Напоминание

Использование ароматерапии как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми с ОВЗ


Автор: Ахметова Лейсан Фаритовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 18
Населённый пункт: Республика Татарстан, г.Казань
Наименование материала: сообщение
Тема: Использование ароматерапии как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Наука о лечении различных заболеваний ароматами природных масел получила название – ароматерапия. Этот термин появился в начале 20-х годов. В течение нескольких последующих лет сформировалась новая наука – ароматерапия – раздел фармакологии, использующий эфирные масла и другие ароматные вещества. Это позволило поднять уровень использования эфирных масел в различных сферах нашей жизни. Благодаря своим уникальным свойствам эфирные масла оказывают благотворное воздействие на эндокринную, иммунную и нервную системы человека. Обоняние является одним из важнейших каналов получения информации, именно обонятельный анализатор воздействует не только на сознание человека, но и на его подсознание. Роль и значение этого анализатора в полной его мере не изучено, но его значимость для человека неоспорима. С самого раннего детства ребенок знакомится с присутствием и многообразием запахов в окружающем его мире. Многие культуры использовали запахи и ароматы в целях воздействия на психику и сознание человека. Индейцы носили на поясе пузырек с ароматической смесью, и когда в их жизни случалось радостное событие, они немедленно открывали пузырек и вдыхали приятный аромат. Таким образом, закрепляя в сознании память о пережитом приятном событии. В дальнейшем им было достаточно вдохнуть этот запах, и в сознании всплывал весь комплекс чувств и впечатлений, связанных со счастливым событием их жизни. Современные люди активно используют продукты парфюмерии, чтобы окружающие ассоциировали их как явление приятное для себя во всех отношениях. И здесь главную роль призван сыграть запах. Запах в жизни ребенка становится проводником тех или иных эмоций, способных украсить или ухудшить его состояние. Ведь дети особенно чувствительны к запахам и тонко чувствуют их. Одной из задач коррекционной педагогики является обучение с опорой на максимальное количество анализаторов. В этом смысле подключение обонятельного анализатора может стать дополнительным каналом приема информации и благотворно воздействовать на состояние таких психических процессов как память, внимание, эмоциональный подъем, работоспособность или наоборот способность релаксации. Следовательно, умелое использование приема ароматерапии может служить средством повышения коррекционно- познавательного процесса, стать дополнительным приемом формирования у дошкольника представлений об окружающем мире, стимулировать его речевое развитие, формировать новые ассоциативные связи. Особенно важно для детей с ограниченными возможностями, так как они больше здоровых детей вынуждены оставаться в замкнутом пространстве, и не имеют достаточных представлений об окружающем мире, а значит и о запахах родной природы. Практика показала, что дети с ограниченными возможностями менее чувствительны к запахам и хуже их дифференцируют, чем здоровые дети. У здоровых детей чаще проявляется тяга к узнаванию новых запахов, они охотнее выделяют тот или иной запах, как свой любимый. Например, они
быстрее запоминают и дифференцируют такие близкие друг к другу запахи как лимон, апельсин и грейпфрут. В то время как дети с ЦП объединяют эти запахи как «апельсин». Здоровые дети чаще соотносят запах ароматического масла с запахами жизненных ощущений, например, запах бергамота определяют как: с «чаем пил», а на вопрос «что тебе напоминает этот запах?», отвечают «папин запах». Для детей с ЦП различение запахов пихты и мяты трудная задача. После неоднократного повторения они могут их перепутать. Они начинают различать запахи после многократного использования после самомассажа и массажа кистей рук. Такую композицию, как пихтовое масло + апельсин только некоторые дети определяют как «Новый год». Таким образом, только длительная и последовательная работа с использованием запахов способна сформировать у ребенка с ЦП определенные ассоциативные связи. Тем не менее, не у всех детей они формируются одинаково быстро и с одинаковой устойчивостью. Использование приемов ароматерапии может оживить такие взаимодействия логопеда с детьми как массаж, самомассаж, дыхательная гимнастика, релаксация, а также облегчить адаптацию ребенка в группе. Травяные подушечки используются при засыпании, в моменты психологической разгрузки, запах кофе помогает взбодрить ребенка перед занятием. В период адаптации «волшебный воротник», несущий запах пустырника и валерианы, помогает справиться со слезами в момент расставания с мамой. Лучшему запоминанию запаха способствует одновременное проговаривания стихов «до чего приятный этот запах мятный», «я гуляю по лугу, надышаться не могу», «очень радует ребят этот хвойный аромат», «вкусно пахнут из корзины апельсины, мандарины».Сформировать у детей представления о том, что иногда неприятный запах способен принести пользу, помогут такие стихи «всем ребятам я полезный, помогаю от болезней, почему же мне так грустно? Очень пахну я не вкусно» Речь идет о запахе лука, чеснока, чайного дерева, можжевелового масла, которые используются при дезинфекции помещений для профилактики простудных заболеваний. В запоминании запахов могут помочь и картинки с изображением апельсина, елки, цветка. Для пополнения развивающей среды средствами ароматерапии не требуется особых затрат, достаточно одного-двух ящиков с флакончиками масел или коробочек наполненных остро пахнущими веществами. Наилучшим образом для этого подойдет капсула от «киндерсюрприза» с губкой или ватой внутри, пропитанной нужным ароматом. Крышки помечают, чтобы запахи не смешались. Детям предлагают вдохнуть запах и найти подобный ему среди других или подобрать к нему нужную картинку. Но есть особенности, которые открылись во время работы в этом направлении, прежде всего, необходимо выяснить:  У кого из детей есть аллергия на тот или иной продукт (например, цитрусовые) и оградить ребенка от опасного запаха
 Не использовать комбинацию более чем из двух запахов, если речь идет о масле, а не о травах  Лучше не использовать аромолампы, так как они не всегда безопасны  Запах хорошо распространяется, если положить смоченную маслом влажную салфетку или вату на радиатор, капнуть на свечу, плавающую в воде или на таблетку угля.  П р и ч е р ед о ва н и и н е с кол ь к и х з ап а хо в , ч то б ы у с и л и т ь чувствительность можно дать ребенку понюхать зерна кофе, который нейтрализует предыдущий запах.  Методика Марии Монтессори предлагает работу с такими классическими запахами, как кофе, какао, гвоздика, корица, анис, мята. Мы убедились, что хорошо воспринимаются детьми запахи ромашки, душицы, чабреца, эвкалипта, ландыша, сирени, жасмина, розы. Можно утверждать, что даже в период эпидемии гриппа в группе была 100% посещаемость, в том числе благодаря применению ароматических дезинфицирующих масел. Мы считаем, что применение приемов аромотерапии способно украсить, оживить и стимулировать коррекционный педагогический процесс. В заключении хочется сказать, что судя по тому, как активно идет внедрение в наш быт различных ароматов, пришло время использовать эти приемы как фактор оздоровления, коррекционного обучения в работе учителей-логопедов, дефектологов.


В раздел образования