Формирование экологического воспитания на уроках биологии в школе
Автор: Каширская Ксения Владимировна Должность: магистрант Учебное заведение: ФГБОУ ВПО "Астраханский государственный университет"(АГУ) Населённый пункт: г.Астрахань Наименование материала: Статья Тема: Формирование экологического воспитания на уроках биологии в школе Раздел: высшее образование
ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»
Формирование экологического воспитания на уроках
биологии в школе
Экологическое
воспитание
–
это
экологическая
культура,
которая
включает усвоение ведущих идей, основных научных понятий и факторов, на
базе
которых
осуществляется
нормальное
функционирование
системы
«человек
–
общество
–
биосфера»;
понимание
всесторонней
ценности
природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого
отдельного
человека;
владение
прикладными
знаниями
и
практическими
умениями и навыками рационального природопользования; умение оценивать
состояние
окружающей
среды,
принимать
обоснованные
решения
по
её
улучшению, предвидеть возможные последствия и не допускать негативных
воздействий
на
природу;
ответственное
отношение
к
природной
среде;
сознательное
соблюдение
норм
поведения
в
природе,
исключающее
нанесение
ущерба,
загрязнение
или
разрушение
окружающей
среды;
готовность к природоохранительной деятельности.
Человек здесь - неотъемлемый элемент природы, он не может без неё
жить, а значит дышать, питаться, получать свет и жилье. Потому отношение
к природе имеет глубокий смысл, оно перерастает в нравственное отношение
к самому человеку.
В этом отношении есть также и политический аспект, так как только
демократичное общество создаёт реальные возможности для всестороннего
решения задач защиты природы и окружающей человека среды.
Но возможности и реальность не всегда совпадают, и многое тут зависит
от субъективного, человеческого фактора, от нравственной составляющей и
готовности людей правильно решать экологические проблемы.
Чтобы
избежать
неблагоприятного
влияния
на
природу,
не
создавать
ситуаций,
опасных
для
здоровья
и
жизни,
современный
человек
должен
обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим
типом мышления. Формировать экологическую культуру необходимо уже с
малых лет, за школьной партой и даже раньше.
У
современного
экологического
образования
стоят
следующие
цели:
формирование
у
обучающихся
способности
проектировать
свою
жизнедеятельность
на
основе
идей
устойчивого
экологиче ского,
экономического и социального развития с учетом последствий для состояния
окружающей
среды.
Таким
образом, экологическая
культура
является
разновидностью общей культуры, проявляющаяся в сфере взаимодействия
человека с природой, основывающаяся на особой системе экологических
ценностей, важнейшей из которых является гармония природы и человека.
Акт ивному вовлечение учащихся
в
процесс
экологического
воспитания служит система принципов внеурочной деятельности.
Увеличение уровня экологической культуры проявляется в развитии:
умения применять полученные на занятиях эколого-значимые знания в
повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов,
самостоятельного
оценивания
уровня
безопасности
окружающей среды;
навыков
безопасного
и
экологически
целесообразного
поведения,
умения
верно
выбирать
целевые
и
смысловые
установки
в
своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему
и окружающих людей;
экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех
ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к
природе и окружающей среде;
Во
внеурочной
деятельности
большое
внимание
уделяется
индивидуальному
подходу,
при
котором
предоставляется
вероятность
формирования
личности
с
высокой
степенью
развития
субъективного
отношения к природе, человека как индивидуального природопользователя с
его эколого-оправданным поведением в окружающей среде.
В процессе формирования экологической культуры у детей на уроках
биологии
и
во
внеурочной
деятельности
можно
условно
выделить
три
основных этапа.
П е р в ы й
э т а п-
приобретение
школьником
э ко л о г и ч е с к и
ориентированного личного опыта с помощью: наблюдений разнообразных
состояний
окружающей
среды,
сопровождающихся
пояснениями
учителя;
общения с представителями животного и растительного мира; просмотра
иллюстраций
и
видеороликов,
показывающих
красоту
природы,
а
также
творческого
воплощения
своих
впечатлений
в
собственных
рассказах
и
рисунках. На этом этапе действенной формой работы является коллективная
игровая деятельность.
Второй этап - это переход от простого наблюдения к анализирующему
наблюдению;
соотнесение
своих
действий
и
поведения
в
той
или
иной
ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу; собственные
открытия
-
поиск
и
удовлетворение
потребности
в
знаниях
об
объектах
природы
и
окружающей
среды.
На
данном
этапе
эффективны
мониторинговые
исследования
на
основе
краеведческого
материала.
Например,
проведение
практикума
"Определение
уровня
воздействия
различных факторов на состояние окружающей среды моего города".
Третий
этап связывается
с
проектной
деятельностью
учащихся,
в
результате которой ребенок производит продукт, обладающий предвзятой
новизной. В ходе выполнения проектов школьник самостоятельно учится
формулировать
проблему,
выявлять
и
обосновывать
причины
ее
возникновения,
разрабатывать
и
проводить
эксперимент,
делать
выводы.
Работа
учителя
сегодня
основывается
на
принципах
сотрудничества
и
включает:
консультирование
учащихся
(групп)
на
всех
этапах
проекта;
привлечение
родителей,
общественных
организаций
к
проектной
деятельности;
участие
в
формировании
презентации
и
экспертизы
результатов.
Вот
несколько
тем
проектов:
"Чистый
двор,
чистый
город,
чистая планета", "Здоровье и окружающая среда", "Озеленение улицы".
Итогом успешной реализации разнообразных экологических программ
в
школе,
продуктивного
сотрудничества
ученика
и
учителя
может
стать
достижение качественно нового уровня развития экологической культуры
школьников, что позволит развить и значительно увеличить уровень личной
ответственности
и
компетентности
в
решении
экологических
проблем,
расширить возможности и стремления у учащихся вести здоровый образ
жизни в гармонии с природой, проявлять заботу об окружающей природной
среде,
а
именно
стремиться
к
обустройству
малой
Родины
как
процветающему экологически комфортному уголку Земли.
Библиографический список
1.
Экология и общество .Садикова П. У.. – Т. : Укитувчи, 1990.
2.
Концепция школьного экологического образования / Под ред. И. Д.
Зверева, И.Т.Суравегиной. — М., 1994. — 32 с.