Напоминание

Развитие количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста


Автор: Соколова Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 265" городского округа Самара
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие количественных представлений у детей младшего дошкольного

возраста
Дети первого и второго года жизни осваивают способы действий с группами однородных предметов (пуговицы, шарики). Они их перебирают, перекладывают, пересыпают, вновь собирают, складывают на столе по горизонтали, в виде кривой линии: выполняют более сложные действия (группируют предметы разной численности по форме и цвету). Всё окружение ребёнка (множество людей, множество двигающихся перед глазами предметов, однородно появляющиеся звуки) способствует восприятию множественности предметов, которые воспринимает разными анализаторами. На втором году жизни происходит первоначальное формирование представлений о множестве предметов(много) и единичности(один). Показателями этого является различение уже в 15 -16 месячном возрасте. Используются дидактические игры «Покажи уточку», «Покажи уток», «Построй домик», «Построй домики». Дети начинают понимать смысл слов много, мало, но они ещё не имеют для них чёткой количественной характеристики. Слово много ассоциируется со словом большой, слово мало - маленький. Для детей второго года жизни количественная сторона в совокупности предметов ещё не является особым признаком (В.В. Данилова), происходит восприятие множества предметов как неопределённой множественности, появляется способность различать слова много, мало по смыслу, происходит активное овладение грамматическими формами единственного и множественного числа. На третьем году зарождается тенденция к умению различать разные по численности группы предметов, овладевают умением дифференцировать не только предметные совокупности, но и множество звуков. Появляется стремление самим создавать совокупность предметов, когда один предмет накладывается на другой. Дети трёх лет в разных условиях правильно понимают и соотносят слова много, мало в пределах 5 предметов. Количественная сторона начинает абстрагироваться от предметного окружения, появляется умение принимать задания, действовать по указанию, т.е. происходит развитие произвольного мышления. Овладение умением сочетать слова больше, меньше с названиями сравниваемых предметов
(« Больше, чем кукол»), использование слова лишнее свидетельствует о понимании отношений равенства и неравенства. Наиболее доступным для различения и осмысления отношения «больше-меньше» является сочетания предметов в количестве: 1 и 3, 2 и 4, 5 и 2, 3 и 5. Два – три предмета воспринимаются как «мало» и обозначаются словами два, мало. Дети начинают самостоятельно составлять «много» из отдельных предметов, сопровождая словами «ещё… ещё» или «вот…вот…». У детей формируется способность дифференцировать звуки (2-3 удара), правильно отвечают на вопрос: «Кто постучал много, кто мало, кто один раз?», сопоставляют множество звуков с множеством предметов (постучи молоточком столько раз, сколько кружков расположено в ряду на карточке). К трём годам происходят значительные качественные изменения в восприятии и сравнении детьми множеств; начинает развиваться умение выделять признак количества независимо от названия предметов, их качеств и свойств; проявляют способность различать множества предметов и множества звуков, самостоятельно создавать множества из предметов; усваивать смысл слов много, мало, один, относить их к соответствующим группам предметов, звуков, движений(свидетельства экспериментального исследования В. В. Даниловой).


В раздел образования