Современный урок математики в контексте требований ФГОС
Автор: Салихова Фания Анварзяновна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Школа №57" Населённый пункт: г.Казань Наименование материала: статья Тема: Современный урок математики в контексте требований ФГОС Раздел: среднее образование
.
Современный урок математики в контексте требований ФГОС.
«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен
выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь
достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».
К.Д. Ушинский.
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность
учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот
почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине
во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и
методической наполненностью, его атмосферой.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе
становится
использование
в
обучении
приемов
и
методов,
которые
формируют
умения
самостоятельно
добывать
знания,
собирать
необходимую
информацию,
выдвигать
гипотезы,
делать
выводы
и
умозаключения.
А это значит, что у современного ученика должны быть
сформированы
универсальные
учебные
действия,
обеспечивающие
способность
к
организации
самостоятельной
учебной
деятельности.
Признанным подходом в обучении выступает
системно - деятельностный,
т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации
обучения, в котором важным является
-
применение
активных
форм познания: наблюдение, опыты, учебный
диалог и пр.;
-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и
оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат
деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и
др.
И школа становится не столько источником информации, сколько учит
учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом
творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и
усвоение новых знаний.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Современный урок должен отражать владение классической структурой
урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как
в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала,
технологии его подачи и тренинга.
Как подготовить современный урок
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность
учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот
почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине
во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и
методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень
был
достаточно
высоким,
надо,
чтобы
учитель
в
ходе
подготовки
урока
постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом,
завязкой
и
развязкой
подобно
любому
произведению
искусства.
Как
же
построить
такой
урок?
Как
сделать
так,
чтобы
урок
не
только
вооружал
учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить,
но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес,
подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Совместное проектирование урока, взаимодействие, диалог,
партнерство – это уже черты современного урока. Можно подумать, что
проектирование поурочного плана по одной и той же технологии приведет к
однотипности уроков. Этого не случится никогда. Индивидуальность учителя,
разный уровень компетентности, творчества, различные предметы,
разнообразная тематика уроков, возрастные особенности учащихся, степень
педагогических и ученических умений не позволит сделать уроки
одинаковыми.
Успех урока определяется не только качеством планирования, не только
тем, насколько эмоционально будет рассказывать или объяснять учитель, а
прежде всего уровнем общения учителя с учениками, организацией
взаимодействия учащихся друг с другом, характером их деятельности,
интересом к теме урока. И действия учителя на уроке не должны быть
связаны обязательством выполнения собственного плана. По ходу урока не
исключена любая импровизация. Но хорошая импровизация возможна
только при условии заранее продуманного урока.
Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте
учебной программы.
Отобрать
учебный
материал
(определить
его
содержание,
объем,
установить
связь
с
ранее
изученным,
систему
управлений,
дополнительный
материал
для
дифференцированной
работы
и
домашнее задание).
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном
классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех
этапах урока.
Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
Продумать
оптимальный
темп
урока,
то
есть
рассчитать
время
на
каждый его этап.
Продумать форму подведения итогов урока.
Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого
определения
его
конечной
цели
-
чего
учитель
хочет
добиться;
затем
установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем
определения
способа
-
как
учитель
будет
действовать,
чтобы
цель
была
достигнута.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с
указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные
дидактические задачи.
ЦЕЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА делятся на
несколько групп:
цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения
учащихся к изучаемому предмету;
цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся
к окружающей действительности;
цели, связанные с обеспечением развития у школьников
интеллектуальной культуры;
цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской
культуры;
цели, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправления
учебной деятельностью;
цели, ориентированные на развитие информационной культуры
школьников;
цели, ориентированные на развитие коммуникативной культуры
школьников;
цели, связанные с развитием у школьников рефлексивной культуры.
обеспечить развитие у школьников умения объективировать
деятельности, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и
представлений на язык общих положений, принципов, схем и т.п.
ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ представим в следующем виде:
помочь учащимся целостно представить проект изучения новый темы;
организовать деятельность учащихся по планированию совместно с
учителем изучения новой темы;
организовать деятельность учащихся по изучению и первичному
закреплению фактов, понятий, правил, законов, положений ... и др.,
способов действий (перечисляются конкретные специальные
(предметные) умения);
обеспечить закрепление понятий (указываются конкретные понятия),
правил, принципов, законов и т.п.; умений (перечисляются предметные
умения);
обеспечить применение учащимися знаний и способов действий
(указываются конкретные знания и умения) в разнообразных
ситуациях;
организовать деятельность школьников по самостоятельному
применению знаний в разнообразных ситуациях;
организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации
знаний учащихся в рамках темы ...;
обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся
по теме ...;
организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов
действий.
Лишь единство в реализации отмеченных предметных целей обеспечит
усвоение изучаемого учебного материала.
Методы обучения.
В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как
процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью
приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и
ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня
сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три
формы взаимодействия учителей и учащихся.
Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
1.
Пассивные методы;
2.
Активные методы;
3.
Интерактивные методы.
Каждый из них имеет свои особенности.
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в
которой учитель является основным действующим лицом и управляющим
ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей,
подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных
уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных
работ, тестов и т. д. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока.
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при
которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и
учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в
пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был
учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если
пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то
активные больше предполагают демократический стиль.
Интерактивный метод . Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» -
действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы,
диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов
интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников
не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности
учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках
сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том,
что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже
изученный материал, сколько изучают новы
Современная структура урока в рамках ФГОС».
Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:
- учебная задача;
- учебные действия;
- действия самоконтроля и самооценки.
Учебная
деятельность
-
самостоятельная
деятельность
ученика
по
усвоению
знаний,
умений
и
навыков,
в
которой
он
изменяется
и
эти
изменения осознает.
Учебная задача - цель, которую перед собой ставит ученик (Чему?
Зачем?).
Учебное
действие
-
система
существенных
признаков
понятия
или
алгоритм (Как?).
Самоконтроль
-
определение
правильности
выполненного
действия
(Правильно?).
Самооценка - определение правильности выполненного действия
(Хорошо? Можно лучше?).
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию
распределены в четыре группы
1. Урок открытия нового знания.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к
самостоятельному построению новых способов действия на основе метода
рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному
предмету за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок отработки умений и рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к
самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе
рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов
действий - понятий, алгоритмов.
3. Урок общеметодологической направленности (обобщения и
систематизации знаний).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к
обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного
содержания.
Образовательная цель: систематизация учебного материала и
выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к
осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и
алгоритмов.
Каждый тип урока имеет свою структуру.
Структура урока «открытия» нового знания:
1) Организационный этап.
2)
Постановка
цели
и
задач
урока.
Мотивация
учебной
деятельности
учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Этапы урока «открытия» нового знания в рамках деятельностного
подхода.
1 этап – организационный. Это приветствие, проверка подготовленности,
организация внимания.
Определение учебной задачи.
2 этап – постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
Фиксируются цели урока. Мотивация учебной деятельности.
Учебные действия.
3 этап – актуализация знаний. Поиск решения учебной задачи.
Сначала учащиеся определяют способ поиска информации.
Далее реализуется способ достижения информации.
Сущность реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А.
Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой
возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность
создать ситуацию поиска…»
4 этап – первичное закрепление знаний.
Первичное закрепление проходит в форме фронтального опроса.
5 этап – первичная проверка понимания.
На этом этапе учащимся предлагается творческое задание. Возможна работа в
группах.
6 этап – первичное закрепление.
Первичное закрепление проводится в форме тестирования, самостоятельной
работы и т.п.
Действия самоконтроля и самооценки.
7 этап – рефлексия .
Самоконтроль учащимися проводится по эталону.
Учащиеся пошагово сравнивают свою работу с эталоном при самопроверке.
Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, чтобы он был
понятен учащимся. Далее учащиеся оценивают свою работу.
Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго
поколения? В чем плюсы?
•
Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.
•
Знание принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений.
•
Точное
и
одновременно
творческое
выполнение
программно-
методических требований к уроку.
•
Знание типологии урока
•
Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению
образовательных целей урока.
•
Учет
обученности,
обучаемости,
учебных
и
воспитательных
возможностей учащихся.
•
Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока».
•
Планирование воспитательной функции урока.
•
Комплексное планирование задач урока
•
Выделение
в
содержание
материала
объекта
прочного
усвоения
и
отработка на уроке именно этого.
•
Продумывание
хотя
бы
для
себя
ценностных
оснований
выбора
содержания и трактовки учебного материала на уроке.
•
Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
•
Опора
на
межпредметные
связи
с
целью
их
использования
для
формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
•
Практическая направленность учебного процесса.
•
Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
•
Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
•
Знание
разных
технологий
развивающего
обучения
и
их
дифференцированное применение.
•
Сочетание
общеклассных
форм
работы
с
групповыми
и
индивидуальными.
•
Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на
основе диагностики их реальных учебных достижений.
•
Формирование
надпредметных
способов
учебной
деятельности
(например анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).
•
Работа
по
мотивации
учебной
деятельности
-
формирование
мотивации познания.
•
Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
•
Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий,
технических средств.
•
Включение компьютеров в педагогические технологии.
•
Дифференциация домашних заданий.
•
Знание
и
применение
психосберегающих,
здоровьесберегающих
и
здоровьеразвивающих технологий.
•
Обеспечение благоприятных гигиенических условий.
•
Обеспечение эстетических условий
•
Общение
-
сочетание
требовательности
и
уважения
к
личности
учащегося.
•
Имидж учителя.
•
Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.
•
Использование
артистических
умений,
педагогической
техники
и
исполнительского мастерства