Развитие универсальных учебных действий на интегрированных уроках.
Автор: Лазарева Елена Александровна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 40" Населённый пункт: Белгородская область, город Старый Оскол Наименование материала: статья Тема: Развитие универсальных учебных действий на интегрированных уроках. Раздел: среднее образование
на интегрированных уроках.
Подготовили:
Лазарева Е.А.
МАОУ «СОШ № 40»
Развитие универсальных учебных действий школьников - одна из важнейших задач
современного образования. С введением новых образовательных стандартов одной из
ключевых задач является формирование универсальных учебных действий. Одним из
средств формирования и развития универсальных учебных действий учащихся в школе
являются интегрированные уроки, которые приобретают всю большую значимость в
учебном процессе.
Цель таких уроков в том, чтобы активизировать внимание учащихся, разнообразить
познавательную и учебную деятельность, создать творческую обстановку на уроке.
Чаще всего на практике интегрируют уроки по предметам одной образовательной
области, например: русский язык и литературу, математику и физику, биологию и
географию.
Однако, представляется возможной интеграция таких предметов как: информатика и
английский язык.
Например: возьмём учащихся 5-ого класса, сидя за компьютером на уроке ученики
вместе с преподавателем английского языка находят кнопки, которые им еще не были
знакомы:
Home End Insert
Delete Page Up Page Down
Преподаватель английского языка вместе с детьми читает и переводит эти слова,
правильно произнося их. В этот момент формируются УУД такие как:
-нравственно - этические ценности (личностные).
-принимают решения в проблемной ситуации, адекватно самостоятельно оценивают
правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение
(регулятивные).
-адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач, владеют
устной речью (коммуникативные).
Следующий пример: У каждого на столе находятся карточки, там записаны предложения
на английском языке, в которых совершенно все слова перепутались. Давайте сначала
напечатаем все, так как на карточке, а затем, вспомнив действия с фрагментами текста,
расставим все слова на свои места.
Name is my _ _ _ My name is _ _ _ (Kate).
Is my surname _ _ _ My surname is _ _ _ (Svalova).
Am I _ _ _ I am _ _ _ (11).
Live I in _ _ _ I live in _ _ _ (Staray Oskol).
Формируются УУД такие как:
- жизненное самоопределение, установление связи между учебной деятельностью и ее
мотивом.
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме.
-самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале
-владеть письменной речью.
Интегрированный урок создает благоприятные условия для продуктивного
формирования информационной культуры. В ходе интегрированного урока могут решаться
задачи параллельного достижения целей общеобразовательных и информационно-
ориентированных дисциплин.
Проведение интегрированных уроков информатики имеет ряд преимуществ: преодоление
перегрузки учащихся, увеличение объема взаимосвязей учебных дисциплин, укрепить
целостность объема познания и единства мира, природы, человека, объединить богатство
методического опыта учителей и творческий дух учащихся. В рамках интегрированного
урока информатики с естественно-научными и гуманитарными дисциплинами открывается
возможность комплексного воздействия на коммуникативные способности личности,
систематизации межпредметных знаний.
В настоящее время ученики испытывают большие физические и умственные нагрузки
в связи с усложнением учебных программ и ростом информации. Ученикам свойственна
повышенная утомляемость от однообразных занятий. Обучение иностранному языку
обязательно должно учитывать все особенности детей. Интегративные уроки как раз
позволяют помочь сформировать более полную картину окружающего мира у учащихся, а
английский язык может служить средством общения и познания.
Интегративный урок – это такой урок, на котором происходит объединение учебной
деятельности (изучение английского языка в данном случае) с другими видами
деятельности: трудовой, игровой, физической, музыкальной и т.д. Такие уроки за счет
объединения образовательных, воспитательных, развивающих способностей разных
дисциплин ведут к разностороннему развитию личности и мотивации использования
иноязычных знаний на практике, мы можем увидеть результаты своей деятельности,
получить радость и удовольствие от проделанной работы. Результаты учебной
деятельности школьников позволяют сделать вывод о росте их познавательной активности
к процессу изучения английского языка. С помощью компьютерных упражнений
качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических
знаний, во время работы с программами мультимедиа развиваются речевые умения, за счет
использования интерактивных компьютерных сред можно дифференцировать и
индивидуализировать процесс обучения английскому языку. Все это способствует
развитию познавательных, информационных и коммуникативных универсальных учебных
действий учащихся.
Таким образом, процесс развития УУД школьников будет более эффективным, если:
-
организовать
систематичное
блочное
проведение
интегрированных
уроков
английского языка и информатики;
- проводить закрепление и контроль изучения английской лексики и грамматики с
помощью специальных тестовых компьютерных программ;
-
обучать
учащихся
созданию
презентаций
различного
уровня
сложности
в
соответствии с темами программы; - внедрить дифференцированный подход к изучению
материала, используя технологии полного усвоения и разноуровневого обучения и другие
технологии вариативного обучения.