Автор: Куртямова Марина Иосифовна Должность: педагог - психолог Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Теремок" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей Населённый пункт: село Овгорт Наименование материала: Конспект Тема: Психолгический тренинг Радуга настроения детства Раздел: дошкольное образование
Ямало
-
ненецкий
автономный
округ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
физического развития детей»
Психологический тренинг
Радуга
настроения детства
Педагог – психолог
Куртямова Марина Иосифовна
с.Овгорт
Описание
материала :
использование
в
работе
с
детьми
метода
цветоассоциации
для
определения
своего
эмоционального
состояния,
последующая
стабилизации
эмоционального
состояния
доступными
для
дошкольников средствами.
Цель
–
коррекция
эмоционального
состояния
доступными
для
детей
дошкольного возраста средствами.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а
также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей;
- закрепить понятие «настроение»;
- учить детей сознательно регулировать своё поведение и эмоциональное
состояние,
знакомить
детей
с
разными
способами
корректировки
своего
состояния;
-
обучать
приемам
саморасслабления,
снятию
психомышечного
напряжения.
Развивающие:
-
развивать
самоконтроль
и
саморегуляцию
в
отношении
своего
эмоционального состояния;
- развивать интерес детей в изучении самих себя;
- развивать навыки общения и адекватной оценочной деятельности;
- развивать навыки релаксации,
- развивать межполушарное взаимодействие, внимательность.
Воспитательные:
- воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру;
- повышать социальную компетентность;
- создавать положительный эмоциональный настрой;
- способствовать сплочению детского коллектива.
Материал:
карточки
8
цветов
(красный,
синий,
жёлтый,
зелёный,
малиновый,
серый,
коричневый,
чёрный),
клубок,
ватман,
карандаши,
восковые мелки, фломастеры; аудиозаписи, ноутбук, проектор, иллюстрации
с
изображением
разных
эмоциональных
состояний
на
проекторе,
акварельные
краски,манная
крупа,
фасоль,
тарелочки,
своеобразные
погремушки, смайлики
Методика проведения
1.Организационный. Приветствие.
Здравствуйте, уважаемые гости. Дети поприветствуем гостей.
Упражнение «От улыбки станет всем теплей».
-Я хочу с вами познакомиться. Меня зовут Марина Иосифовна, а я хочу
узнать как зовут вас. Мы будем передавать клубочек друг другу и называть
свое имя с улыбкой и дарить свою улыбку соседу (дети передают клубочек по
кругу).
-Вот клубочек пробежал по кругу и вернулся ко мне и всех нас соединил. Я
думаю,
что
наша
дружба
станет
крепче,
посмотрите
и
настроение
улучшилось.
2.Мотивационный
1. Игра «Разноцветное настроение»
Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.
- Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть! Посмотрите – у меня
есть разноцветные лепесточки. Я разложу их по кругу. Каждый лепесток –
разного настроения:
-Этот лепесток какого цвета? (Беседа с детьми о цветах, настроений)
Красный лепесток – бодрое, активное настроение –
хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
желтый – веселое настроение –
хочется радоваться всему;
зеленый
–
общительное
настроение
–
хочется
дружить
с
другими
детьми, разговаривать и играть с ними;
синий – спокойное настроение –
хочется спокойно поиграть, послушать
интересную книгу, посмотреть в окно;
фиолетовый –
мне
трудно
понять
свое
настроение,
и
не
слишком
хорошее, и не слишком плохое;
серый – скучное настроение –
не знаю чем заняться;
коричневый – сердитое настроение –
я злюсь, я обижен;
черный – грустное настроение –
мне грустно, я расстроен.
Получился цветик-восьмицветик – цветок настроений
- Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета
сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.
Дети обозначают цветом свое настроение.
-
Спасибо,
мне
очень
приятно,
что
у
многих
из
вас
сейчас
хорошее
настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.
(Слайды 2,3,4)
- Улыбнитесь солнышку.
- А сейчас улыбнитесь как улитка.
-
Представьте
себе,
как
будто
вам
подарили
мягкую
игрушку,
особенно
львёнка. Улыбнитесь от всей души.
3.Практический
Игра «Угадай эмоции».
-
Рассмотрим
картинки
и
расскажите,
на
которых
события
могут
нас
обрадовать.
Слайды (5,6,7,8,9)
-Молодцы, вы правильно все назвали.
-Итак, не только животные – герои любимых сказок и мультфильмов – могут
переживать различные эмоции, но и вы сами способны в разных ситуациях,
испытывать определенные эмоции. Когда происходят приятные события или
исполняются
желания,
мы
переживаем
положительные
эмоции
(Какие?)-
радость, счастье, удивление, хорошее настроение. Неприятные события и
неисполнение
наших
желаний
вызывают
у
нас
отрицательные
эмоции
(Какие?) – грусть, обиду, страх, злость.
– Ребята, послушайте, о настроении и эмоциях есть такое стихотворение.
«Азбука настроения»
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Нас настроение.
Кто веселится!
Кто грустит?
Кто испугался!
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.
Задание «Песок и камешки»
-
Когда я была маленькой, то любила играть в камешки, перебирать и
складывать их в коробочку.
В
г о с т и
к
м а н к е
п р и б е ж а л и
ф а с о л ь к и
П о п р я т а л и с ь
д е т к и ,
п о п р о б у й ,
н а й д и
Т ы
г л а з к и
з а к р о й
и
в
м а н к е
ф а с о л ь к и
н а й д и .
Игра «Фасольки в Манной стране»
(Дети выполняют задание).
Танцевальная терапия. (Презентация песни «Барбарики - Друзья»)
Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами,
эмоциональная
разрядка,
сближение
детей,
развитие
внимания,
межполушарного взаимодействия.
-
Музыкальные
движения
повышают
настроенье,
возьмите
свои
своеобразные погремушки и нам некогда унывать – будем дружно танцевать.
Звучит песня «Барбарики - Друзья» (Дети танцуют)
Упражнение на релаксацию.
Цель:
обучение
методам
саморегуляции,
снятие
психоэмоционального
напряжения.
- Радостному настроению помогает расслабление.
Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте
себе
чудесное
солнечное
утро.
Вы
находитесь
возле
тихого
прекрасного
озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы
чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи
согревают
вас.
Вы
абсолютно
спокойны.
Светит
солнце,
воздух
чист
и
прозрачен.
Всем
телом
вы
ощущаете
тепло
солнца.
Вы
спокойны
и
неподвижны.
Вы
чувствуете
себя
спокойным
и
счастливым.
Вы
наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А
теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо
отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не
покинут вас в течение всего дня.
Арт-терапевтическое упражнение «Хорошее настроение»
Цель: выражение чувств и эмоций через совместную изобразительную
деятельность, сплочение детского коллектива.
- А сейчас давайте вместе будем рисовать. Каждый из вас изобразит свое
настроение в нашем большом общем рисунке.
-А в чём мы его можем свое хорошее настроение передать?
(В цвете, солнце, дерево, цветок, сказочных героях, людях, дом родной,
люди близкие – ответы детей).
Детям предлагается выполнить совместный рисунок на большом листе
бумаги, который расстилается на столе. Тема рисунка «Хорошее настроение».
Совместное рисование сопровождается звуками природы.
- А теперь получилась общая картина, в котором каждый из вас передал свое
настроение. Молодцы!
4.Рефлексивный. Подведение итога. Релаксация.
Упражнение «Сухой душ»
Цель: создание и сохранение позитивной установки.
Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Надо душ сухой принять.
-А сейчас мы все дружненько встали друг за другом.
-
Надо,
чтобы
вы
почувствовали,
как
разноцветные
струйки
касаются
вашего лица и рук. Все печали, обиды, скука и грусть останутся позади. А вы
зарядитесь бодростью, активностью, радостью. Заряд хорошего настроения,
приобретённый сегодня, сохранится в вас надолго.
-Пройдемся через сухой душ по одному, не толкаясь, не торопясь.
(дети проходят через душ).
– А какое у вас сейчас настроение?
-Что понравилось вам больше всего?
Сюрпризный момент.
-Будьте добрыми без капризов и дарю я вам сюрпризы.