Программа дополнительного образования "Волшебная кисточка"
Автор: Федотова Людмила Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №15 "Звёздочка" Населённый пункт: город Ессентуки Ставропольского края Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа дополнительного образования "Волшебная кисточка" Раздел: дошкольное образование
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
детский сад № 15
«Звёздочка»
__________ Манько Н.П
Программа дополнительного образования
«Волшебная кисточка».
Художественно-эстетической направленности
на 2015-2016 год
для детей средней группы (4-5 лет).
Воспитатель: Федотова Л.В.
г. Ессентуки 2015г.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Волшебная кисточка» разработана
на основе примерной основной общеобразовательной программы
дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е.Вераксы;
Т.С.Комаровой; М.А.Васильевой. Она направлена на развитие у
дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная
деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное,
активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его
воплощения. Программа дополнительного образования обеспечивает условия
для художественно – эстетического, познавательно – речевого, духовного
развития детей. В образовательной деятельности используются игры и
игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу,
способствуют развитию воображения. Программа носит инновационный
характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и
способы развития творчества детей: кляксография, монотипия, рисование
отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного
материала, тампонированием и др.
Цели:
Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы,
выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и
увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные
виды изобразительной деятельности.
Основные задачи:
Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя
различные изобразительные материалы и техники.
Для достижения цели и основных задач необходимо решение частных задач:
1. Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами
изобразительного искусства.
2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству
выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
3. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии,
смелости в изложении собственных замыслов.
4. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки,
которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
5. Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком своей
склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и
развивать художественные способности детей.
6. Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, посредством
нетрадиционных способов.
7. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые
сочетания цветов.
8. Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему,
дополняя выразительными деталями.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
1. Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Гуашь.
4. Восковые мелки.
5. Трубочки для коктейля.
6. Печатки из поролона.
7. Баночки для воды.
8. Кисти мягкие и жесткие.
9. Салфетки.
10.Трафареты.
11. Пробки.
12. Аптечный парафин или восковые свечи.
Программа рассчитана на 1 год обучения и состоит из одного этапа.
Содержание составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии
СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных
занятий).
В качестве основных тем выступают времена года: “Осень”, “Зима”, “Весна”,
“Лето”, на основе которых осуществляется календарное планирование, где
каждое занятие является подтемой основной темы. Разбивка перспективного
плана по тематическим блокам позволяет прослеживать динамику в развитии
изобразительных навыков и умений, в усвоении техники рисования.
Содержание тематики строится на обучении детей основам изобразительного
искусства (цветоведении, композиции, формообразовании, изобразительным
навыкам и умениям), обучению нетрадиционным способам рисования в
процессе рисования на бумаге.
Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных
произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к
использованию в педагогическом процессе.
Возраст: 4-5 лет.
Сроки реализации: с 14 сентября 2013г. по 30 мая 2014г.
Режим проведения:
2 раза в месяц по подгруппам. Занятость детей 15-20 мин.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети могут использовать различные изобразительные средства:
линию, форму, цвет, композицию; используют разнообразные
изобразительные материалы и нетрадиционные способы рисования:
кляксография, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с
использованием природного материала, тампонированием и др.
Формы подведения итогов: оформление папки для родителей, открытые
занятия для родителей, выставка рисунков детей.
Тематический план.
№
п/п
Тема.
Содержание образовательной
деятельности.
Оборудование
Литература
.
Сентябрь.
1.
«Осенние
листья».
Предварительная работа:
наблюдение за осенней
погодой, разучивание
стихотворений об осени,
беседа о приметах осени,рас-
сматривание иллюстраций с
изображением осенней
природы.
1.Организационная часть:
чтение рассказа В.Осеевой
«Синие листья»;стихотворе-
ние Ю.Капотова«Листопад»;
рассматривание картины
Левитана «Золотая осень»;
физкультминутка «Листики».
2.Практическая часть:
печать листьев.
3.Итог: хороводная игра
«Лети, листок, ко мне в
кузовок».
Листья
разных пород
деревьев (4-5
видов,
альбомный
лист, набор
гуашевых
красок, кисть,
стаканчик с
водой,
салфетка,
репродукция
картины И. И.
Левитана
«Золотая
осень»,
корзинка для
сбора
листьев,
трафареты
листьев из
цветного
картона для
игры.
Книга №1
стр.26
Книга №3
стр. 48
2.
«Солнышко
лучистое,
Предварительная работа:
наблюдение за солнцем
Альбомные
листы с
Книга №1
Стр.28
почему ты
стало чаще
прятаться?»
.
осенью, сравнение его с лет-
ним солнцем, прослушива-
ние П.Чайковского «Времена
года» (октябрь-«Осенняя
песенка»), разучивание поте-
шеек про солнышко.
1. Организационная часть:
прослушать песенку М. Раух-
вергере «Солнышко» и в такт
похлопать в ладоши, спеть
«Мы захлопаем в ладошки,
очень рады солнышку».
2.Практическая часть:
оттиск печатками, рисование
пальчиками.
3.Итог: Хоровод
«Солнышко».
кругом в се-
редине, жёл-
тая, оранже-
вая, красная
гуашь, фарту-
ки, салфетки,
иллюстрации
с изображни-
ем солнышка.
Книга №3
стр. 37
Октябрь.
1.
«Мой
любимый
дождик».
Предварительная работа:
наблюдение за дождём,за
каплями,слушание шума
дождя,разучивание
стихотворений о дожде,
рассматривание
иллюстраций с дождливой
погодой.
1.Организационнаячасть:
прослушать муз.произ-
ведение А.Филиппенко
«Дождик»; стихотворение
Б.Заходера «Дождик»; п/и
«Солнышко и дождик».
2.Практическаячасть:
рисовании пальчиками,
приёмы получения точек и
коротких линий.
3.Итог: Д.Григорьева
«Сколько знаю я дождей».
Листы
формата А4
голубого или
светло-серого
цвета с накле-
енными туч-
ками разной
величины,
синяя гуашь,
салфетки, зон-
тик для игры,
иллюстрации
с дождем.
Книга №1
Стр.30
Книга №3
стр.119
Книга №2
стр.361
2.
«Весёлые
мухаморы»
Предварительная работа:
Закрепить знания детей о
грибах, чтение В.Сутеева
«Под грибком», п/и «Найди
грибок».
Вырезанные
из белой бу-
маги шаблоны
мухоморов,
малиновая и
Книга №1
Стр.31
Книга №3
стр.84
1.Организационная часть:
Загадка про гриб, физкульт-
минутка «Дети любят рисо-
вать».
2.Практическая часть:
Рисование пальчиками.
3.Итог: подведение итогов,
выставка работ.
белая гуашь,
салфетки, му-
ляжи и иллю-
страции
мухоморов.
Ноябрь.
1.
«Ветка
рябины».
Предварительная работа:
наблюдение за рябиной во
время прогулок.
1.Организационная часть:
А. Толстой «Осень», загадка,
физкультминутка «Рябина»,
Н. Некрасов «Говорила
рябина рябинке».
2.Практическая часть:
Рисование пальчиками,
отработка приема
выполнения листочков.
3.Итог: Физкультминутка
«Рябинка».
Листы бумаги
с нарисован-
ной веточкой,
зелёная и кра-
сная гуашь,
салфетки,
фартук, гроздь
рябины –
натура или
фотоиллюстра
-
ция.
Книга №1
Стр.32
Книга №3
стр.65,73
2.
«Ягоды и
яблочки».
Предварительная работа:
Закрепить знания детей о
фруктах и ягодах, знакомст-
во с произведениями искус-
ства И.Репин «Яблоки».
1.Организационная часть:
д/и «Чудесный мешочек»,
стихотворение Н.Нищева
«Компот», прибаутка «мы за
столик сели…».
2.Практическая часть:
Печатание пробкой и поро-
лоновым тампоном.
3.Итог: подведение итогов,
выставка работ.
Листы бумаги,
гуашь
жёлтого,
красного,фиал
е
тового,
зелёно-
го цвета,
трафа-
реты фруктов
и ягод,
пробки,
поролоновые
тампоны, сал-
фетки, ягоды
и фрукты
натура-
льные или
муляжи.
Книга №1
Стр.33
Книга №3
стр.43
Декабрь.
1.
«Маленькой
ёлочке хо-
лодно зи-
мой».
Предварительная работа:
рассматривание репродукций
с зимними пейзажами.
1.Организационная часть
Словесная игра (стихи Е.
Благининой); стихотворение
Раисы Кудашовой «Елка»,
пальчиковая игра «На елке».
2.Практическая часть:
Рисование пальчиками,
оттиск печатками.
3.Итог: Выставка работ; В.
Шипунова «Маленькая
елочка».
Синий или
фиолетовый
листы бумаги
с
нарисованной
ёлкой, гуашь
зелёного и
белого цвета,
салфетки,
иллюстрации
с зимним
пейзажем
ёлок.
Книга №1
Стр.35
Книга №3
стр.55
2.
«Снежинки
»
Предварительная работа:
Наблюдение за снегопа-
дом,снежинками,рассматрив
а-ние картины А.А.Пластова
«Первый снег».
1.Организационная часть:
Стихи- загадки про
снежинки,
Речь с движением: «Мы пог-
реемся немножко».
2.Практическая часть:
Рисование свечой и
акварельной краской.
3.Итог: Игра-хоровод «Сне-
жиночки-пушиночки».
Альбомный
лист, кусочек
свечки или
мыла,
акварельные
краски, кисть
с широким
ворсом,
стаканчик с
водой.
Стр.36
Книга №3
стр.97
Январь.
1.
«Ёлочка пу-
шистая,
нарядная».
Предварительная работа:
Наблюдение за елью на
участке детского сада,
рассма-
тривание иллюстраций с
изображением елей,
разучива-
ние песни «В лесу родилась
ёлочка».
1.Организационная часть:
Загадка про ёлку, физкульт-
Тонированны
е
листы с
контурами
ёлок,кисти с
жёстким
ворсом, гуашь
зеленого и
других цветов
салфетки,
иллюстрации
Книга №1
стр.38
Книга №3
стр.58
минутка «Красота, красота,
наша ёлочка густа…»,стихи
про ёлку.
2.Практическая часть:
Упражнять в рисовании
тычком жесткой кисточкой, и
пальчиками.
3.Итог: Выставка работ.
с изображе-
нием ёлок.
2.
«Весёлый
снеговик».
Предварительная работа:
Рассматривание картины «Зи-
мой на прогулке», слепить с
детьми снеговика на
прогулке,
заучить стих М.Бойкова
«Сне-
говик из детской сказки».
1.Организационная часть:
Рассматреть иллюстрацию
В.С.Кравченко «Снеговик»,
речь с движением «Лепим мы
снеговика».
2.Практическая часть:
Упражнять в рисовании
тычком жесткой кисточки и
пальчиками.
3.Итог: Выставка работ,
хоровод вокруг снеговика.
Тонированны
е
листы с
контурами
кругов, кисти
с жёстким
ворсом, гуашь
белого,красно
го и чёрного
цветов,
салфетки,
иллюстрации
с
изображением
снеговиков.
Книга №1
Стр.40
Книга №3
стр.67
Книга №2
стр.82
Февраль.
1.
«
Цветы для
любимого
папы
».
Предварительная работа:
Знакомство с государствен-
ным праздником «День
защитника
Отечества»,рассказы о
Российской армии, о воинах
(пограничниках,моряках,лёт-
чиках),песня А.Филиппенко
«Бравые солдаты».
1.Организационная часть:
Рассказ Л.Кассиля «Памятник
советскому солдату», п/и
«Полоса препятствий», стихи
об армии и солдатах.
2.Практическая часть:
Знакомство с техникой
Листы бумаги,
блюдце или
пластиковая
коробочка, в
которую
вложена
штемпельная
подушка из
тонкого
поролона,
пропитанного
гуашью,
смятая бумага,
салфетки,
кисточки и
гуашь
Книга №1
Стр.42
Книга №3
стр.89
2.
«
Чашка для
моих
друзей
».
рисования смятой бумагой,
рисование стеблей и листьев
кисточкой.
3.Итог: М.Пляцковский
«Лучше папы друга нет».
Предварительная работа:
Закрепить предметы посуды,
чтение К.Чуковского
«Федорино горе», лепка
чашки и блюдца.
1.Организационная часть:
Загадка про чашку, игровая
ситуация «У Мишки
разбилась любимая чашка».
2.Практическая часть:
Печать по трафарету,оттиск
печатками, оттиск робкой.
3.Итог: Хоровод с Мишуткой,
выставка работ.
зелёного
цвета.
Вырезанные
из бумаги
чашки
различной
формы, гуашь
в мисочках,
трафареты,
поролоновые
тампоны,
печатки,
пробки,салфет
ки,
натуральные
чашки и
иллюстрации
с чашками.
Книга №1
стр. 47
Книга №3
Стр.75
Март.
1.
«
Мимоза
для мамы
».
Предварительная работа:
Беседа с детьми о
государственном празднике
«8 Марта», заучивание
стихов о маме, бабушке.
1.Организационная часть:
П.Чайковский «Подснежник»
из альбома «Времена года»,
рассматривание мимозы,стих
«У нашей мамы праздник».
2.Практическая часть:
Скатывание бумажной
салфетки, рисование
пальчиками.
3.Итог: Выставка работ.
Открытки из
цветной
бумаги с
нарисованной
веточкой,
вырезанные
листья
мимозы,
салфетки
жёлтого цвета,
клей, кисти.
Книга №1
Стр.47
Книга №2
стр.261
2.
«
Божьи
коровки на
лужайке
».
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за
насекомыми, рассматривание
иллюстраций с изображении-
ем божьих коровок,стихи о
Вырезанные и
раскрашенные
божьи
коровки без
точек на
Книга №1
Стр.49
Книга №2
стр.351
жуках.
1.Организационная часть:
Песенка «Жук, жук где твой
дом»,рассказ С.Рубиной
«Божья коровка»,
физкультминутка «Я нашла
себе жука…»
2.Практическая часть:
Рисование пальчиками.
3.Итог: Н. Римский-
Корсаков «Полёт шмеля»,
оформление коллективной
работы.
спинках,
ватман с
нарисованной
травкой,
гуашь чёрного
цвета,
салфетки,
клей для
педагога,
иллюстрации
с
изображением
божьих
коровок.
Апрель.
1.
«Рыбки в
аквариуме».
Предварительная работа:
Наблюдение за рыбками в
аквариуме,чтение отрывка
из сказки А.С. Пушкина «О
золотой рыбке», стихи о
рыбах.
1.Организационная часть:
Загадка про рыбку,стих
И.Токмаковой «Где спит
рыбка».
2.Практическая часть:
Знакомство с техникой рисо-
вания ладошкой,рисование
пальчиками.
3.Итог: Р.Щедрин «Золотые
рыбки».
Тонированные
листы бумаги
голубого цвета,
широкие
блюдечки с
гуашью,
салфетки,
иллюстрации с
изображением
аквариумных
рыбок.
Книга №1
стр.82
книга №3
стр.54
2.
«Жили у
бабуси два
весёлых
гуся…»
Предварительная работа:
Рассматривание картины
«Утка с утятами»,чтение
рассказа К.Ушинского
«Утёнок»,загадки о
домашних птицах.
1.Организационная часть:
Стих А.Барто «Ути-ути», п\и
«Утка и утята», речь с
движением «Утята».
2.Практическая часть:
Рисование ладошкой и
пальчиками.
Листы бумаги
формата А4
голубого
цвета,широкие
блюдца с
гуашью
белого,серого и
зелёного
цвета,салфетки
, чёрный и
красный
маркер для
дорисовывания
Книга №1
стр.40
Книга №4
стр.77-78
Книга №3
стр.59
3.Итог: А.Лядов
«Волшебное озеро»,
выставка работ.
деталей.
Май.
1.
«Одуванчи-
ки - цветы,
словно
солнышко
желты».
Предварительная работа:
Наблюдение за одуванчиками
во время прогулки,чтение
сказок «Про одуванчик»,
«Как одуванчик наряд
выбирал»,рассматрива- ние
иллюстраций, д/и «Как
растёт одуванчик».
1.Организационная часть:
Загадка про одуванчик, стих
Е.Седовой «Носит
одуванчик…»,
физкультминутка
«Одуванчик, одуванчик».
2.Практическая часть:
Рисование тычком жёсткой
кисти,пальчиками.
3.Итог: П.Чайковский
«Вальс цветов» (из балета
«Щелкунчик»), выставка
работ.
Листы бумаги
светло-
зелёного
цвета, гуашь
жёлтого,
белого и
зелёного
цвета,
салфетки,
кисточки с
жёстким
ворсом,
иллюстрации
с
изображением
одуванчиков.
Книга №1
стр. 85
Книга №3
стр.89
Книга №2
стр. 382
2.
«Бабочки».
Предварительная работа:
Наблюдение за бабочками во
время прогулки, п/и
«Бабочки и птички»,чтение
рассказа Н.Сладкова
«Бабочка и
солнце»,иллюстрации с
изображением различных
видов бабочек.
1.Организационная часть:
Загадка про бабочку,
динамическая пауза
«Бабочка»,стих Г.Ряскина
«На лесной полянке чудо…».
2.Практическая часть:
Знакомство с техникой
рисования – монотипия.
3.Итог: Ф.Куперен
«Бабочки», выставка работ.
Ватман с
нарисованной
полянкой,
вырезанные из
бумаги
контуры
бабочек,
поролоновые
тампоны,
гуашь разных
цветов,салфет
ки,иллюстрац
ии бабочек.
Книга №1
стр.117
Книга №3
стр. 76
Книга №4
стр. 32
Список используемой литературы.
Книга №1
«Рисование с детьми дошкольного возраста» Нетрадиционные техники,
сценарии занятий, планирование./ Под редакцией Р.Г.Казаковой.
Творческий центр, Москва – 2005г.
Книга №2
«Конспекты занятий в детском саду»./ Под редакцией В.Н.Волчковой;
Н.В.Степановой.
Творческий центр «Учитель», Воронеж – 2004г.
Книга №3
«Книга для чтения в детском саду и дома». / Под редакцией В.В.Гербовой;
Н.П.Ильчук.
Москва ОНИКС-ЛИТ 2014г.
Книга №4
«Конспекты интегрированных занятий в детском саду». /Под редакцией
А.В.Аджи.
Творческий центр «Учитель», Воронеж – 2006г.