"Знакомство с ударными и шумовыми музыкальными инструментами"
Автор: Репина Вера Андреевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ №22 "Орлёнок" Населённый пункт: город Карпинск, Свердловская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Знакомство с ударными и шумовыми музыкальными инструментами" Раздел: дошкольное образование
Открытое занятие.
«Знакомство с ударными и шумовыми музыкальными
инструментами»
Ранее
детство
–
период
интенсивного
физического
и
психического
развития.
Именно
в
этом
возрасте
умственное
и
нравственное
развитие
ребёнка особенно зависит от его физического состояния и настроения.
Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью,
впечатлительностью,
внушаемостью.
Сосредоточение
короткое,
внимание
малого
объёма
и
непроизвольно,
и
распределить
его
в
силу
возрастных
особенностей
они
не
могут.
Поэтому
организация
внимания
полностью
зависит от внешних факторов, прежде всего от интереса ребёнка к объекту.
От умения педагога создать условия для положительного эмоционального
состояния детей зависит устойчивость внимания на занятиях. Для этого при
обучении используется приёмы наглядности, занимательности.
По мнению учёных, психологические основы обучения закладываются
с рождения. Уже в раннем детстве нужно создавать условия для успешного
развития природных задатков ребёнка. Б.М. Теплов считал, что «способность
существует
только
в
движении,
только
в
развитии…
И
развитие
это
осуществляется не иначе как в процессе той или иной практической или
теоретической деятельности».
При правильных воспитательных приёмах на третьем году жизни у
детей совершенствуется восприятие и в результате возникает способность
наблюдать.
Самые
большие
изменения
на
третьем
году
жизни
ребёнка
происходят
в
развитии
его
речи
и
в
умственном
развитии.
Быстро
увеличивается словарный запас ребёнка. Не только вновь услышанные слова,
но
целые
обороты
речи
и
сложные
предложения
становятся
достоянием
ребёнка. Он с лёгкостью повторяет на память стихи, песенки, сказки.
Также
у детей на третьем году жизни появляется и эстетическое
чувство.
Они,
например,
с
явно
выраженным
удовольствием
слушают
инструментальную музыку и пение, ещё и ещё просят повторить знакомые
им песенки. Но чтобы психическое развитие ребёнка происходило правильно,
нужны определённые условия жизни и воспитания.
Для этого музыкальный руководитель ставит задачи музыкальной работы
с детьми третьего года жизни:
Развивать
умение
вслушиваться
в
музыку,
различать
контрастные
особенности
его
звучания
(громкое
–
тихое,
высокие
–
низкие
регистры); запоминать музыку;
Побуждать детей к подпеванию и пению;
Развивать умение связывать с музыкой движения – в сюжетных играх,
в упражнениях и плясках;
Учить детей простейшим совместным движениям.
Также одним из важных условий музыкального развития малыша следует
считать создание музыкальной среды,
которая включает: систематическое
звучание
классической
и
народной
музыки,
игры
на
музыкальных
инструментах
(погремушки,
музыкальные
молоточки,
бубен,
деревянные
ложки и т.д.), игры под музыку вместе со взрослыми. И сегодня вашему
вниманию предлагается занятие.
«Знакомство с ударными и шумовыми музыкальными
инструментами»
Цель:
Развитие музыкальных способностей через игру на ударных и
шумовых
инструментах.
Создание
условий,
способствующих
повышению
творческой
активности
детей, расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса ко
всем видам музыкальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Привлекать детей к правильному выполнению заданий, развивать устойчивое
внимание при их выполнении.
Формировать умение правильно называть шумовые инструменты, ритмично
играть на них, прислушиваться друг к другу.
Обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
Совершенствовать двигательную активность детей, координацию движений и
свободного перемещения в пространстве.
Развивать чувство ритма, музыкальную память,
При
помощи
опытно
—
экспериментальной
деятельности
развивать
воображение, творческую фантазию.
Формировать умение реагировать на смену частей музыки.
Воспитательные:
Вызвать желание и интерес к игре на шумовых инструментах.
Воспитывать
любознательность,
самостоятельность,
активность
при
выполнении заданий.
Методы:
Словесный (загадки, беседа).
Наглядный (презентация, ударные и шумовые инструменты).
Практический (игра на ложках, пляска с бубном, игра с погремушками, игра
«Дудочка-дуда», танец с колокольчиками).
Предварительная работа:
Разучивание песен с движениями.
Игра на музыкальных инструментах.
Индивидуальная работа:
Воспроизведение ритмических рисунков по просьбе педагога.
Поощрение детей за выполненное задание.
Активизировать малоактивных детей.
Оборудование:
Мультимедийная установка.
Детские
ударные
и
шумовые
инструменты:
ложки,
погремушки,
колокольчики по количеству детей, бубен, дудочка, трещотки, кряколка.
Приемы:
Музыкальное приветствие.
Отправление в город музыкальных инструментов.
Загадки.
Игры, подвижные танцы.
Музыкальный репертуар:
Коммуникативная игра «Здравствуйте!»
Игра «Дудочка-дуда». Слова народные, музыка Ю. Слонова.
Танец с колокольчиками. Музыка А. Спадавекиа «Добрый жук»
Пляска с бубном. Русская народная песня «Ай, все кумушки, домой»
Танец с хохломскими ложками. Русская народная песня «Я на горку шла»
Игра с погремушками. Слова О. Высотской, музыка А .Лазаренко
Ход занятия
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ЗДРАВСТВУЙТЕ»
Журнал «Музыкальная палитра».
Здравствуйте, ладошки хлоп — хлоп — хлоп
Здравствуйте, ножки — топ — топ — топ
Здравствуй, мой носик — пип — пип — пип
Здравствуйте, дети, здравствуйте!
Музыкальный
руководитель:
Ребята,
сегодня
мы
попали
в
Городок
музыкальных инструментов. Посмотрите, сколько здесь красивых домиков. В
них наверно кто-то живёт.
Давайте постучимся в первый домик, узнаем, кто же живет в этом домике.
Педагог играет ритмический рисунок. Из этого домика появляется загадка.
Я круглый словно солнышко, только с бубенцами
Звучу я, очень звонко услышите вы сами,
Когда в руки меня возьмете, ударите ладошкой
Звучать я буду громко-громко
Угадайте, кто я?
Бубен
Ответы детей.
Правильно, ребята, это бубен. Бубен — это ударный инструмент, потому что
мы по нему ударяем, а он нам отвечает своим звонким звучанием. Давайте
поиграем с бубном.
ПЛЯСКА С БУБНОМ
Молодцы, ребята, присаживайтесь на места. Вот какой веселый бубен, даже
поиграл с нами. Интересно, а кто же живет в следующем домике? Давайте
постучим.
Музыкальный
руководитель
играет
ритмический
рисунок.
Из
домика
появляется загадка.
Две подружки удалые, расписные, хохломские.
Быть одной никак нельзя, вы узнали нас, друзья?
Ложки
Правильно,
ребята,
это
ложки.
Посмотрите,
какие
они
красивые,
яркие,
расписные, сделаны из дерева. Играют на ложках спинками — горбинками,
поглаживая их. Давайте попробуем, как у нас получится.
ИГРА НА ЛОЖКАХ
Молодцы, у нас с вами получился ансамбль ложкарей. Давайте повторим
«ансамбль ложкарей». А мы заглянем еще в один домик и узнаем, кто же там
живет?
Музыкальный
руководитель
играет
ритмический
рисунок.
Из
домика
появляется загадка.
Попаду я в руки детям
Заиграю звонко — звонко
Не зря веселая игрушка
А зовусь я ….
Погремушка
Правильно, ребята, это погремушка.
Погремушки в руки взяли
Они громко зазвучали
Погремушки веселят
Сидеть на месте не велят
В круг скорее все вставайте
С ними пляску начинайте!
ИГРА С ПОГРЕМУШКАМИ
Молодцы, ребята. Поплясали от души. Ой, ребята, а тут самый маленький
домик, кто же в нём живёт?
Музыкальный
руководитель
играет
ритмический
рисунок.
Из
домика
появляется загадка.
Звук хранится непростой
В дырках палочки пустой.
Кто на дырочки нажмет
И подует, тот поймет.
Дудочка
Правильно, это дудочка. Русский народный музыкальный духовой
инструмент.
Но у нас еще один домик остался не открытый. Кто же в нем живет? Сейчас
узнаем.
Музыкальный
руководитель
играет
ритмический
рисунок.
Из
домика
появляется загадка.
Колокольчик всем на диво
Как звучит он? Мы не знаем…
Очень хочется узнать
Нужно смело в руки взять
И всем дружно поплясать!
ТАНЕЦ С КОЛОКОЛЬЧИКАМИ
Молодцы, ребята, посмотрите внимательно, все ли домики открылись?
Ответы детей.
Ребятки,
посмотрите,
сегодня
к
нам
пришли
гости.
Гости
наши
из
музыкальной школы. Музыкальная школа – это то место, где ребят учат петь
и
исполнять
музыку
разного
характера.
Весёлую,
быструю,
медленную,
грустную.
Сегодня
ребята
исполнят
весёлую
песенку,
называется
она
«Долговязый
журавель».
Ребята
принесли
свои
инструменты.
Давайте
посмотрим,
а
какие
инструменты
у
них
есть.
(Достаём
по
одному
инструменту и называем вместе с детьми – колокольчик, ложки, дудочка,
бубен, маракас, трещотка и кряколка).
А маракас, трещотка и кряколка нам ещё не знакомы. Давай посмотрим какие
волшебные звуки они издают. (Показываем как звучат эти инструменты).
И посмотрим как же можно петь и одновременно играть на таких прекрасных
инструментах.
ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ «ДОЛГОВЯЗЫЙ ЖУРАВЕЛЬ»