Методы контроля эффективности учебного процесса и успеваемости учащихся на уроках математики
Автор: Прокопенко Алина Александровна Должность: учитель математики Учебное заведение: ГБОУ "Школа №825" Населённый пункт: город Москва Наименование материала: статья Тема: Методы контроля эффективности учебного процесса и успеваемости учащихся на уроках математики Раздел: среднее образование
«Методы контроля эффективности учебного процесса и успеваемости
учащихся на уроках математики»
Учитель математики
Прокопенко А.А.
Москва 2013-2014 уч.год
Введение
Контроль знаний и умений учащихся является составной частью процесса
обучения.
По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с
запланированными
целями
обучения.
Некоторые
учителя
традиционно
подходят к организации контроля, используют его в основном ради
показателей
достигнутого.
Проверка
знаний
учащихся
должна
давать
сведения не только о правильности или неправильности конечного
результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли
форма
действий
данному этапу
усвоения.
Правильно
поставленный
контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать
получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую
помощь
и
добиваться
поставленных
целей обучения. Все это в
совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных
способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на
уроках математики.
Хорошо поставленный контроль
позволяет
учителю
не
только
правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и
увидеть свои собственные удачи и промахи.
Без хорошо налаженной проверки и своевременной оценки результатов
нельзя говорить об эффективности обучения математике.
На
своих
уроках
я
стараюсь
применять
различные
методы
контроля
и
самоконтроля учащихся, поскольку считаю, что это необходимо для оценки
уже имеющихся знаний и навыков у учащихся, но также позволит выявить
проблемы
и
понять,
как
правильно
побороть
те
или
иные
трудности,
возникающие при обучении математике.
2
1.Цели контроля.
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении
достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования,
углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для
последующего включения школьников в активную творческую деятельность.
Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения
учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями
и навыкам, предусмотренных программой по математике. Во –
вторых,
конкретизация
основной
цели
контроля
связана
с
обучением
школьников
приемам взаимоконтроля и самоконтроля,
формированием
потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.
В - третьих эта цель предполагает воспитание у учащихся таких качеств
личности,
как
ответственность
за
выполненную
работу,
проявление
инициативы.
Контроль выполняет следующие функции:
Контролирующую
Обучающую (образовательную)
Диагностическую
Развивающую
Ориентирующую
Воспитывающую
2.Функции контроля.
Контролирующая функция
Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и
умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени
усвоения
приемов
познавательной
деятельности,
навыков
рационального
учебного труда.
При помощи контроля
определяется
исходный
уровень
для
дальнейшего овладения знаниями, умениями
и
навыками,
изучается
глубина
и
объем
их усвоения.
Сравнивается
планируемое
с
действительными
результатами,
устанавливается
эффективность
используемых учителем методов, форм и средств обучения.
Обучающая функция
Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний
и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют
и
закрепляют
изученный
материал.
Они
не
только
воспроизводят
ранее
изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.
Проверка помогает школьникам выделить главное,
основное
в
изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными
и точными.
Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.
3
Диагностическая функция
Сущность диагностической функции контроля – в получении информации
об
ошибках,
недочетах
и
пробелах
в
знаниях
и
умениях
учащихся
и
порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным
материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических
проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а
также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания
методов и средств обучения.
Развивающая функция
Развивающая
функция
контроля
состоит
в
стимулировании
познавательной активности
учащихся,
в
развитии
их
творческих
способностей.
Контроль обладает исключительными
возможностями
в
развитии
учащихся.
В
процессе контроля развиваются речь, память,
внимание, воображение, воля и мышление школьников. Контроль оказывает
большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как
способности, склонности, интересы, потребности.
Ориентирующая функция
Сущность ориентирующей функции контроля -
в
получении
информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и
классом в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный
материал.
Контроль
ориентирует
учащихся
в
их
затруднениях
и
достижениях.
Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им
направления приложения сил по совершенствованию знаний
и
умений.
Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои
знания и возможности.
Воспитывающая функция
Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся
ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.
Проверка
побуждает
школьников
более
серьезно
и
регулярно
контролировать
себя
при
выполнении
заданий.
Она
является
условием
воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.
Выделение функции контроля подчеркивает его роль и значение в
процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются
в
разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций
на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней
становится и сам учебный процесс.
4
3.Принципы контроля.
Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним
регулярным и индивидуальным. Раскроем эти принципы контроля подробнее.
а)
Целенаправленность
предполагает
четкое
определение
цели
каждой
проверки.
Постановка
цели
определяет
всю
дальнейшую
работу
по
обоснованию
используемых
форм,
методов
и
средств
контроля.
Цели
контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно
проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет
сделать
на
основе
результатов проверки, какой ожидается эффект от
проведения проверки. При конкретизации целей контроля исходят из целей
воспитания, развития
и
обучения
учащихся, которые реализуются на
данном этапе обучения.
б) Объективность контроля
предупреждает
случаи
субъективных
и
ошибочных
суждений,
которые
искажают
действительную
успеваемость
учащихся
и
снижают воспитательное значение контроля. Объективность
контроля зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие:
четкое выделение общих и
конкретных целей обучения, обоснованность
выделения и отбора объектов и содержания контроля, обеспеченность
методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля,
организованность
проведения
контроля.
От
решения
этих
вопросов
во
многом зависит объективность и качество контроля.
в) Под всесторонностью контроля
понимается
охват
большого
по
содержанию
проверяемого
материала.
Этот
принцип
включает
в
себя
усвоение основных
идей данного
курса,
и
усвоение
учебного
материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса,
и
знание
учащимися
отдельных
и существенных фактов, понятий,
закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности. При
таком обилии проверяемого материала усложняется методика составления
заданий,
т.е.
предъявляются
повышенные
требования
к
методике
выделения и сбора объектов проверки.
г)
Под
регулярностью
подразумевается
систематический
контроль,
который сочетается с самим учебным процессом.
Индивидуальность контроля требует оценки
знаний,
умений,
навыков
каждого ученика.
4.Типы контроля.
В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами
деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:
Внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика)
Взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища)
Самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью)
5
Процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой.
Следует различать эти понятия.
Оценка – это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое
осуществляется человеком.
Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия), как
его условно формальное выражение.
Роль оценок и отметок огромна. Они не только служат для учета
успеваемости
учащихся,
помогая
тем
самым
учителю
ориентироваться
в
успешности обучения учащихся, но и помогают самому ученику, и эта их
главная функция, судить о своих знаниях, выявлять собственные пробелы и
исправлять их. Правильно поставленная отметка, вместе с оценкой учителем
работы ученика, ободряет, стимулирует его к дальнейшему обучению, либо,
наоборот,
заставляет
задуматься
и
насторожиться
по
поводу
какого-то
неуспеха. В том то и дело, что отсутствие оценки для ребёнка неисправимо
бóльшая беда, чем двойка.
Ошибка – это погрешность, свидетельствующая о том, что ученик не
овладел теми знаниями и
умениями
(связанными
с
контролируемым
разделом,
темой),
которые
определены
программой
по
математике
для
средней школы.
5.Формы контроля
На практике выделяют 3 формы внешнего контроля: индивидуальный,
групповой и фронтальный.
А). Индивидуальный контроль.
При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание,
которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма
контроля
целесообразна
в
случае,
если
требуется
выяснить
индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
Такая форма контроля всегда планируется: учитель намечает, когда, кого, с
какой целью спросить и какие для этого использовать средства.
Б). Групповой контроль.
При проведении такого контроля класс временно делится на несколько
групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное
задание.
В зависимости от
цели
контроля
группам
предлагают
одинаковые или разные задания.
Групповую форму контроля применяют:
а) При повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала.
б) При выделении приемов и методов решения задач
в)
При
выявлении
наиболее
рационального
решения
задач
или
доказательства теорем.
Иногда групповой контроль проводят в виде уплотненного опроса.
В). Фронтальный контроль.
При фронтальном контроле задания предлагаются всему
классу.
В
процессе этого контроля изучается правильность восприятия и понимания
учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях учащихся,
6
обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки
в
работах
и
ответах
учащихся.
Это
позволяет
учителю
вовремя
наметить
меры
по
их
преодолению и устранению.
Взаимный контроль
Роль
взаимного
контроля
качества
и
эффективности
учебной
деятельности школьников трудно переоценить.
Он содействует выработке таких качеств личности, как честность и
справедливость,
коллективизм.
Взаимный
контроль
помогает
также
учителю
осуществлять
проверку
знаний
учащихся.
В
массовой
школе
сравнительно часто используется взаимная проверка организационной
готовности
к
уроку (констатирующей взаимоконтроль выполнения
домашнего задания) и частичная, эпизодическая взаимопроверка знаний
учащихся (рецензирование ответов на уроке, рецензирование письменных
работ).
Взаимопроверка знаний значительно активизирует деятельность
учащихся, повышает интерес к знаниям и даже нравится им.
В
ходе
взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности детей,
их взаимоотношения с товарищами.
Самоконтроль
Обычным способом организации самоконтроля в процессе обучения
математике
является
указание
ответа
(известного
заранее
или
сообщаемого учениками друг
другу).
Некоторым
учащимся
в
случае
трудоемких
заданий
вполне
достаточно
свериться
с
окончательным
результатом. Другим требуется дать промежуточные ответы. Это помогает
им самостоятельно выполнять учебные задания даже в тот момент, когда у
них еще не выработаны прочные навыки.
Среди учебных заданий, стимулирующих самоконтроль в
работе
учащихся, определенное место занимают задания
с
программированным
контролем.
Такие
задания
позволяют
увеличить
интенсивность
самостоятельной учебной работы учащихся, удобны для организации
фронтальной
работы
и
коллективного
обсуждения
полученных
индивидуальных результатов.
Последовательно работая над привитием умений, связанных с контролем
и самоконтролем
в
математической
деятельности
учащихся,
можно
добиться заметных результатов. При этом растет общая математическая
культура школьников, их работы и ответы становятся более грамотными.
6.Методы контроля.
Среди методов контроля выделяют: устную проверку, проверку
письменно - графических работ и проверку практических работ.
Проверку знаний учащихся учитель осуществляет по-разному. Устная
проверка может быть в форме фронтальной беседы, когда учитель задает
вопросы всем учащимся. При этом происходит непосредственный контакт
7
учителя с классом. При опросе кого-либо из учащихся все остальные должны
внимательно
следить
за
ответом,
поправляя
и
дополняя
его.
Устная
фронтальная
проверка
не
позволяет
установить
всю
глубину
усвоенных
понятий, но зато в течение короткого времени учитель уточняет, насколько
весь класс усвоил основные представления об изучаемом материале или
объекте, умеют ли дети обобщать и систематизировать знания, устанавливать
простейшие связи. При фронтальном опросе учитель выставляет отметки в
конце
урока,
обращая
внимание
на
правильность
и
полноту
ответа,
последовательность изложения, качество речи.
Вторым
широко
применяемым
методом
контроля
в
обучении
математике является проверка письменно-графических работ. Этот метод
имеет
свои качественные
особенности:
большая
объективность
по
сравнению
с
устной проверкой, охват нужного числа
проверяемых,
экономия времени. Применение письменных работ используется для:
1) Проверки знания теоретического материала
2) Умения применять его к решению задач
3) Контроля сформированных навыков
В методике письменно – графических работ выделяют четыре основных
этапа, которым надо уделять
внимание,
это
подготовка,
организация,
проведение, анализ результатов.
При подготовке нужно: вычленить цель проверки, отобрать содержание
объектов проверки, составить проверочные задания. Большую помощь при
этом
оказывают
учебно
–
методические
пособия
“Книга
для
учителя”,
“Дидактические
материалы”,
образцы
проверочных
работ
в
журнале
“Математика в школе”.
При организации проверочной работы учащимся сообщается – в каких
тетрадях ее выполнять, какие задания им предназначены, как озаглавить
работу, как оформить решение, время выполнения работы. При этом следить
за самостоятельностью выполнения работы каждым учеником.
С помощью метода проверки практических работ получают данные об
умении учащихся применять полученные знания при решении практических
задач,
пользоваться
различными таблицами, формулами, чертежными и
измерительными инструментами, приборами.
Учитель получает отчет ученика, в котором приводится только результат
или схематически описаны план практической работы и ее результаты.
Это несколько затрудняет проверку и оценку каждого действия ученика.
Поэтому на практике в проверочном задании приводиться алгоритм его
выполнения,
что позволяет осуществить такую
проверку
правильности
действий ученика. Все работы проверяются, но оцениваются по-разному,
по
результатам
обзорных работ оценки выставляются
в
журнал,
по
результатам тренировочных работ можно выставить лишь положительные
оценки.
7.Средства осуществления контроля.
8
Среди средств проверки наиболее распространены в практике
работы
школы
устный
опрос
учащихся
у
доски,
проверка
учителем
тетрадей с домашним заданием, математический диктант, самостоятельная
и контрольная работы, зачёт, тестовые задания и другие.
Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена
их проверка. Я практикую разные формы учета. Это и устный опрос у доски
или с места по домашнему заданию, и короткая письменная работа,
но,
прежде
всего
это
непосредственная
проверка
задания
в
тетрадях
–
фронтальная при обходе класса в начале урока и более основательная,
(выборочная) во внеурочное время.
Математический диктант может заменить опрос по теме, заданной для
повторения. Его продолжительность обычно 10-20 минут. Он представляет
собой систему вопросов, связанных между собой.
Текст диктанта может быть:
1. Написан на плакате
2. Спроецирован на доску с помощью компьютера.
3. Зачитан учителем
Ученики могут проверить диктант самостоятельно у соседа по парте.
В 5-7 классах все работы проверяются учителем. Этот метод проверки
реже используется в старших классах.
С помощью математического диктанта можно
проверить
знание
учащимися формулировок, определений, свойств, теорем, формул, умения и
навыки в их использовании.
При изучении математики важно, чтобы учащиеся не только знали
теоретический материал, но и умели применять его к решению задач и
упражнений, обладали бы рядом навыков
(вычислительными
навыками,
умениями преобразовывать выражения и т.д.). Эти умения и навыки могут
быть по настоящему проверены только в письменной работе. Обычно
самостоятельные работы проводятся после коллективного решения задач
новой темы и предшествуют контрольной работе по этой теме.
При
проведении
самостоятельной
работы
учитель
сталкивается
со
следующими затруднениями:
1. Дети заканчивают работу не одновременно, поэтому целесообразно
включать в работу дополнительные задания для тех, кто работает быстрее.
2. Трудно подобрать задания одинаково посильные всем учащимся.
3. Трудно организовать проверку самостоятельных работ.
Контрольная работа может быть кратковременной и долговременной.
Перед проведением контрольной работы необходимо определить объект
контроля, цель предстоящей работы и средства контроля.
Они должны быть сообщены учащимся.
Контрольная работа должна быть посильной для всех учащихся без
исключения. Сильным ученикам нужно дать задания труднее.
Каждой контрольной работе должна предшествовать самостоятельная
работа с аналогичными упражнениями.
Обязательно нужно проводить анализ контрольной работы.
9
В тестовых заданиях учащимся предлагается несколько, обычно 3-4,
варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Эта форма
контроля тоже имеет свои преимущества, неслучайно это одна из наиболее
распространенных
в
последнее
время
форм
контроля
во
всей
системе
образования. Учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их
запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время.
Наряду со всеми знаниями, усвоение которых учащимися можно проверить с
помощью письменной проверки, появляется возможность проверить умения
учащихся, связанные с распознаванием.
В школе должен происходить постоянный поиск, цель которого - найти
новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по
образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения.
Коллективу
учителей
школ
необходимо
реализовать
концепцию,
которая
предполагает
необходимость
обеспечения
учащихся
прочными
знаниями
материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного
развития и формирования личности каждого обучаемого –
с учетом его
индивидуальных способностей и возможностей.
Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой
степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.
В связи свыше написанным скажу, что я стараюсь на своих уроках
поочередно
использовать
все
изложенные
в
докладе
формы
и
методы
контроля.
К
примеру,
с
пятиклассниками
и
шестиклассниками
мы
периодически практикуем так называемую взаимную проверку друг у друга,
а также работу в парах или тройках, когда сильный ученик, задавая вопросы
по теме, при этом оценивает своего собеседника и называет отметку, которую
считает
нужной.
Такая
работа,
во-первых
помогает
учащимся
лучше
ориентироваться в материале, самим видеть, где возможны у них проблемы и
могут
попробовать
их
решить
самостоятельно
или
с
помощью
одноклассников. К тому же момент оценки и выставления отметки очень
важен, как и для отвечающего, так и для проверяющего, так как это должно
быть максимально честно и не зависеть от личного отношения друг к другу
(за этим с моей стороны идет особый контроль). Так же, в пятом классе был
опыт проведения урока-самоанализа с рефлексией в конце урока. Ребятам
была предложена презентация, где были задания в виде теста и отдельные
задачи, которые учащиеся решали, поднимали руки и говорили свои ответы,
если результат был верен, то ученик сам ставил себе 1 бал. Итогом урока
было подсчет результатов и выставление отметок, но также учитывалось
мнение самого ребенка, каждый должен был сам определить и сказать, как он
работал и достоин ли он получившейся отметки (к слову сказать, были такие,
кто говорил что чувствует, что знает хуже, нежели это показал его результат).
Ну и заключительной частью урока было то, что у каждого ребенка на столе
была
заготовка
с
рожицей
безо
рта,
каждый
должен
был
подумать
и
нарисовать
тот
ротик
рожице,
как
он
чувствовал
себя
на
уроке,
было
предложено три варианта: хорошо, средне и плохо. Это было важно для меня
самой даже не столько оценка знаний, сколько было важным посмотреть, как
10
ребятам далось начало года в новом здании с новыми учителями, насколько
комфортными были для них условия. Также с пятиклассниками мы в классе
смотрели
фильм
«История
единицы»
и
после
просмотра
ребята
делали
доклады с использованием презентаций по темам: «История математики» и
«Системы счисления». В свою очередь с шестым классом мы проводили
практические работы по темам «Длина окружности» и «Площадь круга»,
также учащиеся делали доклады и презентациями по темам «Окружность и
круг» и «Евклид и геометрия». В течение всего года наряду с традиционными
формами
и
методами
контроля,
такими
как
контрольные
работы,
самостоятельные, математические диктанты и другие, была выбрана такая
форма как математический кроссворд. Надо отметить, что если в начале года
в основном кроссворды предлагала я ребятам, то к концу они настолько
втянулись,
и
им
понравилось,
что
они
стали
сами
их
составлять
и
придумывать
к
ним
вопросы.
Также
с
шестым
с
классом
мы
провели
несколько уроков, посвященных занимательным задачам, взятым из книги
«Занимательная математика» Перельмана Я.И.
Считаю, что все проведенные мероприятия мне как учителю помогли
лучше ориентироваться и понять что лучше, а что хуже дается деткам, на
какие темы в будущем стоит обращать особое внимание, а где надо давать
больше практических задач и примеров. Учащимся, на мой взгляд, было
интересно
при
помощи
таких
уроков
изучать
математику
и
самим
чувствовать чего им не хватает для лучшего усвоения материала. Это я
смогла понять по возросшему количеству вопросов от учеников, что как
учителя меня несомненно радует.
Заключение
11
Систематический контроль знаний и умений учащихся –
одно
из
основных условий повышения качества обучения. Учитель математики в
своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля
(самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.), но и
систематически изобретать, внедрять свои средства контроля. Умелое
владение учителем различными формами контроля знаний и умений
способствует
повышению
заинтересованности
учащихся
в
изучении
предмета,
предупреждает
отставание,
обеспечивает
активную
работу
каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим.
В результате проведения нетрадиционных форм контроля
знаний
и
умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается
уровень подготовки к
уроку,
что
позволяет
своевременно
устранять
недостатки и пробелы в знаниях учащихся.
12