Автор: Пластовец Надежда Михайловна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ "СОШ г. Зеленоградска" Населённый пункт: г. Зеленоградск Наименование материала: конспект урока Тема: Рассказ Ю.Н. Куранова "Кулачка" Раздел: среднее образование
Цели урока: знать содержание рассказа; воспитывать уважение к страницам отечественной
истории, уметь извлекать уроки из трагических событий; уметь видеть истоки мужества людей
в трудных жизненных ситуациях,
духовно-нравственные ценности, утверждаемые автором;
воспитывать любовь к семье, отчему дому, родной стране.
Словарь.
Честь - достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности
Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед людьми, обществом.
Достоинство – сознание своих человеческих прав, моральных ценностей и уважение их в себе.
Нравственность
-
правила,
определяющие
поведение;
духовные
и
душевные
качества,
необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Подвиг – героический, самоотверженный поступок.
Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности.
Репрессия – наказание, карательная мера, применяемая государственными органами.
Репрессировать – подвергнуть репрессии.
Репрессивный – являющийся репрессией, карательный.
Кулак – богатый крестьянин-собственник, использующий наёмную силу.
Кринка или крынка – глиняный удлинённый горшок для молока.
Деталь – мелкая подробность, частность.
Тоталитарный (книж.) – в политике: террористический, характеризующийся насилием, полным
подавлением демократических свобод и прав личности.
Коллизия (книж.) – столкновение каких-нибудь противоположных сил, интересов, стремлений.
Оборудование урока.
1. Презентация, мультимедийный проектор, компьютер.
2. Распечатки текста.
Литература.
Куранов Ю.Н. Кулачка // Тепло родного очага. – Калининград, 2003. – с. 176 -181.
Перед
уроком
ребята
получили задания в группах.
Всем:
прочитать Ю.Н. Куранова:
«Кулачка», написать отзыв о произведении,1-4 группы готовят дом. задание по тексту.
1-я
группа.
1.
Рассказ:
Жизнь
репрессированных
на
страницах
произведения
(приметы
времени). Семья «великана».
2. Выразительное чтение эпизода со слов «Нас привезли в
Колосовку на рассвете» (с.176) до слов «…нас всеми семьями истребляют» ( С. 177).
3. Словарь: репрессия, репрессировать, репрессивный, кринка, деталь.
2-я группа. 1. Рассказ «Политика репресиий на страницах расказа. Образ начальника милиции в
рассказе». 2. Выразительное чтение эпизода со слов «Они очень твёрдо действуют » (С. 178) до
слов «Так эти люди исчезли» (С. 179) 4. Словарь: честь, совесть, достоинство, тоталитарный. 3 .
Выразительное чтение эпизода от слов «К вечеру мы с дедом сидели у окна» (с. 189) до конца
рассказа (с. 181). 4. Словарь: честь, совесть, достоинство, тоталитарный.
3-я группа. Рассказать «Девочка – светлое начало, олицетворение жизни».
3. Словарь: нравственность.
4-я группа. Миниисследование. Роль пейзажа в создании настроения произведения, передаче
внутреннего состояния героев.
Индивидуальное домашнее задание. Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна». Рассказ по
картине.
Ход урока.
1. Определение темы урока. Постановка целей и задач.
1
2.Вступительное слово учителя . Мы знаем, как трепетно относился писатель Ю. Куранов к
истории своей страны, многие произведения его посвящены различным её событиям. Они
воспитывают
уважение
к
страницам
отечественной
истории,
умение
извлекать
уроки
из
трагических событий; умение видеть истоки мужества русского человека в трудных жизненных
ситуациях.
- Какаие произведения на выше названную тему мы с вами прочитали?
(Это и «Великая прекрасная княгиня», и «Ода генералу Раевскому, и «Плач», и «Кулачка»)
- Чем отличается рассказ «Кулачка» от других рассказов Ю.Н. Куранова?
- Какое времемя в нём показано?
- Что вы знаете о периоде репрессий в нашей стране? Почему подверглись гонениям богатые
крестьяне – собственники?
3. Реализация индивидуального домашнего задания о политике репрессий.
Учитель : Ю.Н.Куранова эти трагические события не обошли. В 6-летнем возрасте вместе с
семьёй он попадает в ссылку в сибирскую деревню, где живёт в тяжёлые военные и первые
послевоенные годы. Безусловно, отголоски этих событий и переживаний, с ними связанных,
находят отражение в его рассказе «Кулачка».
Словарь : репрессия, репрессировать, репрессивный
4.
Реализация домашнего задания 1--й группы. Выразительное чтение
эпизода
со слов «Нас привезли в Колосовку на рассвете» (с.176)
до слов «…нас всеми семьями
истребляют» ( С. 177). Вопрос перед чтением: отметьте приметы времени на страницах
рассказа.
- Найдём приметы времени на страницах рассказа.
- В жизни героев, приехавших в Колосовку, ранее уже произошли какие- то события?
- Какие? - Назовите ключевые слова эпизода.
(Героев «привезли на рассвете». У них уже был «опыт скитаний во времена гражданской
войны». Бабушка «полагала, что все эти жуткие события – лишь преддверие к каким-то новым
потрясениям, которые обязательно приведут за собою войну и голод». Рассказчик вспоминает:
«нас было пятеро, вывезенных из северной столицы людей за причастность моего отца к
какому-то политическому делу».
Словарь: кринка
5. Реализация домашнего задания 1--й группы (продолжение). Рассказ. Семья «великана».
Вопрос перед слушанием: каковы люди, встретившие прибывших?
«Великан»
Жена «великана»
Девочка, дочь «великана»
«Неимоверно
плечистый
человек невиданного мною
р а н е е
р о с т а ,
р ы ж и й ,
веснушчатый
и
ве с ело
поблескивающий
приветливыми
голубыми
глазами».
«…черноволосая
среднего
р о с т а
ж е н щ и н а
с
п е ч а л ь н ы м и
д о б р ы м и
глазами
и
с
кринкой
в
руках».
«Женщина…перекрестила
нас».
« … б о с о н о г а я
д е в о ч к а
в
холщовом чистеньком платьице,
с
веснушчатым
тоже
лицом,
с
тоже
синими,
н е о б ы ч а й н о
ясными
глазами.
«Она
была
серьёзна
и
смотрела
на
нас
жалостливо».
- Что же можно сказать о людях, встретивших приезжих?
Репрессированные
люди
не
озлобились.
Они
добры,
приветливы,
полны
жалости
к
«новичкам», беспокоятся об их будущем.
Словарь: деталь
- Какая важная в облике героев деталь подчёркивает их характер, отношение к людям?
(Глаза)
Глаза матери «печальные», девочка «серьёзна» и смотрит «жалостливо».
- Другая немаловажная деталь: «женщина…перекрестила приехавших».
6.
Реализация домашнего задания 2--й группы. Рассказ «Политика репрессий на страницах
рассказа».
2
- Почему так печальны встречающие?
Семью «великана» неизвестно куда увезут, их «уже третий раз перегоняют с места на место».
Хозяин говорит: «Только мы пообживёмся, а народ здесь хороший, сам многое вынес, не
мешают…Вот
только
приживёмся,
пообстроимся,
снимают
и
дальше
гонят.
Из
наших
я
последний». На вопрос о том, «куда тех переселили», «великан» отвечает: «Туда… показывая на
небо, «всех под зиму собрали, и когда ударили морозы, за Иртыш в тайгу выгнали. Там они и
вымерли…»
Так бывало со многими.
Репрессии на страницах рассказа
- Высылали из родных мест;
- Уничтожая семьи, разрушали государство;
- Не давали создавать своё жильё, заводить хозяйство на новом месте;
- «Гоняли с места на место»;
- Преследовали, жгли, убивали, разжигали «вражду у местного населения»;
- Не давали общаться. Боялись собственного народа. Карали собственный народ.
Словарь: честь, совесть, достоинство.
7.
Реализация домашнего задания 2--й группы (продолжение). Выразительное чтение
эпизода со слов «Они очень твёрдо действуют » (С. 178) до слов «Так эти люди исчезли» (С.
179). Рассуждение по теме задания.
Роль детали в изображении героев
Репрессированные
Коренное население
Роль детали
Добрые,
п р и в е тл и в ы е ,
п о л н ы е
ж а л о с т и
к
новоприбывшим,
б е с п о к о я т с я
о б
и х
будущем.
Хорошие
хозяйственники.
Прекрасные
организаторы.
Они
мужественно
ведут
с ебя
в
в
т р уд н е й ш и х
жизненных
с и туа ц и я х ,
до стойно
и
с
ч е с т ь ю
выходят
из,
казалось
бы,
неразрешимых положений.
Это лучшие наши люди.
«…народ
…
хороший »,
«ко
всему привык »,
«сам
многое
вынес » ,
«не
мешают».
Неоднократно
повторяется
в
рассказе слово «великан».
Д в а ж д ы
у п о м и н а ю т с я
и
подробно описываются
куры и
гуси.
- Как эти детали помогают понять силу духа, мужество и непокорённость русских людей?
(Автор не случайно называет героя великаном , это слово ассоциируется с такими понятиями,
как
«богатырь»,
«защитник»,
«герой».
В труднейших жизненных условиях великан не
теряется: «обживается», «приживается», занимается хозяйством, строит жизнь, в т.ч. семейную,
на основе главных добродетелей - Веры, Надежды, Любови.
Великан продолжает ЖИТЬ, сохраняя в себе ЧЕСТЬ и ДОСТОИНСТВО.
Словарь: тоталитарный.
8 .
Реализация домашнего задания 2--й группы (продолжение).
Выразительное чтение
эпизода от слов «К вечеру мы с дедом сидели у окна» (с. 189) до конца рассказа (с. 181).
Рассуждение. Образ начальника милиции в рассказе.
- Кто осуществлял репрессии?
Органы власти. Силовые структуры. Те, кто призван защищать свой народ.
Именно начальник милиции олицетворяет деспотизм, насилие и произвол; сеет смерть.
Именно он истинный представитель тоталитарного режима в рассказе.
Этот образ несёт разрушающее начало.
3
Страх Смерть
Начальник милиции =
Власть =
Тоталитарный режим
Карательные меры Вседозволенность
- Таким показан представитель власти в рассказе.
- А какой должна быть, по-вашему, настоящая власть?
Созидательная Законопослушная
Власть
Сохраняющая и Защищающая
приумножающая Любящая демократические
вечные ценности свой народ свободы
Словарь: нравственность.
9.
Реализация домашнего задания 3--й группы.
Рассказ «Девочка – светлое начало,
олицетворение жизни».
Лицо
девочки
Описание
одежды
Необычное
в
девочке
Впечатление
от увиденного
Средства
выразительности,
создающие образ
Волосы
«светящиеся»,
«невесомые»
«развевались
вокруг лица…
как маленькие
золотистые
облака».
« Глаза
…
синие».
Взгляд
« т и х и й
и
грустный».
«Что-то
страшное в её
в з г л я д е ,
в
с и н и х ,
т а к
доверчиво
смотрящих
глазах».
«Шла босиком ,
на
ней
было
«холщовое
длинное
платьице».
«Через
плечо…
висела
холщовая
сумка ,
поношенная
и
полупустая».
«Входила
в
село не спеша и
ни
на
кого
не
глядя», «словно
она шагала где-
то не здесь , а по
к а к о й - т о
е й
одной
ведомой
з е м л е ,
н а
которой
всё
не
т а к
и
в с ё
д ру го е » .
«…
Почудилось,
ч т о
э т а
девочка… идёт
с о в с е м не
по
дороге ,
а
по
каким-то
неподвижным
облакам».
«Ощущение
робости
перед
живой
нерукотворной
красотой
о с т а л о с ь
н а
всю
ж и з н ь » ,
«…живёт…в
душе моей».
«Она
живёт
в
м о и х
гл а з а х
всю
жизнь
и
буд е т
ж и т ь ,
пока я не умру,
а может быть, и
долее…»
«…девочка,
от
к о т о р о й
в
сердце
остаётся
ощущение
трепещущего
крошечного
огонька».
Светоносные эпитеты,
метафоры, сравнения»:
« светящиеся волосы»,
«как маленькие
золотистые облака ».
Девочка
похожа
на
«неторопливый огонёк
свечи» ,
к
кото р ом у
хочет ся
п р о т я н у т ь
руки,
но
подойти
к
к о т о р о м у
н е
решаешься».
Словарь: коллизия
10. Беседа с классом.
- Кого напоминает девочка? (Святую. Мадонну.)
4
- Чем напоминает она святую?
(Отрешённостью
от
внешней
жизни,
внутренней
связью
с
горним
миром,
нерукотворной
красотой, внутренней силой и достоинством).
- Почему мальчику чудится, что она идёт по облакам?
- Почему в «этой живой нерукотворной красоте» было что-то страшное? (Она была не в этой
жизни, она в другой)
- Почему неоднозначно отношение к девочке? (Для одних она враг, кулачка. Для других –
«нерукотворная красота», «святая»).
- В чём особенность композиции рассказа? (Свободная)
- Почему рассказ назван «Кулачка»?
Девочка – олицетворение мира обездоленных, тех, у кого украли дом, родных и близких
людей, детство, у кого-то - саму жизнь. Ребёнок, прошедший через лишения, которые порой не
выдерживали взрослые, не сломался. Девочка - олицетворение духовной силы, человеческого
достоинства, «это нерукотворная красота», которую не уничтожить.
Чистая, светлая Нерукотворная Женское начало
неземная красота = жизнь
Девочка
Сила духа Вера, Надежда, Любовь Достоинство
11.
Реализация
индивидуального
домашнего
задания.
Рафаэль
Санти
«Сикстинская
Мадонна». Рассказ по картине.
«Сикстинская Мадонна» - самая совершенная из «римских» Мадонн Рафаэля. Она воплощает
сложнейшую
психологическую
коллизию,
где
объединились
глубочайшая
нежность
и
материнская самоотверженность с трагическим предвидением.
- Почему хочется говорить об этом произведении живописи?
Словарь: психологический пейзаж
12.
Реализация
домашнего
задания
4--й
группы. Миниисследование.
Роль
пейзажа
в
создании настроения произведения, передаче внутреннего состояния героев.
Чтение отрывка
«Ночь
была лунной» (с.176).
Вопрос перед чтением : как природа чувствует настроение
людей?
Луна
Леса
Дорога
Настроение человека
« Н о ч ь
б ы л а
л у н н о й ,
а
л у н а
была
полной.
И
что-то неумолимое
б ы л о
в
э т о м
светиле,
которое
неотступно
мчалось за нами в
чаще…»
Ле с а «страшные
и
бесконечные»,
и з
к о т о р ы х тянуло
таинственным
холодом.
Бесконечная
Чувство тревоги
- Какое чувство вызывает у вас описание природы?
- Как природа чувствует настроение людей?
(Состояние природы и человека совпадают, поэтому чувство тревоги усиливается, нагнетается).
12. Выразительное чтение «Утро раннего лета» (с.179). Вопрос перед чтением : как природа
чувствует настроение людей?
Солнце
Воздух
Небо
Настроение
5
«Светило
солнце.
Вокруг
расцветали
травы».
«Был воздух пахуч
и
лёгок»,
«…в
воздухе
но сились
ласточки».
«…по
небу
летели
облака»,
«сверкающий
мир
цветущего поля, над
к о т о р ы м
ш л и
облака»
« Хот е ло с ь
бе г ат ь
и
прыгать
и
смеяться
в
этом
воздухе
раннего
л е т а » .
« М ы
п е л и
и
смеялись».
- Какое чувство вызывает у вас это описание природы?
- Как чувство ребят перекликается с состоянием природы?
13. Рефлексия . Какого писателя Куранова открыли вы для себя, изучая рассказ «Кулачка»?
14. Домашнее задание: творческая работа «Письмо писателю Ю.Н. Куранову из 21 века».
6