Напоминание

Формирование экологического воспитания на уроках биологии в школе


Автор: Каширская Ксения Владимировна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ФГБОУ ВПО "Астраханский государственный университет"(АГУ)
Населённый пункт: г.Астрахань
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование экологического воспитания на уроках биологии в школе
Раздел: высшее образование





Назад





Каширская К.В.

магистрант,2 курс

ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»

Формирование экологического воспитания на уроках

биологии в школе
Экологическое воспитание – это экологическая культура, которая включает усвоение ведущих идей, основных научных понятий и факторов, на базе которых осуществляется нормальное функционирование системы «человек – общество – биосфера»; понимание всесторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого отдельного человека; владение прикладными знаниями и практическими умениями и навыками рационального природопользования; умение оценивать состояние окружающей среды, принимать обоснованные решения по её улучшению, предвидеть возможные последствия и не допускать негативных воздействий на природу; ответственное отношение к природной среде; сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение ущерба, загрязнение или разрушение окружающей среды; готовность к природоохранительной деятельности. Человек здесь - неотъемлемый элемент природы, он не может без неё жить, а значит дышать, питаться, получать свет и жилье. Потому отношение к природе имеет глубокий смысл, оно перерастает в нравственное отношение к самому человеку. В этом отношении есть также и политический аспект, так как только демократичное общество создаёт реальные возможности для всестороннего решения задач защиты природы и окружающей человека среды. Но возможности и реальность не всегда совпадают, и многое тут зависит от субъективного, человеческого фактора, от нравственной составляющей и готовности людей правильно решать экологические проблемы. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на природу, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. Формировать экологическую культуру необходимо уже с малых лет, за школьной партой и даже раньше. У современного экологического образования стоят следующие цели: формирование у обучающихся способности проектировать свою жизнедеятельность на основе идей устойчивого экологиче ского, экономического и социального развития с учетом последствий для состояния окружающей среды. Таким образом, экологическая культура является разновидностью общей культуры, проявляющаяся в сфере взаимодействия человека с природой, основывающаяся на особой системе экологических ценностей, важнейшей из которых является гармония природы и человека.
Акт ивному вовлечение учащихся в процесс экологического воспитания служит система принципов внеурочной деятельности. Увеличение уровня экологической культуры проявляется в развитии:  умения применять полученные на занятиях эколого-значимые знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;  навыков безопасного и экологически целесообразного поведения, умения верно выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих людей;  экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к природе и окружающей среде; Во внеурочной деятельности большое внимание уделяется индивидуальному подходу, при котором предоставляется вероятность формирования личности с высокой степенью развития субъективного отношения к природе, человека как индивидуального природопользователя с его эколого-оправданным поведением в окружающей среде. В процессе формирования экологической культуры у детей на уроках биологии и во внеурочной деятельности можно условно выделить три основных этапа. П е р в ы й э т а п- приобретение школьником э ко л о г и ч е с к и ориентированного личного опыта с помощью: наблюдений разнообразных состояний окружающей среды, сопровождающихся пояснениями учителя; общения с представителями животного и растительного мира; просмотра иллюстраций и видеороликов, показывающих красоту природы, а также творческого воплощения своих впечатлений в собственных рассказах и рисунках. На этом этапе действенной формой работы является коллективная игровая деятельность. Второй этап - это переход от простого наблюдения к анализирующему наблюдению; соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу; собственные открытия - поиск и удовлетворение потребности в знаниях об объектах природы и окружающей среды. На данном этапе эффективны мониторинговые исследования на основе краеведческого материала. Например, проведение практикума "Определение уровня воздействия различных факторов на состояние окружающей среды моего города". Третий этап связывается с проектной деятельностью учащихся, в результате которой ребенок производит продукт, обладающий предвзятой новизной. В ходе выполнения проектов школьник самостоятельно учится формулировать проблему, выявлять и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы. Работа учителя сегодня основывается на принципах сотрудничества и включает: консультирование учащихся (групп) на всех этапах проекта;
привлечение родителей, общественных организаций к проектной деятельности; участие в формировании презентации и экспертизы результатов. Вот несколько тем проектов: "Чистый двор, чистый город, чистая планета", "Здоровье и окружающая среда", "Озеленение улицы". Итогом успешной реализации разнообразных экологических программ в школе, продуктивного сотрудничества ученика и учителя может стать достижение качественно нового уровня развития экологической культуры школьников, что позволит развить и значительно увеличить уровень личной ответственности и компетентности в решении экологических проблем, расширить возможности и стремления у учащихся вести здоровый образ жизни в гармонии с природой, проявлять заботу об окружающей природной среде, а именно стремиться к обустройству малой Родины как процветающему экологически комфортному уголку Земли.
Библиографический список
1. Экология и общество .Садикова П. У.. – Т. : Укитувчи, 1990. 2. Концепция школьного экологического образования / Под ред. И. Д. Зверева, И.Т.Суравегиной. — М., 1994. — 32 с.


В раздел образования