Напоминание

Рабочая программа курса "Введение в биологию. 5 класс"


Автор: Васенина Светлана Юрьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ Лицей №9
Населённый пункт: г.Слободской Кировская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа курса "Введение в биологию. 5 класс"
Раздел: среднее образование





Назад





Рабочая программа курса «Введение в биологию. 5 класс»

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания основного общего образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897, с внесенными изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1644), примерной образовательной программой основного общего образования и с основной образовательной программой основного общего образования МКОУ Лицея №9, на основе авторской программы курса «Биология. Введение в биологию. 5 класс» Н.И.Сонина, В.Б. Захарова // Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. (Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно- методическое пособие /сост. Г.М.Пальдяева. – 3-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2014.). Программа отражает идеи и положения Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно- методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н.И. Сонина, УМК «Сфера жизни». Рабочая программа курса биологии в 5 классе ориентирована на использование учебника: Сонин Н.И. Биология: Введение в биологию. 5 кл.: учебник / Н.И.Сонин, А.А.Плешаков.-3-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2014. Указанная рабочая программа рассчитана на базовый уровень преподавания и входит в обязательную часть учебного плана МКОУ Лицея №9 на 2015 – 2016 учебный год.
Основные цели изучения биологии в школе:
 формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;  овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;  овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;  воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;  овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.
2. Общая характеристика учебного предмета биология
Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных. В 6 классе учащиеся получают знания о разнообразии живых организмов, их отличиях от объектов неживой природы. В курсе рассматриваются вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы, особенности взаимодействия объектов живой и неживой природы. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем. В 7 классе учащиеся получают углубленные знания о строении, жизнедеятельности и многообразии бактерий, грибов, растений, животных, вирусов, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием организмов. В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Даётся определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью. В 9 классе учащиеся получают знания об основных законах жизни на всех уровнях её организации, знакомятся с современными достижениями в области биологии, осознают место человека в биосфере и его ответственность за состояние природы. В курсе также проходятся основы цитологии, генетики, селекции, теория эволюции. Учебный предмет «Биология» способствует формированию у учащихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать выводы. Курс «Введение в биологию. 5 класс» предполагает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ, предусмотренных примерной программой. Работы, отмеченные знаком *, выполняются обязательно и подлежат оцениванию. Остальные работы могут проводится демонстрационно и оцениваются по усмотрению учителя. Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки учащихся и изучается по усмотрению учителя. В основе рабочей программы лежит системно-деятельностный подход, поэтому приоритетными
формами и методами
работы являются групповая и парная работа, проектно – исследовательский метод, выполнение творческих заданий, лабораторных и
практических работ. Приоритетными технологиями являются технологии развития критического мышления, проблемного обучения, игровые, информационные.
Основные

виды

контроля:
входной, текущий, промежуточный, итоговый, и
формы

контроля
: тестирование, выполнение лабораторных работ закрепляющего характера, творческие задания, способствующие развитию умения применять знания на практике, монологические ответы учащихся.
3. Место предмета, курса биологии в учебном плане
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы Рабочая программа по биологии для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в Учебном плане примерной основной образовательной программы основного общего образования и составляет - 272 ч, при 34 учебных неделях. Биология. Введение в биологию. 5 класс - 2 ч в неделю (34 учебные недели); Биология. Живой организм. 6 класс - 1 ч в неделю (34 учебные недели); Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс - 1 ч в неделю (34 учебные недели); Биология. Человек. 8 класс - 2 ч в неделю (34 учебные недели); Биология. Общие закономерности. 9 класс - 2 ч в неделю (34 учебные недели). В 8-9 классах в отдельных группах организуется углубленное изучение предмета с нагрузкой 3 ч в неделю. В содержание курса биологии интегрированы сведения из географии, химии, физики, математики, ОБЖ и экологии.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

«Биология»

Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; 9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том ч и с л е альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) ум е н и е организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе
:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира; 2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; 3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде; 4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных; 5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; 6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
5. Содержание учебного курса «Введение в биологию. 5 класс»

Система органического мира. Царства живой природы
Вирусы — неклеточные формы. Бактерии. Многообразие бактерий. Бактерии — возбуди- тели заболеваний. Роль бактерий в природных сообществах (экосистемах). Грибы. Многообразие грибов, их роль в природных сообществах и жизни человека. Растения. Клетки и ткани растений. Процессы жизнедеятельности. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Значение растений в природе и жизни человека. Основные растительные сообщества. Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Приспособления к различным средам обитания.
Цитология и биохимия
Строение, функции и разнообразие клеток. Эукариоты и прокариоты. Химический состав клетки. Фотосинтез. Соматические и половые клетки.
Анатомия и физиология человека
Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы, при кровотечениях.
Эволюция
Признаки живых организмов. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.
Экология
Экологические факторы. Экосистемы. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере.

6. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тематическое планирование курса «Биология. Введение в биологию. 5 класс»



Тема

(тематический

раздел)

Содержание

по стандарту

Основные

виды

деятельности

Планируемые результаты
Ученик научится Ученик получит возможность научиться 1. Живой организм: с т р о е н и е и изучение. Царства живой природы. Признаки живых организмов. Строение, функции и р а з н о о б р а з и е клеток. Эукариоты и прокариоты. Вирусы — н е к л е т о ч н ы е формы. Химический с о с т а в к л е т к и . Соматичес к и е и половые к л е т к и . Фотосинтез. Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов. Определяют основные методы биологических исследований. Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют вклад великих
Личностные УУД:
• ориентация в системе моральных н о р м и ц е н н о с т е й и и х и е р а р х и з а ц и я , п о н и м а н и е конвенционального ха ра кт е ра морали; • признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; • уважение к личности и е ё достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим; •любовь к природе, оптимизм в восприятии мира; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство г о р д о с т и п р и с л е д о в а н и и моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении; • устойчивый познавательный и н т е р е с и с т а н о в л е н и е смыслообразующей фу н к ц и и познавательного мотива.
Регулятивные УУД:
• ц е л е п о л а г а н и ю , в к л ю ч а я
Личностные УУД:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; • г о т о в н о с т и к с а м о о б р а з о в а н и ю и самовоспитанию; • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания ч у в с т в а м д р у г и х , выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные УУД:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • основам саморегуляции в учебной и познавательной д е я т ел ь н о с т и в ф о рм е осознанного управления своим
естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук. постановку новых целей; • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёт а выделенных у ч и т е л е м ориентиров действия в новом учебном материале; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; • а де к ват но с а м о с т о я т е л ь н о о ц е н и в а т ь п р а в и л ь н о с т ь выполнения действия и вносить н е о бход и м ы е ко р р е к т и в ы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные УУД:
• учитывать разные мнения и с т р е м и т ь с я к к о о р д и н а ц и и р а з л и ч н ы х п о з и ц и й в сотрудничестве; • формулировать с о б с т в е н н о е м н е н и е и п о з и ц и ю , аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • устанавливать и с р а в н и ват ь разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; • о с у щ е с т в л я т ь познавательную рефлексию в отношении действий по р е ш е н и ю у ч е б н ы х и познавательных задач; • основам саморегуляции эмоциональных состояний; • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и п р е п я т с т в и я н а п у т и достижения целей.
Коммуникативные УУД:
• у ч и т ы в а т ь и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликт ов; договариваться и приходить к о б щ е м у р е ш е н и ю в совместной деятельности, в т ом ч и с л е в с и т у а ц и и столкновения интересов;
оппонентов образом; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей д е я т е л ь н о с т и ; с т р о и т ь монологиче ско е ко н т е кс т н о е высказывание; • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; пл а нир о ват ь общие способы работы; • о с у щ е с т в л я т ь к о н т р о л ь , коррекцию, оценку д е й с т в и й партнёра, уметь убеждать; • р а б о т а т ь в г р у п п е — устанавливать рабочие отношения, э ф ф е кт и в н о с от руд н и ч ат ь и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; • о с н о в а м ко м м у н и к а т и в н о й рефлексии.
Познавательные УУД:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • создавать и преобразовывать • брать на себя инициативу в организации совместного д е й с т в и я ( д е л о в о е лидерство); • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; • в процессе коммуникации д о с т а т о ч н о т о ч н о , последовательно и полно п е р е д а в а т ь п а р т н ё р у необходимую информацию как ориентир для построения действия; • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном о б с у ж д е н и и п р о б л е м , участвовать в дискуссии и а р г ум е н т и р о в а т ь с в о ю позицию; • с л е д о в а т ь м о р а л ь н о - этическим и психологическим п р и н ц и п а м о б щ е н и я и сотрудничества на основе уважительного отношения к парт н ёрам , вн им ан ия к л и ч н о с т и д р у г о г о , адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности
модели и схемы для решения задач; • давать определение понятиям; • у с т а н а в л и в а т ь п р и ч и н н о - следственные связи; • о б о б щ а т ь п о н я т и я — о с у щ е с т в л я т ь л о г и ч е с к у ю операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; • о с у щ е с т в л я т ь с р а в н е н и е , сериацию и к л а с с и ф и ка ц и ю , самостоятельно выбирая основания и к р и т е р и и д л я у к а з а н н ы х логических операций; • строить классификацию на основе дихотомического деления ( н а основе отрицания); • строить логическое рассуждение, в к л ю ч а ю щ е е у с т а н о в л е н и е причинно-следственных связей; • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; • о сновам о з н а ко м и т е л ь н о г о , изучающего, усваивающего и поискового чтения; • структурировать тексты, включая ум е н и е в ы д е л я т ь гл а в н о е и второстепенное, главную идею т е к с т а , в ы с т р а и в а т ь последовательность описываемых событий. оказывать п о м о щ ь и эмоциональную поддержку п а р т н ё р а м в п р о ц е с с е достижения общей ц ели совместной деятельности; • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для прин я т ия э ф ф е к т и в н ы х совместных решений; • в совместной деятельности чётко формулировать цели г ру п п ы и п оз вол я т ь е ё у ч а с т н и к а м п р о я в л я т ь собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные УУД:
• основам р ефл е кс и в н о г о чтения; • с т а в и т ь п р о б л е м у , а р г у м е н т и р о в а т ь е ё актуальность; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях с о б ы т и й , п р о ц е с с о в , объектов; • д ел а т ь у м о з а к л ю ч е н и я (индуктивное и по аналогии) и в ы в о д ы н а о с н о в е аргументации.
Предметные результаты:


ориентироваться в системе

Предметные результаты:


характеризовать о собенно сти с т р о е н и я и п р о ц е с с о в жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

применять методы биологической науки для изучения клеток и о р г а н и з м о в : о п и с ы в а т ь биологические объекты и процессы;

использовать с о с т а вл я ю щ и е исследовательской и проектной деятельности по изучению живых о р г а н и з м о в ( п р и в о д и т ь доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

ориентироваться в системе п о з н а в ат е л ь н ы х ц е н н о с т е й : оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников. моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во в с е х е ё п р о я в л е н и я х , э кол ог ическое с о з н а н и е , эмоционально-ценностное о т н о ш е н и е к о бъ е к т а м живой природы);

находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

в ы б и р а т ь ц е л е в ы е и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. 2. Многообразие живых организмов. Царства живой природы. Бактерии. Многообразие бактерий. Бактерии — в о з б у д ители заболеваний. Роль б а к т е р и й в природных сообществах (экосистемах). Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки представителей царств живой
Личностные УУД:
• ориентация в системе моральных н о р м и ц е н н о с т е й и и х и е р а р х и з а ц и я , п о н и м а н и е конвенционального ха ра кт е ра морали; • э ко л о г и ч е с ко е с о з н а н и е , признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе;
Личностные УУД:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; • г о т о в н о с т и к с а м о о б р а з о в а н и ю и самовоспитанию; • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; устойчивое следование в
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природных с о о б- ществах и жизни человека. Растения. К л е т к и и т к а н и растений. Процессы жизнедеятельности. Рост, развитие и размножение. Многообразие рас- тений, принципы их классификации. Значение растений в природе и жизни человека. Основные растительные сообщества. Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности у ж и в о т н ы х . Размножение, рост и развитие. Поведение. Многообразие ( т и п ы , к л а с с ы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. природы. Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Осваивают навыки выращивания растений и домашних животных. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, • уважение к личности и е ё достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим; •любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии м и р а ; п о т р е б н о с т ь в самовыражении и самореализации, социальном признании; • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство г о р д о с т и п р и с л е д о в а н и и моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении; • устойчивый познавательный и н т е р е с и с т а н о в л е н и е смыслообразующей фу н к ц и и познавательного мотива.
Регулятивные УУД:
• ц е л е п о л а г а н и ю , в к л ю ч а я постановку новых целей; • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёт а выделенных у ч и т е л е м ориентиров действия в новом учебном материале; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; • а де к ват но с а м о с т о я т е л ь н о о ц е н и в а т ь п р а в и л ь н о с т ь выполнения действия и вносить н е о бход и м ы е ко р р е к т и в ы в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания ч у в с т в а м д р у г и х , выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные УУД:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • основам саморегуляции в учебной и познавательной д е я т ел ь н о с т и в ф о рм е осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; • о с у щ е с т в л я т ь познавательную рефлексию в отношении действий по р е ш е н и ю у ч е б н ы х и познавательных задач; • основам саморегуляции эмоциональных состояний; • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и п р е п я т с т в и я н а п у т и достижения целей.
Коммуникативные УУД:
• у ч и т ы в а т ь и координировать отличные от собственной позиции других
Приспособления к различным средам обитания. Последствия влияния деятельности ч е л о в е к а н а экосистемы. поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении. исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные УУД:
• учитывать разные мнения и с т р е м и т ь с я к к о о р д и н а ц и и р а з л и ч н ы х п о з и ц и й в сотрудничестве; • формулировать с о б с т в е н н о е м н е н и е и п о з и ц и ю , аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • устанавливать и с р а в н и ват ь разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей д е я т е л ь н о с т и ; с т р о и т ь монологиче ско е ко н т е кс т н о е высказывание; • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы людей, в сотрудничестве; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликт ов; договариваться и приходить к о б щ е м у р е ш е н и ю в совместной деятельности, в т ом ч и с л е в с и т у а ц и и столкновения интересов; • брать на себя инициативу в организации совместного д е й с т в и я ( д е л о в о е лидерство); • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; • в процессе коммуникации д о с т а т о ч н о т о ч н о , последовательно и полно п е р е д а в а т ь п а р т н ё р у необходимую информацию как ориентир для построения действия; • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном
взаимодействия; пл а нир о ват ь общие способы работы; • о с у щ е с т в л я т ь к о н т р о л ь , коррекцию, оценку д е й с т в и й партнёра, уметь убеждать; • р а б о т а т ь в г р у п п е — устанавливать рабочие отношения, э ф ф е кт и в н о с от руд н и ч ат ь и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; • о с н о в а м ко м м у н и к а т и в н о й рефлексии.
Познавательные УУД:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • давать определение понятиям; • у с т а н а в л и в а т ь п р и ч и н н о - следственные связи; • о б о б щ а т ь п о н я т и я — о с у щ е с т в л я т ь л о г и ч е с к у ю операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; • о с у щ е с т в л я т ь с р а в н е н и е , сериацию и к л а с с и ф и ка ц и ю , самостоятельно выбирая основания о б с у ж д е н и и п р о б л е м , участвовать в дискуссии и а р г ум е н т и р о в а т ь с в о ю позицию; • с л е д о в а т ь м о р а л ь н о - этическим и психологическим п р и н ц и п а м о б щ е н и я и сотрудничества на основе уважительного отношения к парт н ёрам , вн им ан ия к л и ч н о с т и д р у г о г о , адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать п о м о щ ь и эмоциональную поддержку п а р т н ё р а м в п р о ц е с с е достижения общей ц ели совместной деятельности; • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для прин я т ия э ф ф е к т и в н ы х совместных решений; • в совместной деятельности чётко формулировать цели г ру п п ы и п оз вол я т ь е ё у ч а с т н и к а м п р о я в л я т ь собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные УУД:

и к р и т е р и и д л я у к а з а н н ы х логических операций; • строить классификацию на основе дихотомического деления ( н а основе отрицания); • строить логическое рассуждение, в к л ю ч а ю щ е е у с т а н о в л е н и е причинно-следственных связей; • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; • о сновам о з н а ко м и т е л ь н о г о , изучающего, усваивающего и поискового чтения; • структурировать тексты, включая ум е н и е в ы д е л я т ь гл а в н о е и второстепенное, главную идею т е к с т а , в ы с т р а и в а т ь последовательность описываемых событий.
Предметные результаты:


характеризовать о собенно сти с т р о е н и я и п р о ц е с с о в жизнедеятельности биологических о б ъ е к т о в ( о р г а н и з м о в ) , и х практическую значимость;

применять методы биологической науки для изучения организмов: описывать биологические объекты и процессы;

использовать с о с т а вл я ю щ и е исследовательской и проектной деятельности по изучению живых • основам р ефл е кс и в н о г о чтения; • с т а в и т ь п р о б л е м у , а р г у м е н т и р о в а т ь е ё актуальность; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях с о б ы т и й , п р о ц е с с о в , объектов; • д ел а т ь у м о з а к л ю ч е н и я (индуктивное и по аналогии) и в ы в о д ы н а о с н о в е аргументации.
Предметные результаты:


и с п о л ь з о в а т ь п р и ё м ы работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных р а с т е н и й , д о м а ш н и х животных;

выделять эс т ет и ч ес к и е достоинства объектов живой природы;

о с о з н а н н о с о б л ю д а т ь основные принципы и правила отношения к живой природе;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во в с е х е ё п р о я в л е н и я х , э кол ог ическое с о з н а н и е ,
о р г а н и з м о в ( п р и в о д и т ь доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

ориентироваться в системе п о з н а в ат е л ь н ы х ц е н н о с т е й : оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников. эмоционально-ценностное о т н о ш е н и е к о бъ е к т а м живой природы);

находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

в ы б и р а т ь ц е л е в ы е и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. 3. Среда обитания живых организмов. Многообразие растений. Многообразие животных. Приспособления к различным средам обитания. Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон. Прогнозируют последствия
Личностные УУД:
• ориентация в системе моральных н о р м и ц е н н о с т е й и и х и е р а р х и з а ц и я , п о н и м а н и е конвенционального ха ра кт е ра морали; • э ко л о г и ч е с ко е с о з н а н и е , признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; • уважение к личности и е ё достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим; • потребность в самовыражении и самореализации, с о ц и а л ь н ом признании; • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство г о р д о с т и п р и с л е д о в а н и и
Личностные УУД:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; • г о т о в н о с т и к с а м о о б р а з о в а н и ю и самовоспитанию; • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания ч у в с т в а м д р у г и х , выражающейся в поступках, направленных на помощь и
изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные о с о б е н н о с т и и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред. моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении; • устойчивый познавательный и н т е р е с и с т а н о в л е н и е смыслообразующей фу н к ц и и познавательного мотива.
Регулятивные УУД:
• ц е л е п о л а г а н и ю , в к л ю ч а я постановку новых целей; • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёт а выделенных у ч и т е л е м ориентиров действия в новом учебном материале; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; • а де к ват но с а м о с т о я т е л ь н о о ц е н и в а т ь п р а в и л ь н о с т ь выполнения действия и вносить н е о бход и м ы е ко р р е к т и в ы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные УУД:
• учитывать разные мнения и с т р е м и т ь с я к к о о р д и н а ц и и р а з л и ч н ы х п о з и ц и й в сотрудничестве; • формулировать с о б с т в е н н о е м н е н и е и п о з и ц и ю , аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке обеспечение благополучия.
Регулятивные УУД:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • основам саморегуляции в учебной и познавательной д е я т ел ь н о с т и в ф о рм е осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; • о с у щ е с т в л я т ь познавательную рефлексию в отношении действий по р е ш е н и ю у ч е б н ы х и познавательных задач; • основам саморегуляции эмоциональных состояний; • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и п р е п я т с т в и я н а п у т и достижения целей.
Коммуникативные УУД:
• у ч и т ы в а т ь и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
общего решения в совместной деятельности; • устанавливать и с р а в н и ват ь разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей д е я т е л ь н о с т и ; с т р о и т ь монологиче ско е ко н т е кс т н о е высказывание; • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; пл а нир о ват ь общие способы работы; • о с у щ е с т в л я т ь к о н т р о л ь , коррекцию, оценку д е й с т в и й партнёра, уметь убеждать; • р а б о т а т ь в г р у п п е — устанавливать рабочие отношения, э ф ф е кт и в н о с от руд н и ч ат ь и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликт ов; договариваться и приходить к о б щ е м у р е ш е н и ю в совместной деятельности, в т ом ч и с л е в с и т у а ц и и столкновения интересов; • брать на себя инициативу в организации совместного д е й с т в и я ( д е л о в о е лидерство); • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; • в процессе коммуникации д о с т а т о ч н о т о ч н о , последовательно и полно п е р е д а в а т ь п а р т н ё р у необходимую информацию как ориентир для построения действия; • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном о б с у ж д е н и и п р о б л е м , участвовать в дискуссии и а р г ум е н т и р о в а т ь с в о ю позицию; • с л е д о в а т ь м о р а л ь н о - этическим и психологическим п р и н ц и п а м о б щ е н и я и
сверстниками и взрослыми; • о с н о в а м ко м м у н и к а т и в н о й рефлексии.
Познавательные УУД:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • давать определение понятиям; • у с т а н а в л и в а т ь п р и ч и н н о - следственные связи; • о б о б щ а т ь п о н я т и я — о с у щ е с т в л я т ь л о г и ч е с к у ю операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; • о с у щ е с т в л я т ь с р а в н е н и е , сериацию и к л а с с и ф и ка ц и ю , самостоятельно выбирая основания и к р и т е р и и д л я у к а з а н н ы х логических операций; • строить классификацию на основе дихотомического деления ( н а основе отрицания); • строить логическое рассуждение, в к л ю ч а ю щ е е у с т а н о в л е н и е причинно-следственных связей; • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; • о сновам о з н а ко м и т е л ь н о г о , сотрудничества на основе уважительного отношения к парт н ёрам , вн им ан ия к л и ч н о с т и д р у г о г о , адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать п о м о щ ь и эмоциональную поддержку п а р т н ё р а м в п р о ц е с с е достижения общей ц ели совместной деятельности; • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для прин я т ия э ф ф е к т и в н ы х совместных решений; • в совместной деятельности чётко формулировать цели г ру п п ы и п оз вол я т ь е ё у ч а с т н и к а м п р о я в л я т ь собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные УУД:
• основам р ефл е кс и в н о г о чтения; • с т а в и т ь п р о б л е м у , а р г у м е н т и р о в а т ь е ё актуальность; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях
изучающего, усваивающего и поискового чтения; • структурировать тексты, включая ум е н и е в ы д е л я т ь гл а в н о е и второстепенное, главную идею т е к с т а , в ы с т р а и в а т ь последовательность описываемых событий.
Предметные результаты:


применять методы биологической науки для изучения организмов: описывать биологические объекты и процессы;

использовать с о с т а вл я ю щ и е исследовательской и проектной деятельности по изучению живых о р г а н и з м о в ( п р и в о д и т ь доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

ориентироваться в системе п о з н а в ат е л ь н ы х ц е н н о с т е й : оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников. с о б ы т и й , п р о ц е с с о в , объектов; • д ел а т ь у м о з а к л ю ч е н и я (индуктивное и по аналогии) и в ы в о д ы н а о с н о в е аргументации.
Предметные результаты:


выделять эс т ет и ч ес к и е достоинства объектов живой природы;

о с о з н а н н о с о б л ю д а т ь основные принципы и правила отношения к живой природе;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во в с е х е ё п р о я в л е н и я х , э кол ог ическое с о з н а н и е , эмоционально-ценностное о т н о ш е н и е к о бъ е к т а м живой природы);

находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

в ы б и р а т ь ц е л е в ы е и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе. 4. Ч е л о в е к н а Земле. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека. Приемы оказания первой помощи при т р а в м а х , п р и кровотечениях. Экологические факторы. Экосисте- мы. По следствия влияния деятельности ч е л о в е к а н а экосистемы. Глобальные антропогенные и з м е н е н и я в биосфере. Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного. Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и
Личностные УУД:
• ориентация в системе моральных н о р м и ц е н н о с т е й и и х и е р а р х и з а ц и я , п о н и м а н и е конвенционального ха ра кт е ра морали; • э ко л о г и ч е с ко е с о з н а н и е , признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ з д о р о в о г о о б р а з а ж и з н и и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях; • уважение к личности и е ё достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим; •любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии м и р а ; п о т р е б н о с т ь в самовыражении и самореализации, социальном признании; • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство г о р д о с т и п р и с л е д о в а н и и моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении; • устойчивый познавательный и н т е р е с и с т а н о в л е н и е
Личностные УУД:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; • г о т о в н о с т и к с а м о о б р а з о в а н и ю и самовоспитанию; • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания ч у в с т в а м д р у г и х , выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные УУД:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • основам саморегуляции в учебной и познавательной д е я т ел ь н о с т и в ф о рм е осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; • о с у щ е с т в л я т ь познавательную рефлексию в
выполнения гигиенических требований и правил поведения, н а п р а в л е н н ы х н а сохранение здоровья. смыслообразующей фу н к ц и и познавательного мотива.
Регулятивные УУД:
• ц е л е п о л а г а н и ю , в к л ю ч а я постановку новых целей; • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёт а выделенных у ч и т е л е м ориентиров действия в новом учебном материале; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; • а де к ват но с а м о с т о я т е л ь н о о ц е н и в а т ь п р а в и л ь н о с т ь выполнения действия и вносить н е о бход и м ы е ко р р е к т и в ы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные УУД:
• учитывать разные мнения и с т р е м и т ь с я к к о о р д и н а ц и и р а з л и ч н ы х п о з и ц и й в сотрудничестве; • формулировать с о б с т в е н н о е м н е н и е и п о з и ц и ю , аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • устанавливать и с р а в н и ват ь разные точки зрения, прежде чем отношении действий по р е ш е н и ю у ч е б н ы х и познавательных задач; • основам саморегуляции эмоциональных состояний; • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и п р е п я т с т в и я н а п у т и достижения целей.
Коммуникативные УУД:
• у ч и т ы в а т ь и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликт ов; договариваться и приходить к о б щ е м у р е ш е н и ю в совместной деятельности, в т ом ч и с л е в с и т у а ц и и столкновения интересов; • брать на себя инициативу в организации совместного д е й с т в и я ( д е л о в о е лидерство); • осуществлять
принимать решения и делать выбор; • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей д е я т е л ь н о с т и ; с т р о и т ь монологиче ско е ко н т е кс т н о е высказывание; • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; пл а нир о ват ь общие способы работы; • о с у щ е с т в л я т ь к о н т р о л ь , коррекцию, оценку д е й с т в и й партнёра, уметь убеждать; • р а б о т а т ь в г р у п п е — устанавливать рабочие отношения, э ф ф е кт и в н о с от руд н и ч ат ь и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; • о с н о в а м ко м м у н и к а т и в н о й рефлексии.
Познавательные УУД:
коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; • в процессе коммуникации д о с т а т о ч н о т о ч н о , последовательно и полно п е р е д а в а т ь п а р т н ё р у необходимую информацию как ориентир для построения действия; • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном о б с у ж д е н и и п р о б л е м , участвовать в дискуссии и а р г ум е н т и р о в а т ь с в о ю позицию; • с л е д о в а т ь м о р а л ь н о - этическим и психологическим п р и н ц и п а м о б щ е н и я и сотрудничества на основе уважительного отношения к парт н ёрам , вн им ан ия к л и ч н о с т и д р у г о г о , адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать п о м о щ ь и эмоциональную поддержку п а р т н ё р а м в п р о ц е с с е достижения общей ц ели совместной деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • давать определение понятиям; • у с т а н а в л и в а т ь п р и ч и н н о - следственные связи; • о б о б щ а т ь п о н я т и я — о с у щ е с т в л я т ь л о г и ч е с к у ю операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; • о с у щ е с т в л я т ь с р а в н е н и е , сериацию и к л а с с и ф и ка ц и ю , самостоятельно выбирая основания и к р и т е р и и д л я у к а з а н н ы х логических операций; • строить классификацию на основе дихотомического деления ( н а основе отрицания); • строить логическое рассуждение, в к л ю ч а ю щ е е у с т а н о в л е н и е причинно-следственных связей; • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; • о сновам о з н а ко м и т е л ь н о г о , изучающего, усваивающего и поискового чтения; • структурировать тексты, включая ум е н и е в ы д е л я т ь гл а в н о е и • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для прин я т ия э ф ф е к т и в н ы х совместных решений; • в совместной деятельности чётко формулировать цели г ру п п ы и п оз вол я т ь е ё у ч а с т н и к а м п р о я в л я т ь собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные УУД:
• основам р ефл е кс и в н о г о чтения; • с т а в и т ь п р о б л е м у , а р г у м е н т и р о в а т ь е ё актуальность; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях с о б ы т и й , п р о ц е с с о в , объектов; • д ел а т ь у м о з а к л ю ч е н и я (индуктивное и по аналогии) и в ы в о д ы н а о с н о в е аргументации.
Предметные результаты:


и с п о л ь з о в а т ь п р и ё м ы оказания первой помощи при о т р а в л е н и и я д о в и т ы м и г р и б а м и , я д о в и т ы м и р а с т е н и я м и , у к у с а х животных;
второстепенное, главную идею т е к с т а , в ы с т р а и в а т ь последовательность описываемых событий.
Предметные результаты:


характеризовать о собенно сти с т р о е н и я и п р о ц е с с о в жизнедеятельности биологических о б ъ е к т о в ( о р г а н и з м о в ) , и х практическую значимость;

применять методы биологической науки для изучения организмов: описывать биологические объекты и процессы;

использовать с о с т а вл я ю щ и е исследовательской и проектной деятельности по изучению живых о р г а н и з м о в ( п р и в о д и т ь доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

ориентироваться в системе п о з н а в ат е л ь н ы х ц е н н о с т е й : оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных и с т о ч н и к о в ; п о с л е д с т в и я деятельности человека в природе.

выделять эс т ет и ч ес к и е достоинства объектов живой природы;

о с о з н а н н о с о б л ю д а т ь основные принципы и правила отношения к живой природе;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во в с е х е ё п р о я в л е н и я х , э кол ог ическое с о з н а н и е , эмоционально-ценностное о т н о ш е н и е к о бъ е к т а м живой природы);

находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

в ы б и р а т ь ц е л е в ы е и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Поурочное планирование курса «Биология. Введение в биологию. 5 класс» (68 часов, 2 часа в неделю)



Тема урока

Д/З

Дата урока
По плану По факту
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение - 16 ч
1. Введение. Правила техники безопасности в кабинете биологии. Повторение курса «Окружающий мир. 4 класс». Стр.3-4., записи в тетради. 1-я неделя 2. Входной контроль. Диагностическая тестовая работа. 1-я неделя 3. Что такое живой организм. П.1; стр.11 (1-10). 2-я неделя 4. Наука о живой природе. П.2; стр.16 (1-6). 2-я неделя 5. Знакомство с оборудованием для научных исследований. Стр.20-21., стр.22 (3, 4, 8, 9). 3-я неделя 6. Методы изучения природы. П.3; стр.22 (1, 2, 5, 6). 3-я неделя 7. Лабораторная работа №1. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. П.3; записи в тетради. 4-я неделя 8. Увеличительные приборы. Лабораторная работа №2. Устройство ручной лупы, светового микроскопа.* П.4; стр. 26 (1-7). 4-я неделя 9. Живые клетки. Строение клеток (на готовых микропрепаратах). П.5; стр.32 (1-6). 5-я неделя 10. Различия в строении растительной и животной клеток. Лабораторная работа №3. Строение клеток кожицы чешуи лука.* П.5; стр.32 (7-8). 5-я неделя 11. Химический состав клетки. Лабораторная работа №4. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов. П.6; стр.38 (1-10). 6-я неделя 12. Химический состав клетки. Лабораторная работа №5. Определение состава семян пшеницы. П.6; записи в тетради. 6-я неделя 13. Вещества и явления в окружающем мире. П.7; стр.46 (1-7). 7-я неделя 14. Великие естествоиспытатели. П.8; стр.48 (1-5). 7-я неделя 15. Обобщение темы «Живой организм: строение и изучение». П.1-8. 8-я неделя
16. Контрольная работа №1 «Живой организм: строение и изучение». 8-я неделя
Раздел 2. Многообразие живых организмов – 28 ч
1(17) Как развивалась жизнь на Земле. П.9; стр.52-53, стр.56 (1-9). 9-я неделя 2(18) Животные прошлого – динозавры. П.9; стр.54-55, стр.56 (10). 9-я неделя 3(19) Разнообразие живого. П.10; стр.59 (1-8). 10-я неделя 4(20) Бактерии. П.11; стр.63 (1-5,9,10). 10-я неделя 5(21) Значение бактерий в природе и жизни человека. П.11;.стр.63 (6-8). 11-я неделя 6(22) Грибы. П.12; стр.67 (1-4). 11-я неделя 7(23) Значение грибов в природе и жизни человека. П.12; стр.67 (5-9). 12-я неделя 8(24) Растения. Водоросли. П.13; стр.72 (1-10). 12-я неделя 9(25) Мхи. П.14; стр.75 (1-9). 13-я неделя 10(26 ) Папоротникообразные. П.15; стр.78 (1-8). 13-я неделя 11(27) Обобщение и повторение. Записи в тетради. 14-я неделя 12(28 ) Голосеменные растения. П.16; стр.82 (1-8). 14-я неделя 13(29 ) Покрытосеменные (цветковые) растения. П.17; стр.87 (1-8). 15-я неделя 14(30 ) Значение растений в природе и жизни человека. П.18; стр. 90 (1-11). 15-я неделя 15(31 ) Обобщение и повторение. П.13-18. 16-я неделя 16(32 ) Контрольная работа №2 «Бактерии. Грибы. Растения». 16-я неделя 17(33 ) Животные. Простейшие. П.19; стр.93 (1-9). 17-я неделя 18(34 ) Значение простейших в природе и жизни человека. П.19. 17-я неделя 19(35 ) Беспозвоночные животные. П.20; стр.96 (1-8). 18-я неделя 20(36 Значение беспозвоночных животных в природе и жизни человека. П.20. 18-я неделя
) 21(37 ) Позвоночные животные. Рыбы. П.21; стр.99 (1-2). 19-я неделя 22(38 ) Позвоночные животные. Земноводные. П.21; стр.99 (3). 19-я неделя 23(39 ) Позвоночные животные. Пресмыкающиеся. П.21; стр. 99 (4). 20-я неделя 24(40 ) Позвоночные животные. Птицы. П.21; стр. 99 (5). 20-я неделя 25(41 ) Позвоночные животные. Млекопитающие. П.21; стр. 99 (6-9). 21-я неделя 26(42 ) Значение животных в природе и жизни человека. П.22;.стр. 101 (1-4). 21-я неделя 27(43 ) Обобщение и повторение темы «Многообразие живых организмов». П.19-22. 22-я неделя 28(44 ) Контрольная работа №3 «Царство Животных». 22-я неделя
Раздел 3. Среда обитания живых организмов – 9 ч
1(45) Три среды обитания. П.23; стр. 108 (1-80. 23-я неделя 2(46) Практическая работа №1. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. П.23. 23-я неделя 3(47) Жизнь на разных материках. Евразия. Африка. П.24; стр.114 (1-2). 24-я неделя 4(48) Жизнь на разных материках. Северная и Южная Америка. П.24; стр.114 (3). 24-я неделя 5(49) Жизнь на разных материках. Австралия. Антарктида. П.24; стр.114 (4-7). 25-я неделя 6(50) Природные зоны Земли. Лабораторная работа № 6. Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев). П.25; стр. 120 (1-13). 25-я неделя 7(51) Жизнь в морях и океанах. П.26; стр. 124 (1-100. 26-я неделя 8(52) Практическая работа №2. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. П.23-26. 26-я неделя 9(53). Контрольная работа №4 «Среда обитания живых организмов». 27-я неделя
Раздел 4. Человек на Земле – 10 ч

1(54) Как человек появился на Земле. П.27; стр. 134 (1-14). 27-я неделя 2(55) Как человек изменил Землю. П.28; стр.139 (1-12). 28-я неделя 3(56) Жизнь под угрозой. П.29; стр.142 (1-6). 28-я неделя 4(57) Не станет ли Земля пустыней? П.30; стр. 145 (1-7). 29-я неделя 5(58) Урок контроля и коррекции знаний. Записи в тетради. 29-я неделя 6(59) Здоровье человека. Лабораторная работа №7. Измерение своего роста и массы тела. П.31; стр. 146-147, стр.152 (1-3, 5). 30-я неделя 7(60) Безопасность жизни человека. Лабораторная работа №8. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. П.31; стр. 147-149, стр. 152 (6,9). 30-я неделя 8(61) Ядовитые животные и растения. П.31; стр. 150-151, стр. 152 (7-8). 31-я неделя 9(62) Обобщение и повторение темы «Человек на Земле». П.27-31. 31-я неделя 10(63 ) Контрольная работа №5 «Человек на Земле». 32-я неделя 64 Обобщение и повторение изученного материала. Записи в тетради. 32-я неделя 65 Обобщение и повторение изученного материала. 33-я неделя 66 Обобщение и повторение изученного материала. 33-я неделя 67 Обобщение и повторение изученного материала. 34-я неделя 68 Диагностическая тестовая работа. 34-я неделя

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

Нормативные документы:
1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения). 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ((утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897). 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1644. 4. Примерная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. / сост. Е.С.Савинов. –М.: Просвещение, 2011. 5. Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Г.М.Пальдяева. -3-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2014.
Учебно-методические материалы:
1. Сонин Н.И. Биология: Введение в биологию. 5 кл.: учебник / Н.И.Сонин, А.А.Плешаков. -3-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2014 (+ электронное приложение). 2. Биология. Введение в биологию. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова / авт.-сост. И.В.Константинова. – Волгоград: Учитель, 2014. 3. Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс» / Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2012. 4. Биология. Диагностические работы для проведения промежуточной аттестации. 5-10 классы / В.П. Александрова, М.А.Попов, И.С.Малютина, Н.Г.Ракитина. –М.: ВАКО, 2013. 5. Контрольно-измерительные материалы. Биология. 5 класс /Сост.Н.А.Богданов. –М.: ВАКО, 2014. 6. Воронина Г.А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Г.А.Воронина, Т.В.Иванова, Г.С.Калинова; под ред. Г.С.Ковалевой, О,Б.Логиновой. –М.: Просвещение, 2013. 7. Воронина Г.А. Тесты по биологии. 5 класс: к учебникам Н.И.Сонина, А.А.Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс» линий «Живой организм» и «Сфера жизни» / Г.А.Воронина. –М.: издательство «Экзамен», 2013.
Дополнительная литература:
1. Акимушкин И. Мир животных. – М.: Мысль, 1999. 2. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Кн.для учителя.-2-е изд.,доп.-М.: Просвещение, 1991. 3. Природоведение. 5 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя/ Под общ. ред. Н.И.Сонина. –М.: Айрис-пресс, 2003. 4. Сивоглазов.В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по природоведению. 5 класс. К учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс»/ В.И.Сивоглазов, В.Н.Кириленкова, О.В.Павлова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. 5. Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 6. Теремов А., Рохлов В. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. 7. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., изд. перераб. и доп./ Глав.ред. М Д Аксенова.- М: Аванта+, 1998.

Учебно-практическое оборудование:
1. Влажный препарат «Ящерица» - 1 шт. 2. Влажный препарат «Креветка» - 1 шт. 3. Влажный препарат «Паук» - 1 шт. 4. Влажный препарат «Пескожил» - 1 шт. 5. Влажный препарат «Сцифомедуза» - 1 шт. 6. Влажный препарат «Уж» - 1 шт. 7. Влажный препарат «Черепаха болотная» - 1 шт. 8. Влажный препарат «Строение беззубки» - 1 шт. 9. Влажный препарат «Корень бобового растения с клубеньками» - 1 шт. 10. Гербарий «Деревья и кустарники» - 20 гербарных листов + СD. 11. Гербарий «Дикорастущие растения» - 28 гербарных листов + СD. 12. Гербарий «Культурные растения» - 28 гербарных листов + СD. 13. Гербарий «Лекарственные растения» - 20 гербарных листов + СD. 14. Гербарий «Морфология растений» - 15 гербарных листов + СD. 15. Гербарий «Основные группы растений» - 64 гербарных листа + СD. 16. Гербарий «Растительные сообщества» - 5 гербарных планшетов + СD. 17. Гербарий «Сельскохозяйственные растения» - 28 гербарных листов + СD. 18. Гербарий «Кормовые растения» - 24 гербарных листа + СD. 19. Гербарий «Медоносные растения» - 24 гербарных листа + СD. 20. Гербарий общебиологический – 1 комплект. 21. Гербарий по систематике растений – 1 комплект. 22. Гербарий «Сорные растения» - 24 гербарных листа + СD. 23. Гербарий «Ядовитые растения» - 20 гербарных листов + СD. 24. Коллекция « Примеры защитных приспособлений у насекомых». 25. Коллекция «Отряды насекомых». 26. Коллекция «Типы членистоногих». 27. Коллекция «Насекомые вредители». 28. Коллекция «Удобрения». 29. Коллекция «Плоды и семена растений». 30. Коллекция «Гусеница». 31. Коллекция «Развитие насекомых с неполным превращением». 32. Коллекция «Половой диморфизм». 33. Набор «Эксперименты по микробиологии» - 3 шт. 34. Микроскопы «УМ -301» и «Биолам – 9» – 20 шт. 35. Микроскоп «Микромед С11» подсветкой – 6 шт. 36. Стереомикроскоп SMD 04 – 3 шт. 37. Минилаборатория по экологии - 1 шт. 38. Микролаборатория по биологии – 3 комплекта. 39. Микропрепараты по биологии (ботаника, зоология, анатомия человека, общая биология) – 1 набор. 40. Лупа ЛРШ1 х3 – 16 шт. 41. Модели «Ископаемые животные» - 1 комплект (9 объектов). 42. Модели палеонтологических находок «Происхождение человека» - 1 комплект. 43. Модель «Строение клетки». 44. Модель «Строение молекулы ДНК». 45. Модель «Строение сердца». 46. Модель «Выделительная система». 47. Модель «Строение головного мозга животных» - 5 шт. 48. Модель «Скелет человека». 49. Модель «Ланцетник». 50. Модель «Строение кузнечика».
51. Модель «Внешнее и внутреннее строение гидры». 52. Модель «Инфузория – туфелька». 53. Модель «Строение вируса». 54. Модель «Строение глаза человека». 55. Модель «Биосфера Земли». 56. Устройство автономного сбора и обработки информации данных с программным обеспечением + барометрический датчик, биологический реактор, датчик атмосферного давления, датчик для измерения цвета (мутности), датчик кислорода, датчик освещенности – 1 комплект. 57. Мешалка магнитная – 1 шт. 58. Штатив лабораторный – 1 шт. 59. Набор распилов костей – 1 комплект. 60. Набор портретов ученых – биологов – 2 комплекта. 61. Набор «Почва и ее состав» - 1 шт. 62. Коллекция «Семейство Бабочки» - 1 шт. 63. Коллекция «Семейство Жуков» - 1 шт. 64. Скелет кошки – 1 шт. 65. Цифровая камера Levenhuk – 1 комплект. 66. Наглядная биология, интерактив (Химия клетки. Вещества клетки. Клетки и ткани растений; Введение в экологию; Человек. Строение тела человека; Эволюционное учение; Растения, Грибы, Бактерии; Растение – живой организм; Животные). 67. Модель «Строение почки». 68. Модель «Строение печени». 69. Модель «Строение гортани». 70. Модель «Строение нейрона».
Технические средства обучения:
1. Компьютер – 1 шт. 2. Проектор Acer P 1265 - 1 шт. 3. Телевизор - 1 шт. 4. Интерактивная доска – 1 шт. 5. Принтер HP LaserJet – 1 шт.
8. Планируемые результаты изучения курса «Введение в биологию. 5 класс»

Личностные результаты обучения
—ответственное отношение к обучению; — познавательный интерес и мотивы к обучению; — навыки поведения в природе, осознание ценности живых объектов; —осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; — формирование экологического мышления.
Метапредметные результаты обучения
Ученик
научится:
—проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; —ставить учебную задачу под руководством учителя и работать в соответствии с поставленной задачей; —систематизировать и обобщать разные виды информации; —составлять план выполнения учебной задачи; —проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
—самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин; —находить и использовать причинно - следственные связи; —формулировать и выдвигать простейшие гипотезы; —выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту; —составлять простой и сложный план текста; —участвовать в совместной деятельности.
Предметные результаты обучения
Ученик
научится
Ученик
получит возможность

научиться

-
объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; - называть основные признаки живой природы; - называть и характеризовать основные методы биологических исследований (наблюдение, эксперимент, измерение); - наз ы ват ь о снов ны е част и с в е т о в о г о микроскопа; - работать с лупой и световым микроскопом; - узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки и называть их; - объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке; - называть ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы; - определять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; - называть основные признаки представителей царств живой природы и оп реде ля ть принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы или к отдельной группе растений (водоросли, мхи, п а п о р о т н и ко о б р а з н ы е , г о л о с е м е н н ы е , покрытосеменные), животных; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств; - объяснять роль отдельных представителей царств живой природы в жизни человека; - давать характеристику основным средам обитания живых организмов, сравнивать их у с л о в и я и у с т а н а в л и в а т ь ч е р т ы приспособленности организмов к с реде обитания; - называть и характеризовать природные зоны нашей планеты, их обитателей; - приводить примеры обитателей морей и океанов; - называть предков человека, их характерные черты, образ жизни; - называть основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; - соблюдать правила поведения и р а б о т ы с п р и б о р а м и и инструментами в кабинете биологии; - осознавать уникальность, эст ет ические д ост оин ст ва и ценность отдельных представителей живой природы; - п р а в и л а м выращивания и размножения культурных растений, содержания домашних животных; - н аход ит ь ин форм ацию о б отдельных представителях царств ж и в ы х о р г а н и зм о в в н а у ч н о - п о п у л я р н о й л и т е р а т у р е , б и о л о г и ч е с к и х с л о в а р я х и справочниках и использовать ее для выполнения творческих заданий, составления схем, таблиц, моделей; - правилам поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; - простейшим способам оказания первой пом ощ и при т р а в м а х , отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; - соблюдать правила поведения в природе; - вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредны ми привычками своих товарищей.
- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; - обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; - различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных.


В раздел образования