Напоминание

"Путешествие бравого солдата в Казань"


Автор: Малькова Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 184 "Петушок"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Конспект НОД по этнокультуре
Тема: "Путешествие бравого солдата в Казань"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие бравого солдата» (В Казань, Татарстан) Составила: воспитатель Малькова Т.М.
Цель:
развивать интерес к обычаям татарского народа, желание сохранить народные обычаи и традиции.
Задачи образовательных областей:

ОО «Социально-коммуникативное развитие»
1. Способствовать усвоению норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; 2. Воспитывать чувство причастности к своему народу, своей стране, научить уважать ее прошлое и настоящее.
ОО «Познавательное развитие»
1. Формирование представлений о социокультурных ценностях татарского народа, народных обычаях и традициях; 2. Дать знания о геральдике (гербы: Чувашии, Татарстана, Мордовии).
ОО «Речевое развитие»
1.Развивать навыки устной речи, способность выражать свои мысли и желания с помощью речи, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; 2. Расширять словарь детей (батыр, Булгария, хан Золотой Орды, колфак, ичиги, тюбетейка, Ураза, Сабантуй, Курбан байрам, Навруз).
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
1. Развивать восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; 2. Стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений, сказок

ОО «Физическое развитие»
1. Обогащение двигательного опыта детей, ловкости. Координации движений
Предварительная работа:
1.Знакомство с элементами татарского, чувашского, мордовского народа, их национальной одеждой, гербами, флагами, проведение народных игр.
Материал:
ширма, кукла солдат, орнаменты: чувашские, татарские, дидактическая игра «Собери герб», полотенца для подвижной игры «Какой батыр сильнее»
Ход:
На ширме появляется кукла солдат:
Солдат:
Ать- два левой, ать-два правой А под ногами дальний путь, Куда иду я не знаю, Дорога сама, меня приведет куда нибудь! Куда же я пришел? Куда привела меня дорога?
Дети:
В детский сад «Петушок»
Солдат:
Здравствуйте ребята!
Дети:
Здравствуй солдат!
Воспитатель:
А куда ты, солдат, путь держишь?
Солдат:
Иду я в края далекие, где на берегу великой реки возникло государство. Которое называется Булгария, а реку эту народы называли по разному. Чуваши – Адал, татары Ирель, Мордва – Рово. Спустя годы обосновался на этой земле хан Золотой орды – Батый.
Воспитатель:
Солдат, а наш город тоже находится на берегу этой реки. Ребята, как называется река?
Дети:
Волка.
Солдат:
А как называется город в котором вы живете?
Дети:
наш город называется Ульяновск.
Солдат:
Я иду как раз в этом направлении
Воспитатель:
Давно солдат ты не был в этих краях, сейчас нет государства Булгария. Ребята, как называется республика куда идет солдат?
Дети:
Татарстан.
Воспитатель:
Правильно, в этой республике живет смелый и трудолюбивый народ. Солдат ты хочешь узнать, как сейчас живут там люди?

Солдат:
Да, конечно!
Воспитатель:
Тогда садись поудобнее, отдохни, а ребята тебе много интересного расскажут. -Ребята, скажите, как называется главный город Татарстана?
Дети:
Казань!
Воспитатель:
У каждого государства, республики и города есть свой флаг, герб и гимн. Сейчас дети покажут тебе герб Татарстана.
Дидактическая игра «Собери герб»
(гербы Татарстана, Чувашии и Мордовии разрезаны. Дети должны составить герб из частей и назвать какой герб, какой республике принадлежит)
Воспитатель:
Солдат, посмотри на флаг Татарстана. Ребята, из каких цветов он состоит:
Дети:
Зеленый, белый, красный.
Воспитатель:
Что обозначает зеленый цвет?
Дети:
Цвет свободы, изобилия, надежды.
Воспитатель:
Белый чистота, благородство. Красный - мужество и символ любви. А теперь пройдем в музей и рассмотрим национальный татарский костюм. Мы видим девушку в татарском костюме. Как называется ее головной убор?
Дети:
Колфак.
Воспитатель:
А мужской головной убор называется?...
Дети:
Тюбетейка.
Воспитатель:
В женском татарском национальном костюме платье всегда широкое, а по краю подола оборки. На платье вышитый фартук или бархатная безрукавка. Любимое украшение татарских девушек серьги и браслеты. А как называются сапожки?
Дети:
Ичиги.
Воспитатель:
Правильно ребята ( дети рассматривают татарские сапожки, тапочки)
Воспитатель:
Татарский костюм расшит орнаментом – узором состоящем из цветов и листочков. Ребята, давайте среди этих орнаментов выберем татарские.
Дидактическая игра «Собери орнамент»
Орнаменты народов чувашии и татарии перемешаны, дети с одной стороны раскладывают чувашский орнамент с другой татарский. Затем сравнивают их и находят различия.
Воспитатель:
Татары народ трудолюбивый, много пословиц о труде сложено о них. Давайте вспомним некоторые пословицыю
- Кто владеет собой, тот владеет делом. - Труд счастьем одарит, лень голодом сморит. - Пусть мал я ростом, но ум богатырский. - В руках батыра судьба мира, в руках мира судьба батыра.
Воспитатель:
Татарский народ любит потрудиться, но и повеселиться. Ребята, какие татарские праздники вы знаете?
Дети:
Ураза, Сабантуй, Курбан байрам.
Воспитатель:
В начале весны татарский народ празднует замечательный праздник Навруз. Выходит ребенок рассказывает стихотворение про этот праздник.
Навруз
Наш Навруз – весенний праздник. Праздник счастья и труда. Пой, играй и смейся громко И танцуй, как никогда Праздник радостный встречаем Веселится весь народ Каждый пляшет и играет Вся Татария поет! Воспитатель предлагает поиграть в
татарскую национальную игру
. Вызывает двух мальчиков, они перепоясываются полотенцами, мальчики должны свалить друг друга, кто первый упал тот и проиграл.
Воспитатель:
Солдат, наши дети подготовили спектакль по сказке татарского поэта Ходи Такташа и называется она «Умница»
Дети показывают сказку «Умница»

Воспитатель:
И хотя в Поволжье живет много разных народов, но всех нас объединяет, то, что мы живем в великой стране. Как она называется?
Дети:
Мы живем в России. Ребенок рассказывает стихотворение. Берегите Россию Нет России другой Берегите ее тишину и покой Это небо и солнце, Этот хлеб на столе И родное оконце в позабытом селе. Берегите Россию, без нее нам не жить Берегите ее, чтобы вечно ей быть Нашей правдой и силой Всею нашей судьбой
Берегите Россию – Нет России другой! Солдат благодарит детей за интересный рассказ. Прощается с ребятами


В раздел образования