Автор: Малькова Татьяна Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 184 "Петушок" Населённый пункт: город Ульяновск Наименование материала: Конспект НОД по этнокультуре Тема: "Путешествие бравого солдата в Казань" Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
в старшей группе
«Путешествие бравого солдата» (В Казань, Татарстан)
Составила: воспитатель Малькова Т.М.
Цель: развивать интерес к обычаям татарского народа, желание сохранить
народные обычаи и традиции.
Задачи образовательных областей:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
1.
Способствовать усвоению норм и ценностей принятых в обществе,
включая моральные и нравственные ценности;
2.
Воспитывать чувство причастности к своему народу, своей стране,
научить уважать ее прошлое и настоящее.
ОО «Познавательное развитие»
1.
Формирование представлений о социокультурных ценностях
татарского народа, народных обычаях и традициях;
2.
Дать знания о геральдике (гербы: Чувашии, Татарстана, Мордовии).
ОО «Речевое развитие»
1.Развивать навыки устной речи, способность выражать свои мысли и
желания с помощью речи, использовать речь для выражения своих
мыслей, чувств и желаний;
2. Расширять словарь детей (батыр, Булгария, хан Золотой Орды, колфак,
ичиги, тюбетейка, Ураза, Сабантуй, Курбан байрам, Навруз).
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
1.
Развивать восприятие музыки, художественной литературы,
фольклора;
2.
Стимулировать сопереживание персонажам художественных
произведений, сказок
ОО «Физическое развитие»
1.
Обогащение двигательного опыта детей, ловкости. Координации
движений
Предварительная работа:
1.Знакомство с элементами татарского, чувашского, мордовского народа, их
национальной одеждой, гербами, флагами, проведение народных игр.
Материал: ширма, кукла солдат, орнаменты: чувашские, татарские,
дидактическая игра «Собери герб», полотенца для подвижной игры «Какой
батыр сильнее»
Ход:
На ширме появляется кукла солдат:
Солдат: Ать- два левой, ать-два правой
А под ногами дальний путь,
Куда иду я не знаю,
Дорога сама, меня приведет куда нибудь!
Куда же я пришел? Куда привела меня дорога?
Дети: В детский сад «Петушок»
Солдат: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуй солдат!
Воспитатель: А куда ты, солдат, путь держишь?
Солдат: Иду я в края далекие, где на берегу великой реки возникло
государство. Которое называется Булгария, а реку эту народы называли по
разному. Чуваши – Адал, татары Ирель, Мордва – Рово. Спустя годы
обосновался на этой земле хан Золотой орды – Батый.
Воспитатель: Солдат, а наш город тоже находится на берегу этой реки.
Ребята, как называется река?
Дети: Волка.
Солдат: А как называется город в котором вы живете?
Дети: наш город называется Ульяновск.
Солдат: Я иду как раз в этом направлении
Воспитатель: Давно солдат ты не был в этих краях, сейчас нет государства
Булгария. Ребята, как называется республика куда идет солдат?
Дети: Татарстан.
Воспитатель: Правильно, в этой республике живет смелый и трудолюбивый
народ. Солдат ты хочешь узнать, как сейчас живут там люди?
Солдат: Да, конечно!
Воспитатель: Тогда садись поудобнее, отдохни, а ребята тебе много
интересного расскажут.
-Ребята, скажите, как называется главный город Татарстана?
Дети: Казань!
Воспитатель: У каждого государства, республики и города есть свой флаг,
герб и гимн. Сейчас дети покажут тебе герб Татарстана.
Дидактическая игра «Собери герб»
(гербы Татарстана, Чувашии и Мордовии разрезаны. Дети должны
составить герб из частей и назвать какой герб, какой республике
принадлежит)
Воспитатель: Солдат, посмотри на флаг Татарстана. Ребята, из каких цветов
он состоит:
Дети: Зеленый, белый, красный.
Воспитатель: Что обозначает зеленый цвет?
Дети: Цвет свободы, изобилия, надежды.
Воспитатель: Белый чистота, благородство.
Красный - мужество и символ любви.
А теперь пройдем в музей и рассмотрим национальный татарский костюм.
Мы видим девушку в татарском костюме. Как называется ее головной убор?
Дети: Колфак.
Воспитатель: А мужской головной убор называется?...
Дети: Тюбетейка.
Воспитатель: В женском татарском национальном костюме платье всегда
широкое, а по краю подола оборки. На платье вышитый фартук или
бархатная безрукавка. Любимое украшение татарских девушек серьги и
браслеты. А как называются сапожки?
Дети: Ичиги.
Воспитатель: Правильно ребята ( дети рассматривают татарские сапожки,
тапочки)
Воспитатель: Татарский костюм расшит орнаментом – узором состоящем из
цветов и листочков. Ребята, давайте среди этих орнаментов выберем
татарские.
Дидактическая игра «Собери орнамент»
Орнаменты народов чувашии и татарии перемешаны, дети с одной стороны
раскладывают чувашский орнамент с другой татарский. Затем сравнивают их
и находят различия.
Воспитатель: Татары народ трудолюбивый, много пословиц о труде сложено
о них. Давайте вспомним некоторые пословицыю
- Кто владеет собой, тот владеет делом.
- Труд счастьем одарит, лень голодом сморит.
- Пусть мал я ростом, но ум богатырский.
- В руках батыра судьба мира, в руках мира судьба батыра.
Воспитатель: Татарский народ любит потрудиться, но и повеселиться.
Ребята, какие татарские праздники вы знаете?
Дети: Ураза, Сабантуй, Курбан байрам.
Воспитатель: В начале весны татарский народ празднует замечательный
праздник Навруз.
Выходит ребенок рассказывает стихотворение про этот праздник.
Навруз
Наш Навруз – весенний праздник.
Праздник счастья и труда.
Пой, играй и смейся громко
И танцуй, как никогда
Праздник радостный встречаем
Веселится весь народ
Каждый пляшет и играет
Вся Татария поет!
Воспитатель предлагает поиграть в татарскую национальную игру .
Вызывает двух мальчиков, они перепоясываются полотенцами, мальчики
должны свалить друг друга, кто первый упал тот и проиграл.
Воспитатель: Солдат, наши дети подготовили спектакль по сказке татарского
поэта Ходи Такташа и называется она «Умница»
Дети показывают сказку «Умница»
Воспитатель: И хотя в Поволжье живет много разных народов, но всех нас
объединяет, то, что мы живем в великой стране. Как она называется?
Дети: Мы живем в России.
Ребенок рассказывает стихотворение.
Берегите Россию
Нет России другой
Берегите ее тишину и покой
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию, без нее нам не жить
Берегите ее, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой
Всею нашей судьбой
Берегите Россию –
Нет России другой!
Солдат благодарит детей за интересный рассказ. Прощается с ребятами