Напоминание

Экология животных


Автор: Ушанова Ирина Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 города Анадыря"
Населённый пункт: г. Анадырь, Чукотский автономный округ
Наименование материала: рабочая программа курса
Тема: Экология животных
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 города Анадыря»
Рассмотрено
на заседании МО учителей естествознания Рук. МО ________________/Т.А. Дацева/ « » ____ __________2015 года Протокол №___
Утверждено
Директор школы _______________О.И. Якунина « » ___________________2015 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по биологии для учащихся 7-х классов
«ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ!»
на 2015/2016 учебный год
АНАДЫРЬ 2015


Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе компонента Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по преподаванию экологии животных в 7 классе МО РФ 2004 г. И рассчитана на 30 часов (1 час в неделю). Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у учащихся. Сложившаяся в настоящее время система школьного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Цель:
изучить влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе. Изучение экологической культуры на ступени основного общего образования направлено на решение следующих
задач:
 углубление и расширение научных знаний об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту проживания;  ознакомление с общими экологическими законами и их применением при решении практических проблем сохранения природы родного края;  формирование научных представлений об основных способах сохранения природы родного края;  выработка устойчивых установок на практическое участие в различных экологических акциях, направленных на сохранение природы конкретной местности. Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы . Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний по биологии.
Место и роль учебного курса:
программа курса согласуется с программами курсов экология растений 6 класс и экология человека 8 класс.
Используются

следующие

методы

обучения:
словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой, самостоятельные письменные упражнения.
Виды и формы контроля:
самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов), тестирование. В течение изучения курса проводится 4 практические работы.

2.Содержание тем учебного курса



Содержание учебного

материала

Кол-во часов и

применение

ИКТ

Практические работы
1. Введение 1 ч. 2. Условия существования животных 2 ч. 3. Животные разных природных зон 5 ч. 4. Влияние абиотических факторов на животных 5 ч. №1. Реакция дождевых червей на различную влажность почвы. 5. Среды жизни 4 ч. №2. Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам. 6. Биотические экологические факторы в жизни животных 3 ч. 7. Сезонные изменения в жизни животных 1 ч. №3. Влияние сезонных изменений на развитие насекомых. 8. Численность животных 3 ч. 9. Изменения в животном мире Земли 4 ч. №4. Фенологические наблюдения за животными весной и зимой. 10. Практикум «Экскурсия в парк» 2 ч. №5. Определение экологических групп и систематика растений. Итого 30 ч.

3. Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны

знать:
 предмет изучения экология животных;  приспособления животных к восприятию и отсутствию света;  цепи питания животных;  пути поступления воды в организм;  активное и пассивное питание;  причины изменения условий существования;  отличия гетеротрофных организмов от автотрофных;  взаимосвязь между организмами и факторами окружающей их среды обитания;  отличия жилищ друг от друга;  климатические условия обитания животных;  особенности поведения животных пустынь и тропических лесов;  особенности поведения животных гор;  приспособления животных к восприятию и отсутствию света;  значение и источники тепла для животных;  приспособления животных к извлечению кислорода из окружающей среды;  условия существования паразитов и их приспособления;  приспособления животных к извлечению кислорода из окружающей среды;  роль хищников и паразитов в природе;  значение и виды конкуренции и взаимовыгодных отношений;  различия существования животных пресных и соленых водоемов;  условия существования организмов в почве;  ареал, численность и плотность популяций;  роль животных в природе и породы одомашненных животных;  почему эти животные предпочитают населенные пункты;  как собаки становятся бездомными и как им можно помочь;  сведения о Красной книге и охраняемых животных. Знать способы охраны природы; причины исчезновения животных;
уметь:
 отличать живые организмы от тел неживой природы;  перечислять основные компоненты среды обитания;  приводить примеры этих животных;  объяснить особенности животных с пассивным питанием;  приводить примеры дневных и ночных животных;  объяснить, что жилище -важное условие существования животных;  приводить примеры хищных и других животных;  составлять пищевые цепи;  приводить примеры животных разных экологических групп;  доказать, что среда обитания влияет на строение организма животных;  приводить примеры отношений «хищник-жертва»; «паразит-хозяин»;  объяснить этажность водоема;
 приводить примеры разных экологических групп животных;  миграций животных;  объяснить, почему одни животные совершают миграции, а другие живут оседло;  вычислять плотность популяции;  приводить примеры одомашненных животных;  показывать на карте охраняемые территории России;
4.Перечень учебно-методического обеспечения
1. Учебное пособие «Экология животных» 7 класс (авт. В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин); Вентана-Граф, 2008. 2. Программа по экологии 6-9 классы, Глобус, 2007. 3. Опыт экологической работы со школьниками 6-9 классы, Суворова.- Волгоград: Учитель, 2009. 4. Рабочая тетрадь «Экология животных» 7 класс (авт. В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин); Вентана-Граф, 2008. 5. Интернет – ресурсы.
№ № в теме Тема урока Дата Корректировка план факт 1
1

Введение.
Что изучает экология животных
Условия существования животных (2 ч.)
2 1 Среда обитания и условия существования. 3 2 Пища животных. Способы добывания пищи.
Животные разных природных зон (5 ч.)
4 1 Животный мир суши 5 2 Животные тундры и лесов умеренной зоны. 6 3 Животные степей, саванн, прерий, пустынь. 7 4 Животные тропических лесов и горных областей. 8 5 Животный мир морей и рек
Влияние абиотических факторов на животных

(5 ч.)
9 1 Свет в жизни животных. 10 2 Вода в жизни животных. 11 3 Воздух в жизни животных 12 4 Температура среды обитания. 13 5 Жилища животных. Растения – укрытия и жилища для животных
Среды жизни (4 ч.)
14 1 Среда обитания и условия существования. 15 2 Водоем как многоэтажное жилище, взаимосвязи морских и пресноводных животных 16 3 Почва как среда обитания. Роль животных в образовании горных пород и почвы. 17 4 Обобщающее занятие по теме: «Животный мир экологических сред»
Биотические

и

экологические

факторы

в

жизни животных (3 ч.)
18 1 Хищник-жертва, паразит-хозяин, животные- нахлебники. Конкуренция и взаимовыгодные отношения между животными. 19 2 Взаимодействие между родителями и детенышами. 20 3 Групповой образ жизни. Иерархия.
Сезонные изменения в жизни животных (1 ч.)
21 1 Спячка, оцепенение, миграция животных Лабораторная работа: «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых»
Численность животных (3 ч.)
22 1 Численность животных: популяции животных, изменение численности животных. 23 2 Причины изменения численности животных.
24 3 Численность животных: популяции животных, изменение численности животных.
Изменения в животном мире Земли (4 ч.)
25-26 1-2 Редкие и исчезающие животные 27 3 Животные, истребляемые человеком 28 4 Что мы узнали по экологии животных? Урок обобщения. 29-30 1-2
Практикум «Экскурсия в парк» (2 ч.)
Итого: 30 часов


В раздел образования