"Развитие психомоторных и сенсорных процессов у учащихся с умственной отсталостью"
Автор: Ступина Ольга Сергеевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: Казенное общеобразовательное учреждение "Сургутская школа с профессиональной подготовкой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Населённый пункт: город Сургут Наименование материала: авторская программа Тема: "Развитие психомоторных и сенсорных процессов у учащихся с умственной отсталостью" Раздел: среднее профессиональное
Казенное общеобразовательное учреждение «Сургутская школа с
профессиональной подготовкой» для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
Программа курса
«Развитие психомоторных и сенсорных процессов у учащихся с умственной
отсталостью»
Педагог – психолог
Ступина Ольга Сергеевна
Сургут, 2016
Развитие психомоторных и сенсорных процессов у учащихся с
умственной отсталостью
Пояснительная записка
В
соответствии
с
ФГОС программа по
развитию
психомоторных
и
сенсорных процессов у обучающихся в Сенсорной среде предусматривает
создание
специальных
условий,
позволяющих
учитывать
особые
образовательные
потребности
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
посредством
индивидуализации
и
дифференциации образовательного процесса.
Программа направлена:
•
на развитие у обучающихся психомоторных и сенсорных компетенций;
•
на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы;
•
на развитие социальных компетенций (включение полученного опыта в
практическую деятельность).
Программа по курсу «Развитие психомоторных и сенсорных процессов»
р а з р а б о т а н а
д л я
о б у ч а ю щ и х с я
с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
1
дополнительного
-
1
классов
и
составлена
на
основе
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Коррекционные
занятия
в
сенсорной
среде
входят
в
коррекционно-
развивающую область и реализуются через индивидуальные и подгрупповые
коррекционные занятия (индивидуальные и подгрупповые до 2 человек).
Занятия
проводятся
1
раз
в
неделю
в
1
полугодии
с
одной
подгруппой
обучающихся, во 2 полугодии с другой подгруппой обучающихся.
Особенности психофизического развития обучающихся с умственной
отсталостью
в
возрасте
7-9
лет
связаны
со
спецификой
развития
их
психомоторных и сенсорно-перцептивных способностей, характеризующихся
нарушениями
различной
степени
выраженности
и
вариативностью
проявлений. Наиболее существенными из них являются сниженная точность
восприятия и воспроизведения пространственных величин, замедленность
сложной
двигательной
реакции,
затруднения
в
выполнении
движений
в
максимальном темпе.
Программа
направлена
на
развитие
западающих
психомоторных
и
сенсорных функций и процессов у обучающихся, а также умение включить
полученный опыт на занятиях в практическую деятельность.
Цель программы – развитие психомоторных и сенсорных процессов у
обучающихся 1 дополнительного,1 классов с учетом их индивидуальных
психофизических возможностей и образовательных потребностей.
Основные задачи:
развивать произвольность сенсорных и психомоторных процессов
развивать сенсорно-перцептивную чувствительность
гармонизировать психоэмоциональный фон
формировать
умения
включать
полученный
опыт
в
практическую
деятельность.
При
изучении
данного
курса
используются
элементы
следующих
образовательных
технологий:
здоровье
сберегающие,
информационно
–
коммуникативные,
игровые
технологии,
уровневой
дифференциации,
технологии развивающего обучения («зона ближайшего развития»).
Используются словесные
(объяснение,
беседа)
и наглядные
методы
(демонстрация, метод иллюстраций, работа с автодидактическим, сенсорно-
перцептивным материалом, модулями среды, раздаточным материалом), а
также
практические
методы
(психомышечная
гимнастика,
этюды
на
выражение эмоциональных состояний, участие в упражнениях, играх).
Методы и приёмы в организации занятий подбирается таким образом,
чтобы обучающийся понимал цель своей деятельности и активно включался в
совместную деятельность со взрослым.
Пространство
темной
сенсорной
комнаты
условно
и
функционально
подразделяется на два блока:
Активационный
блок
предст авлен:
п ол и фу н к ц и о н а л ь н ы м
интерактивным оборудованием:
- модуль «Звездное небо» (представляет собой панель из черного пластика
в
рамке.
В
нее
вмонтированы
тончайшие
фиброволокна.
Способствует
стимуляции
тактильно-визуальных
ощущений,
пространственных
представлений и ориентировок, а также развития восприятия, воображения,
фантазии, концентрации внимания).
-модуль«
ЛЕД»
(интерактивная
панель,
состоящая
из
шести
красок,
светящихся в ультрафиолетовом свете, способствует развитию воображения,
творческой фантазии)
- модуль
«Грозовая туча»
пучок фиброоптических волокон с боковым
свечением способствуют развитию внимания, формируют представления о
цвете, гармонизируют эмоциональное состояние.
- зеркальное ультрафиолетовое панно «Светящиеся нити» (представляет
собой зеркальную панель, с верхней части которой спускаются цветные нити,
святящиеся
в
ультрафиолетовом
свете
и
многократно
отражающиеся
в
зеркале.
Способствуют
сенсорно-перцептивному
развитию,
стимуляции
зрительных и тактильных ощущений.
-панно «Сухой душ»
(разноцветные
«струи»
из
атласных
лент
стимулируют
тактильные
ощущения, способствуют развитию зрительного и тактильного восприятия
пространства и себя в нем.
Панно «Сухой душ» может использоваться как
«уголок уединения»)
-панно «Лестница света» (экран, разделенный на 6 горизонтальных ячеек,
расположенных друг гад другом. В каждой ячейки имеется источник света.
Данное панно стимулирует развитие сенсорных ощущений, познавательного
интереса и активного внимания, способствует развитию координационных
действий «глаз-ухо»).
-
панно
«Кривое
зеркало»
(повышает
эмоциональный
фон
ребенка,
развивает наблюдательность и внимание).
- панно «Веселый клоун»
Способствуют
сенсорно-перцептивному
развитию,
стимуляции
зрительных и тактильных ощущений.
- «Музыкально-тактильное панно»
Способствуют сенсорно-перцептивному развитию, стимуляции слуховых,
зрительных и тактильных ощущений.
- Сенсорная тропа для ног (ковролиновая дорожка длиной 250 см. и
шириной
35
см.,
с
различными
«
кочками»).
Способствует
развитию
тактильного ощущения, профилактики плоскостопия.
Так же для от реагирования диструктивного эмоционального состояния
используются активный модуль - боксерская груша .
Релаксационный блок представлен:
-пуфиками
–
кре слами
с
гранулами
(сидения,
наполне нно е
пенополистирольными
гранулами,
принимающие
индивидуальную
анатомическую
позу
человека
и
способствующие
максимальному
расслаблению и микромассажу).
-мягкими напольными матами
(мягкое напольное покрытие, на котором ребенок и взрослый могут лежать,
сидеть, двигаться).
-
сухим
бассейном
с
полигамной
подсветкой
(квадратный
с
мягкими
стенками
бассейн,
наполненный
пластмассовыми
полупрозрачными
шариками. В дно бассейна вмонтирована светодиодная система подсветки
шариков. Он используется как для релаксации, так и для активных игр.)
Данное
интерактивное
оборудование
направленно
на
сенсорно-
перцептивное,
тактильное
развитие
и
гармонизацию
эмоционального
состояния.
Таким образом, сенсорная комната представляет собой особым образом
организованное
пространство
для
реализации
цели
программы.
Это
затемненная
комната,
наполненная
автодидактическим,
интерактивным
оборудованием,
которое
имеет
полифункциональное
значение
в
своем
использовании.
Модули
расположены
в
соответствии
с
требованиями
САнПина,
отвечают
требованиям,
предъявляемым
к
использованию
различных электроустановок
(прожекторов, светильников, интерактивных панно и др.).
Комната соответствует требованиям противопожарной безопасности.
Одним из главных условий темная сенсорной комнаты является создание
затемнения,
достаточного
для
того,
чтобы
наблюдать
светоэффекты.
Решению
задач,
которые
ставит
перед
собой
специалист,
организуя
предметно
развивающее
пространство,
в
темной
сенсорной
комнате
способствует также: комфортная мягкая мебель, сухой бассейн с шарами,
релаксационные
подушечки
с
гранулами,
настенные
и
напольные
маты,
мягкий ковер.
Дизайн темной сенсорной комнаты продуман таким образом, что все
предметы, которые находятся в ней, являются абсолютно безопасными при
передвижении в полумраке.
Планируемые результаты
Личностные
Предметные
-уметь соблюдать правила
поведения в среде темной сенсорной
комнаты;
- уметь применять методы
релаксации к себе (способы
правильного дыхания,
эмоционального реагирования);
-уметь осознавать свою телесность
(напряжение/расслабление);
-уметь тактильно различать свойства
предметов;
-уметь концентрировать зрительное,
слуховое внимание согласно
заданиям;
-уметь контролировать свои
двигательные действия,
эмоциональные проявления;
-запоминать правила упражнений,
-внимательно
и
терпеливо
слушать
других;
-уметь
включаться
в
совместную
деятельность,
-выполнять коллективные работы;
-уметь доверять;
-сохранять
в
играх,
упражнениях
хорошие отношения,
- соблюдать правила игры;
- у м е т ь использовать
полученный
опыт в жизни.
игр, упражнений;
-
уметь
использовать
полученный
опыт в жизни.
Знания,
умения
и
навыки
не
оцениваются,
устно обучающиеся
поощряются
учителем за старание, правильное выполнение упражнений,
участие
в
игре.
Достижение
планируемых
результатов
освоения
коррекционно-развивающего
курса
оценивается
по
итогам
мониторинга
(начальная и итоговая диагностика состояния психомоторных функций на
п р и б о р е
А К Т И ВА Ц И О М Е Т Р ) .
Р е з у л ь т а т ы
г а р м о н и з а ц и и
психоэмоционального
состояния
отслеживаются
по
методике
Л.
П.
Пономаренко «Дерево».
РДО – точность реакции на движущийся объект (точность РДО связана с
типологическими
свойствами
нервной
системы
и
рассматривается
как
признак уравновешенности, сдерживания импульсивных действий).
У обучающихся с относительной брадикардией (58-60 уд.в мин.)
преобладает
тенденция
к
превышению
временных
интервалов
и
к
запаздыванию в РДО.
У обучающихся с относительной тахикардией (86 -102 уд.в мин.)
наблюдается
преимущественно
тенденция
к
укорачиванию
времени
и
преждевременным реакциям на движущийся объект (реакции упреждения) в
РДО.
И
тенденция к запаздыванию, и тенденция к упреждению в пробах
РДО
является
показателем
сбалансированности
процессов
внимания,
подвижности и лабильности нервной системы.
Тест самоидентичности «Дерево» - позволяет отслеживать реальное
эмоциональное состояние ребёнка до начала занятий и после занятий в среде
(в
зависимости
от
выбора
человечка
на
картинке
с
которым
он
себя
отождествляет).
Тематическое планирование
1 дополнительный класс
1 полугодие соединить в один год
№
тем
ы
Тема
Кол-
во
часо
в
в том числе
теоретичес
ких
практическ
их
1.
Знакомство со средой
сенсорной комнаты вновь
прибывших обучающихся
(при отсутствии
прибывших-релаксация)
1
1
2.
Знакомство с методами
релаксации
3
3
3.
Развитие тактильного
восприятия
3
3
4.
Развитие акустического
восприятия
2
2
5.
Развитие слухового
внимания
2
2
6.
Развитие зрительного
внимания
2
-
2
7.
Формирование
двигательной памяти,
развитие двигательного
контроля
3
3
Всего часов:
16
1
15
Содержание
1. Знакомство со средой сенсорной комнаты 1 ч.
Беседа на принятие правил в среде сенсорной комнаты
Ознакомление с оборудованием сенсорной комнаты
2.
Знакомство с методами релаксации 3 ч.
Психомышечная гимнастика «Лучики»
Ознакомление с видами релаксации
3.
Развитие тактильного восприятия 3ч.
Психомышечная гимнастика «Лучики»
Игра «Волшебный камешек»
Упражнения: «Формы», «Игра с перышком»
«Какой кочки не стало», «Ты глаза не открывай, что написано,
угадай!»
Релаксация в сухом бассейне с фиксацией на дыхании
4.
Развитие акустического восприятия 2ч.
Психомышечная гимнастика «Лучики»
Упражнения: «Микрофон Караоке», «Как звучит»
Релаксация в сухом бассейне с фиксацией на дыхании
5.
Развитие слухового внимания 2ч.
Психомышечная гимнастика «Лучики»
Упражнения: прослушивание аудиосказок «О глупом мышонке»,
«Как львенок и черепаха пели песню»
«Релаксация в сухом бассейне с фиксацией на дыхании
6.
Развитие зрительного внимания 2ч.
Психомышечная гимнастика «Лучики»
Упражнения «Трубка с пузырьками», «Поймай взглядом», «Большие
и маленькие», «Звездочки», «Гадание у огня», «Волосы русалки»,
«Найди такие же по форме»
«Релаксация в сухом бассейне с фиксацией на дыхании
7.
Формирование двигательной памяти, развитие двигательного
контроля 3ч.
Психомышечная гимнастика «Лучики»
Упражнения: «По тропе пройди - кочки назови», «Найди мячик»,
«Зеркало», «Заплети косичку», Игра «Кто ловкий»
«Релаксация в сухом бассейне с фиксацией на дыхании
Тематическое планирование
1 дополнительный класс
2 полугодие
№
тем
ы
Тема
Кол-
во
часо
в
в том числе
теоретичес
ких
практическ
их
1.
Знакомство со средой
сенсорной комнаты вновь
прибывших обучающихся
(при отсутствии
1
1
прибывших-релаксация)
2.
Знакомство с методами
релаксации
3
3
3.
Развитие тактильного
восприятия
3
3
4.
Развитие акустического
восприятия
2
2
5.
Развитие слухового
внимания
2
2
6.
Развитие зрительного
внимания
2
-
2
7.
Формирование
двигательной памяти,
развитие двигательного
контроля
3
3
8.
Релаксация
1
1
Всего часов:
17
1
16
Содержание
1. Знакомство со средой сенсорной комнаты 1 ч.
Беседа на принятие правил в среде сенсорной комнаты
Ознакомление с оборудованием сенсорной комнаты
2. Знакомство с методами релаксации 3 ч.
Психомышечная гимнастика «Лучики»
Ознакомление с видами релаксации
3. Развитие тактильного восприятия 3ч.
Психомышечная гимнастика «Лучики»
Игра «Волшебный камешек»
Упражнения: «Формы», «Игра с перышком»
«Какой кочки не стало», «Ты глаза не открывай, что написано,
угадай!»
Релаксация в сухом бассейне с фиксацией на дыхании
4. Развитие акустического восприятия 2ч.
Психомышечная гимнастика «Лучики»
Упражнения: «Микрофон Караоке», «Как звучит»
Релаксация в сухом бассейне с фиксацией на дыхании
5. Развитие слухового внимания 2ч.
Психомышечная гимнастика «Лучики»
Упражнения: прослушивание аудиосказок «О глупом мышонке»,
«Как львенок и черепаха пели песню»
«Релаксация в сухом бассейне с фиксацией на дыхании
6. Развитие зрительного внимания 2ч.
Психомышечная гимнастика «Лучики»
Упражнения «Трубка с пузырьками», «Поймай взглядом»,
«Большие и маленькие», «Звездочки», «Гадание у огня», «Волосы
русалки», «Найди такие же по форме»
«Релаксация в сухом бассейне с фиксацией на дыхании
7. Формирование двигательной памяти, развитие двигательного
контроля 3ч.
Психомышечная гимнастика «Лучики»
Упражнения: «По тропе пройди - кочки назови», «Найди мячик»,
«Зеркало»«Заплети косичку», Игра «Кто ловкий»
«Релаксация в сухом бассейне с фиксацией на дыхании
8. Релаксация -1ч
Психомышечная гимнастика в сухом бассейне с фиксацией на
дыхании
Тематическое планирование
1 класс
1 полугодие
№
тем
ы
Тема
Кол-
во
часо
в
в том числе
теоретичес
ких
практическ
их
1.
Знакомство со средой
сенсорной комнаты вновь
прибывших обучающихся
(при отсутствии
прибывших-релаксация)
1
1
2.
Релаксация
3
3
3.
Развитие тактильного
восприятия
2
2
4.
Развитие акустического
восприятия
2
2
5.
Развитие слухового
внимания
4
4
6.
Развитие зрительного
внимания
2
-
2
7.
Формирование
двигательной памяти,
развитие двигательного
контроля
2
2
Всего часов:
16
1
15
Содержание
1. Знакомство со средой сенсорной комнаты 1 ч.
Беседа на принятие правил в среде сенсорной комнаты
Ознакомление с оборудованием сенсорной комнаты
2. Релаксация 3 ч.
Психомышечная гимнастика «Лучики»
Эмоциональное и мышечное расслабление (техники
расслабляющего дыхания,
музыкотерапия, отдых в сухом бассейне)
3.
Развитие тактильного восприятия 2ч.
Психомышечная гимнастика «Лучики»
Игра «Ты глаза не открывай, что написано, угадай!»
Упражнение «Какой кочки не стало»
Релаксация в сухом бассейне с фиксацией на дыхании
4.
Развитие акустического восприятия 2ч.
Психомышечная гимнастика «Лучики»
Упражнения: «Микрофон Караоке», «Как звучит»
Релаксация в сухом бассейне с фиксацией на дыхании
5.
Развитие слухового внимания 4ч.
Психомышечная гимнастика «Лучики»
Упражнения: «Кто в домике живет» «Поезд», «На чем играл зайка»
«Релаксация в сухом бассейне с фиксацией на дыхании
6.
Развитие зрительного внимания 2ч.
Психомышечная гимнастика «Лучики»
Упражнения «Найди такой же по цвету», «Найди такой же по
форме»,
«Узнай фигуру», «Костер»
«Релаксация в сухом бассейне с фиксацией на дыхании
7.
Формирование двигательной памяти, развитие двигательного
контроля 2ч.
Психомышечная гимнастика «Лучики»
Упражнения: «Ногой по мячу», «Змейка»,
Игры «Разведчики», «Кто ловкий»
«Релаксация в сухом бассейне с фиксацией на дыхании
Тематическое планирование
1 класс
2 полугодие
№
тем
ы
Тема
Кол-
во
часо
в
в том числе
теоретичес
ких
практическ
их
1.
Знакомство со средой
сенсорной комнаты вновь
прибывших обучающихся
(при отсутствии
прибывших-релаксация)
1
1
2.
Релаксация
3
3
3.
Развитие тактильного
восприятия
2
2
4.
Развитие акустического
восприятия
2
2
5.
Развитие слухового
внимания
4
4
6.
Развитие зрительного
внимания
2
-
2
7.
Формирование
двигательной памяти,
развитие двигательного
контроля
2
2
8.
Релаксация
1
1
Всего часов:
17
1
16
Содержание
1. Знакомство со средой сенсорной комнаты 1 ч.
Беседа на принятие правил в среде сенсорной комнаты
Ознакомление с оборудованием сенсорной комнаты
2. Релаксация 3 ч.
Психомышечная гимнастика «Лучики»
Эмоциональное и мышечное расслабление (техники
расслабляющего дыхания,
музыкотерапия, отдых в сухом бассейне)
3. Развитие тактильного восприятия 2ч.
Психомышечная гимнастика «Лучики»
Игра «Ты глаза не открывай, что написано, угадай!»
Упражнение «Какой кочки не стало»
Релаксация в сухом бассейне с фиксацией на дыхании
4. Развитие акустического восприятия 2ч.
Психомышечная гимнастика «Лучики»
Упражнения: «Микрофон Караоке», «Как звучит»
Релаксация в сухом бассейне с фиксацией на дыхании
5. Развитие слухового внимания 4ч.
Психомышечная гимнастика «Лучики»
Упражнения: «Кто в домике живет» «Поезд», «На чем играл зайка»
«Релаксация в сухом бассейне с фиксацией на дыхании
6. Развитие зрительного внимания 2ч.
Психомышечная гимнастика «Лучики»
Упражнения «Найди такой же по цвету», «Найди такой же по
форме»,
«Узнай фигуру», «Костер»
«Релаксация в сухом бассейне с фиксацией на дыхании
7. Формирование двигательной памяти, развитие двигательного
контроля 2ч.
Психомышечная гимнастика «Лучики»
Упражнения: «Ногой по мячу», «Змейка»,
Игры «Разведчики», «Кто ловкий»
«Релаксация в сухом бассейне с фиксацией на дыхании
8. Релаксация -1ч
Психомышечная гимнастика, релаксация в сухом бассейне с
фиксацией на дыхании