Автор: Ушанова Ирина Николаевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 города Анадыря" Населённый пункт: г. Анадырь, Чукотский автономный округ Наименование материала: рабочая программа курса Тема: Экология животных Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 города Анадыря»
Рассмотрено
на заседании МО учителей естествознания
Рук. МО ________________/Т.А. Дацева/
« » ____ __________2015 года
Протокол №___
Утверждено
Директор школы
_______________О.И. Якунина
« » ___________________2015 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по биологии для учащихся 7-х классов
«ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ!»
на 2015/2016 учебный год
АНАДЫРЬ 2015
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе компонента Федерального Государственного
образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего
образования по преподаванию экологии животных в 7 классе МО РФ 2004 г. И рассчитана на 30 часов
(1 час в неделю).
Экологическое
образование
выступает
как
сложный
педагогический
процесс.
Знание
основ
экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у учащихся.
Сложившаяся в настоящее время система школьного образования и воспитания включает большой
объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования экологической культуры. В
условиях
современной
экологической
ситуации
важна
экологизация
всей
системы
образования
и
воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования
считается
принцип
непрерывности
–
взаимосвязанный
процесс
обучения,
воспитания
и
развития
человека на протяжении всей его жизни.
Цель: изучить влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в
разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в
сохранении экологического равновесия в природе.
Изучение экологической культуры на ступени основного общего образования направлено на
решение следующих задач:
углубление и расширение научных знаний об особенностях экологической ситуации в регионе и
по месту проживания;
ознакомление с общими экологическими законами и их применением при решении практических
проблем сохранения природы родного края;
формирование научных представлений об основных способах сохранения природы родного края;
выработка устойчивых установок на практическое участие в различных экологических акциях,
направленных на сохранение природы конкретной местности.
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы .
Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на
дополнение базовых знаний по биологии.
Место и роль учебного курса: программа курса согласуется с программами курсов экология
растений 6 класс и экология человека 8 класс.
Используются
следующие
методы
обучения: словесные
-
рассказ,
беседа;
наглядные
-
иллюстрации,
демонстрации
как
обычные,
так
и
компьютерные;
практические
—
выполнение
практических
работ,
самостоятельная
работа
со
справочниками
и
литературой,
самостоятельные
письменные упражнения.
Виды и формы контроля: самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос;
отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование
процессов и объектов), тестирование.
В течение изучения курса проводится 4 практические работы.
2.Содержание тем учебного курса
№
Содержание учебного
материала
Кол-во часов и
применение
ИКТ
Практические работы
1.
Введение
1 ч.
2.
Условия существования
животных
2 ч.
3.
Животные разных природных
зон
5 ч.
4.
Влияние абиотических
факторов на животных
5 ч.
№1. Реакция дождевых червей на
различную влажность почвы.
5.
Среды жизни
4 ч.
№2. Сравнение приспособлений
млекопитающих к воздушной и наземной
средам.
6.
Биотические экологические
факторы в жизни животных
3 ч.
7.
Сезонные изменения в жизни
животных
1 ч.
№3. Влияние сезонных изменений на
развитие насекомых.
8.
Численность животных
3 ч.
9.
Изменения в животном мире
Земли
4 ч.
№4. Фенологические наблюдения за
животными весной и зимой.
10.
Практикум «Экскурсия в
парк»
2 ч.
№5. Определение экологических групп и
систематика растений.
Итого
30 ч.
3. Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны
знать:
предмет изучения экология животных;
приспособления животных к восприятию и отсутствию света;
цепи питания животных;
пути поступления воды в организм;
активное и пассивное питание;
причины изменения условий существования;
отличия гетеротрофных организмов от автотрофных;
взаимосвязь между организмами и факторами окружающей их среды обитания;
отличия жилищ друг от друга;
климатические условия обитания животных;
особенности поведения животных пустынь и тропических лесов;
особенности поведения животных гор;
приспособления животных к восприятию и отсутствию света;
значение и источники тепла для животных;
приспособления животных к извлечению кислорода из окружающей среды;
условия существования паразитов и их приспособления;
приспособления животных к извлечению кислорода из окружающей среды;
роль хищников и паразитов в природе;
значение и виды конкуренции и взаимовыгодных отношений;
различия существования животных пресных и соленых водоемов;
условия существования организмов в почве;
ареал, численность и плотность популяций;
роль животных в природе и породы одомашненных животных;
почему эти животные предпочитают населенные пункты;
как собаки становятся бездомными и как им можно помочь;
сведения о Красной книге и охраняемых животных. Знать способы охраны природы;
причины исчезновения животных;
уметь:
отличать живые организмы от тел неживой природы;
перечислять основные компоненты среды обитания;
приводить примеры этих животных;
объяснить особенности животных с пассивным питанием;
приводить примеры дневных и ночных животных;
объяснить, что жилище -важное условие существования животных;
приводить примеры хищных и других животных;
составлять пищевые цепи;
приводить примеры животных разных экологических групп;
доказать, что среда обитания влияет на строение организма животных;
приводить примеры отношений «хищник-жертва»; «паразит-хозяин»;
объяснить этажность водоема;
приводить примеры разных экологических групп животных;
миграций животных;
объяснить, почему одни животные совершают миграции, а другие живут оседло;
вычислять плотность популяции;
приводить примеры одомашненных животных;
показывать на карте охраняемые территории России;
4.Перечень учебно-методического обеспечения
1.
Учебное
пособие
«Экология
животных»
7
класс
(авт.
В.Г.
Бабенко,
Д.В.
Богомолов,
С.П.
Шаталова, А.О. Шубин); Вентана-Граф, 2008.
2.
Программа по экологии 6-9 классы, Глобус, 2007.
3.
Опыт экологической работы со школьниками 6-9 классы, Суворова.- Волгоград: Учитель, 2009.
4.
Рабочая тетрадь «Экология животных» 7 класс (авт. В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова,
А.О. Шубин); Вентана-Граф, 2008.
5.
Интернет – ресурсы.
№
№ в
теме
Тема урока
Дата
Корректировка
план
факт
1
1
Введение. Что изучает экология животных
Условия существования животных (2 ч.)
2
1
Среда обитания и условия существования.
3
2
Пища животных. Способы добывания пищи.
Животные разных природных зон (5 ч.)
4
1
Животный мир суши
5
2
Животные тундры и лесов умеренной зоны.
6
3
Животные степей, саванн, прерий, пустынь.
7
4
Животные тропических лесов и горных областей.
8
5
Животный мир морей и рек
Влияние абиотических факторов на животных
(5 ч.)
9
1
Свет в жизни животных.
10
2
Вода в жизни животных.
11
3
Воздух в жизни животных
12
4
Температура среды обитания.
13
5
Жилища
животных.
Растения
–
укрытия
и
жилища для животных
Среды жизни (4 ч.)
14
1
Среда обитания и условия существования.
15
2
Водоем как многоэтажное жилище, взаимосвязи
морских и пресноводных животных
16
3
Почва как среда обитания. Роль животных в
образовании горных пород и почвы.
17
4
Обобщающее занятие по теме: «Животный мир
экологических сред»
Биотические
и
экологические
факторы
в
жизни животных (3 ч.)
18
1
Хищник-жертва, паразит-хозяин, животные-
нахлебники. Конкуренция и взаимовыгодные
отношения между животными.
19
2
Взаимодействие между родителями и
детенышами.
20
3
Групповой образ жизни. Иерархия.
Сезонные изменения в жизни животных (1 ч.)
21
1
Спячка, оцепенение, миграция животных
Лабораторная
работа:
«Влияние
сезонных
изменений на развитие насекомых»
Численность животных (3 ч.)
22
1
Численность животных: популяции животных,
изменение численности животных.
23
2
Причины изменения численности животных.
24
3
Численность животных: популяции животных,
изменение численности животных.
Изменения в животном мире Земли (4 ч.)
25-26
1-2
Редкие и исчезающие животные
27
3
Животные, истребляемые человеком
28
4
Что мы узнали по экологии животных?
Урок обобщения.
29-30
1-2
Практикум «Экскурсия в парк» (2 ч.)
Итого: 30 часов