Автор: Ходырева Ирина Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №75 "Лебедушка" Населённый пункт: Г.Сургут Наименование материала: статья Тема: Организация предметно-развивающей среды в ДО Раздел: дошкольное образование
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-
РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДО
ПОНЯТИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
«Предметно-развивающая среда – это система
материальных объектов деятельности ребёнка,
содержание его духовного и физического развития,
это единство социальных и предметных средств»
(
С
.
Л
.
Новосёлова
)
«Развивающая среда – это определённым образом
упорядоченное образовательное пространство, в
котором осуществляется развивающее обучение»
(
В
.
В
.
Петровский
)
ФГОС ДО
«
Развивающая
предметно
-
пространственная
среда
–
часть
образовательной
среды
,
представленная
специально
организованным
пространством
(
помещениями
,
участком
и
т
.
п
.),
материалами
,
оборудованием
и
инвентарем
,
для
развития
детей
дошкольного
возраста
в
соответствии
с
особенностями
каждого
возрастного
этапа
,
охраны
и
укрепления
их
здоровья
,
учёта
особенностей
и
коррекции
недостатков
их
развития
»
(
пункт
3.6.3
ФГОС
дошкольного
образования
).
«Развивающая
предметно-пространственная
среда
–
это
специфические
для
каждой
Программы
Организации
(группы)
образовательное
оборудование,
материалы,
мебель
и
т.
п.,
в
со чета н и и
с
о п р е д е л е н н ы м и
пр и н ц и па м и
разделения
пространства
Организации
(группы)»
(письмо
Минорбнауки
России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» от 28
февраля 2014 г. № 08-249)
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ДО
Развивающая предметно-
пространственная среда должна быть:
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной,
безопасной.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ДО
Содержательная насыщенность
Среда
должна
включать
средства
обучения
(в
том
числе
технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь,
игровое,
спортивное
и
оздоровительное
оборудование,
которые позволяют обеспечить:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность
всех
категорий
детей,
экспериментирование
с
материалами, доступными детям
двигательную
активность,
в
том
числе
развитие
крупной
и
м е л ко й
м ото р и к и ,
у ч а с т и е
в
п о д в и ж н ы х
и г р а х
и
соревнованиях
эмоциональное
благополучие
детей
во
взаимодействии
с
предметно-пространственным окружением
возможность самовыражения детей
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ДО
Трансформируемость – среда должна
обеспечивать возможность изменений в
зависимости от образовательной
ситуации, в том числе меняющихся
интересов и возможностей детей
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ДО
Вариативность
наличие различных пространств (для игры,
конструирования, уединения и пр.), а также
разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих свободный
выбор детей;
периодическую сменяемость игрового
материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную,
познавательную и исследовательскую
активность детей
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ДО
Полифункциональность:
возможность разнообразного использования
составляющих РППС (например, детской
мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том
числе природных материалов) в разных видах
детской активности
наличие полифункциональных предметов, не
обладающих жёстко закреплённым способом
употребления и пригодных для
использования в разных видах детской
активности
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ДО
Безопасность
–
все
элементы
РППС
должны соответствовать требованиям по
обеспечению надёжности и безопасность
и х
и с п о л ь з о в а н и я ,
т а к и м и
к а к
санитарно-эпидемиологические правила
и
нормативы
и
правила
пожарной
безопасности
НАПОЛНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Существует несколько подходов:
1.по видам деятельности
2. по образовательным
областям
3. интегрированный подход
ПОПРОБУЙТЕ
ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СТЕПЕНЬ
СООТВЕТСТВИЯ ПРЕДМЕТНО-
РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ВАШЕЙ
ГРУППЕ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ДО
Воспитатель: И.А.Ходырева