Автор: Барановская Елена Анатольевна Должность: учитель химии и биологии Учебное заведение: МОБУ СОШ №14 МО Кореновский Населённый пункт: Краснодарский край Кореновский район станица.Журавская Наименование материала: разработка интегрированного урока Тема: Химические и механические процессы пищеварения. Раздел: полное образование
Тема «Пищеварение в ротовой полости»
Цель урока: знать особенности строения полости рта, особенности
пищеварения и основные гигиенические правила ухода за полостью рта.
Задачи урока :
Обучающие :
- познакомить с органами ротовой полости,
-раскрыть значение зубов и слюнных желез в процессе пищеварения,
познакомить с деятельностью ферментов ,
-познакомить с рефлекторной регуляцией процесса пищеварения.
Развивающие :
-закрепить умение работы с учебной литературой ,
-закрепить умение работы с дополнительной литературой ,
-формировать навыки экспериментальной работы,
-продолжить работу по установлению причинно-следовательных связей.
Воспитательные :
- обосновать соблюдение гигиенических правил ухода за ротовой полостью,
продолжить формирование сознательного отношения к здоровью,
продолжить формирование познавательного интереса.
Оборудование :
таблицы : «Строение органов пищеварения»,
«Строения зубов» ,
портрет И.П. Павлова,
схемы : «Строение рефлекторной дуги» , «Состав слюны» ,
дольки яблок ,накрахмаленный бинт,
презентация урока.
Ход урока
I.
Организационный момент
II.
Изучение нового материала
1.
Вывешивается таблица «Строение органов пищеварения» и
предлагается определить органы ,относящиеся к пищеварительной
системе , и дать определение «пищеварения»
2.
Записывается в тетрадь определение «пищеварения» и органы
пищеварения( приложение 1. )
3.
Предлагается рассмотреть строение челюсти верхней и
нижней(повторение п. ) и ответить на вопросы
1.как челюсть соединены с остальными костями черепа?
2.Какое значение имеет подвижное соединение нижней челюсти?
4. Прочитать п.31 ,пункт «строение зубов» стр. 162-163 и разгадать
ребус(приложение 2),ответ –коронка; отгадать загадки
Эта часть зуба бывает лебединой( Шейка)
Эта часть зуба есть у растений(Корень)
5.Рассказ учителя по таблице о строении зубов.
Эмаль богата неорганическими веществами, выполняет защитную функцию.
Дентин – плотное вещество, обеспечивает жизнь зуба. Пульпа – кровеносные
сосуды и нервные окончания. Цемент покрывает корень.
У новорожденных зубов нет. Они начинают прорезаться к шести месяцам. К
трем годам у ребенка 20 зубов – молочные зубы(название дал Гиппократ).
После шести лет происходит смена зубов на постоянные зубы. Последними
прорезаются зубы мудрости. У взрослого человека 32 зуба. Они различаются
по внешнему виду.
На доске вывешивается таблица «Виды зубов»(рисунки: резец, клык,
коренные зубы)
6. Зарисовать в тетради строение зуба рисунок 73 стр.163.
7. Выступление ученика : Резцы, их четыре ,имеют долотообразцовую
коронку и одиночный корень. Клыки, по два на каждой челюсти, имеют
коронку с двумя режущими краями, сходящимися под углом; корень
одиночный. Малые коренные зубы, по четыре на каждой челюсти, лежат за
клыками. Коронка сдавлена спереди назад и на жевательной поверхности
есть два бугорка; корень одиночный. Больших коренных зубов на каждой
челюсти шесть. Форма коронки кубовидная, жевательная поверхность имеет
три бугорка , верхние зубы имеют три корня, нижние - два.
8. Учитель вывешивает схему – формулу зубов (см. приложение 2). Учащиеся
записывают формулу в тетрадь
9. Рассказ учителя о механической и химической обработке пищи:
Главная задача зубов - механическая обработка пищи. Зубы различны и
соответственно выполняют различные функции. Какие функции выполняют
резцы и коренные зубы? Чтобы ответь на этот вопрос ,вам нужно съесть
кусочек яблока.
Вывод делают ученики : Резцы откусывают, а коренные зубы перетирают
пищу.
10. Выступление учеников о необходимости ухода за зубами :
Ученик 1 : Необходимость ухода за зубами была впервые обоснована
голландцем А. Левенгуков в XVII в. Он обнаружил много микробов у себя во
рту даже после тщательного протирания зубов солью. Он с иронией говорил,
что во всем королевстве не найдется столько жителей, сколько живых
зверьков находится в его собственном рту. Левенгуку представился случай
взять налет с зубов у старика ,который никогда в жизни их не чистил. В этой
пробе под увеличительным стеклом предстало множество самых
разнообразных организмов.
Ученик 2.
Здоровые зубы – залог здоровья,.
Зуб наш очень важный орган.
Он кусает и жует, размельчает все продукты,
Нам питание дает.
Несмотря на свою плотность ,
Зуб наш очень нежен.
Многим вредным факторам
Бывает он поврежден.
И плохая гигиена , и конфеты сладкие ,
Нарушение обмена, фтора недостаток.
Чтобы зубы не болели, можно избежать беды:
Надо рот прополоскать каждый раз после еды.
Чтобы зубы не болели , гигиену соблюдают,
Перед сном и рано утром чистить их не забывают.
Детские болезни ,слюны состояние,
Все воздействие на зуб, ведет к заболеванию .
Рыбу ешь и овощи , молоко и фрукты ,
Чтобы зубы не болели,дай им тренировку .
Пусть грызут они капусту ,яблоко , морковку .
Ты от страха не кричи ,зубы вовремя лечи .
Регулярно дважды покажи врачу свой рот.
Учитель:Запомнить , как правильно чистить зубы ,вам помогут правила ,
которыепрочитает ученик.
Ученик: Зубы чистить не меньше трех минут,
Вымыть щетку не забудь.
Пусть храниться в ванной
Щеткой вверх в стенке
Чистить правильно учись:
Щеткой двигать вверх и вниз ,
От десны до края,
Весь налет снимая.
Чтобы укрепить эмаль
Пасту ты еще прибавь.
И пусть будет больше в ней
Форта, кальция, солей.
Учитель: если зубы больные, пища плохо обрабатывается во рту. Создается
большая нагрузка на желудок. Провели эксперимент: собак кормили
кусочками мяса разной величины. Через 3 часа в желудке задержалось 63%
кусков массой 40г., 40% массой 10г., 27% измельченного мяса. Сделайте
вывод .
11. используя рисунок учебника 72 страница 162, назовите слюнные железы.
Кроме крупных желез есть многочисленные мелкие железы. Большой вклад
в изучение пищеварения внес наш русский ученый И. П. Павлов.
Ученик: Иван Петрович Павлов родился в Рязани в семье священника 14
сентября 1849 г. Окончив Рязанское духовное училище, в 1864г. он поступает
в Рязанскую духовную академию. Увлекшись естественными науками, в 1870
г. поступает в Петербургский университет. После его окончания поступает в
Военно-медицинскую академию. в 1883 г. Павлов защитил диссертацию и
получил звание доктора медицине. Дальнейшую свою научную деятельность
связал с Медицинской академией. Именно здесь он вложил свои главные
исследования. Павлов разработал принципиально новые методы
исследования пищеварения , заново создал теорию физиологии
пищеварения. В 1897 г. опубликовал свой знаменитый труд «Лекции о работе
главных пищеварительных желез». За этот труд в 1904 г. ему была
присуждена Нобелевская премия. Скончался Иван Петрович В 1936г. он был
великим сыном народа , отдавал силы нашему Отечеству, нашей русской
науке.
Учитель: Химики провели исследования и установили следующий состав
слюны. Вещества, входящие в состав слюны, выполняют следующее функции:
А) белки- обеззараживают и обволакивают пищу;
Б) ферменты- участвуют в её переваривание.
Как действуют ферменты, вы выяснили, проводя дома эксперимент.
4.Учащимся было дано опережающие задания-выполнить лабораторную
работу.
Инструиктивная карточка
Лабораторная работа «Действие ферментов слюны на крахмал»
Цель работы: убедиться, что в слюне есть ферменты юспособные
расщеплять крахмал.
Оборудование: кусокнакрахмаленного сухого бинта величиной с ладонь,
блюдце со слабым раствором йода, спички(без головки) с намотанными на
конец кусочками ваты(ушные палочки).
Ход работы
1.Смочите вату на спичке слюной и напишите ею букву в середине кусочка
накрахмаленного бинта.
2.Зажмите марлю между ладонями на 2-3 минуты, а затем опустите в раствор
йода.
3.Наблюдайте, как окрасился кусочек марли.
4.обьясните , почему буква осталась белой.
5.Сделайте вывод (в ротовой полости под действием ферментов происходит
расщепление крахмала до глюкозы.)
5.
Учитель. У человека в сутки выделяется до 1л слюны. Ответьте на вопросы:
1)Что происходит, когда вы берете конфеты в рот?
2)Что произойдет, если вы возьмете в рот кончик ручки?
3)Что выделяется в ротовой полости?
Вывод. Отделение слюны- это рефлекс.
Выполните задание. Составьте схему слюноотделительного процесса на
основе описания в учебнике на с. 153, используя понятия «слюнная железа» ,
«чувствительный нейрон» , «двигательный нейрон» , «рецептор» , «отдел
центральной нервной системы».
6.
Учитель. Выделение слюны происходит в ответ на пищевые раздражители.
Но и непищевые раздражители также вызывают слюноотделение.
В древней Индии применяли испытание рисом. На суде для решения
вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть
сухой рис. Если обвиняемый мог его есть, то невиновен, если нет , то
виновен. Объясните это явление.
Вывод. В ротовой полости пища подвергается механической и химической
обработке. Этому способствуют зубы, язык. Слюнные железы.
Пережеванный, смоченный слюной скользкий кусочек пищи поступает в
глотку, в пищевод. Благодаря перистальтике продвигается в желудок.
Объясните пословицу «когда я ем, я глух и нем».
3.
Закрепление знаний.
1)Перечислите органы, находящиеся в ротовой полости.
2)Какое строение имеют зубы?
3)Какие типы зубов расположены в ротовой полости?
4)Что происходит в ротовой полости с пищей?
5)Какие правила гигиены полости рта необходимо соблюдать?
Приложение 1
Расположение органов пищеварения
Ротовая полость(язык, зубы, слюнные железы)
Глотка
Пищевод
Желудок
Двенадцатиперстная кишка
(печень с желчным пузырем, поджелудочная железа)
Тонкий кишечник
Толстый кишечник(аппендикс)
Прямая кишка
Приложение 2
Ребус
Формула зубов
32122123
321122123
Приложение 3
Схема состава слюны
Слюна
Вода полный осадок
Белок ферменты
Муцин лизоцим амилаза мальтаза