Индивидуальная рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС
Автор: Лаптева Наталья Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ Цемзаводская средняя школа Населённый пункт: Ульяновская область Сенгилеевский район п.Цемзавод Наименование материала: Методическая разработка Тема: Индивидуальная рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС Раздел: среднее образование
литературе в 5 классе на 2015 – 2016 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование
№
п
/
п
Тема урока
Основные элементы содержания
Планируемые результаты обучения, УУД
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (4 часа)
1
Русские
народные
сказки. Жанры
народных
сказок.
Сказка как вид народной прозы.
Виды сказок. Структурные
элементы сказки (постоянные
эпитеты, присказки, зачин,
концовка). Особенности
сказывания (ритмичность,
напевность), иллюстрации к
сказкам
Предметные: знают жанровые особенности, виды сказок;
традиционных персонажей волшебных сказок,
характерные для сказок обороты речи (постоянные
эпитеты, сказочные зачины и концовки); понимают
особенности сказывания сказок (народная речь - лексика,
ритм, слаженность, напевность), умеют определять
характерные для сказок обороты речи в самостоятельно
прочитанных сказках, сопоставляют эпизоды сказок,
сказочных героев с их изображением в живописи и
графике.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные
способы решения поставленной задачи в зависимости от
конкретных условий
Регулятивные: самостоятельно формулируют
познавательную задачу и строят действия в соответствии
с ней.
Коммуникативные: умеют формулировать собственное
мнение и свою позицию.
Личностные: формируется мотивация к индивидуальной
и коллективной деятельности.
2
Волшебная
сказка
«Царевна-
лягушка».
Народная
мораль в
характере и
поступках
героев.
Соотношение реального и
фантастического в сказочных
сюжетах. Народная мораль в
сказке.
Жанровые особенности сказки;
характеристика героев сказки,
схема построения волшебной
сказки.
Предметные: знают, к какому виду сказок относится
сказка «Царевна-лягушка»; понимают общее движение
сюжета, идею сказки и характеры ее героев; что такое
художественный пересказ, находят отличия в вариантах
сказки; умеютвыявлять характерные художественные
сказочные приёмы (сказочные формулы, постоянные
эпитеты, гиперболы, повторы и т.п.)
Познавательные: умеют строить сообщение
исследовательского характера в устной форме.
Регулятивные: формируют ситуацию рефлексии и
самодиагностики.
Коммуникативные: умеют проявлять активность для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Личностные: формируются этические чувства,
доброжелательность и эмоционально-нравственная
отзывчивость.
3
"Иван-
крестьянский
сын и чудо-
юдо"-
волшебная
сказка
героического
содержания.
Выявление особенностей сюжета,
признаков волшебной и
героической сказок. Как
проявляется отношение народа к
героям сказки.Тема мирного труда
и защиты родной земли.
Предметные: знают содержание и героев сказки;
понимают, что сказка отражает народные идеалы добра и
справедливости.
Познавательные: выделять и формулировать
познавательную цель.
Регулятивные: применяют метод информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения и
эффективно сотрудничают.
Личностные: формирование внутренней позиции
школьника на основе поступков положительного героя.
4
Сказка о
животных
«Журавль и
цапля».
Бытовая сказка
"Солдатская
шинель".
В чём выражаются жанровые
признаки сказки о животных.
Народное представление о
справедливости, добре и зле.
Предметные: владеют изученной терминологией по
теме, навыками устной монологической речи, понимают
мораль сказки, составляют пересказы эпизодов сказок.
Познавательные: выделяют и формулируют
познавательную цель.
Регулятивные: умеют оценивать и формулировать то, что
уже усвоено.
Коммуникативные: умеют моделировать
монологическое высказывание, аргументировать свою
позицию и координировать её с позициями партнёров.
Личностные: формируются навыки исследования текста
с опорой не только на информацию, но и на жанр,
композицию, выразительные средства.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 ч.)
5
Русское
летописание.
Начало
письменности
на Руси.
«Повесть
временных
лет».
«Подвиг
отрока-
киевлянина и
Возникновение древнерусской
литературы. Культурные и
литературные связи Руси с
Византией. Древнехристианская
книжность на Руси (обзор). Жанр
летописи. «Повесть временных
лет» как литературный памятник.
Словарная работа. прослушивание
притчи в актерском исполнении,
обсуждение. Репродукция картины
А.А. Иванова «Подвиг молодого
Предметные: понимают и воспроизводят информацию,
представленную в древнерусском тексте.
Познавательные: умеют искать и выделять
необходимую информацию в предложенных текстах.
Регулятивные: планируют алгоритм ответа, осознают
качество и уровень усвоения материала.
Коммуникативные: ставят вопросы, обращаются за
помощью, формулируют свои затруднения.
Личностные: формирование навыков исследовательской
деятельности, уважительного отношения к истории и
культуре славянских народов (наших предков).
хитрость
воеводы
Претича»
киевлянина»
Читать текст; определять тему,
идею; выделять главное в
прослушанном сообщении,
работать с учебником и
иллюстрациями.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 ч.)
6
М.В.
Ломоносов.
Слово о
писателе.
«Случились
вместе два
астронома в
пиру...»
Значимость личности М.В.
Ломоносова, смыслом жизни
которого было «утверждение наук
в отечестве»; литературные жанры;
смысл прочитанного стихотворения
(чему противопоставлен
житейский, практический опыт
простого человека).
Предметные: понимают смысл произведения и видят
смешное.
Познавательные: умеют извлекать и выделять
необходимую информацию из прослушанного или
прочитанного текста.
Регулятивные: умеют анализировать стихотворный
текст.
Коммуникативные: умеют выразительно читать вслух и
понимать прочитанное.
Личностные: развитие чувства юмора.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (17 ч.)
7
И.А.Крылов.
Слово о
баснописце.
Басня «Волк на
псарне» -
отражение
исторических
событий в
басне,
Общая картина жизни И.А. Крылова
(начало трудовой деятельности, как
получил образование, с каких
произведений начал писательскую
деятельность), составить план
рассказа о баснописце, жанровые и
языковые особенности басни,
Предметные: выявляют и интерпретируют авторскую
позицию, определяют своё отношение к ней, и на этой
основе формируют собственные ценностные ориентации.
Познавательные: преобразовывают информацию из
одной формы в другую (составляют план).
Регулятивные: прогнозируют и корректируют свою
деятельность.
Коммуникативные: читают иносказательный текст,
объясняют жанровые и языковые особенности текста.
патриотическая
позиция
автора.
Личностные: развитие патриотических чувств, гордости
за историю своей страны.
8
В.А. Жуковский
-сказочник.
Сказка «Спящая
царевна»
Понятие о литературной сказке,
развитие навыков пересказа текста,
выразительного чтения, начальных
навыков литературоведческого
анализа.
Предметные: умеют определять черты народной сказки,
видят особенности авторской сказки. Знают содержание и
героев сказки.
Познавательные: конструируют осознанное и
произвольное сообщение в устной форме.
Регулятивные: навыки самоконтроля, выполнения
учебных действий.
Коммуникативные: умеют читать вслух, понимают
прочитанное.
Личностные: владеют техникой художественного
пересказа.
9
А.С.Пушкин.
Детские и
лицейские
годы.
Стихотворение
«Няне». Пролог
к поэме
«Руслан и
Людмила».
Некоторые факты биографии
А.С.Пушкина (детство, юность).
Лицейские годы поэта. Влияние
народного творчества на будущего
поэта; собирательная картина
сюжетов, образов и событий
народных сказок в прологе к поэме
«Руслан и Людмила».
Предметные: знают основные сведения о детстве и
юности А.С.Пушкина, о годах его учения в лицее, о
лицейских друзьях, истории создания поэмы «Руслан и
Людмила»; понимание роли А.С.Пушкина в русской
литературе.
Познавательные: объясняют особенности стихотворной
речи, слышат ритм стихотворного текста.
Регулятивные: регулируют собственную деятельность
посредством речевых действий.
Коммуникативные: создают устные иллюстрации.
Личностные: уважают культурное наследие своей
Родины.
1
0
А.С. Пушкин
«Сказка о
мертвой
царевне и о
семи
богатырях».
Истоки
рождения
сюжета,
система
образов.
Истоки рождения «Сказки о
мертвой царевне и о семи
богатырях»; «бродячие сюжеты»;
система образов сказки;
составление плана произведения;
сопоставительный анализ текста.
Предметные: знают историю создания, содержание и
героев сказки, выделяют основные части сказки.
Познавательные: находят общие черты и различия в
фольклорных и литературных сказках.
Регулятивные: навыки самоконтроля, выполнения
учебных действий.
Коммуникативные: используют адекватные языковые
средства для отображения своих чувств, мыслей и
побуждений.
Личностные: владеют элементами анализа текста.
1
1
М.Ю.
Лермонтов.
Слово о поэте.
Стихотворение
«Бородино».
История
Отечества как
источник
поэтического
вдохновения и
национальной
гордости.
М. Ю. Лермонтов: детство и начало
литературной деятельности,
интерес к России. Историческая
основа стихотворения. Сюжет,
композиция, особенности
повествования. Сочетание
разговорных интонаций
спатриотическим пафосом
стихотворения.
Предметные: определяют тему стихотворения,
выразительно читают, применяют навыки пересказа
статьи учебника.
Познавательные: находят и отбирают необходимую
информацию.
Регулятивные: определяют последовательность
выполнения задач для достижения цели.
Коммуникативные: применяют изученные навыки при
работе по анализу текста.
Личностные: формирование познавательного интереса к
общекультурному наследию России.
1
Н.В.Гоголь.
Слово о Н.В. Гоголе. Чтение
Предметные: понимают сюжет произведения, видят
2
Слово о
писателе.
Понятие о
повести как
эпическом
жанре. Сюжет
повести
«Заколдованно
е место»
вступительной статьи о писателе.
История создания сборника
«Вечера на хуторе близ Диканьки».
Чтениеповести «Заколдованное
место». Сюжет и герои
произведения. Национальный
колорит повести. Словарная
работа.
реальное и фантастическое в повести.
Познавательные: познакомились с элементами жизни и
быта украинского народа, умеют пересказывать
содержание текста.
Регулятивные: формируют ситуацию рефлексии –
самодиагностики и самокоррекции коллективной
деятельности.
Коммуникативные: умеют обосновывать и высказывать
собственное мнение.
Личностные: формирование навыков анализа,
расширение кругозора.
1
3
Н.А. Некрасов.
Слово о поэте.
Стихотворение
«На Волге»
Биографические сведения о поэте,
нашедшие отражение в
стихотворении «На Волге»,
содержание стихотворения, его
тональность; характеристика
особенностей поэтики Некрасова,
роль эпитетов, сопоставление
содержания стихотворения
Некрасова с картиной И.Е.Репина
«Бурлаки на Волге».
Предметные: знают биографические сведения о поэте,
нашедшие отражение в стихотворении «На Волге»,
содержание стихотворения, понимают его тональность;
характеризуют особенности поэтики Некрасова,
определяют роль эпитетов, сопоставляют содержание
стихотворения Некрасова с картиной И.Е.Репина «Бурлаки
на Волге».
Познавательные: знакомы с жизнью и бытом русского
народа, умеют пересказывать содержание текста.
Регулятивные: интегрируются в группу сверстников и
строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми.
Коммуникативные: делают анализ текста, используя
изученную терминологию и полученные знания.
Личностные: используют адекватные языковые средства
для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
1
4
ВЧ. Н.А.
Некрасов.
"Мороз,
Красный нос".
Поэтический
образ русской
женщины.
Выяснить влияние детских
впечатлений на создание
поэтического образа русской
женщины. Жестокий и
беспощадный образ Мороза в
поэме. Сравнения, эпитеты,
способы рифмовки, роль
просторечий, их образность.
Предметные: находят автобиографичные элементы в
лирическом произведении, чувствуют настроение автора
через его речь, аргументируют и объясняют поведение
героев, оценивают их поступки, находят авторские
оценки.
Познавательные: знакомы с жизнью и бытом русского
народа, умеют составлять план и пересказывать
содержание текста по плану.
Регулятивные: формируют ситуацию саморегуляции
эмоциональных и функциональных состояний, т.е.
формировать операционный опыт.
Коммуникативные: формируют навыки работы в группе
(ситуации учебного сотрудничества).
Личностные: формирование интереса к культурному
наследию нашей страны, навыков анализа текста.
1
5
И.С.
Тургенев.Слово
о писателе.
История
создания
рассказа
«Муму». Быт и
нравы
крепостной
России в
рассказе.
Сведения о детстве и семье
писателя, о начале его
литературной деятельности,
история создания произведения,
содержание рассказа;значение
понятий «крепостное право»,
«крепостничество», сюжет
рассказа,описание быта и нравов
крепостнической России в рассказе
и знания детей об этом периоде из
истории, описание жизни
крепостных в рассказе в
Предметные: выявляют основную нравственную
проблематику произведения.
Познавательные: формулируют возможный вариант
решения проблемы, который проверяется в ходе
проведения исследования, умеют анализировать текст.
Регулятивные: умеют сравнивать свои действия с
ожидаемым результатом.
Коммуникативные: формирование навыков речевого
отображения (описания, объяснения) содержания
совершаемых действий в форме речевых значений.
Личностные: развитие эмоциональной сферы
(сочувствие, сопереживание, отрицание
сопоставлении с изображением на
полотнах художников.
несправедливости). Формирование интереса к
культурному наследию нашей страны.
1
6
Герасим и
Муму.
Счастливый
год.
Образ барыни. Немота главного
героя – символ немого протеста
крепостных. Словарная работа.
Приём иронии в сцене штурма
каморки Герасима. Роль пейзажа в
конце рассказа. Анализ
иллюстраций.
Предметные: словесно воспроизводят картины,
созданные писателем, аргументируют своё отношение к
героям произведения.
Познавательные: формулируют возможный вариант
решения проблемы, который проверяется в ходе
проведения исследования, умеют анализировать текст.
Регулятивные: строят речевое высказывание –
доказательство.
Коммуникативные: сотрудничают в коллективе для
решения поставленной проблемы.
Личностные: развитие эмоциональной сферы
(сочувствие, сопереживание, отрицание
несправедливости). Формирование интереса к
культурному наследию нашей страны.
1
7
КР, РР.
Сочинение по
рассказу
И.С.Тургенева
«Муму».
Составление плана характеристики
литературного героя. Ответить на
вопрос: какую роль в создании
характера Герасима играют
портрет, интерьер, пейзаж?
Подготовка к написанию сочинения
(выбор темы, подбор материала)
Предметные: знают определение понятий: портрет,
пейзаж, литературный герой и умеют ими оперировать в
собственной речи, определяют роль портрета, пейзажа,
интерьера в создании образа литературного героя,
обосновывают авторское отношение к главному герою, к
его окружению, сравнивают главного героя с другими
персонажами;
правильно и чётко дают ответы на поставленные вопросы
плана сочинения.
Познавательные: проводят исследование прочитанного
текста, выбирают нужную информацию из прочитанного.
Регулятивные: определяют меры усвоения изученного
материала.
Коммуникативные: делают анализ текста, используя
изученную терминологию и полученные знания.
Личностные: формирование навыков самоанализа и
самоконтроля.
1
8
А.А.Фет. Слово
о поэте.
Стихотворение
«Весенний
дождь».
Ф.И.Тютчев
-великолепный
певец природы
Биографические сведения о Фете,
содержание его стихотворения;
художественные приемы, которые
использует автор для описания
природы, анализ лирического
произведения, выразительное
чтение (отработка умения
передавать при помощи интонации
впечатления от быстро
меняющихся картин и состояний
природы); авторское отношение к
природе.
Автор и биографические сведения
о нём; выраженное в
стихотворении настроение поэта и
его мироощущение; природа для
Тютчева - живое, возвышенное
существо, слышать музыку стиха,
сопоставлениепроизведений
разных видов искусств о природе,
изобразительные средства
(эпитеты, сравнения, метафоры),
Предметные:з нают биографические сведения о Фете и
Тютчеве, содержание его стихотворения; определяют,
какие художественные приемы использует автор для
описания природы, анализируют лирическое
произведение, выразительно читают, передавая при
помощи интонации впечатления от быстро меняющихся
картин и состояний природы; понимают авторское
отношение к природе.
Познавательные: приобрели навыки выразительного
чтения, проводят исследование прочитанного текста.
Регулятивные: применяют метод информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: формируют ситуацию
сотрудничества.
Личностные: формирование интереса к культурному
наследию нашей страны, навыков анализа текста.
помогающие поэту создать
картины родной природы и
одновременно «высказать»
собственные чувства и настроения.
1
9
Л.Н. Толстой.
Слово о
писателе.
Рассказ-быль
«Кавказский
пленник».
Сюжет
рассказа.
Слово о Л.Н. Толстом. Роль Ясной
Поляны в жизни и
творчествеписателя. Заочная
экскурсия по Ясной Поляне.
Историческая основа и сюжет
рассказа «Кавказский пленник».
Определение автором жанра быль.
Простота и ясность языка писателя.
Прослушивание первой главы в
актерском исполнении,
обсуждение. Тест на знание
содержания прочитанного
произведения.Тема
бессмысленности и жестокости
национальной вражды. Работа над
терминами «идея»,
Предметные: знают автора, биографические факты
жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю
создания рассказа «Кавказский пленник»; определение
понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула»,
«литературный герой»; умеют ими оперировать при
анализе произведения, определяют главных сюжетных
героев, их роль в произведении, специфику жанра;
понимают различие между былью Н.В. Гоголя и былью Л.
Н. Толстого.
Познавательные: знают элементы биографии и
творчества выдающегося русского писателя, содержание
прочитанного.
Регулятивные: составляют план учебных действий для
раскрытия темы урока (рассказывают, о чём
произведение и какова его тема).
Коммуникативные: обосновывают и высказывают
«сюжет»,«рассказ».
собственное мнение.
Личностные: формирование мотивации познавательного
интереса, системы моральных норм и ценностей на
основе литературных произведений.
2
0
Жилин и
Костылин –два
разных
характера, две
разные судьбы.
Жилин и Дина.
Озаглавить эпизоды, в которых
ярче всего проявилось различие
характеров Жилина и Костылина.
Рассказ от лица Жилина, как он
встретился с врагом,что он думал и
чувствовал в бою. Составление
плана эпизода «Неудавшийся
побег». Ответить на вопрос: зачем
Толстой обращается к
противопоставлению Жилина и
Костылина?
Ответить на вопросы (устно):
почему Дина перестала видеть в
Жилине врага? Как проявляет себя
Жилин в момент расставания с
Костылиным и Диной?
Характеристика Дины (детали её
портрета, поведение, отношение к
Жилину)
Предметные: выделяют основную идею (мысль)
рассказа, видят авторскую позицию, составляют
сравнительную характеристику героев, составляют
рассказ от лица героя.
Познавательные: проводят исследование и определяют
сущность характеристик изучаемых объектов.
Регулятивные: формируют ситуацию рефлексии –
самодиагностики и самокоррекции коллективной
деятельности.
Коммуникативные: формируют ситуацию
сотрудничества.
Личностные: формирование мотивации познавательного
интереса.
2
1
РР.Обучение
сочинению по
рассказу
«Кавказский
пленник»
Составить план текста и план
сочинения
Определить события, позволяющие
сопоставить и оценить поведение
Жилина и Костылина в минуты
опасности.
Предметные: знают понятиями «герой»,
«сопоставление», «противопоставление»; средства
раскрытия характеров действующих лиц (поступки,
портрет, пейзаж, авторская оценка), умеют ими
оперировать при создании сравнительной
характеристики, выявляют авторскую позицию,
составляют рассказ от лица героя.
Познавательные: проводят самостоятельное
исследование и дают личностные характеристики
изучаемых объектов.
Регулятивные: определяют меры усвоения изученного
материала.
Коммуникативные: анализируют текст, используя
изученную терминологию и полученные знания.
Личностные: формирование системы личностных
отношений к происходящим событиям и поступкам на
основе норм морали нашего общества.
2
2
А.П.Чехов.
Слово о
писателе.
Рассказ
«Хирургия».
Обучение
составлению
киносценария
по рассказу
"Хирургия".
Биографические факты жизни
писателя; сведения о детстве и
юношеских увлечениях А.П. Чехова;
историю создания, содержание
рассказа «Хирургия».
Сообщение о г.Таганрог;
определение понятий:
«юмористический рассказ»,
«сюжет», «фабула», «литературный
герой».
Подбор цитатных примеров,
Предметные: знают автора и биографические сведения о
нем; умеют составить рассказ о писателе на основе
прочитанного; передают содержание рассказа,
акцентируя внимание на речи героя, на его действиях;
понимают, на чем основан юмор рассказа, определяют,
какими средствами писатель создает юмористические
ситуации.
Познавательные: проводят исследование и определяют
сущность характеристик изучаемых объектов.
Регулятивные: находят нужную для ответа информацию
иллюстрирующих понятие "юмор",
"речевая характеристика".
из прочитанного текста.
Коммуникативные: обосновывают и высказывают
собственное мнение.
Личностные: осознают значимость чтения; проявляют
эмоциональную отзывчивость на прочитанное.
2
3
Русские поэты
XIX века о
Родине и
родной
природе.
Лирика
И.С.Никитина,
А.Н.Плещеева,
А.Н.Майкова,
И.З.Сурикова,
А.В.Кольцова.
Образы природы в русской поэзии.
Чувство родины и его связь с
восприятием природы. Краткие
сведения о поэтах. Средства
создания образов родной природы
в стихотворениях А.Н. Плещеева,
И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З.
Сурикова, А.В.Кольцова. Богатство
изобразительно-выразительных
средств в создании картин
природы. Элементы анализа
поэтического текста. Репродукции
картин. Прослушивание
стихотворений в актерском
исполнении, обсуждение. Конкурс
на лучшее чтение стихов о Родине
и родной природе.
Предметные: выразительно читают, анализируют
стихотворения; слушают и анализируют актёрское чтение.
Познавательные: проводят исследование прочитанного
текста.
Регулятивные: формируют ситуацию рефлексии –
самодиагностики и самокоррекции коллективной
деятельности.
Коммуникативные: обосновывают и высказывают
собственное мнение.
Личностные: испытывают чувство гордости и уважения к
культурному наследию своей страны, формирование
навыков анализа текста.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (8 часов)
2
4
В.Г. Короленко.
Слово о
писателе. «В
дурном
обществе».
Описание
городка
Княжье-Вено.
Портрет как
средство
изображения
героев.
Краткий рассказ о писателе.
Автобиографичность повести и
гуманистический смысл
произведения.Изображение города
и его обитателей в повести. Подбор
цитатных примеров,
иллюстрирующих элементы
композиции повести (городской
пейзаж).
Комментированное чтение главы
«Я и мой отец». Ответить на
вопросы: что гонит Васю из родного
дома? Каковы причины
отчуждения между Васей и его
отцом? Устное словесное
рисование «Вася и судья на
скамейке».
Подбор цитат к теме "Портрет как
средство характеристики
литературных героев."
Предметные: знают факты жизни писателя, сюжет
повести, основных героев в их взаимосвязи; понимают, в
какое время происходят события, умеют объяснять роль
пейзажа, портрета, сравнения в описании героев.
Познавательные: применяют методы информационного
поиска.
Регулятивные: формируют ситуацию саморегуляции
эмоциональных и функциональных состояний, т.е.
операциональный опыт.
Коммуникативные: интегрируются в группе сверстников
и строят продуктивное взаимодействие со сверстниками
и взрослыми.
Личностные: воспитание чувства гордости и уважения к
культурному наследию своей страны.
2
5
С.А.Есенин.
Слово о поэте.
Образ родного
дома в стихах
Есенина
Основные события жизни
С.Есенина, факты его жизни;
причины различия ритма в
стихотворениях; каким
настроением окрашены
стихотворения, передача этого
настроения в процессе
выразительного чтения.
Защита проектов «Иллюстрации к
Предметные: знают основные события жизни С.Есенина,
факты его жизни; понимают, каким настроением
окрашены стихотворения, умеют передавать это
настроение в процессе выразительного чтения;
используют навыки проектной деятельности.
Познавательные: ищут и выделяют необходимую
информацию в предложенных текстах.
Регулятивные: выполняют учебные действия, планируют
стихотворениям С.А.Есенина».
алгоритм ответа.
Коммуникативные: определяют общую цель и пути её
достижения.
Личностные: чувство гордости и уважения к культурному
наследию своей страны.
2
6
П.П.Бажов.
Слово о
писателе. Сказ
"Медной горы
Хозяйка".
Основные сведения о жизни и
творчестве П.П.Бажова.
Содержание и герои сказа.
Обучение анализу эпизода. Подбор
цитатных примеров,
иллюстрирующих понятия
«реальность» и «фантастика».
Характеристика Данилы-мастера.
Словарная работа.
Предметные: знают основные сведения о жизни и
творчестве П.П.Бажова; выразительно пересказывают и
анализируют фрагменты сказа, дают характеристики
героя сказа, знают значения диалектных слов.
Познавательные: анализируют объект с целью
выделения существенных признаков.
Регулятивные: планируют последовательность действий
в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные: адекватно используют речевые
средства для решения различных коммуникативных
задач.
Личностные: формирование устойчивого следования в
поведении моральным нормам и этическим
требованиям, сложившимся в истории и культуре нашего
народа.
2
7
К.Г.Паустовский
. Слово о
писателе. Герои
и их поступки в
сказке "Тёплый
хлеб".
Роль пейзажа в
Основные сведения о жизни и
творчестве К.Г.Паустовского.
Особенности изображения героев в
сказке «Тёплый хлеб». Анализ
произведения, элементы сказки в
произведении; диалектные и
устаревшие слова. Работа с
Предметные: определяют тему произведения, выделяют
нравственную проблему, видят особенности
изображения героев литературной сказки. Понимают
нравственное содержание рассказа, душевные качества
героя, определяют отличительные черты романтизма,
романтическую настроенность произведения.
Познавательные: видят тему и проблему произведения,
сказке.
Нравственные
проблемы
произведения.
иллюстрациями.
извлекают необходимую информацию из различных
источников (текст, сообщение учителя, наглядные
средства).
Регулятивные: способность к регуляции деятельности по
решению поставленных задач.
Коммуникативные: ставят вопросы, обращаются за
помощью, устанавливают и сравнивают разные точки
зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Личностные: эмпатия как осознанное понимание и
сопереживание чувствам других, выражающаяся в
поступках, направленных на помощь другим посредством
исправления собственных ошибок.
2
8
С.Я.Маршак.
Слово о
писателе.
Пьеса-сказка
С.Я. Маршака
«Двенадцать
месяцев».
Драма как род
литературы.
Сведения о С.Я Маршаке и факты
его жизни, определение понятия
«драма», «пьеса», особенности
пьесы как особого рода
художественного произведения,
своеобразие пьесы-сказки
(заимствование сюжета, образов,
создание собственной
оригинальной сказки); отличие
пьесы от других
произведений,чтение
драматического произведения по
ролям.
Предметные: объясняют жанровые особенности
произведения, выясняют значения незнакомых слов,
выразительно читают пьесу по ролям.
Познавательные: ищут и выделяют необходимую
информацию, формируют способности к освоению новых
видов деятельности.
Регулятивные: развитие способности к регуляции
учебной деятельности, оценивают полученную
информацию с точки зрения нужности.
Коммуникативные: работают в группе: контролируют,
корректируют, оценивают действия партнёра.
Личностные: способности к решению моральных
дилемм на основесобственных знаний и опыта, условий
для правильного личностного самоопределения.
2
А.П. Платонов.
А.П.Платонов и факты его жизни,
Предметные: знают автора, факты его жизни, сюжет
9
Слово о
писателе.
Маленький
мечтатель
Андрея
Платонова в
рассказе
«Никита».
сюжет рассказа; поведение
главного героя, общение его с
окружающим миром природы,
простота и человечность рассказа,
его днелогичность, трогательный
образ фантазера
Никиты.Составление плана
рассказа о главном герое. Ответить
на вопрос: какую роль играет
эпизод встречи Никиты с отцом?
рассказа; понимают поведение главного героя, общение
его с окружающим миром природы.
Познавательные: понимают текст в общем, ищут и
выделяют необходимую информацию.
Регулятивные: планируют ответ, комментируют
полученную информацию.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество
в коллективе, проектируют работу в группе:
контролируют, корректируют, оценивают действия
партнёра.
Личностные: формирование основ гражданской
идентичности личности посредством изучения
художественного произведения, воспитание личностных
ценностей на основе образов героев произведения.
3
0
В.П Acтафьев.
Слово о
писателе.
«Васюткино
озеро». Сюжет
рассказа, его
герои.
Краткий рассказ о писателе.
Автобиографичность рассказа
«Васюткино озеро». Композиция
рассказа (экспозиция-вступление,
завязка, развитие действия,
кульминация, развязка). Работа в
парах (составление тезисного
плана отрывков рассказа при
консультативной помощи учителя,
озаглавливание отрывков текста),
самостоятельное составление
цитатного плана с последующей
взаимопроверкой.
Предметные: определяют автобиографические черты
рассказа, тему и основную мысль рассказа, анализируют
композицию произведения.
Познавательные: понимают текст в общем, ищут и
выделяют необходимую информацию.
Регулятивные: соотносят свои знания с поставленной
целью, комментируют полученную информацию.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество
в коллективе, проектируют работу в группе:
контролируют, корректируют, оценивают действия
партнёра.
Личностные: формирование оценки содержания
художественных произведений, поступков литературных
персонажей на основе сформированных личностных
ценностей на основе образов героев произведения.
3
1
К.М.Симонов.
Слово о поэте.
"Майор привёз
мальчишку на
лафете…".
Война и дети.
А.Т.Твардовски
й. Слово о
поэте. "Рассказ
танкиста".
Патриотически
е подвиги
детей в годы
Великой
Отечественной
войны.
Сведения о жизни и творчестве А.Т.
Твардовского и К.М. Симонова
(кратко); содержание
стихотворений о Великой
Отечественной войне, каково было
значение поэзии в годы ВОВ?
Обучение анализу стихотворений,
сопоставительный анализ
стихотворений.
Предметные: выразительно читают стихотворения;
сопоставляют друг с другом; сопоставляют произведения
литературы и живописи.
Познавательные: воспринимают стихотворный текст,
вычленяют нужную информацию, выразительно читают
стихотворный текст, анализируют художественный текст.
Регулятивные: анализируют выбор учебного действия
для достижения планируемого результата, планируют
алгоритм ответа, работают в группе.
Коммуникативные: формируют навыки
комментированного чтения, строят монологические
высказывания, формулируют свою точку зрения и
позицию.
Личностные: формирование чувства гордости и
уважения к культурному наследию своей страны
посредством изучения художественных произведений на
историческую тему, воспитание личностных ценностей на
основе образов героев произведения.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5ч.)
3
2
Д. Дефо. Слово
о писателе.
«Робинзон
Крузо»-
произведение
о силе
Автор и факты его биографии,
сюжет романа; анализ характера
героя, его поступков, изменения в
поведении и характере; авторское
отношение к изображаемому,
глубокое уважение к
Предметные: выразительно пересказывают текст,
воспроизводят все приключения и события в жизни
Робинзона, характеризуют героя и его поступки,
прослеживают изменения в поведении и характере героя,
понимают значение романа в истории литературы.
Познавательные: понимают текст в общем, ищут и
человеческого
духа.
Характер
главного героя
романа Д.
Дефо
"Робинзон
Крузо". Гимн
неисчерпаемы
м
возможностям
человека.
человеческому труду, изображение
труда как основы жизни. Значение
романа в истории литературы.
Работа в парах: составление
«Словаря путешественника»,
работа в группах: составление
рассуждения по теме «Гимн
неисчерпаемым возможностям
человека».
выделяют необходимую информацию.
Регулятивные: развивают способности к регуляции
учебной деятельности (самостоятельность,
целенаправленность), комментируют полученную
информацию.
Коммуникативные: применяют полученные знания при
ответе, проектируют работу в группе: контролируют,
комментируют, оценивают действия партнёра.
Личностные: формирование познавательного интереса к
творчеству зарубежных сказочников, нравственно-
этическое оценивание содержания художественного
произведения.
3
3
ВЧ.
Х.К.Андерсен.
Краткий
рассказ о
писателе.
Сказка
«Снежная
королева».
Композиция
сказки.
Слово об авторе. Своеобразие
художественного мира Андерсена-
сказочника, определяемого эпохой,
национальными особенностями и
личной судьбой писателя; события
его жизни, повлиявшие на выбор
замысла сказок; понимать сюжет
сказки «Снежная королева»,
особенности ее композиции,
деление на главы
(самостоятельность сюжета каждой
главы), создание портретной и
сравнительной характеристики
героев; жанровые и
композиционные особенности
сказки.Соотношение реального и
фантастического. Составление
Предметные: знают содержание прочитанного
произведения, отличают литературную сказку от
народной, воспринимают и анализируют текст,
формулируют идею, дают характеристику героям и их
поступкам.
Познавательные: видят композицию произведения,
понимают текст в общем, ищут и выделяют необходимую
информацию.
Регулятивные: развивают способности к регуляции
учебной деятельности, комментируют полученную
информацию.
Коммуникативные: применяют полученные знания при
ответе, адекватно используют речевые средства и
грамотно конструируют ответ.
Личностные: формирование познавательного интереса к
схемы путешествия Герды в поисках
Кая.
творчеству зарубежных сказочников, нравственно-
этическое оценивание содержания художественного
произведения.
3
4
Марк Твен.
Слово о
писателе.
«Приключения
Тома Сойера».
Жизнь и заботы
Тома Сойера.
Сведения о жизни и творчестве М.
Твена (кратко); сюжет и
содержание романа «Приключения
Тома Сойера». Инсценирование
эпизодов романа; характеризовать
героя и его поступки.
Том и Бекки, их дружба.
Внутренний мир героев М. Твена.
Причудливое сочетание реальных
жизненных проблем и игровых
приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх –
умение сделать окружающий мир
интересным. Юмор и ирония в
романе. Приемы иронии (повторы,
нагнетания, неожиданность,
контрасты). Прослушивание
фрагментов романа в актерском
исполнении, обсуждение.
Предметные: знают автора, факты его биографии, сюжет
романа; понимают время и место действия,умеют
пересказывать текст, составлять рассказ о Томе (кто он
такой, где живет, кто его семья, каковы его заботы,
переживания), оценивать его поступки; умеют
сопоставлять текст с иллюстрациями художника.
Познавательные: ищут и выделяют нужную для ответа
информацию, выдвигают гипотезы при работе с текстом и
обосновывают их, делают выводы.
Регулятивные: подбирают в тексте доказательства своим
гипотезам; корректируют ответ.
Коммуникативные: строят монологическое
высказывание, учитывают мнения других.
Личностные: сформированность познавательного
интереса к творчеству русских и зарубежных писателей,
оценочного отношения к содержанию художественных
произведений, поступков литературных персонажей на
основе личностных ценностей.
3
5
РР. Итоговый
урок
"Путешествие
В игровой форме обобщить
материал, изученный в течение
учебного года; закрепить
полученные знания. Задания для
Предметные: обобщают изученный материал.
Познавательные: ищут и выделяют нужную для ответа
информацию, выдвигают гипотезы при работе с текстом и
по стране
Литературии 5
класса".
летнего чтения.
обосновывают их, делают выводы.
Регулятивные: оценивают результаты своей работы.
Коммуникативные: строят монологические
высказывания.
Личностные: положительно относятся к учению,
познавательной деятельности, желают приобретать
новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.