Напоминание

Ролевые игры на уроках математики


Автор: Миронова Наталья Бертовна
Должность: педагог
Учебное заведение: Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение "Гимназия"
Населённый пункт: г. Кизел Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Ролевые игры на уроках математики
Раздел: полное образование





Назад





Ролевые игры на уроках математики
Миронова Наталья Бертовна учитель математики МБОУ «Гимназия» г. Кизел Большое место в жизни школьников, занимает игровая деятельность. Для реб ѐ нка, «игра – действительность, - писал К.Д.Ушинский, - и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее, а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание». Игровая деятельность обучающихся проходит в сво ѐ м развитии путь от элементарной подражательности к сложной ролевой игре, которая вначале отражает предметную деятельность людей, а затем – человеческие взаимоотношения, нормы и правила общественного поведения. Каков реб ѐ нок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. В этих словах А.С.Макаренко заключ ѐ н большой педагогический смысл. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на уроках, с наблюдениями повседневной жизни. Дети учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения учащихся. Особое значение для учащихся среднего возраста приобретают ролевые игры, которые представляют собой условное воспроизведение ее участниками реального общения, что очень важно сейчас, когда многие дети общаются только виртуально. Эффективность такого вида игрового обучения вызывается взрывом эмоции, активизирует стремление учащихся к контакту.
Ролевая игра отличается тем, что инсценируется условие воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Актуальность ролевых игр на уроках математики я вижу в том, что:  в них заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;  ролевые игры позволяют использовать житейский опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо;  позволяют «примерять» на себе различные социальные роли, что способствует их постепенной подготовке к дальнейшей жизни;  способствуют успешному решению проблем коммуникации социального взаимодействия с окружающими людьми;  в процессе таких игр успешно формируется математическая речь, развивается учебное сотрудничество. Наконец, ролевые игры дают возможность неуверенным в себе ученикам быть более раскованными. Основу структурных компонентов ролевых игр составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями. При организации ролевых игр я исхожу из того, что:  правила игры должны быть четко сформулированы, а содержание математического материала доступно детям;  количество предоставляемой информации должно быть как необходимо, так и достаточно;  игра должна быть доступной для детей, а цель – достижимой. При анализе результатов ролевых игр определяются степень активности участников, уровень знаний и умений, высказываются пожелания, рекомендации. Нельзя забывать, что проведение ролевой игры на уроке связано с преодолением трудностей, заложенных в ее противоречивом характере: в игре условность
должна сочетаться с серьезностью, импровизацией. Если хотя бы один из этих компонентов отсутствует, игра не достигает цели и превращается в скучную инсценировку. Формы проведения ролевых игр могут быть различными: пресс-конференции, дискуссии, путешествия, и т.д. В своей практике я использовала, например, урок- экскурсию по функциям, урок-суд над уравнением, игры «Математическая рыбалка», «Математический дилижанс», «Паркеты». С одной из этих игр хочу познакомить более подробно. Игра « Паркеты» На первом этапе обучающиеся получают начальные сведения о правильных паркетах и решают задачу о том, из каких правильных многоугольников может быть составлен правильный паркет. Затем весь класс разбивается на группы. Каждая группа выбирает название, эмблему. Распределяет обязанности: президента, менеджера, дизайнера, проектировщика, чертежников. Консультацию по дизайну и проектировке паркета учащиеся могут получить у учителя технологии, для составления рекламы они могут обратиться к учителям литературы, музыки или родителям. В процессе подготовки каждая компания обеспечивает себя необходимым материалом, т.е. цветной бумагой, ножницами, клеем, чертежными инструментами, листами для проектов и выполненных паркетов, а главное повторяют зависимость между стороной правильного многоугольника и радиусом описанной окружности, построение правильных многоугольников. После этого учитель готовит для каждой компании письмо – заказ на выполнение правильного паркета со следующими заданиями. Выполнить проект правильного паркета составленного из: 1) Правильных восьмиугольников и четырехугольников со стороной 5см; 2) Правильных шестиугольников, треугольников и четырехугольников со стороной 5см; 3) Правильных четырехугольников и правильных треугольников двух цветов со стороной 4см; 4) Правильных шестиугольников и треугольников двух цветов со стороной 4 см; 5) Правильных двенадцатиугольников и треугольников со стороной 3см.
Президенты выбирают одно из писем, предложенных учителем, не зная содержания, а уже после выбора учителем вписывается название компании и фамилия президента. г. Кизел, 618350 ул. Советская , 18 Президенту компании ___________________________________________ Господину ___________________________________________ Господин Президент, предлагаю Вам выполнить проект напольного покрытия соответствующего следующим требованиям: ________________________________________________________________ правильный паркет должен быть составлен из __________________________ Оплату за выполненный проект гарантируем в СКВ по б/н расчету на Ваш текущий счет в течение 24 часов. Дата ___________________ Коммерческий директор фирмы «Гимназия». Получив задание, президент организует работу компании, уже на уроке по вычислению радиусов описанных окружностей около данных многоугольников. Далее выполняется проект с помощью чертежных инструментов. Пока работали проектировщики, дизайнеры, выбрав соответствующую цветовую гамму, нарезали необходимое количество многоугольников. И только после проверки проекта учителем, выступающим в качестве эксперта, вся компания приступает к реализации проекта, т.е. выполнению эскиза напольного покрытия в цвете. Рекламные агенты в это время пытаются создать рекламу своему товару. (Лицензия на напольное покрытие) Лицензия на напольное покрытие фирмой ______________________________________ Напольное покрытие соответствует всем требованиям, оговоренным заказчиком в письме от ________________ , а именно: паркет выполнен из данных правильных многоугольников, паркет является правильным, т.е. таким,
что его можно наложить на самого себя так, что любая заданная вершина положится на любую другую заданную его вершину. Лицензия на данное напольное покрытие составлена и выдана коммерческим директором фирмы «Гимназия». Дата _________________ Подпись ______________________ Получившийся образец паркета компания пытается «защитить» т.е. доказать что ими выполнен именно тот образец, о котором говорилось в письме, а также прорекламировать свой товар. В конце игры экспертная оценка – подведение итогов. Заключение Таки образом, с помощью ролевых игр можно решить целый комплекс образовательных и метапредметных задач. У моих учеников более развитой стала математическая речь, они стали более наблюдательными, внимательными, готовыми к коммуникативному взаимодействию, более осознанно стали подходить к формированию математических понятий.


В раздел образования