Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие детей
Автор: Сергей Лилия Аркадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска детский сад №15 "Солнышко" Населённый пункт: город Нижневартовск Наименование материала: Статья Тема: Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие детей Раздел: дошкольное образование
МАДОУ города Нижневартовска детский сад №15 «Солнышко»
Консультация для родителей
Средний дошкольный возраст
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие детей.
Подготовила:
Сергей Лилия Аркадьевна,
воспитатель
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится
на
кончиках
его
пальцев,
"Рука
-
это
инструмент
всех
инструментов",
заключал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", - писал
Кант.
Эти
выводы
не
случайны.
Действительно,
рука
имеет
большое
"представительство"
в
коре
головного
мозга,
поэтому
пальчиковая
гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых
распространенных
видов
пальчиковой
гимнастики
являются
пальчиковые
игры.
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и
мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.
Целью
занятий
по
развитию
ловкости
и
точности
пальцев
рук
является
развитие
взаимосвязи
между
полушариями
головного
мозга
и
синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы
предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное
выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и
левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее
и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы,
точнее внимание, выше способности.
Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся
послушными,
что
помогает
ребенку
в
выполнении
мелких
движений,
необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают
пальчиковые
игры
как
соединение
пальцевой
пластики
с
выразительным
речевым
интонированием,
создание
пальчикового
театра,
формирование
образно-ассоциативного
мышления.
А
это
значит,
что
пальчиковая
гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность,
формирование творческих способностей.
Пальчиковые игры, по мнению ученых, - это отображение реальности
окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений
природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют
моторику
рук.
Тем
самым
вырабатывается
ловкость,
умение
управлять
своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста
ребенка.
Дети в возрасте до 2-х лет:
-
знакомятся
с
ладонью,
выполняют
простые
движения:
похлопывание,
постукивание по коленям, прятанье рук за спину.
Например, упражнение" Зайчик"
Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так! И ушами шевелит.
- с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки,
колечко, клювик, веер, дождик);
-
Начинать
пальчиковую
гимнастику
рекомендуется
с
разминки
пальцев:
сгибания
и
разгибания.
Можно
использовать
для
этого
упражнения
резиновые игрушки с пищалками.
- Упражнение начинается с объяснения его выполнения , показывается поза
пальцев и кисти.
- Постепенно от показа переходят к словесным указаниям (в случае, если
ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза).
- Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может
самостоятельно
принять
позу
и
выполнить
требуемое
движение,
педагог
берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка
самого
поддерживать
одну
руку
другой
или
помогать
свободной
рукой
действиям работающей.
- Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить
систематически по 2-5 минут ежедневно.
Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми
любого возраста.
Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют:
- энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).
Например, упражнение "Капустка"
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту жмем-жмем.
- простые фигуры из пальчиков одной руки.
"Зайка"
Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.
"Коза"
У козы торчат рога
Может забодать она
После самостоятельного выполнения фигур, можно разыграть сценки или
небольшие сказки, распределив роли между педагогом и детьми (например,
встреча ёжика и зайчика в лесу).
- составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик);
- игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).
"Замок"
На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные
стороны)
Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях)
Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли.(расцепить пальцы)
"Домик"
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В домик всех вас приглашаем.
"Шарик"
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.
(Все пальчики обеих рук в "щепотке"" и соприкасаются кончиками. В этом
положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух
"выходит", и пальчики принимают исходное положение.)
Дети 3 - 4 лет.
- Игры с участием двух рук, но при этом у каждой руки свое движение.
"Кошка".
А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать
Мышь в ее норушке.
- выполняется фигура животного (сначала одной рукой, а затем другой, потом
двумя руками вместе).
- разучивается вторая фигура, поэтому же принципу.
"Мышка"
Серенькая шкурка,
Маленькие глазки,
Ушки на макушке.
Скажем мышке: "Здравствуй!".
- дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой - вторую, положение
рук меняется.
-
Освоив
свободное
выполнение
фигур,
усложняются
упражнения:
разыгрываются
небольшие
сценки,
пересказываются
короткие
рассказы
с
сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.
Рассказ.
Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем
фигурку кота, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и
полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать
своих
птенцов
(изобразить
птичку).
Кот
испугался
и
убежал (изобразить
кота).
- Сгибание и разгибание пальцев правой (левой) руки поочередно.
"Пальчики"
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!
Дети с 4 до 5 лет:
- выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой;
- сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно;
- составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы.
"Краб"
Ползет наоборот, задом наперед,
Все под водой хватает клешней.
Краб ползет по дну, выставив свою клешню.
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе.
Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.
- Четырехлетние дошкольники могут играть в игры, используя несколько
событий, сменяющих друг друга.
"Зайчик и кочан капусты"
Встал зайчишка рано, вышел на поляну.
Кончики
пальцев
одной
руки
образуют
мордочку,
а
выпрямленные
указательный и средний пальцы - уши.
По опушке к лесу шел и большой кочан нашел.
"Идем" пальцами по столу. Показываем кулак другой рукой.
Стал зайчишка с хрустом грызть кочан капусты: хруст-хруст, хруст-хруст.
"Заяц" грызет кулак и причмокивает.
Съел, свалился под куст и уснул. Проснулся…Сладко потянулся
С усилием растопыриваем все пальцы.
А домой добрался - долго отдувался!
Показываем, как заяц движется по столу.
Дети 5 - 7 лет
- Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур.
-
Составляют
из
пальцев
фигурки
животных
с
использованием
дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш).
- Совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Затем другой
рукой и обеими руками параллельно.
При
выполнении
упражнений
обращается
внимание
на
качество
составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и
всей кисти, умение удержать предмет.
Упражнения можно подбирать с учетом тематического единства. Например,
тема "Грибы".
"Этот пальчик"
тот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все доел,
Оттого и похудел.
Методические указания. Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца.
"За грибами"
Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало.
(Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть - солнышко.)
За грибами мы пошли.( пальцы идут по столу, коленям.)
Три лукошка принесли.(показать три пальца)
Фигурки из палочек
В лес с корзинкой я пошел,
У пенька грибок нашел.
Интересным
упражнением
в
пальчиковой
гимнастике
является
пальчиковый театр.
Он
позволяет
инсценировать
рифмованные
истории,
сказки
при
помощи пальцев, чем и привлекает детей. Многие игры требуют участия
обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо",
"влево", "вверх", "вниз" и т.д. В возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового
театра готовит руку к письму.
Спектакли на пальчиках рекомендуется показывать ребенку с самого
раннего возраста.
Игры
с
пальчиковым
кукольным
театром
развивают
у
ребенка
любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству,
помогают
справиться
с
застенчивостью,
способствуют
развитию
памяти,
внимания, усидчивости, расширению кругозора.
В
пальчиковой
гимнастике
можно
использовать
счетные
палочки.
Оперируя ими по заданию педагога, дети знакомятся с геометрическими
фигурами,
на
основе
которых
построены
все
остальные.
Фигуры
сопровождаются стихотворениями для того, чтобы у ребенка возникал не
только зрительный образ предмета, но и слуховой.
- Выкладываются простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник),
которые затем усложняются.
-
В ы к л а д ы в а ю т с я
ф и г у р ы
п о
з а д а н н о м у
о б р а з ц у .
Перекладывая палочки, дети развивают мелкую мускулатуру кисти.
При составлении фигурок из палочек можно давать детям следующие
задания:
- Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура.
- Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки
каждого цвета.
-
Сосчитать
геометрические
фигуры,
изображающие
предмет
(сколько
треугольников, квадратиков).
- Сосчитать уголки (острые и тупые), входящие в фигуру.
- Самому придумать и сложить фигуру.
В упражнениях для пальчиковой гимнастики можно использовать семена
растений, пуговицы, прищепки и другие предметы.
"Забавные картинки"
По листу картона равномерно распределить пластилин и показать ребенку,
как с помощью горошин выкладывать рисунки.
"Застегни пуговку"
На один кусок ткани нашиваются три пуговицы разного диаметра. Во втором
прорезаются соответствующие петли. Сначала показывает педагог, как надо
застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу
мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку - в среднюю петельку,
а
маленькую
в
маленькую».
Затем
упражнение
выполняется
ребенком
самостоятельно, оказывается индивидуальная помощь.
"Разноцветные прищепки"
Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прикреплять
прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять
прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к
тучке, травку к земле и тому подобное; для этого нужно, соответственно,
сделать заготовки к Солнцу, ежику и т.д,).
"Трафареты"
Начинать
рекомендуется
с
трафаретов
для
внутренней
обводки
(так
как
ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм
(например,
круг
или
квадрат).
Трафареты
должны
быть
достаточно
объемными (можно вырезать их из куска линолеума).
Развитию мелкой моторики способствуют:
- лепка,
- рисование,
- конструирование,
- аппликация,
- собирание пазлов,
- собирание мозаик.
Развитие
пальцевой
моторики
положительно
сказывается
на
становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и
бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре
головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь
ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие
тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга,
давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности.
Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует
развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на
речь
ребенка.
Кисти
рук
становятся
более
подвижными
и
гибкими,
что
помогает
будущим
школьникам
успешно
овладеть
навыками
письма.
Любите и развивайте своих детей!