Методическая разработка урока по теме «Конденсаторы материнской платы».
Р а з р а б о т а л а :
Б е к р е н е в а
Я н а
Р е в о в н а ,
преподаватель
информационных
технологий,
ГАПОУ РС(Я) «Намский педагогический колледж
им.И.Е.Винокурова».
Намцы, 2015 г.
Группа: ПОВТ 13.2 (специальность: Профессиональное обучение по профилю информатика и вычислительная техника,
наладчик аппаратного обеспечения).
Дата: 23.09.15 (апробировано)
Время: 13.10 – 13.55
Тема: Конденсаторы материнской платы.
Цель для учителя: Ознакомить учащихся с конденсаторами материнской платы, научить заменять конденсаторы на
материнской плате.
Цели для обучающихся:
Образовательная:
Ввести понятие конденсаторов материнской платы.
Познакомить с классификацией конденсаторов.
Научить работать с паяльными инструментами и расходными материалами.
Воспитательная:
Воспитать бережное отношение к оборудованию.
Выработать усидчивость при выполнении практической работы.
Развивающая:
Развить навыки работы с паяльником.
Развить навыки работы в группах.
Развить познавательный интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведение: практическая работа в группах.
Оборудование: ПК, экран, проектор, паяльники, деревянные бруски для лужения, канифоль, припой, материнские платы,
конденсаторы.
Планируемый результат
Предметные умения
Универсальные учебные действия (УУД)
умение различать виды информации;
формулировать задачу, понимать её смысл и
назначение;
анализировать, систематизировать и
классифицировать информацию;
принимать оптимальное решение;
оценивать достижение результатов деятельности;
оценивать свою деятельность и деятельность других;
определять проблемы деятельности и устанавливать
их причины;
уметь использовать паяльное оборудование и
расходные материалы для пайки.
Личностные:
− устанавливать связь между целью деятельности и ее
результатом;
− умение формировать учебно – познавательную
деятельность;
Регулятивные:
− самостоятельно ставить учебные цели;
− осуществлять самоконтроль;
− оценивать правильность выполнения учебной задачи,
возможности ее решения;
− совместно с учителем и учениками сравнивать с
эталоном, полученный результат дейстивия;
Познавательные:
− выбирать наиболее эффективные способы решения
задания;
− оценивать процесс и результаты деятельности;
− ориентироваться в выборе решения поставленной
задачи;
Коммуникативные:
− планировать учебное сотрудничество;
− задавать вопросы;
− уметь работать в группах;
− умение распределять обязанности или этапы
практической работы;
Организация пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы
Архитектура ЭВМ, Компьютерные
сети, Физика, Радиоэлектроника.
Фронтальная (коллективная)
Индивидуальная
Малые группы
Компьютер, проектор, презентация по
теме.
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока
Дидактические задачи
1.
Организационный
момент
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней
готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Создание благоприятной
атмосферы, подведение цели урока, сообщение темы и плана урока
2.
Изучение нового
материала.
Объяснение нового материала с помощью демонстрационного слайда, наглядных примеров.
3.
Практическая
работа
Вторичное осмысление материала путем воспроизведения при выполнении практической работы.
4.
Контроль
Обсуждение результатов выполнения практической работы с демонстрацией выполненного
задания
5.
Рефлексия
Подведение итогов.
Этапы проведения.
Этапы
урока
Слайдовый материал
Деятельность преподавателя
Деятельность
студентов
Организац
ионный
момент
(3 мин.)
Здравствуйте!
Садитесь! Ребята сегодня у нас открытый
урок!
И этот урок. Я бы хотела начать с того, что
мы можем распознать различные поломки
комплектующих нашего ПК. Например если
у нас неполадки с винчестером система
выведет нам на экран некую информацию о
том , что произошла ошибка системного
диска. Если у нас выйдет из строя блок
питания системного блока мы может
почувствовать запах гари и т.д. Но отличие
от всех остальных поломок
комплектующих, о поломке материнской
платы мы в принципе не можем узнать
точно, потому что у нас в арсенале нет ни
одной программы, которая могла бы ясно
"сказать" что у нас - проблемы материнской
платы.
Из инструментов в нашем распоряжении
может быть: здравый смысл,
наблюдательность, умение рассуждать
логически
Итак, приступим :) Сегодня мы поговорим
о конденсаторах материнской платы и
научимся их заменять. Потому что именно
они очень часто являются причиной
поломки материнской платы.
Приветствуют
преподавателя, отвечают
на вопросы, включаются
в речевую деятельность.
Изучение
нового
материала
(20 мин)
Такая система обладает взаимной
ёмкостью и способна сохранять
электрический заряд. То есть из рисунка
видно что это две параллельные
металлические пластины разделённые
каким то материалом (диэлектриком- это
вещество которое не проводит
электрический ток)
Студенты разделены на
группы.
На данном этапе они
слушают преподавателя.
Выполняют мини тест.
Конденсаторы служат для того, чтобы
сглаживать электрическое напряжение в
шинах питания компьютера. Они
заряжаются и, при необходимости, -
разряжаются, отдавая часть накопленного
заряда. Задача конденсаторов,
расположенных в цепях
питания материнской платы - поглощать
чрезмерные всплески напряжения и
восполнять его во время "просадки" из
накопленого ранее заряда.
В 1745 году в Лейдене немецкий физик
Эвальд Юрген фон Клейст и голландский
физик Питер ванМушенбрук создали
первый конденсатор - <лейденскую банку>.
Лейденская банка представляла собой
закупоренную наполненную водой
стеклянную банку, оклеенную внутри и
снаружи фольгой. Сквозь крышку в банку
был воткнут металлический стержень.
Лейденская банка позволяла накапливать и
хранить сравнительно большие заряды,
порядка микрокулона. Изобретение
лейденской банки стимулировало изучение
электричества, в частности скорости его
распространения и электропроводящих
свойств некоторых материалов.
Выяснилось, что металлы и вода лучшие
проводники электричества. Благодаря
Лейденской банке удалось впервые
искусственным путем получить
электрическую искру.
Сейчас на рынке в большом количестве
присутствуют материнские платы, на
которых установлены твердотельные
конденсаторы.
Они не имеют сверху, характерных для
жидкостных, "лепестков". Их корпус
состоит из цельного однородного
материала.
Свойство конденсатора накапливать и
удерживать электрические заряды
характеризуется его емкостью. Чем больше
емкость конденсатора, тем больше
накопленный им заряд, так же как с
увеличением вместимости сосуда или
газового баллона увеличивается объем
жидкости или газа в нем.
Емкость конденсаторов измеряется в
фарадах. При внимательном осмотре Вы
найдете ее числовое обозначение на его
корпусе и сокращение - (Мкф).
Емкость конденсатора зависит от
формы и размеров его электродов, их
взаимного расположения и свойств
диэлектрика, разделяющего электроды.
Симптомы различных "глюков", связанных
с вышедшими из строя конденсаторами на
плате могут быть различными. В худшем
случае компьютер просто не будет
включаться. Точнее, кроме вращения всеми
имеющимися вентиляторами не будет
подавать никаких признаков "жизни".
Также ПК может включаться не с первого
раза или - после определенного числа
попыток (когда конденсаторы достаточно
прогреются).
Если проблемы материнской платы
достаточно серьезны, - возможна
самопроизвольная перезагрузка компьютера
(связанная с получением различными
узлами заниженного напряжения, в
результате потерявших емкость
конденсаторов). Возможны всяческие
"зависания" операционной системы.
При подобных проблемах с
материнской платой надо внимательно
производить визуальный осмотр на
наличие вздувшихся "потекших"
конденсаторов не только сверху, но и в
местах контакта непосредственно с платой.
Бывают случаи, когда утечка электролита
происходит из нижней части элемента, что
также может приводить к проблемам в
работе материнской платы.
Сегодня мы с вами попробуем припаять
к материнской плате конденсатор. Для
этого нам нужно знать такой инструмент
для пайки как паяльник.
Паяльник – это приспособление для
пайки, которое излучает тепло. Самая
горячая часть паяльника называется
ЖАЛО. Жало паяльника нагревается до 250
градусов.
Припой – металл или сплав,
применяемый в пайке для соединения
заготовок и имеющий температуру
плавления ниже чем соединяемые металлы,
обычно это олово или свинец.
Канифоль – это колофонская смола –
хрупкое, стекловидное аморфное
вещество, с характерным роговистым
изломом и стеклянным блеском от темно-
красного до светло-желтого цвета. Входит в
состав смол хвойных деревьев.
Представляет собой смесь смоляных
кислот. Чтобы проверить готов ли
паяльник к работе, нужно опустить его в
канифоль .
Прежде чем начать практическую
работу мы ознакомимся с техникой
безопасности при работе с паяльником.
А теперь попробуем выполнить тест.
Практичес
кая часть
(15 мин)
Преподаватель объясняет, как правильно
припаять конденсатор к материнской плате.
Студенты слушают
объяснения
преподавателя. Готовятся
к выполнению
практической работы.
Во время выполнения практической работы
на экране будет проецироваться видеоролик
о замене конденсатора.
Во время практической
работы каждый студент
должен припаять хотя бы
один конденсатор к
материнской плате.
Контроль.
(2 мин)
Просмотр итога практической работы.
Обсуждение практической работы.
подводят итоги
практической работы
Рефлексия.
Подведение
итогов
урока.
(5 мин.)
Предлагает подвести итоги урока.
Участвует в беседе по обсуждению
достижений. Разбирают ситуации в виде
рефлексии.
Завершает урок.
Оценивают результаты
урока. Участвуют в
беседе по обсуждению
итогов урока.
Использованная литература:
1.
Мушкетов Р. Обзор возможных неисправностей ПК (2010) –К., 2010, 248 с.
2.
Орлов В.С. Материнская плата – М., Наука, 2008 – 352 с.
3.
Скотт Мюллер. Модернизация и ремонт ПК. 16-е изд., - М., Вильямс, 2010 – 669 с.
4.
Скотт Мюллер. Модернизация и ремонт ПК. «БИНОМ» , М., 2010 – 414 с
Приложение.
Во время проведения урока на тему: «Конденсаторы материнской платы». Дата: 23.09.15.