"Развитие сопереживания у дошкольников на материале художественных произведений"
Автор: Шуртупова Елена Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №60 комбинированного вида" Населённый пункт: Ухта, Республика Коми Наименование материала: статья Тема: "Развитие сопереживания у дошкольников на материале художественных произведений" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №60 комбинированного вида»
МОГО «Ухта»
Статья
Тема «Развитие сопереживания у дошкольников
на материале художественных произведений»
Подготовила
Воспитатель
Шуртупова
Елена Александровна
Ухта, 2016г
Статья
«Развитие сопереживания у дошкольников на
материале художественных произведений»
Подготовила
воспитатель
Елена Александровна Шуртупова
Статья «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
МДОУ детский сад № 60 комбинированного вида
Республика Коми г. Ухта
Аннотация:
В
статье
поднимаются
вопросы
духовно-нравственного
воспитания детей дошкольного возраста, автор делает попытку рассмотреть
взаимодействие образовательного учреждения и семьи.
Ключевые
слова:
Воспитание
духовной
личности
возможно
только,
совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Главной целью моей работы, является создание условий, для приобщения
родителей и детей к духовно-нравственным ценностям, а также воспитание
готовности следовать им.
Интерес
к
проблеме
воспитания
духовно-нравственных
качеств
у
ребёнка,
возник
у
меня,
когда
я
проходя
обучение
в
«Ухтинском
педагогическом
колледже»
выбрала
тему
курсовой
работы
«Развитие
сопереживания
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
на
материале
художественных произведений». Подбирая материал для данной темы,
я
убедилась, что в настоящее время уделяется воспитанию уверенности к себе,
восприятию ощущений своих чувств и ощущений,
что конечно не мало
важно,
но
как
же
мало
мы
уделяем
развитию
чувств
сопереживания
к
ближнему: людям, животным.
Проблема
нравственного
воспитания
в
широком
смысле
слова
относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества.
Любая
эпоха
в
соответствии
с
задачами
социально-экономического
и
культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания.
Основы
нравственного
развития
закладываются
в
дошкольном
возрасте,
являющемся
сенситивным
для
усвоения
нравственных
норм
и
правил.
В
качестве
одной
из
важнейших
составляющих
нравственного
развития выступает сопереживание.
Сопереживание
-
социально
и
личностно
значимое
нравственное
качество
человека,
выражающее
позитивную
направленность
на
других
людей во всех типах отношений и составляющее необходимый компонент
духовной культуры и нравственных ценностей.
Ни слова, ни мысли, ни даже
поступки
человека
не
выражают
так
ясно
и
верно
нас
самих
и
наши
отношения к миру, как его чувствования: в них слышен, по мнению К. Д.
Ушинского «…характер не отдельный мысли, не отдельного решения, а всего
содержания человеческой души».
Исследования
социальных
эмоций
ребенка
проводились
А.
В.
Запорожцем, Л. С. Выготским, Г. А. Урунтаевой. Позиции А. Адлера, К.
Бюлера на эмоциональное развитие детей показывают, что они выделяют в
качестве одного из элементов эмоционального развития - переживания, в
котором соединяются разные стороны психологического развития детей.
В. Вундт, в своей трехмерной концепции чувств, раскрыл значение
субъективных переживаний. Большое значение получили вопросы изучения
особенностей
развития
эмоций,
в
связи
с
принципами
обусловленности
психики факторами культуры, в работах А. А. Потребни. Т. П. Гаврилова
полагала,
что
обоснованной
разной
мотивацией
разнонаправленности
сопереживания
и
сочувствия
доказано
единство
и
однонаправленность
данных процессов в дальнейшем ведущих к содействию.
Огромным
потенциалом
при
формировании
нравственных
чувств
обладают
художественные
произведения.
Исследователи
Ежкова
Н.С.,
Стрелкова Л.П. отмечают такую особенность художественного восприятия
ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У
старших
дошкольников
появляется
способность
мысленно
действовать
в
воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя.
Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это,
прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства
к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные
идеи,
всегда
откладывает
в
детском
сердце
крупинки
человечности.
Сопереживанию,
состраданию
может
и
должна
учить
детская
книга.
Многолетний опыт убеждает, что нравственные чувства, рождаются в душе
ребенка
под
впечатлением
художественных
образов.
Через
эти
образы
в
сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится
сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств —
живой реальностью мышления.
В настоящее время практика дошкольных образовательных учреждений
в большей степени ориентирована на умственное развитие дошкольников, а
нравственно – эмоциональное развитие отходит на второй план. Но если у
детей дошкольного возраста не развить чувство сопереживания, вначале к
герою художественного произведения, а в дальнейшем к другим людям, то
можно предположить, что в дальнейшем нравственные правила и нормы не
будут восприняты детьми как часть их личности.
В
своей
работе,
для
духовно-нравственного
развития,
я
использую
следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:
- чтения сказок, стихов, рассказов;
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- прогулок и наблюдений;
- мультфильмов;
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе
- чтения литературных произведений ;
- бесед с элементами диалога, а также ответы на вопросы;
-
проведения
разнообразных
игр
(психологические
по становки,
дидактические, игры-драматизации и др.) ;
- рассказов детей;
Практический метод используется, когда необходимо
организовывать продуктивную деятельность;
- рисунки, работы после чтения произведения (в качестве подарка, помощи
герою)
- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные,
инсценировки и др.)
- участие в акции помощи.
Таким
образом,
используя
в
свой
педагогической
деятельности
разнообразные формы работы как с детьми , так и с родителями, создав при
этом специальные условия, я получила
позитивный результат. Дети стали
более эмоциональными, отзывчивыми,
внимательными к другим людям,
научились
уважительно
относиться
как
к
людям,
так
и
к
животным,
появилось чувство эмпатии и сопереживания. Цель моей работы достигнута.