Нетрадиционные методы по изобразительной деятельности
Автор: Файзуллина Рамиля Сагидулловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 266 Населённый пункт: г.Уфа Республика Башкортостан Наименование материала: Методическая разработка Тема: Нетрадиционные методы по изобразительной деятельности Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные методы по изобразительной деятельности
Дети
с
раннего
возраста
пытаются
отразить
свои
впечатления
об
окружающем мире в своем изобразительном творчестве.
Рисование,
аппликация
нетрадиционными
способами
-
увлекательная,
завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Сколько
дома интересных вещей (зубная щетка, расческа, поролон, губки, пенопласт,
катушки ниток, свечи и т.д.).
Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки,
шишки,
листочки,
камушки,
семена
растений.
Необычные
материалы
и
оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово
«Нельзя». Можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать
свою
необычную
технику.
Дети
ощущают
незабываемые
положительные
эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его
радует, что огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
способствует снятию детских страхов;
развивает уверенность в своих силах;
развивает пространственное мышление;
учит детей свободно выражать свой замысел;
побуждает детей к творческим поискам и решениям;
учит детей работать с разнообразным материалом;
развивает
чувство
композиции,
ритма,
колорита,
цветовосприятия,
чувство фактурности и объемности;
развивает мелкую моторику рук;
развивает творческие способности, воображение и полет фантазии;
во время работы, дети получают эстетическое удовольствие.
Существует много техник нетрадиционного рисования. Их необычность
состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие
методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное
содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Опыт
работы
показал,
что
овладение
нетрадиционной
техникой
изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится
с учетом специфики и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные
узоры не испытывая при этом трудностей.
Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает
их многообразие
и
перспектива
самостоятельного
выбора.
Им
доставляет
огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно
повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с
большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и
радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Особенно
это
заметно
в
группе
ЗПР,
где
навыки
изобразительной
деятельности у детей еще слабо развиты. Детям не хватает уверенности в себе,
в о о б р а же н и я ,
с а м о с т оя т е л ь н о с т и .
Су щ е с т ву е т
м н о го
т е х н и к
нетрадиционного рисования, их
необычность
состоит
в
том,
что
они
позволяют
детям
быстро достичь
желаемого
результата.
Ребенок
быстро
любит достигать результата в своей работе.
Рассмотрим некоторые методы по изобразительной деятельности.
Рисование
тычком
полусухой
кистью. Ребенок
опускает
в
гуашь
к и с т ь и
ударяет
ею
по
бумаге,
держа
вертикально.
Таким
образом
заполняет ся
ве сь лист,
контур
и
шаблон.
Получается
имит ация
фактурности
пушистой
или колючей поверхности.
Рисование
пальчиками.
Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит
точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного
цвета.
Рисование
ладошкой. Рисуют
правой
и
левой
руками,
окрашенными
разными
цветами.
После
работы
руки
вытираются
салфеткой,
затем
гуашь
легко смывается.
Рисование
—
оттиск
смятой
бумагой. Ребенок
прижимает
смятую
бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы
получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Рисование восковыми мелками. Ребенок рисует восковыми мелками на
белой бумаге. Затем закрашивает лист в один или несколько цветов.
Рисование свечой. Ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает
лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Рисование
точками (относится
тоже
к
необычным).
Для
этого
необходимо
окунуть
ватную
палочку
в
густую
краску,
затем
поставить
перпендикулярно на белый лист бумаги и начать изображение, нанося точки.
Отпечатки
листьев. Ребенок
покрывает
листок
дерева
красками
разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для
получения отпечатка.
Каждый
раз
берется
новый
листок.
Черешки
у
листьев
можно дорисовать кистью.
Поролоновые
рисунки получаем с помощью маленьких разнообразных
фигур
из
поролона,
прикрепленной
тонкой
проволокой
к
палочке
или
карандашу. Обмакнув в краску такую своеобразную кисточку, можно методом
штампов рисовать разные треугольники, круги, квадраты.
Разрисовка
маленьких
камешков. Можно
использовать
морские
камешки. Они гладкие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой
подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать.
Метод
ниткографии. В
основе
этого
метода
лежит
следующая
особенность:
к
фланели
или
бархатной
бумаге
притягиваются
ниточки.
Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из
ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство
вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета.
Интересны
также
всем
знакомые
методы
монотипии,
рисование
на
мокрой бумаге, рисование с помощью открыток, тканей.
Изобразительная
деятельность
с
применением
нетрадиционных
материалов и техник способствует развитию у ребенка:
внимания и усидчивости;
мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
пространственной
ориентировки
на
листе
бумаги
глазомера
и
зрительного восприятия.
Кроме
того,
в
процессе
этой
деятельности
у
дошкольников
формируются навыки контроля и самоконтроля.
Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией, вырезать что-либо
и наклеивать,
получая
от
самого
процесса
массу
удовольствия.
И
нужно
создавать
им
все
условия.
Наряду
с
плоскостной
аппликацией
научить
их
делать
объемную.
Объемная
лучше
воспринимается
дошкольником
и
более
реалистично отражает окружающий мир.
Аппликация
из
природного
материала помогает
детям
замечать
к р а с оту природы,
фантазировать,
развивает
творческие
способности,
зрительно-двигательную
координацию.
На
занятиях,
с
использованием
нетрадиционных
материалов,
ребята
получают информацию о разнообразии окружающего мира, у них развивается
воображение, мышление, речь.
Аппликация
из
листьев. Можно
предложить
детям
такие
темы
как:
«Осенний букет», «Осенний лес», «Листопад», «Какое растение получилось из
листьев березы и травы» и т.д.
Интересны занятия из мятой бумаги, жгутиков, шариков. Дети учатся
обрывать
бумагу
на
мелкие
и
крупные
куски;
жгутики
получают
путем
скручивания бумажных салфеток или гофрированной бумаги. Основа во всех
аппликациях
бумажная
или
картонная,
а
клей
потребуется
разный,
в
зависимости от приклеиваемого материала: клей-карандаш или ПВА.
Аппликация
из
ткани дает
возможность
упражнять
детей
работе
с
тканью и клеем, развивает конструктивные умения и цветосочетания.
Выбираем подходящие по размеру, форме и цвету детали и составляем
изображения на листе. Затем изображение необходимо приклеить и на какое-то
время прижать, т.к. детали из ткани плотные и плохо приклеиваются.
Интересные
аппликации
можно
сделать
из
крупы,
пуговиц,
бисера,
кружев, фольги, фантиков, ваты.
Очень
интересна аппликация
из
бисера. Этот
нетрадиционный
метод
можно использовать при прохождении таких тем, как: «Цветы», «Насекомые»,
«Деревья».
У детей с речевым нарушениями отмечается повышенная утомляемость,
часто
они
не
могут
сосредоточиться
на
выполнении
заданий,
испытывают
затруднения при словесном описании своих действий, поэтому на занятиях
необходимо учить ребят общаться, надо поощрять их желания наблюдать за
работой друг друга, но в то же время важно на занятиях создавать спокойную
рабочую
обстановку,
которая
способствует
обучению
дошкольников
изобразительной деятельности.
В этом году мы в своей группе, реализуя экологический проект «Камни -
это
интересно!»,
провели
цикл
работ
по
изобразительной
деятельности
нетрадиционным методом. Это интегрированные занятия по выкладыванию
разных мозаик, узоров, цветов, снежинок на пластилиновую основу.
Из
белых
камней
на
черном
фоне
выложили
снежинку.
Оформили
красивыми
узорами
из
разноцветных
камней
вазу,
цветок,
рамку
для
фотографии. При этом очень хорошо развивается мелкая моторика рук.
Нетрадиционные
методы
изобразительной
деятельности
можно
использовать не только на занятии, но и в свободное от занятий время.
Особенности
изобразительного
материала
«подсказывают»
детям
будущий образ, что важно на этапе замыслообразования.
И
важна
также
возможность
интеграции
разных
видов
деятельности
создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и
материалов.
Нужно
запомнить
простое
правило: «Бездарных
детей
нет,
есть
нераскрытые дети». А помочь раскрыть эти таланты, должны мы, взрослые!