Автор: Батурина Екатерина Ивановна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ №38 Населённый пункт: город Чита Забайкальский край Наименование материала: Методическая разработка Тема: Речевые развлечения в детском саду Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «38»
«Речевые развлечения в детском саду»
учитель-логопед:
Батурина
Екатерина Ивановна
г.Чита Забайкальский край
Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой,
особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства?
Прежде всего, через самые разнообразные детские игры. Неслучайно игра названа спутником детства. Именно в
ней следует искать ключ к познанию, поскольку это наиболее близкая органично соответствующая детской
природе деятельность дошкольника и естественное выражение его активности. Игра – не просто развлечение, это
творческий, труд ребенка, его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя
самого, свое место в нем, стремится научиться тому, чего еще не умеет. Играя малыш накапливает знания,
развивает мышление, воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учиться общению. Для
совершенствования речевой деятельности дошкольников необходимо создание эмоционально благоприятной
ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении даже самых
необщительных и скованных детей.
Для совершенствования речевой деятельсти дошкольников необходимо создание эмоционально благоприятной
ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении даже самых
необщительных и скованных детей.
Развитие речи тесно связано с формированием мышления и воображения ребенка. Умение составлять простейшие,
но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить
фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет
первостепенное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению. Речь ребенка формируется
поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития. Вовлечение детьей в игровую
деятельность помогает активизировать их речевое развитие. Так, многообразные лингвистические игры
способствуют становлению различных сторон речевой деятельности: формированию интонационно-динамической
выразительности речи, ее темпоритмических качеств, четкости произношения каждого слова, правильности
ударения в слове, грамотности, умения верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятными другими;
развитию диалогической и монолочической речи; обогощению словарного запаса; созданию предпосылок к
письменной речи; стимуляцию собственно речевой активности ребенка.
Однако игровая деятельность не должна подменяться речью и подавлять эмоции ребенка. Нельзя в процессе
общения забывать о его эмоциональной стороне, делать речь самоцелью, приводящей к ее угосанию, исчезновению
потребности в ней. Поэтому, используя лингвистические игры как средство организации общения и совместной
деятельности, сотворчества ребенка и взрослого, необходимо следить за настроением ребенка, выявлять и
учитывать его речевые возможности. Там, где ребенок не может найти подходящего слова, возможны речевые и
неречевые средства общения – жесты, мимика, пластика.
При проведении любой игры нужно помнить золотое правило: ребенку должно быть интересно и комфортно.
Используемые на занятиях лингвистические игры следует разделять на группы по направленности для решения
какой-либоодгой главной или нескольких задач.
Игры для развития звуковой культуры речи
В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение
правильно место звука в слове, словосочетании, предложении либо на подбор слова с заданным звуком.
Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие
умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
«Придумай слово»
Цель: развивать фонематический слух или умение определять количество слогов в слове.
Детям предлагается придумать слово с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным
количеством слогов, по схеме и т.д.
Данная игра используется, когда нужно организовать учащихся на восприятие новой темы или просто
заинтересовать. Например, воспитатель говорит: «Дети к нам пришла посылка. Но чтобы ее открыть,
нужно сказать слово – пароль. А начинается оно со звука [м] или [мь]. Постарайтесь назвать пароль
правильно. И дети будут стараться придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один
момент: если воспитатель заметит, что кто-то из детепй в силу каких-то причин не может подобрать
слово, нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребенку (желательно, чтобы помощь исходила от
детей).
«Строим дорожку»
Цель: развивать фонематический слух.
Дети садятся в круг. Один из них получает мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передается
следующему игроку, который должен придумать слово, начинающее с последнего звука предыдущего
слова. И так далее, пока мяч не дойдет до первого игрока.
В этой игре воспитатель на первом этапе активно помогает учащимся правильно произнести слово,
выделяя в нем очень четко последний звук. Далее он следит, чтобы дети самостоятельно проговаривали
слово, выделяя последний звук. К концу второго года обучения у них четко вырабатывается этот навык, а
воспитатель выполняет роль наблюдателя-контролера, организующего процесс игры и помогающего
детям лишь в редких случаях.
«Ловушка»
Цель: развивать умение услышать в слове определенный звук.
Детям предлагается «открыть ловушки», т.е поставить руки локтями на стол, парралельно друг другу и
расправить ладошки.
Задание: если в слове услышите заданный звук, «ловушки» нужно захлопнуть, т.е хлопнутиь в ладоши.
Слова подбираются воспитателем в зависимости от темы занятия.
«Поймай слог»
Цель: развивать слуховое внимание, быстроту.
Воспитатель «бросает» детям слог , а они должны «превратить» его в слово. Например: па-папа, ма-мама,
ку-кукла, ар-арбуз и т.д
Игровое упражнение «Раздели правильно»
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Детям предлагается превратить руки в «топорики» и произнести слово правильно при этом хлопая в
ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.
«Посели в домик»
Цель: развивать умение определять слоговую структуру слова.
Детям предлагается приглашенных в группу «гостей» поселить в разные домики: с одной или двумя
створками. Для этого им нужно определить количество слогов в названии гостя. Если один слог – гость
селится в домик с одной створкой, если два слога, то вдомик с двумя створками. Для усложнения игры
можно пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.
Игры для формирования грамматического строя речи
В этом блоке собраны игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т.е на
усвоение категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения
глагола.
«Кузовок»
Цели: обучать умению образовывать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действие с
его названием.
Дети садятся в круг и по считалке выбирают того,кто начнет игру. Затем произносят слова
Вот тебе кузовок,
Клади в него, что на –ок
Обмолвишься – отдашь залог.
Получив в руки кузовок, ребенок отвечает: « Я положу в кузовок (называет нужное слово – замок, сучок,
коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, и т.д). Так
происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладет в корзину залог. После того,
как все дети примут участие, разыгрываются залоги: корзинку накрывают платком, и кто-нибудь из детей
вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под
руководством воспитателя назначают каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то
звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д) и другие игры.
Игры для обогащения словарного запаса
В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь, развивают
внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словагного запаса наиболее точное,
подходящее слово. Кроме того, в этих играх и упражнениях дети знакомятся со словами предметами,
словами-признаками, словами-действиями и учатся их согласовывать друг с другом, а также подбирать
синонимы и антонимы.
Игровое упражнение
«Закончи фразу»
Цель: развивать умение подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).
Воспитатель называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил
педагог, т.е закончить фразу.
Сахар сладкий, а лимон…
Луна видна ночью, а солнце…
Огонь горячий, а лед…
Река широкая, а ручей…
Обыграть это можно следующим образом.
Воспитатель: Наш Незнайка пошел учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант – дети
под диктовку писали разные фразы. Но так, как Незнайка очень невнимательный, он не успел дописать
эти фразы до конца и получил плохую оценку. Учительница сказала, что если он исправит ошибки в
диктанте, она поставит ему хорошую оценку. Давайте ему поможем.
Игры для развития связной речи
Работа по развитию связной речи является как бы синтезом всех предыдущих упражнений. Она
неотделима от остальных задач речевого развития и связана с обогащением словаря, работой над
смысловой стороной речи, формированием ее грамматического строя, воспитанием звуковой культуры.
Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме: составление рассказов-описаний по теме,
картинке, серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д
Игровое упражнение «Распространи предложение»
Цель: развивать умение длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-
действиями.
Детям предлагается продолжить и закончить начатое воспитателем предложение, опираясь на его
наводящие вопросы. «Дети идут… (куда? зачем?) или более усложненный вариант: «Дети идут в школу,
чтобы…». Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным
тестом, позволяющим выявить отношение ребенка к различным жизненным ситуациям.
Игры для формирования связной речи
«Волшебный стул» - ребенка (по желанию) усаживают на отдельный стул, и все дети по очереди говорят
ему приятные, добрые слова.
«Расскажи о своей маме» (о себе) – о характере, привычках, учитывая характерные особенности.
Список используемой и рекомендуемой литературы
1.Агапова И.А. Давыдова М.А. лучшие игры и развлечения со словами. М., 2008.
2.Лапковская В.П., Володькова Н.П. Речевые развлечения в детском саду. Сб. сценариев для работы с
детьми 5-7 лет с ОНР М., 2009.
3. Лопухина И.С. Логопедия. М., 1996.
4. Синицын В.А Чтобы язык не заплетался. М., 2008