ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ – ПЕДАГОГИКИ
ТЕМА «МИР НАСЕКОМЫХ»
(подготовительная к школе группа)
Программное закрепить знания детей о многообразии мира животных, их пользе для
содержание: природы. Формировать желание и умение детей охранять объекты живой
природы. Воспитывать навыки рационального природопользования, экологически
грамотного поведения в природе. Через ТРИЗ и РТВ технологии учить
«мыслительному» конструированию.
Предшествующая рассматривание альбома «Насекомые»; наблюдения за насекомыми
работа: в летне-осенние периоды; занятие «Насекомые? Это интересно!»;
игры: «Угадай, что я за зверь?»», «Кто где живет?», чтение худ.
литературы природоведческого характера, экологических сказок о насекомых.
Оборудование: учебно-демонстрационный набор «Насекомые», 2 корзины, схема
«чудесная лестница», игра «Пищевые цепочки».
Ход занятия.
По всей групповой комнате развешены картинки с изображением насекомых.
-Хотите вместе со мной отправиться в интересное путешествие и встретиться с
маленькими лесными друзьями? А кто эти друзья вы узнаете, отгадав загадки.
1. Над цветком порхает, пляшет, 2. Голубой аэропланчик
Веером узорным машет. Сел на желтый одуванчик
(бабочка) (стрекоза)
3. Сок из цветов она берет 4. В лесу у пня суетня, беготня:
И в сотах копит сладкий мед. Народ рабочий весь день хлопочет
(пчела) (муравьи)
-Бабочка, стрекоза, пчела, муравей – это кто? Как их назвать одним словом?
Вы уже знаете, что насекомые – самая многочисленная группа животных. Они очень
разные по внешнему виду и живут везде.
-Где живут насекомые? (на воде, под водой, на земле и под землей, в траве и в древесине)
-Как передвигаются разные насекомые? (летают, ползают, прыгают, бегают).
Игра «Летает, ползает, бегает?»
Воспитатель называет действия «летает», «ползает», «бегает», а дети
называют как можно больше насекомых, отождествляющих эти действия
.
- Итак, отправляемся в путешествие. Мы пойдем сегодня в лес. Становитесь гуськом (друг
за другом). Идем по тропинке, которая ведет нас в «лесное царство». Идем очень
осторожно.
- Почему нужно идти осторожно и внимательно смотреть под ноги? (чтобы случайно не
наступить на какую-нибудь маленькую букашку).
Музыкальная пауза. Дети исполняют песню «Вместе весело шагать по просторам».
-Вот мы и на лесной полянке (звучит аудиозапись «Звуки леса»)
(чтение «Лесные правила» Н.А.Рыжовой)
Если в лес пришли гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять;
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу - всего лишь гость.
Здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Воспитатель подводит детей к картинкам с изображением осы и божьей коровки
-Чем оса отличается от пчелы или шмеля? (по окраске; у нее есть черные и желтые
полоски на брюшке). Так же ее узнает и птица: запомнит после первых же встреч, ведь она
кусает того, кто ее беспокоит, трогает.
Что означает красный, яркий цвет насекомых? (не тронь меня, будет плохо, я не вкусная
еда)
Импровизированная логическая задача-ситуация «Случай на лесной полянке»
появляются 2 мальчика с корзинами
- Саша, ты много земляники набрал?
- Много, почти целую корзину, а ты, Коля?
- А я набрел на такое грибное место, посмотри, одни белые, - похвастался Коля.
- Смотри, какая красивая бабочка, давайте поймаем ее, покажем всем, - попросил Саша.
- Нельзя ловить бабочек, - сказал Коля.
- Почему Коля остановил товарища?
(Воспитатель выслушивает ответы детей, обобщает их).
- Потому что в нашей стране есть закон об охране животных. Ловить и уничтожать
насекомых нельзя. Бабочки – одни из самых красивых существ на земле. Они опыляют
цветы; без опыления у цветов не будет плодов и семян, значит, цветов станет меньше.
Насекомые нужны растениям, лесу, птицам, животным, рыбам.
Поисково-исследовательская деятельность «Что будет, если исчезнут
насекомые?» через игру «Пищевые цепочки»
( Дети устанавливают «пищевую цепочку» : растения – насекомые – птицы, звери,
рыбы. Исчезновение одного вида животных или растений неизбежно влияет на всю
экосистему. Вывод: люди должны беречь насекомых.)
- А вон и стрекоза полетела, видите? Кто знает что-нибудь о стрекозе?
Насекомое-хищник, самая прожорливая из всех хищников. Она в день съедает пищи
больше, чем весит сама. Добычу ловит ногами, питается комарами и мошками.
-Вот к вам на руку сел жучок: головка черная, на красной спинке темные пятна. Кто
это? Какую пользу приносит это насекомое? (ее еда – тля, крошечные, но очень вредные
насекомые, сосущие сок из растений)
Игровое упражнение «Покажи мимикой и жестами, как ползает божья коровка по руке,
как улетает».
«Чудесная лестница» (схема-алгоритм для составления рассказа о насекомом)
Воспитатель показывает карточку с изображением гусеницы и в ходе беседы
передвигает карточку по ступенькам лестницы
1ступенька. Вопрос о выбранной системе. – Кто это? (гусеница)
2 ступенька. Надсистема. – Где можно увидеть много гусениц?
3 ступенька. Сектор круга (подсистемы). – Части тела гусеницы.
4 ступенька. Геометрические фигуры и формы.
-Какую геометрическую форму она напоминает?
5 ступенька. Цветовые пятна. – Какими карандашами будем рисовать гусеницу?
6 ступенька. Соотношение по размеру. Какая может быть гусеница? (большая , маленькая)
7 ступенька. Маленькие человечки (физическое состояние системы: твердое, жидкое,
газообразное) – Из каких маленьких человечков состоит гусеница?
8 ступенька. Знак равенства (на что или кого похожа данная система)
9 ступенька. Рука (символизирует функции системы) – Какая польза (вред) от гусеницы?
10 ступенька. Продвижение во времени (чем система была в прошлом, чем станет в
будущем?)
11 ступенька. Крестик (система исчезла во всем мире, как без нее обходиться, чем
заменить?) – Что произойдет, если все гусеницы исчезнут?
12 ступенька. Буква Я и знак равенства (представить себя в роли данной системы и
рассказать от ее имени о своих чувствах и ощущениях)
- Что чувствует гусеница (зимой, весной, ночью?) – О чем она думает и мечтает?
Мини – эксперимент по усвоению материала детьми.
Прочесть стихотворение и предложить ответить на вопрос.
Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к природе можно только сердцем. – Как это сердцем?
- Ну а теперь наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться назад в
детский сад.