осень»; физкультминутка «Листики».
2.Практическая часть:
печать листьев.
3.Итог:
хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок». Листья разных пород деревьев (4-5 видов, альбомный лист, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, салфетка, репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», корзинка для сбора листьев, трафареты листьев из цветного картона для игры. Книга №1 стр.26 Книга №3 стр. 48 2. «Солнышко лучистое,
Предварительная работа:
наблюдение за солнцем Альбомные листы с Книга №1 Стр.28
почему ты стало чаще прятаться?» . осенью, сравнение его с лет- ним солнцем, прослушива- ние П.Чайковского «Времена года» (октябрь-«Осенняя песенка»), разучивание поте- шеек про солнышко.
1. Организационная часть:
прослушать песенку М. Раух- вергере «Солнышко» и в такт похлопать в ладоши, спеть «Мы захлопаем в ладошки, очень рады солнышку».
2.Практическая часть:
оттиск печатками, рисование пальчиками.
3.Итог:
Хоровод «Солнышко». кругом в се- редине, жёл- тая, оранже- вая, красная гуашь, фарту- ки, салфетки, иллюстрации с изображни- ем солнышка. Книга №3 стр. 37
Октябрь.
1. «Мой любимый дождик».
Предварительная работа:
наблюдение за дождём,за каплями,слушание шума дождя,разучивание стихотворений о дожде, рассматривание иллюстраций с дождливой погодой.
1.Организационнаячасть:
прослушать муз.произ- ведение А.Филиппенко «Дождик»; стихотворение Б.Заходера «Дождик»; п/и «Солнышко и дождик».
2.Практическаячасть:
рисовании пальчиками, приёмы получения точек и коротких линий.
3.Итог:
Д.Григорьева «Сколько знаю я дождей». Листы формата А4 голубого или светло-серого цвета с накле- енными туч- ками разной величины, синяя гуашь, салфетки, зон- тик для игры, иллюстрации с дождем. Книга №1 Стр.30 Книга №3 стр.119 Книга №2 стр.361 2. «Весёлые мухаморы»
Предварительная работа:
Закрепить знания детей о грибах, чтение В.Сутеева «Под грибком», п/и «Найди грибок». Вырезанные из белой бу- маги шаблоны мухоморов, малиновая и Книга №1 Стр.31 Книга №3 стр.84

1.Организационная часть:
Загадка про гриб, физкульт- минутка «Дети любят рисо- вать».
2.Практическая часть:
Рисование пальчиками.
3.Итог:
подведение итогов, выставка работ. белая гуашь, салфетки, му- ляжи и иллю- страции мухоморов.
Ноябрь.
1. «Ветка рябины».
Предварительная работа:
наблюдение за рябиной во время прогулок.
1.Организационная часть:
А. Толстой «Осень», загадка, физкультминутка «Рябина», Н. Некрасов «Говорила рябина рябинке».
2.Практическая часть:
Рисование пальчиками, отработка приема выполнения листочков.
3.Итог:
Физкультминутка «Рябинка». Листы бумаги с нарисован- ной веточкой, зелёная и кра- сная гуашь, салфетки, фартук, гроздь рябины – натура или фотоиллюстра - ция. Книга №1 Стр.32 Книга №3 стр.65,73 2. «Ягоды и яблочки».
Предварительная работа:
Закрепить знания детей о фруктах и ягодах, знакомст- во с произведениями искус- ства И.Репин «Яблоки».
1.Организационная часть:
д/и «Чудесный мешочек», стихотворение Н.Нищева «Компот», прибаутка «мы за столик сели…».
2.Практическая часть:
Печатание пробкой и поро- лоновым тампоном.
3.Итог:
подведение итогов, выставка работ. Листы бумаги, гуашь жёлтого, красного,фиал е тового, зелёно- го цвета, трафа- реты фруктов и ягод, пробки, поролоновые тампоны, сал- фетки, ягоды и фрукты натура- льные или муляжи. Книга №1 Стр.33 Книга №3 стр.43
Декабрь.

1. «Маленькой ёлочке хо- лодно зи- мой».
Предварительная работа:
рассматривание репродукций с зимними пейзажами.
1.Организационная часть
Словесная игра (стихи Е. Благининой); стихотворение Раисы Кудашовой «Елка», пальчиковая игра «На елке».
2.Практическая часть:
Рисование пальчиками, оттиск печатками.
3.Итог:
Выставка работ; В. Шипунова «Маленькая елочка». Синий или фиолетовый листы бумаги с нарисованной ёлкой, гуашь зелёного и белого цвета, салфетки, иллюстрации с зимним пейзажем ёлок. Книга №1 Стр.35 Книга №3 стр.55 2. «Снежинки »
Предварительная работа:
Наблюдение за снегопа- дом,снежинками,рассматрив а-ние картины А.А.Пластова «Первый снег».
1.Организационная часть:
Стихи- загадки про снежинки, Речь с движением: «Мы пог- реемся немножко».
2.Практическая часть:
Рисование свечой и акварельной краской.
3.Итог:
Игра-хоровод «Сне- жиночки-пушиночки». Альбомный лист, кусочек свечки или мыла, акварельные краски, кисть с широким ворсом, стаканчик с водой. Стр.36 Книга №3 стр.97
Январь.
1. «Ёлочка пу- шистая, нарядная».
Предварительная работа:
Наблюдение за елью на участке детского сада, рассма- тривание иллюстраций с изображением елей, разучива- ние песни «В лесу родилась ёлочка».
1.Организационная часть:
Загадка про ёлку, физкульт- Тонированны е листы с контурами ёлок,кисти с жёстким ворсом, гуашь зеленого и других цветов салфетки, иллюстрации Книга №1 стр.38 Книга №3 стр.58
минутка «Красота, красота, наша ёлочка густа…»,стихи про ёлку.
2.Практическая часть:
Упражнять в рисовании тычком жесткой кисточкой, и пальчиками.
3.Итог:
Выставка работ. с изображе- нием ёлок. 2. «Весёлый снеговик».
Предварительная работа:
Рассматривание картины «Зи- мой на прогулке», слепить с детьми снеговика на прогулке, заучить стих М.Бойкова «Сне- говик из детской сказки».
1.Организационная часть:
Рассматреть иллюстрацию В.С.Кравченко «Снеговик», речь с движением «Лепим мы снеговика».
2.Практическая часть:
Упражнять в рисовании тычком жесткой кисточки и пальчиками.
3.Итог:
Выставка работ, хоровод вокруг снеговика. Тонированны е листы с контурами кругов, кисти с жёстким ворсом, гуашь белого,красно го и чёрного цветов, салфетки, иллюстрации с изображением снеговиков. Книга №1 Стр.40 Книга №3 стр.67 Книга №2 стр.82
Февраль.
1.
«
Цветы для любимого папы
».

Предварительная работа:
Знакомство с государствен- ным праздником «День защитника Отечества»,рассказы о Российской армии, о воинах (пограничниках,моряках,лёт- чиках),песня А.Филиппенко «Бравые солдаты».
1.Организационная часть:
Рассказ Л.Кассиля «Памятник советскому солдату», п/и «Полоса препятствий», стихи об армии и солдатах.
2.Практическая часть:
Знакомство с техникой Листы бумаги, блюдце или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, смятая бумага, салфетки, кисточки и гуашь Книга №1 Стр.42 Книга №3 стр.89
2.
«
Чашка для моих друзей
».
рисования смятой бумагой, рисование стеблей и листьев кисточкой.
3.Итог:
М.Пляцковский «Лучше папы друга нет».
Предварительная работа:
Закрепить предметы посуды, чтение К.Чуковского «Федорино горе», лепка чашки и блюдца.
1.Организационная часть:
Загадка про чашку, игровая ситуация «У Мишки разбилась любимая чашка».
2.Практическая часть:
Печать по трафарету,оттиск печатками, оттиск робкой.
3.Итог:
Хоровод с Мишуткой, выставка работ. зелёного цвета. Вырезанные из бумаги чашки различной формы, гуашь в мисочках, трафареты, поролоновые тампоны, печатки, пробки,салфет ки, натуральные чашки и иллюстрации с чашками. Книга №1 стр. 47 Книга №3 Стр.75
Март.
1.
«
Мимоза для мамы
».

Предварительная работа:
Беседа с детьми о государственном празднике «8 Марта», заучивание стихов о маме, бабушке.
1.Организационная часть:
П.Чайковский «Подснежник» из альбома «Времена года», рассматривание мимозы,стих «У нашей мамы праздник».
2.Практическая часть:
Скатывание бумажной салфетки, рисование пальчиками.
3.Итог:
Выставка работ. Открытки из цветной бумаги с нарисованной веточкой, вырезанные листья мимозы, салфетки жёлтого цвета, клей, кисти. Книга №1 Стр.47 Книга №2 стр.261 2.
«
Божьи коровки на лужайке
».

Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за насекомыми, рассматривание иллюстраций с изображении- ем божьих коровок,стихи о Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на Книга №1 Стр.49 Книга №2 стр.351
жуках.
1.Организационная часть:
Песенка «Жук, жук где твой дом»,рассказ С.Рубиной «Божья коровка», физкультминутка «Я нашла себе жука…»
2.Практическая часть:
Рисование пальчиками.
3.Итог:
Н. Римский- Корсаков «Полёт шмеля», оформление коллективной работы. спинках, ватман с нарисованной травкой, гуашь чёрного цвета, салфетки, клей для педагога, иллюстрации с изображением божьих коровок.


Апрель.
1. «Рыбки в аквариуме».
Предварительная работа:
Наблюдение за рыбками в аквариуме,чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «О золотой рыбке», стихи о рыбах.
1.Организационная часть:
Загадка про рыбку,стих И.Токмаковой «Где спит рыбка».
2.Практическая часть:
Знакомство с техникой рисо- вания ладошкой,рисование пальчиками.
3.Итог:
Р.Щедрин «Золотые рыбки». Тонированные листы бумаги голубого цвета, широкие блюдечки с гуашью, салфетки, иллюстрации с изображением аквариумных рыбок. Книга №1 стр.82 книга №3 стр.54 2. «Жили у бабуси два весёлых гуся…»
Предварительная работа:
Рассматривание картины «Утка с утятами»,чтение рассказа К.Ушинского «Утёнок»,загадки о домашних птицах.
1.Организационная часть:
Стих А.Барто «Ути-ути», п\и «Утка и утята», речь с движением «Утята».
2.Практическая часть:
Рисование ладошкой и пальчиками. Листы бумаги формата А4 голубого цвета,широкие блюдца с гуашью белого,серого и зелёного цвета,салфетки , чёрный и красный маркер для дорисовывания Книга №1 стр.40 Книга №4 стр.77-78 Книга №3 стр.59

3.Итог:
А.Лядов «Волшебное озеро», выставка работ. деталей.
Май.
1. «Одуванчи- ки - цветы, словно солнышко желты».
Предварительная работа:
Наблюдение за одуванчиками во время прогулки,чтение сказок «Про одуванчик», «Как одуванчик наряд выбирал»,рассматрива- ние иллюстраций, д/и «Как растёт одуванчик».
1.Организационная часть:
Загадка про одуванчик, стих Е.Седовой «Носит одуванчик…», физкультминутка «Одуванчик, одуванчик».
2.Практическая часть:
Рисование тычком жёсткой кисти,пальчиками.
3.Итог:
П.Чайковский «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик»), выставка работ. Листы бумаги светло- зелёного цвета, гуашь жёлтого, белого и зелёного цвета, салфетки, кисточки с жёстким ворсом, иллюстрации с изображением одуванчиков. Книга №1 стр. 85 Книга №3 стр.89 Книга №2 стр. 382 2. «Бабочки».
Предварительная работа:
Наблюдение за бабочками во время прогулки, п/и «Бабочки и птички»,чтение рассказа Н.Сладкова «Бабочка и солнце»,иллюстрации с изображением различных видов бабочек.
1.Организационная часть:
Загадка про бабочку, динамическая пауза «Бабочка»,стих Г.Ряскина «На лесной полянке чудо…».
2.Практическая часть:
Знакомство с техникой рисования – монотипия.
3.Итог:
Ф.Куперен «Бабочки», выставка работ. Ватман с нарисованной полянкой, вырезанные из бумаги контуры бабочек, поролоновые тампоны, гуашь разных цветов,салфет ки,иллюстрац ии бабочек. Книга №1 стр.117 Книга №3 стр. 76 Книга №4 стр. 32


Список используемой литературы. Книга №1 «Рисование с детьми дошкольного возраста» Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование./ Под редакцией Р.Г.Казаковой. Творческий центр, Москва – 2005г. Книга №2 «Конспекты занятий в детском саду»./ Под редакцией В.Н.Волчковой; Н.В.Степановой. Творческий центр «Учитель», Воронеж – 2004г. Книга №3 «Книга для чтения в детском саду и дома». / Под редакцией В.В.Гербовой; Н.П.Ильчук. Москва ОНИКС-ЛИТ 2014г. Книга №4 «Конспекты интегрированных занятий в детском саду». /Под редакцией А.В.Аджи. Творческий центр «Учитель», Воронеж – 2006г.


В раздел образования